Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2012

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  1738  

Февраль 2012 г.

Куроленко Елена Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент, Гуманитарный институт Сибирского федерального университета,  г. Красноярск

kem58@bk.ru

Семиотика  художественно-педагогической деятельности

Аннотация
В современном обществе,  насыщенном семиотическими структурами и виртуальными информационными реальностями,  актуализируется проблема семиотической компетентности преподавателя, суть которой раскрывается в художественно-педагогической деятельности.

Ключевые слова:
ценности личности, смысловые связи, знаковые системы, семиотическое декодирование

Знаково-символическая природа культуры  в педагогическом контексте связана  со  сложным комплексом  знаков для фиксации, переработки, усвоения, трансляции социокультурной информации, необходимой личности для осознания   смысловой палитры  знаков, а также для оперирования ими в смысловом поле современной реальности [1].  

Ориентирование современного человека в быстроменяющейся  и усложняющейся реальности становится всё более сложным, что придаёт особую значимость педагогической поддержке в нахождении или обретении  индивидом смыслов мироздания, осознанием ценностей и смыслов в собственной жизненной перспективе [2]. Сегодня индивидуальное и общественное сознание  всё в большей и большей  степени опосредуется семиотическими структурами и виртуальными информационными реальностями. В этой связи в педагогической деятельности возникает проблема путей раскрытия сущностных отношений между текстом и реальностью, определяющих их закономерности, компонентов  взаимовлияния  мира и текста, то есть семиотизации реальности и  её конструирования посредством  декодирования текстов [3; 4].

Обострённый поиск  человека своей идентичности в информационном обществе, насыщенном смыслами, кодами, символами и текстами, требует от него семиотической компетентности, чтобы адекватно принимать и отражать знаки различных модальностей и соотносить их значения  с окружающим миром. В данном контексте преподаватель выступает в роли  фасилитатора   для   «…кодирования и декодирования смыслов в адекватные знаковые системы, раскрывающие новые аспекты понимания специфики каждого кода и способности выстраивать последовательную систему смысловых соответствий между ними» [5, c.151].  Поэтому  педагогу необходима  информационная глубина мировоззрения, а также  семиотическая компетентность, так  как  они   отражают   сосуществование различных  знаковых систем-репрезентаций мира  в структуре   субъективной оценки реальности  -   от  обыденного до  научного, художественного, нравственного, этического  отношений  к действительности [6].

Семиотическая компетентность преподавателя в художественно-педагогической деятельности синтезирует опыт знаковых обобщений и смысловых связей между ними, которые служат фундаментом его педагогической  технологии,  а также способность к пониманию смыслового контекста коммуникации. Основными характеристиками семиотической компетенции могут быть   интерсубъектность в масштабах языкового сознания преподавателя, полнота представлений об информационно-семиотическом универсуме культуры, степень взаимной соподчинённости компонентов семиотической системы, характер взаимосвязей  семиотических аспектов с личностными факторами (когнитивные, мотивационные, ценностные характеристики индивида, его художественный опыт). Семиотическая компетентность педагога позволяет ему продемонстрировать смысловую ценность поиска, динамизировать процессы социокультурного развития учащихся [7].

Семиотические аспекты в художественно-педагогической деятельности включают такие характеристики, как определённый уровень мыслительной гибкости, мотивацию к самосовершенствованию через культуру, способность к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях, социальную состоятельность,  адаптацию в разных социальных средах, социокультурную  активность [7]. Семиотическая компетентность преподавателя способствует усвоению у студентов семиотических закономерностей и формирует  умение выходить через них на смысловое содержание проблемы, развивает владение приёмами структурирования полученных знаний, способности выявить семиотическую связь освоенной предметной области с окружающим миром,  анализировать и осуществлять коммуникацию в широком диапазоне  знаковых форм. 

В художественно-педагогической деятельности необходимо использовать разные уровни усвоения знаков: предметный (денотат), смысловой (понятие), экспрессивный (ситуативные эмоции). Подобный семиотический подход проявляется в речи преподавателя, в наборе и презентации методов, поддержанных  наглядным материалом, в совокупности поливариантных  технологических приёмов, направленных на достижение учебных целей.  В педагогической технологии  возможно широкое применение знаков-копий  -  изобразительных модулей, передающих  сходство с реальными объектами;  знаков-признаков, связанных с обозначаемыми   объектами как  следствие со своими причинами;  знаков-символов, как   отвлечённых образов значительного  этического, духовного, метафорического содержания.  Учебная деятельность представляет собой особую семиотическую систему по трансляции способов и механизмов отражения и преобразования социума посредством  исторически  сложившихся  и новых знаковых образований.   

Как  отмечает Г.А.Глотова,  любой учебный предмет как семиотическое образование предполагает выполнение ряда  действий и операций.

  1. Концентрация генетически родственных  отношений в  изучаемой предметной области.  Здесь важно очертить то   специфическое (единство в многообразии), что выражает разные уровни проявления  одной и той же культурно-исторической закономерности. Необходимым  её критерием  может быть соотнесение  простейшего частного случая с несколькими более сложными для обнаружения исходных связей и отношений в  изучаемой предметной области.  Это позволяет выбрать определённые семиотические средства, детерминирующие выделенное генетически исходное отношение. В нашем случае  ими  могут быть видео, аудио модули,  презентационные примеры, диаграммы, графические схемы и пр.

  2. Восхождение от абстрактного  к конкретному.  Данные действия  предполагают вычленение  и систематизацию  уровней анализа подлежащей изучению предметной области. При этом необходимо правильно  выбрать индивидуальный  язык и модель, отражающие закономерности каждого уровня  восхождения к конкретному.  Подобное восхождение может осуществляться с опорой либо  на тот вид семиотических средств, который использовался  при фиксации генетически исходного отношения, либо на другие виды семиотических средств (например, от  аудио моделей перейти к графическим или буквенным).

  3. Структурирование материала в целостную программу.  В данном контексте следует объединить выявленные закономерности  и последовательности каждого отдельного уровня конкретности в рамках заданной предметной области.  Затем предполагается выбрать языки и построение моделей, выражающие данные закономерности  и позволяющие связать между собой разные уровни конкретности на пути восхождения от абстрактного к  конкретному [8; c.122-129].

В контексте  форм  и вариантов  использования  преподавателем знаковых средств в художественно-педагогической деятельности необходимо обратиться  к  исследованиям в этой области у С. Френе, Г. Эбли, Д. Брунера,  Н.М. Салминой, рассматривавших их как актуальный  психолого-педагогический фактор модернизации процессов познания и усвоения  учебного материала [9]. Например,  учёные  подчёркивают возрастание  интерактивной составляющей занятия, а также ассоциативности как основы развития творческого мышления при внедрении в вербальный контекст учебного занятия визуального материала различной  знаковой структуры.   

Семиотическое наполнение художественно-педагогической деятельности предполагает проектирование педагогической технологии и может включать следующие этапы:

  • выделение концептуальной  семиотической базы и терминологии;

  • осуществление анализа   семиотической наполненности педагогической технологии, направленной на постижение  смысловой логики её организации и функционирования;

  • выбор методов реализации технологии: работа со знаками, знаковыми схемами и со смыслами (определение семиотического контекста, коммуникативной ситуации,  принципов  семиотического декодирования).

Таким образом, семиотические аспекты художественно-педагогической деятельности позволяют реализовать смысловую компоненту  обучения  через соотнесение знаков, как формы хранения знаний со смысловыми системами индивидуального опыта. Семиотические аспекты   художественно-педагогической деятельности воплощаются в усилении способности понимать и использовать знаковые структуры, что обуславливает расширение потребности  к знаково-смысловому многообразию интерсубъектных взаимодействий и повышению уровня их организации.

 Литература

  1. Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к  психологической теории смысла / А. Ю. Агафонов.- Самара: Изд. дом  «БАХРАХ.- М», 2000.- 336 с.

  2. Арутюнова Н. Д.  Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова.- М.: Языки рус. Культуры, 1988.- 895 с.

  3. Махлина С.Т. Семиотика культуры повседневности  / С. Т. Махлина.- СПб.: Алетейя, 2009.- 232 с.

  4. Нестеров А. Ю. Семиотическая схема познания и  коммуникации / А. Ю.  Нестеров.- Самара: СГА, 2008.- 194 с.

  5. Почепцов, Г.Г, Семиотика  /Г. Г. Почепцов.- М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер»,  2002.- 432 с.

  6. Нестеров А. Ю. Семиотическая схема познания и коммуникации: монография /А. Ю. Нестеров.- Самара: СГА, 2008.- 193 с.

  7. Знак, человек, смысл: пространства междисциплинарной рефлексии: научно-методические материалы.- СПб.: ООО «Книжный дом», 2008.- 247 с.

  8. Глотова Г. А. Человек и знак: Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека / Г. А. Глотова.- Свердловск: Изд-во УГИ, 1990.- 256 с.

  9. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 288 с.

Рекомендовано к публикации:
А.А.
Ахаян
, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии 

_____

Elena M. Kurolenko
Candidate of Pedagogical Sciences, the senior lecturer at the Humanitarian Institute, Siberian Federal University, Krasnoyarsk
kem58@bk.ru

Semiotics of art and educational activitie

Modern society   characterizes through semiotics structures and virtual information realities. In this context the problem of semiotics competence of a teacher became actual. These aspects are considered in art-pedagogical activity.

Keywords: values of a person, semantic communications, sign systems, semiotics decoding.


Copyright (C) 2012, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 20
12 г. № 0421200031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100