Зеленов Евгений Вадимович
cоискатель по кафедре педагогики и психологии, Университет
Российской академии образования, г. Москва.
zelenov68@mail.ru
К вопросу о педагогических условиях становления ценностно-смысловых
ориентаций старшеклассников в процессе художественно-эстетической
деятельности
Аннотация
На основе анализа научной литературы по эстетике, психологии и
педагогике в статье предлагаются пять педагогических условий
становления ценностно-смысловых ориентаций старшеклассников в
процессе художественно-эстетической деятельности. С этой целью
приводятся восемь аспектов ценностно-смыслового потенциала
художественно-эстетической деятельности.
Ключевые слова:
Ценности, ценностно-смысловые ориентации,
художественно-эстетическая деятельность, аспекты
ценностно-смыслового потенциала художественно-эстетической
деятельности.
Приобщение молодого поколения к ценностям никогда не перестанет быть
актуальным для общества, тем более, если это общество существует в
условиях быстроменяющегося мира. Процесс аксиологической
дезинтеграции, который наблюдается в современном мире,
сопровождается переносом ответственности ценностного самоопределения
с общества на конкретную личность. Но существующие модели приобщения
молодого поколения к ценностям основаны, как правило, на
социально-формирующем принципе и ориентированы на фиксированные,
институционально определённые значения [1]. Вместе с тем, общество
всё больше погружается в процесс аксиологического плюрализма, и
человеку – развивающейся личности – всё труднее в этих условиях
осуществлять ценностно-ориентирующую деятельность. Очевидным
становится противоречие между наличием различных технологий
формирования знаний, умений и навыков, ориентирующихся на сферу
фиксированных социальных значений, не имеющих «иммунитета» от
использования в манипулятивных целях, и необходимостью создания
таких педагогических условий, которые были бы ориентированы на
свободное смыслополагание личностных ценностей учащегося. В этой
статье мы предложим комплекс таких условий, которые способствуют
эффективному развитию ценностно-смысловой сферы личности
старшеклассников и основываются на специфике
художественно-эстетической деятельности (ХЭД).
В последнее время всё большее значение получает термин
«ценностно-смысловые ориентации» (ЦСО) [2;3]. Как указывает А.М.
Двойнин, в понятии «ценностно-смысловые ориентации» заложена
динамическая составляющая, процесс ориентировки [2].
Динамический характер ЦСО отмечают также А.В. Серый и М.С. Яницкий
[3, с. 49]. Мы, в согласии с этими исследователями, под
ценностно-смысловыми ориентациями будем понимать процесс наделения
субъективной значимостью, смыслом явлений и предметов
действительности, характеризующийся направленностью личности на
ценности. Это понимание отличается от понимания, рассматривающего
ценностные ориентации как фиксированную систему социальных значений.
Поэтому мы избегаем термина «формирование», а акцентируем внимание
на становление ЦСО, которое происходит в специально создаваемых
педагогом условиях. Такой подход, находящийся в русле парадигмы
личностно-развивающего образования [1; 4; 5], позволяет
ориентироваться на сознательный выбор и самоопределение учащихся.
Особенная роль в становлении ЦСО принадлежит ХЭД, которая понимается
нами не просто как узкоспециализированная область владения
определёнными навыками и умениями, а как интегративная по своему
характеру деятельность, неразрывно связанная с развитием личностных
качеств человека. Под ХЭД мы понимаем такую деятельность, которая
направлена на созидание произведения искусства и включает в себя как
сам процесс его создания, так и процесс восприятия и осмысления
эстетических феноменов [6]. Этот процесс сопровождается особыми
духовными переживаниями, имеющими смысловую природу [7, с. 419-438].
ХЭД не просто открывает, но и реально воплощает ценности в
произведения искусства, что не может не сказаться на процессе
изменения самой действительности, в том числе и субъективной.
В этом отношении наиболее интересным периодом для педагогически
организованного становления ЦСО в процессе ХЭД является юношеский
возраст, который характеризует проявление обобщённого представления
об окружающем мире и о самом себе, переход от непосредственного,
импульсивного принятия решения к подлинному выбору, что
свидетельствует об акте самоопределения личности [8]. Кроме того,
как отмечает В.В. Зеньковский, вдохновение юности есть «не мечта, а
подлинный художественный замысел, предваряющий период творческой
работы» [9, с. 122].
Основываясь на эстетических, психологических и педагогических
исследованиях [7; 10-13; 15], мы определили, что
педагогические условия эффективного становления ценностно-смысловых
ориентаций в процессе ХЭД, должны:
-
опираться на определённые качества эстетического предмета,
формирующие индивидуальность мироотношения учащихся;
-
основываться на аксиологической возможности, открывающейся в
ХЭД, ориентировать учащегося в мире ценностей (не только
эстетических, но также витальных, нравственных и познавательных
и др.);
-
учитывать системность ХЭД, которая определяет особую форму
социализации личности через диалоговое пространство,
образованное автором, героем, зрителем, исполнителем,
комментатором и пр.;
-
базироваться на ресурсы смыслового понимания ХЭД,
предполагающего синтез переживания и рефлексии;
-
учитывать особенность реального осуществления духовных ценностей
в различных видах ХЭД.
Поэтому проведённые нами теоретические исследования, а также
практическая работа в школе с углублённым изучением изобразительного
искусства (№ 1188, город Москва) позволили определить пять
необходимых условий становления ЦСО в процессе ХЭД старшеклассников.
-
Учёт специфических черт ХЭД (таких как неутилитарность,
невербальная чувственная выразительность, особые
духовно-эмоциональные переживания) и её ценностно-смыслового
потенциала. Аксиологические ресурсы ХЭД предоставляют
возможность создавать среду, в которой личность старшеклассника
находится в системе развития от замыслов к устойчивым смысловым
структурам, от ситуативных интерпретаций к трансситуативным
личностным ценностям. Для раскрытия этого тезиса нами выделены
восемь аспектов ценностно-смыслового потенциала ХЭД:
ценностно-личностный, эмоционально-эмпатический, эйдетический,
операциональный, специально-компетентностный,
коммуникативно-выразительный, рефлексивный,
рецептивно-эстетический. Это условие является главным, и оно
экстраполирует особенность ХЭД на остальные четыре, в каждом из
которых будут представлены данные аспекты.
-
Учёт и признание субъектной позиции учащегося, его
субъектного опыта, который строится на уже имеющейся
потребностно-мотивационной базе и который располагает своей
иерархией смысловых структур, способных к дальнейшему изменению.
Субъектный опыт есть опыт «жизнедеятельности, приобретаемый
ребёнком до школы в конкретных условиях семьи, социального
окружения, в процессе восприятия и понимания им мира и вещей»
[14, с. 12.]. Субъектность проявляется в избирательности к
познанию мира, устойчивости этой избирательности, способах
проработки учебного материала и эмоционально-личностном
отношении к объектам познания [14]. По В.В. Серикову, целью
образования должно быть превращение учащегося в субъект своего
образования и социально-нравственного самоопределения [4, с.
160]. Ценностно-смысловой потенциал ХЭД в свете данного условия
представлен двумя аспектами. Ценностно-личностный:
творческая самореализация личности, проявление неповторимой
авторской позиции, выражение до конца невыражаемой,
«некоммуницируемой» сущности глубинного Я человека [11, с.
162-163]. Рецептивно-эстетический: наличие
собственно зрительской позиции, то есть факта восприятия
эстетических объектов. Целостный художественный образ рождается
только в результате восприятия произведения искусства зрителем
(читателем, слушателем) [10, с 287; 11, с. 346]. Эти аспекты
определяют опыт неповторимости и индивидуальности Я человека,
субъектности автора и зрителя, в пространстве которого
происходит становление смыслов.
-
Необходимо аксиологическое насыщение содержания ХЭД
старшеклассника, обнаружение общих смыслов культурных образцов,
соотнесение их с системой личностных смыслов старшеклассников.
Здесь важным представляется ориентация на эстетические ценности,
независимость которых даёт хорошую основу для созидания ЦСО,
направленных на нравственные, познавательные, витальные,
религиозные и другие виды ценностей. Эйдетический аспект
характеризует художественное творчество как «приращение бытия»,
поскольку предполагает появление (создание) эстетических идей,
творческих замыслов. Художественный замысел представляет собой
тот образ будущего, который является принципом эстетической
самореализации. Эйдетический аспект – сфера определяющегося
смысла, область, в которой ценности «оформляются» как образ-идея
и, таким образом, свидетельствует не о данности, а о
заданности личности [9]. Здесь же лежит и область
самостоятельного целеполагания, поскольку именно воображение как
фактор идеации задаёт зону ближайшего развития [7, с. 285].
Коммуникативно-выразительный аспект: возможность
показать произведение зрителю и, таким образом, явить открытый
диалог, что указывает на коммуникативную функцию ХЭД. Это
система, предполагающая специальные формы коммуникации,
трансляции смыслов и ценностей [7, с. 425; 11; 13], презентация
своего художественного произведения, «погружение» в контекст
культуры и общества, вынос его навстречу эстетическому
восприятию, особый акт социализации. Оба аспекта определяют
содержательность аксиологического опыта (т.е. что именно
является ценным), необходимого для осуществления ХЭД.
-
Важно обеспечить образовательный процесс
ценностно-обусловленными ситуациями развития, которые могли бы
стимулировать личностную вовлечённость субъекта в сам процесс
ориентации. Процесс ориентации диалектичен и стимулируется
ситуациями ценностного противоречия [2], которые могут
создаваться педагогом, организующим столкновение личной позиции
учащегося с иными ценностными позициями через смыслопоисковый
рефлексивный диалог и деятельное решение «задач на смысл». Как
считает В.В. Сериков, с ценностно-смысловой сферой нельзя
«работать» в инструктивной, «формирующей» парадигме, можно лишь
создать ситуацию, требующую проявления и развития
личностного опыта. Этот опыт не накапливается планомерно как
цепочка понятий, он образует некие «узловые точки» в сознании,
как последствия ведущих жизненных понятий. Таким образом,
личностные образования образуются по следующей схеме:
ситуация – переживания – вывод [4, с. 170]. Учитывая
специфику ХЭД для этого условия, отметим
эмоционально-эмпатический и рефлексивный аспекты.
Эмоционально-эмпатический аспект указывает на проявление
особой эстетической эмоции, переживания, это опыт
эмоционально-чувственного выражения, в котором эстетические
ценности даются в специфическом чувственном постижении через акт
эмпатии [12; 15]. Рефлексивный аспект: наличие
особой художественной рефлексии в художественной
деятельности [7, с. 421-422; 11, с. 166]. Этот аспект
подразумевает осмысление, оценку, сравнение начального и
конечного состояния как предмета продуктивной деятельности, так
и субъекта деятельности, то есть самого себя [16, с. 432-433].
Здесь происходит интериоризация результатов сравнения. Баланс в
ХЭД двух полюсов – процессуального и рефлексивного – задаёт
пространство становления ЦСО, переводит переживания в
эстетическое действо и формирует основу для перевода ситуативных
смыслов в устойчивые (вплоть до личностных ценностей).
-
Создание возможности для ценностно-обусловленного
художественно-эстетического выражения личностной позиции
старшеклассника в определённой социо-культурной среде
специальными средствами. Необходимо создание возможностей
для творческой самореализации личности старшеклассника,
которая могла бы разными способами (в том числе и невербальными)
выражать приобретённую в процессе поиска ценностно-обусловленную
позицию этой личности. Аксиологический ресурс этого условия
определяется также двумя аспектами. Операциональный аспект
характеризует ХЭД как деятельность, опирающаяся на общие
приёмы художественного мышления [10, с. 306-314; 11, с.
171], без которых невозможно выражение ценностно-обусловленных
замыслов юного художника. Поэтому роль аллегорий, олицетворений,
метафор, художественных сравнений и противопоставлений огромна и
должна быть ценностно насыщена. Специально-компетеностный
аспект: владение специальными умениями и
навыками, необходимыми для воплощения
ценностно-обусловленного замысла. Этот важнейший аспект ХЭД
является ценностно-смысловым, поскольку, по нашему мнению,
специальные умения не должны внешне прибавляться к
ценностно-смысловой сфере личности учащегося, но должны обретать
в ней свою силу. Интегративная связь этого аспекта с другими
становится особо актуальной в так называемых художественных
школах, где формированию специальных навыков уделяется большое
внимание, при этом творческие задачи и аксиологическое
содержание художественной деятельности могут, к сожалению,
уходить на задний план. Мы согласны с А.А. Мелик-Пашаевым,
который настаивает на том, что «эстетическое отношение к
действительности», которое мы считаем ценностно-обусловленным,
создаёт художественные способности, определяет их [15, с.
115-131]. Пятое условие – это возможность реального воплощения
личностных смыслов, совершения нравственно, познавательно или
эстетически определённого поступка.
Таким образом, мы считаем, что выделенные нами пять педагогических
условий становления ЦСО старшеклассников в процессе ХЭД служат
обоснованной гипотезой постановки педагогического эксперимента на
базе школы с углублённым изучением предметов эстетического цикла и
могут лечь в основу создания педагогической модели приобщения
молодого поколения к духовным ценностям.
Литература
-
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Аксиологический (ценностный)
план рассмотрения воспитания и обучения // Общая стратегия
воспитания в образовательной системе России (к постановке
проблемы): Коллектив.моногр. В 2 кн. Кн. 1. / Под общ. ред проф.
И.А. Зимней. – М.: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 2001. – С. 27-32.
-
Двойнин А.М. Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте
религиозной веры: автореф. … канд. психол. наук: 19.00.01 –
общая психология, психология личности, история психологии. – М.,
2007.
-
Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности /
Учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский государственный
университет, 1999 – 92 с.
-
Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности:
учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков; под
ред. В.А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. – М.: Издательский
центр «Академия», 2008. – 256 с.
-
Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб.пособие. 2-е изд.,
перераб. / А.В. Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007. – 639 с.
-
Эстетика. Словарь / Под общ. Ред. А.А. Беляева и др. – М.:
Политиздат, 1989. – 447 с. – С. 75.
-
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика
смысловой реальности. – 3-е изд., доп. – М.: Смысл, 2007. – 511
с.
-
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. –
СПб.: Питер, 2009. – 400с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
-
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской
антропологии. М.: Издательство Свято-Владимирского Братства,
1993.
-
Бычков В.В. Эстетика: учебник / В.В. Бычков. – 2-е изд.,
перераб. И доп. – М.: Гардарики, 2006. – 573 с.
-
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров;
Текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С.
Аверинцева и С. Г. Бочарова. – М.: Искусство, 1979. – 424 с. –
(Из истории сов. эстетики и теории искусства).
-
Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. – М.:
Просвещение, 2007. – 255 с. – (Библиотека учителя).
-
Каган М.С. Эстетика. БСЭ. Изд. 3-е. М., «Советская
энциклопедия», 1978. Т.30. – с. 256.
-
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной
школе. – М.: Сентябрь, 2000.
-
Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция. 2000. –
271
c.
-
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ, 2007. –
668 с.
Рекомендовано
к публикации:
Л.А.Неменская, кандидат философских наук, научный руководитель
работы
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии
_____
Evgeniy V.
Zelenov
Postgraduate
student of the Department
of pedagogy and psychology of the University of the Russian Academy
of Education, the deputy director of the Moscow school № 1188 with
advanced study of Fine Arts,
Moscow
zelenov68@mail.ru
Concerning pedagogical conditions of development of value-semantic
orientation of senior students in the process of artistic and
aesthetic activity
Based on the analysis of scientific literature on aesthetic,
psychology and pedagogy 5 pedagogical conditions of development of
value-semantic orientation of senior students in the process of
artistic and aesthetic activity are pointed out in the article. For
this purpose 8 aspects of value-semantic potential of artistic and
aesthetic activity are presented in the article.
Keywords:
Values, value-semantic orientation, artistic and aesthetic activity,
aspects of value-semantic potential of artistic and aesthetic
activity
|