Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2012

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  1776  

Апрель 2012 г.

Тимофеева Ирина Владимировна
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой «Физической реабилитации», Екатеринбургский филиал Уральского государственного университета физической культуры, Екатеринбург

afk-ural@mail.ru  

Особенности сиблинговых и детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с детским церебральным параличом

Аннотация:
Излагается экспериментальное исследование, направленное на изучение сиблинговых и детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с детским церебральным параличом.
 Установлено различие во внутрисемейных отношениях в зависимости от степени сохранности интеллекта детей с  ДЦП. 

Ключевые слова:
сиблинги, детско-родительские отношения, дети с детским церебральным параличом, личностное развитие, методика Р. Жиля. 

Численность детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья на территории г. Екатеринбурга и Свердловской области на 1 июня 2010 г. составила  14 тысяч человек. Анализ статистических данных показывает, что среди всех заболеваний детей болезни нервной системы занимают 7-е ранговое место. Среди причин детской инвалидности ведущее место занимает детский церебральный паралич (ДЦП). В настоящее время ДЦП рассматривают как особое состояние ребенка, как совокупность клинических, психологических и социальных факторов, дезадаптирующих человека, приводящих к ограничению его жизнедеятельности.  

Биологическая неполноценность ставит ребенка в принципиально иные условия развития в сравнении со здоровыми детьми и предъявляет повышенные требования к родителям, призванным способствовать приспособлению его к этим условиям. Каждая семья - это система отно­шений со своими собственными правилами, запросами, интересами. В рамках системного подхода семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений. Понятие границы семейной системы определяет взаимоотношения между семьей и ее ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы). Семья включает две основные подсистемы: подсистему супружеских отношений и подсистему родительско-детских отношений. Между супружеской и родительско-детской подсистемой существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. В случае, когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсистема сиблинговых отношений (отношений братьев и сестер) [1, с.104] В работах, посвященных проблеме отношений братьев и сестер в семье, подчеркивается, что эти отношения по природе своей являются амбивалентными. Установлено, что отношение детей к своим младшим сиблингам строится через отношения к детям их родителей.  Как показали исследования Л.С. Выготского, для становления личности необходимо общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, детьми, которые немного старше или младше ребенка. В семье, где есть сиблинги, взаимодействие между ними способствует развитию личности каждого ребенка [2, с.75]. 

Особое значение общество сиблингов приобретает для ребенка с отклонениями в развитии. Появление в семье такого ребенка затрагивает жизнь всех членов семьи, включение его в сиблинговую подсистему также влияет на взаимоотношения внутри нее. Нередко сиблинги являются для особого ребенка единственным обществом сверстников. В общении с братом или сестрой ребенок с отклонениями в развитии приобретает первичный опыт общения с обычными сверстни­ками. Начинают строиться отношения брата и сестры без учета дефекта больного ребенка.  

Рассматривая проблемы социализации и их взаимосвязь с характером детско-родительских отношений, исследователи предполагают, что наличие различий в родительском воспитании в первую очередь влияет на особенность сиблинговых отношений, которые являются микромоделью социальных отношений и непосредственно связаны с успешной социализацией. Существует пласт исследований, направленных на установление связи между характером детско-родительских отношений и личностными особенностями сиблингов.  В сиблинговых исследованиях, где сравнили детей, имеющих брата или сестру с умственным отставанием выявили, что братья или сестры с нарушением интеллекта испытывали по отношению к здоровым чувство злости. Дети же, имевшие больных братьев или сестер выражали по отношению к ним лишь положительные чувства [3, с. 18].

Обширный ряд исследований роли братьев и сестер показали, что у стар­ших сестер и младших братьев неполноценных детей имеется повышенный риск психосоциальных расстройств (у старших сестер - по причине падающих на их плечи обязанностей по уходу, у младших братьев - по причине отсутствия вни­мания со стороны родителей). Чувства братьев и сестер по отношению к их не­полноценному брату или сестре высоко коррелируют с тем, насколько здоровый ребенок чувствует, что родители принимают его. В целом ситуация братьев и сестер неполноценных детей часто очень сложна, так как здоровые братья и сестры, как правило, получают мало внимания [4, с. 59]. 

Взаимоотношения между сиблингами занимают важное место в системе семейных отношений. До сих пор остается мало изученной проблема определения особенностей сиблинговых взаимоотношений именно в семьях, имеющих кроме здорового ребенка, ребенка с детским церебральным параличом. 

Для изучения особенностей сиблинговых и детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ДЦП, было исследовано 306 семей, проживающих в г. Екатеринбурге и других городах Свердловской области. В соответствии с генеральной совокупностью, семьи, где есть девочки и мальчики с диагнозом ДЦП, распределились в пропорции 1:1,8 (семьи с девочками – 142; семьи с мальчиками - 164). Средний возраст детей составил 10 лет. Другим значимым показателем данной выборки выступает нарушение интеллекта, что часто является вторичным дефектом при ДЦП. Среди  мальчиков  с нарушением интеллекта – 50 человек, среди девочек – 40 человек. Диагнозы установлены были невропатологом и психиатром в соответствии с критериями, принятыми в МКБ – 10. 

В качестве психодиагностического инструментария были использованы: клиническое интервью, методика Рене Жиля [5]. Методика Р. Жиля позволяет исследовать сферу межличностных отношений ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений. Через конструкт образа взрослых и детей у испытуемых выявлялись особенности конкретно-личностных отношений с окружающими людьми, связанные с общением ребенка. В работе главным образом рассматривались шкалы «отношение к сиблингам», «отношение к обоим родителям», «отношение к отцу», «отношение к матери», «отношение к дедушке и бабушке». 

Рассмотрим диаграмму на рис. 1, на которой представлены результаты, полученные с применением  методики Р. Жиля. Мы выделили три показателя, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с ДЦП в семье. Положительными были названы такие выборы ребенка, при которых он располагал себя рядом с кем-то из членов семьи, отрицательными – ситуации, когда ребенок выбирал противоположную позицию, нейтральными – если ребенок оставлял определенное пространство между собой и членом семьи, но не занимал противоположную позицию (например, садился через один, два стула).

Рис.1 Особенности основных параметров межличностных отношений детей с ДЦП с сохранным интеллектом 

У детей с сохранным интеллектом на первом месте – отношения с сиблингами, 69,4% отметили свою нейтральную позицию по отношению к брату/сестре в семье. 83,3% детей с нарушением интеллекта также отмечают нейтральную позицию по отношению к сиблингам. В ходе клинического интервью было выяснено, что именно братья и сестры, вне зависимости от возраста, организуют совместную разнообразную деятельность с больным ребенком, чувствуют ответственность за него, демонстрируют желание поддержать, защитить своего больного брата или сестру в какой-то сложной ситуации, помочь.  Однако следует помнить, что вышесказанное – результат восприятия семейной ситуации больным ребенком. В исследованиях сиблинговых отношений с позиции здорового ребенка указывается, что «в отношениях между сиблингами, один из которых – ребенок с особенностями в развитии, несмотря на отношения эмпатии и доброжелательности, присутствуют явно выраженные тенденции конкуренции, предполагающие стремление главенствовать над другим (особым ребенком); антагонизм, проявляющийся в наличии резких противоречий во взаимоотношениях» [4, с.64]. Можно предположить, что у детей с ДЦП и их братьев и сестер установились наиболее дифференцированные отношения.  Именно сиблинговые отношения в семьях с детьми с ДЦП характеризуются наибольшей зрелостью, так как сиблинг рассматривается больным ребенком как равноправный партнер, что указывает на прочную эмоциональную связь между ними. Сиблинговые отношения в семье с больным ребенком выступают показателем адаптированности к части семейной системы и требуют дальнейших исследований. 

На втором месте у детей с сохранным интеллектом – позитивные отношения с матерью (51%), другими словами, каждый второй ребенок без нарушений интеллекта демонстрирует симбиотическую связь с матерью. Мать проводит больше времени с больным ребенком, осуществляя уход и воспитание. Среди детей, расположивших себя рядом с матерью, большая часть мальчиков, что подчеркивает у них наличие личностных проблем, ведь мальчики более чувствительны к эмоциональным компонентам взаимодействия с матерью. Каждый второй ребенок (51%) из группы детей без нарушения интеллекта  относится нейтрально к обоим родителям, рассматривая их как целостность. Возникает объективно проблемная ситуация функционирования семьи, при которой у ребенка без нарушения интеллекта сформировано противоречивое отношение к системе внутрисемейных взаимодействий, что мешает адекватной дифференциации и приводит к формированию невротических моделей поведения.  Дети с нарушением интеллекта, как выявлено в нашем исследовании, более адекватно оценивают свои взаимоотношения в семье. Так, большинство детей из данной группы нейтрально относятся как к семье, так и к сиблингам и бабушке/дедушке. Девочки с нарушением интеллекта чаще выбирают относительно близкую позицию по отношению к родителям (через один стул), мальчики с нарушением интеллекта почти в 100% выбирают позицию рядом с родителями, чаще рядом с мамой. В ситуациях, где надо обозначить себя на прогулке, эти дети также отмечают себя недалеко от родителей.  

Отношение к больному ребенку - одна из важнейших характеристик семьи, определяющая ее внутренние ресурсы в процессе реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Полученные результаты методики Р.Жиля, на первый взгляд, не соответствуют общепринятым представлениям о семейных отношениях, где есть ребенок с нарушением интеллекта. Принято считать, что таким детям уделяется больше внимания,  к ним чаще применяется гиперопека как чрезмерная родительская забота, представление в первую очередь матери о том, что ребенок не способен справиться с любой сложной ситуацией самостоятельно. Однако при клинических интервью в нашем исследовании многие мамы признавались, что, как выразилась мама В.: «если бы мой ребенок не имел нарушений интеллекта, то была бы перспектива, а так – не стоит уделять так много сил ребенку, из которого все равно ничего не получится».  Поэтому семьи, где есть дети с ДЦП, осложненные нарушением интеллекта, уделяют им меньше внимания, строят меньше планов относительно их будущего, меньше требуют, чаще оставляют одних или со здоровыми братьями/сестрами и пр. Следовательно, дети с ДЦП в зависимости от сохранности интеллекта могут быть расположены на разных концах предлагаемой шкалы дифференциации, причем дети с сохранным интеллектом, как установлено в нашем исследовании, имеют более низкий уровень дифференциации Я, чем дети с нарушением интеллекта.  

Литература:

  1. Minuchin S. Families and Family Therapy. L.: Travistock Publications, 1974. – 245 р.

  2. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский. - М., 1996.- 108 с.

  3. Brody G.H. Sibling relationship quality: its causes and consequences // Annual Review of Psychology. 1998. Vol. 49. P. 1–24.

  4. Валитова И.Е. Взаимоотношения в семье между сиблингами, один из которых – ребенок с особенностями в развитии / И.Е. Валитова// Мир психологии. – 2006. - №4. – С.55-67.

  5. Лучшие психологические тесты / Под ред. А.Ф.Кудряшовой.  Петрозаводск: Петроком, 1992. – 318 с.

Рекомендовано к публикации
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

_____

Irina V. Timofeeva
Candidate of Pedagogical Science,
Head of the Department of Physical Rehabilitation, Ural State University of Physical Culture, Ekaterinburg
afk@mail.ru

Peculiarities and sibling child-parent relationships in families of children with cerebral palsy 

We present an experimental study aimed at studying sibling and parent-child relationships in families of children with cerebral palsy.  Distinction in the intra family relations depending on degree of safety of intelligence of children with cerebral spastic infantile paralysis is established.

Keywords:
siblings, parents and children relationship, children with cerebral palsy, personal development, methodology R. Gilles.
 


Copyright (C) 2012, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 20
12 г. № 0421200031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100