| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Семенова Мария Александровна Об индивидуально-творческом содействии становлению педагога-художника
Аннотация Ключевые слова акварель, индивидуальность, личность, самореализация, образное мышление, педагог-художник, живопись, развитие способностей. Подготовка педагога-художника предполагает высокий уровень развития его творческой самореализации в различных видах деятельности, включая живопись. Самореализация личности понимается нами как, полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей в творчестве и педагогике. Одним из возможных путей развития творческой самореализации является индивидуально-творческое содействие становлению педагога-художника - создание творческой среды на занятиях живописью, личностно-ориентированное обучение, основанное на индивидуальном подходе, включающем в себя обеспечение вариативного содержания учебного материала, внедрение индивидуальной формы организации учебной деятельности, предоставление студенту возможности выбора заданий, корректировка тем преподавателем. Индивидуально-творческое содействие становлению педагога-художника мы рассматриваем как развитие духовности будущего специалиста, формирования нравственных, интеллектуальных, эстетических взглядов студента его интересов в процессе активной учебной и творческой деятельности. И именно художественно-творческая активность в обучении становится основой развития в постижении изобразительного искусства, в воспитании, образовании личности будущего педагога-художника и оказывает помощь в самообразовании и самосовершенствовании. В основе индивидуального подхода лежит признание индивидуальности, самобытности человека. Индивидуальность мы рассматриваем как неповторимое своеобразие студента, проявляющееся в избирательности учебной деятельности, в эмоционально-личностном отношении к объекту познания. В обучении учет индивидуальности означает возможность максимального развития способностей каждого студента. Индивидуальный подход предполагает признание студента основным субъектом процесса обучения, при этом образовательная программа должна носить индивидуальный характер. Система заданий должна быть приспособлена к возможностям развития способностей каждого студента. Педагог должен почувствовать в своем ученике его природные данные и темперамент и стремиться раскрыть их. Большое значение в развитии профессиональных способностей имеет их компенсируемость. В процессе художественно-педагогической деятельности способности выступают в различных сочетаниях и отдельные слабые способности в таком сочетании могут подтягиваться до более высокого уровня, а отсутствие одних способностей компенсируется наличием других. Поэтому развитие художественно-педагогических способностей всегда будет носить индивидуализированный характер. При осуществлении индивидуального подхода большое значение имеет знание свойств нервной системы (силы – слабости, лабильности, инертности), что помогает в профессиональном становлении обучаемых, которое будет проходить у каждого студента по-разному, в зависимости от перечисленных выше свойств. Студенты с повышенной нервной возбудимостью начинают этюд легко, стремятся передать свое эмоциональное отношение к натуре, с ними преподавателю легче вести процесс обучения. У студентов со слабой нервной системой первый этап работы над этюдом (выбор мотива, его композиционное решение) протекает вяло. Они бурно переживают свои неудачи в работе, что иногда тормозит процесс восприятия новых знаний, однако повышенная чувствительность этих студентов дает педагогу возможность быстро выводить их из этого состояния. Роль индивидуального подхода в обучении изобразительному искусству хорошо видна в педагогической деятельности швейцарского педагога-художника И. Иттена, который особое внимание уделял индивидуальности и темпераменту ученика, сравнивал внешний вид студентов и их работы, описывая, таким образом, влияние внешности и темперамента на живопись и графику художника. Вот несколько примеров его анализа: «мои занятия в Вене посещала весьма одаренная студентка с очень характерным типом внешности. Она была хрупкой, маленькой, робкой и вежливой. Ее глаза напоминали лунный камень, а кожа была бледной до полупрозрачности. Она носила волосы распущенными и иногда, когда она работала, они падали ей на лицо, как вуаль. Ее рисунки и акварели были лишены четких линий и словно завуалированы серыми полутонами; все это точно соответствовало ее внешности» [2с.122]. По мнению педагога, существует изначальная взаимосвязь между конструкцией человека и художественными формами, которые он создает. Эти наблюдения помогают узнавать субъективные начала в передаче форм и колорита в работах других студентов студенты не испорченные школой, почти всегда работают с формой и цветом субъективно. Субъективный характер в работе над композицией может проявляться по-разному в колорите произведения, в пропорциях, в характере линий, в контрастах светлого и темного. Изначальные природные силы, которые предопределяют облик человека, психические и духовные особенности личности, способны, по мнению И. Иттена проявляться и в его работе. «Если человек искренен, все, что он делает, становится зеркальным отражением заложенной в нем способности трактовать форму согласно своему «я» [2с.124]. Наши личные педагогические наблюдения во многом совпадают с наблюдениями И. Иттена. Многие студенты отражают свое подобие в работах, особенно на начальных этапах обучения. Примеров можно дать множество. Студентка, с крупными, яркими чертами лица, черными глазами и волосами, создавала яркие контрастные композиции подобные своей яркой внешности. Робкий студент пишет акварелью боязливо, еле касаясь поверхности бумаги, работает медленно и некачественно и в конце получается акварельный натюрморт – портрет автора тихони. Существует юмористическое высказывание у художников «художник даже когда рисует чайник, все равно создает свой портрет». В аудитории рядом работают студенты разных темпераментов, все они выполняют данное преподавателем задание, пишут натюрморт, только результат получается разный, один берет цвет широко и сочно, воспринимая целостность композиции, другой работает по частям, а затем соединяет все кусочки работы в единое целое. Подход к работе, характер исполнения живописного этюда, безусловно, зависят от темперамента автора. Примером этому также может служить известное стихотворение Б. Окуджавы «Каждый пишет, как он дышит, каждый слышит, как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить, так природа захотела, для чего не наше дело, для чего не нам судить». Выше приведенные примеры говорят о том, что в обучении акварельной живописи к каждому ученику студенту преподаватель должен подбирать свой индивидуальный подход, как ключик, для развития заложенных в ученике природных задатков в живописи, поощрять и активизировать их. Среди художников И.Иттен различает три основных типа, склонных к материально – импрессивному, интеллектуально – конструктивному и духовно – экспрессивному. Художники материально – импрессивного типа исходят из наблюдения бесконечного многообразия природы и реалистичного ее отображения без экспрессивных дополнений. Их работы показывают результат точного зрительного наблюдения за натурой с передачей всех малейших деталей. Художники интеллектуально – конструктивного типа познают конструкцию предмета и пытаются разобрать и изобразить его геометрически. Художники духовно – экспрессивного типа руководствуются интуицией и безразличны к конструкции формы, но внимательны к гармонии цвета. Конечно, существуют определенные типы художественных склонностей и опытный преподаватель должен их определять и направлять работу студента в нужное русло, преодолевая слабые стороны и развивая сильные. Для того чтобы интерпретировать субъективность цветовой гаммы или субъективность форм, преподавателю и художнику важно признать существование этих поблеем и обращать на них пристальное внимание. Подобное знание позволяет правильно оценить свои силы и признать, что все люди разные. Преподаватели не должны навязывать ученикам свои собственные предпочтения в отношении к формам или колориту. Им следует признавать, защищать и поощрять субъективную выраженность ученика. Изучение объективных законов формы и цвета помогает поверить в собственные силы и развивать творческое дарование, заложенное природой и применять индивидуальное содействие в становлении специалистов. «Основная цель любого преподавания – развитие непосредственной наблюдательности, непосредственного чувства и мышления…если поощрять студентов вернуться к заложенным в них природой творческим началам, это освободит их от нормативности, возникающей в процессе чисто механического обучения» [2с.130]. В этом можно согласиться и не согласиться с И. Иттеном, так как развивая наблюдательность и мышление мы учим студентов думать, творить образами, следовательно процесс обучения не может быть чисто механическим, так как выполняя самые простые задания, работая этюдами, над композицией натюрморта, портрета, пейзажа, каждый студент вносит помимо профессиональных навыков полученных на занятиях акварельной живописью свое собственное неповторимое «я». Изобразительное искусство, на наш взгляд, представляет труд, в котором для достижения положительного результата студентам необходимо направлять все свои силы, духовные, физические целенаправленно на работу, учебу, творчество. Обращение к восточной философии, медитации, применение дыхательных упражнений, помогает выработать умение настраиваться на работу. И. Иттен начинал утренние занятия с упражнений на расслабление. Задержку дыхания и концентрацию внимания, чтобы умственно и физически настроить учеников на интенсивную работу в освоении изобразительного искусства. Тренировка тела, как инструмента духа очень важна для творческой личности. Его художественные занятия по созданию образа базировались на учении о контрастах большого и маленького, широкого – узкого, прозрачного – непрозрачного, горизонтального – вертикального, неподвижного – движущегося и др. Развитие умения мыслить, наблюдать, сравнивать, как и развитие умения настраиваться на работу важны для становления педагога-художника и должны быть применимы в учебной деятельности. Формирование профессионализма будущих педагогов-художников связано с изучением своеобразия творческого процесса в акварельной живописи, неотъемлемой и важной психологической частью которого является игра. Вместе с тем, не являясь игрой по своей специфической сущности, искусство, конечно, имеет игровой аспект, который обуславливает психологическую подготовку к творческой деятельности. Процесс работы с акварелью дает разрядку психической напряженности, является средством, как обучения, так и развлечения, отдыха, источником эстетического и художественного наслаждения. Изучение акварели и обучение ее приемам является важным аспектом в преподавании живописи. Прочувствовав и освоив технику акварельной живописи, будущие педагоги-художники на совсем ином уровне смогут преподнести ее своим воспитанникам, увлечь и заинтересовать ребят, привить любовь к искусству акварели. Акварельная живопись самая сложная техника в изобразительном искусстве и, следовательно, процесс ее освоения, основанный на игровом аспекте, проходит более интересно и дает лучшие результаты в профессиональном обучении. Обеспечение качества высшего образования в современном вузе носит характер перехода на новый уровень образовательных технологий в обучении. Это отражается в выдаче информации, в активном использовании компьютеров, ноутбуков, электронных средств в обучении, в развитии у студентов умения работать дистанционно, поддерживая связь с педагогом через интернет во внеурочное время, развитие умения работать самостоятельно, заниматься самообразованием. Игровой аспект в изучении своеобразия акварельной живописи, дружная творческая атмосфера на занятиях и в коллективе, посещение выставок и музеев, проведение выставок студенческих работ, участие студентов в конкурсах способствуют формированию творческой активности в работе студентов. Создание творческой среды на занятиях и индивидуальный подход к деятельности каждого студента повышают интерес к учебе, повышает увлеченность предметом живопись и способствует профессиональному становлению будущих специалистов, формированию их художественных и педагогических способностей. Литература
Рекомендовано к
публикации: _____
Maria A.
Semenova
Individually-creative assistance to formation of the teacher-artist In given article we consider individuality as a unique originality of the student which is shown in selectivity of educational activity, in the emotionally-personal relation to object of knowledge.
Key words: | |||
| |||
Copyright (C) 2012, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2012 г. № 0421200031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |