Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2012

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  1886  

Октябрь 2012 г.

Азизова Ирина Юнусовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения биологии и экологии, Российский государственный педагогический университет им.  А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Azizova_i@mail.ru

Междисциплинарная интеграция в методической подготовке как средство становления философско-методологической культуры студентов-биологов

Аннотация
Oптимизации образовательного процесса в целом и развитию философско-методологической культуры – в частности, будет способствовать предоставление студентам-биологам в ходе методической подготовки условий для содержательного наполнения естественнонаучных понятий и их философско-гуманитарной интерпретации; для рассмотрения компонентов естественнонаучного познания под углом зрения смыслового единства культуры.

Ключевые слова
гуманитаризация педагогического образования, междисциплинарная интеграция, философско-методологическая культура, гуманитарное знание 

В век глобализации и технологизации возрастает потребность в качественно новых идеях и концепциях, отражающих своеобразие культурных процессов. Философ И. Т. Касавин говорит о двух экстремальных пиках современной социальной жизни: технизации, ведущей к утрате творческого начала и личностных характеристик, с одной стороны, и повышении значимости индивидуальности, духовности, уникальности – с другой [1]

Такая амбивалентность тенденций и соответственно технологических и социокультурных проблем, а также высокие риски их решения обусловливают необходимость напряженного философского дискурса и рефлексии, направленных на пересмотр традиционных представлений жизни общества и личности, ломку стереотипов. 

Субъектом и ресурсом качественного преобразования современного общества является не научное или культурное, политическое и т.д. сообщество, а человек. Сейчас акцентируется внимание на проблеме «улучшения человека», «человеческой функциональности» (improving human performance), или «расширения человека» (human enhancement), то есть речь идет о технологическом усилении, приращении человеческих способностей, модификации человеческой телесности и интеллекта. 

Однако акцента на одни интеллектуальные или, тем более, телесные потенции человека крайне недостаточно. Необходима высокая культура самосознания каждой личности, находящейся в соответствии с позитивными гуманистическими принципами, способность к радикальной самокоррекции деятельности [2]. 

Развитие и обогащение человеческого интеллекта, его способностей, творческих потенций, духовно-нравственного потенциала становится ведущим условием воспроизводства и развития общественных ценностей. Индивидуальное сознание человека, умения и результаты деятельности представляют его личностную культуру. 

Философско-методологическая культура представляет собой часть общей культуры человека и общества, связанная с индивидуальным и общественным философско-мировоззренческим знанием и представляет способ организации интеллектуально-познавательной деятельности в этой сфере. Философско-методологическая культура позволяет [3; 4]:

  • видеть многомерность мира и многообразие системных связей, обусловливающих эту многомерность,

  • использовать систему категорий диалектики в понимании закономерностей его развития;

  • отказаться от догматического использования какой-либо одной философской системы (за философский плюрализм) в интерпретации общеисторического контекста реальных фактов жизни;

  • критически оценивать эмпирические данные, практикуемые методы, предвидеть не только ближайшие, но и отдаленные результаты своих решений и действий;

  • подвергнуть рефлексии и пересмотру не только способ своих действий, но и принципы обоснования данного способа;

  • видеть и правильно определять меру свободы и ответственности в деятельности каждого человека.

Именно поэтому философско-методологическая культура становится важнейшим фактором переосмысления сознания и деятельности личности, перестройки ее психологии, активизации творческого потенциала. 

Педагогический процесс – многофакторное явление, отражающее проблемы существования и развития культуры. Возникающие противоречия все менее поддаются решению привычными алгоритмами. Поэтому перечисленные выше качества и способности, обеспечивающие оперативное выявление и анализ педагогических проблем, овладение ситуацией, развитие её без риска столкновения с новыми проблемами, особо значимы в профессиональной деятельности педагога. 

Мы согласны с утверждением философа П.Г. Кабанова о том, что методологическая культура без философской культуры становится технологией и может превратить образование из средства развития культуры в средство социального управления [4]. Интеграция философско-методологического знания в сферу профессиональной деятельности педагога позволит снизить уровень ее технологической детерминации, создаст условия для творческого решения возникающих проблем. 

Философско-методологическую культуру педагога составляют те философские и методологические установки, которые соответствует осознанию смысла жизни человека, развитию человеческого в человеке [4]. 

Если главным предметом философии является человек и ее основными вопросами: «Что есть человек?», «В чем смысл его жизни?», то основной педагогический вопрос: «Каким образом, соблюсти меру человеческого в педагогических средствах и деятельности?». 

Включение философской методологии в педагогическую науку есть результат методологической функции философии, которой придерживается исследователь, результат его философских взглядов. Таким образом, философия определяет высший уровень методологической культуры педагога [4]. 

По нашему мнению, формированию философско-методологической культуры студентов-биологов в процессе преподавания цикла методических дисциплин будет способствовать обращение особого внимания на 1) междисциплинарную интеграцию естественнонаучного и гуманитарного знания (концепций, методологических подходов, теоретических положений, методов, понятий и т.д.); 2) интеграцию науки и других форм человеческого знания (учений, категорий, понятий и т.д.). 

Междисциплинарность дает более общую научную картину мира, в которой разные научные дисциплины «сливаются, демонстрируя единство свойств и законов окружающей нас природы». Таким образом, посредством комбинирования естественных, социальных и гуманитарных наук заявила о себе тенденция (trend) к унификации знаний, в основе которой лежит модель причинно-следственного объяснения [5]. 

Контакт естественнонаучного и гуманитарного знания, по мнению ученых, должен привести к переориентации целых областей естественнонаучного исследования. 

Специфику интеграции философии и социально-гуманитарных наук в биологию как естественную науку раскрывает в своих работах основоположник биофилософии Р.С. Карпинская. По ее мнению, интеграция должна:

  • исходить из структуры философских оснований биологии, обеспечивающих единство биологического знания и одновременно — его неоднородность;

  • проявляться во взаимосвязи философских оснований со способами построения теоретического знания;

  • воздействовать на изменение предмета биологии, приводящего к развитию биологии как социального явления и др. [6, с. 23-38.].

Исходя из изложенного выше, студентам-биологам в преподаваемых дисциплинах должны быть представлены те методологические аспекты биологии или экологии, которые тесно связаны с ценностными, этическими, философско-мировоззренческими подходами к научному знанию. 

К таким дисциплинам можно отнести следующие: «Основы исследовательской деятельности в области естественнонаучного образования»; «Методология научного исследования»; «Методология экологии/биологии»; «История науки и методология экологического/биологического образования»; «Современные проблемы науки и образования»; «Современные методы демонстрации научной информации» и др. 

На развитие философско-методологической культуры направлен разработанный нами ряд методических приемов и мероприятий:

  1. Задания на развитие умений отбора нужного источника (статей, монографий, других фундаментальных трудов, имеющих отношение к проблематике учебного курса и собственного исследования).

  2. Использование приемов работы с научным и философским текстом:

  • организация работы с литературой на основе 1) фиксирующего, 2) разъяснительного, 3) критического и 4) творческого видов аналитического чтения научной статьи;

  • объяснение, интерпретация содержания философско-методологических, научных текстов по заданному плану; подготовка вопросов, связанных с осмыслением 1) содержания текста (включая анализ связей с персонажем, историческими фактами, упоминаемыми в произведении); 2) авторской позиции;

  • составление тезауруса, предназначенного 1) для более глубокого проникновения в сущность изучаемых понятий и категорий, 2) для установления междисциплинарных связей за счет трансформации одних понятийных средств в другие;

  • определение признака для объединения понятий в пары или группы;

  • составление «Денотатного графа» как графического способа вычленения из текста научного или философского произведения существенных признаков ключевого понятия и формулирования его дефиниции;

  • фиксация «текста»: составление плана научной статьи, фрагмента философского текста: 1) определение смысловых частей (абзацев), 2) выделение информационных центров в абзацах; 3) формулирование вопросов к ним; 4) составление опорного плана текста;

  • другие виды фиксации текста: составление тезисов, конспекта, рецензии научной работы, отражающих ее проблематику; составление обзора, реферата на основе выделенной проблемы;

  • организация работы с фреймом (например, «Сравнительная характеристика методов гуманитарного и естественнонаучного исследования»), направленным на активизацию ассоциативных связей, подбор научных фактов по аналогии (общность темы или проблемы, близость сюжета, связи на уровне смысла, идейного содержания, ценностных аспектов и т.д.);

  • построение схем-моделей, отражающих современные тенденции в развитии методов естественных и гуманитарных наук.

  1. Задания на обработку результатов естественнонаучного и гуманитарного исследования: 1) на описание на каком-либо формальном языке – с помощью терминов, понятий, чисел, графиков, схем, полученных на основании измерений (описание позволяет строить объяснительную модель явления, демонстрирующую классификационную принадлежность предмета исследования как системы или принцип ее организации), 2) на интерпретацию его результатов.

  2. Задания на составление прогноза развития предмета исследования на ближайшее будущее (прием «Предвосхищение при чтении»).

  3. Задания на рефлексию и интерпретацию результатов естественнонаучного и социально-гуманитарного исследования и др.

Сущность междисциплинарной интеграции отчетливо предстает перед студентами при рассмотрении гуманитаризации биологии, которая обнаруживается в философских основаниях определенных биологических теорий; в антропоморфных представлениях, заложенных в фундамент концептуального аппарата данных теорий. Методология биологии, осуществляющая в своем исследовании гуманитарный подход, базируется на взаимосвязи социальных целей и гуманистических идеалов с нормами научного мышления. 

Для обнаружения связей, углубляющих представления о смыслообразующей функции естественных наук, связанной с превращением идеалов научной деятельности в ценности культуры, должны служить специальные задания, стимулирующие к выходу за рамки текста в его культурный контекст. 

Так, например, представляют методический интерес задания:

  1. на определение базовых характеристик науки и других форм духовной культуры человечества (мифов, религии, искусства, политики и т.д.);

  2. на их сравнение между собой;

  3. на определение фактов интегрирования в научный результат ненаучных (политических, религиозных, художественных) элементов и наоборот, возможности проявления в религии, искусстве и т.д. несубъективных, внеличностных, сугубо информационных характеристик [7].

  4. на определение степени зависимости каждой формы духовной культуры от политических и социальных трансформаций, происходящих в обществе.

Итак, предоставление студентам-биологам в ходе методической подготовки условий для междисциплинарной интеграции естественнонаучных, философских, методологических, психологических, эстетических и т.д. понятий, их философско-гуманитарной интерпретации будет способствовать развитию философско-методологической культуры. 

Литература

  1. Касавин И.Т. Междисциплинарные исследования в контексте рефлексии и габитуса. Междисциплинарность в науках и философии [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. И.Т. Касавин. – М.: ИФРАН, 2010. – 205 с.; 20 см. – Библиогр. в примеч.

  2. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.

  3. Добринская Е.И. Философско-методологическая культура как фактор развития профессиональной компетентности специалиста / Функциональная неграмотность и профессиональная некомпетентность как факторы риска современной цивилизации и роль непрерывного образования взрослых в их преодолении. Тезисы к семинару 25-29 июня 1990 г. Под ред. В. Г. Онушкина. Л., 1990, - 124 с.

  4. Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. - Томск: Изд-во ТГУ, 1999. 140 с.

  5. Роко М. Конвергенция и интеграция // Фостер Л. Нанотехнологии. Наука, инновации и возможности. М., 2008. С. 286.

  6. Карпинская Р.С. О философских основаниях интеграции биологического и социогуманитарного знания // Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. Сборник научных трудов Института философии АН СССР, - М.: Наука, 1984, - 240 с. С. 23-38.

  7. Маркова Л.А. Теологи о науке и религии, проблема междисциплинарности. Междисциплинарность в науках и философии [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. И.Т. Касавин. – М.: ИФРАН, 2010. – 205 с.; 20 см. – Библиогр. в примеч.

Рекомендовано к публикации
Е.В.Пискунова, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

_____ 

Jrina J. Azizova
Candidate of
Pedagogical Sciences, Associate professor, Al.Herzen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg
Azizova_i@mail.ru  

Interdisciplinary integration in methodological training of the students-biologists as a basis for the preparation of the formation of philosophical and methodological culture

The providing of the conditions for the meaningful content of natural science concepts and their philosophical and humanitarian interpretation and for considering the components of scientific knowledge from the perspective of the semantic unity of culture with in the methodical preparation for the students-biologists will contribute, in particular, the optimization of the educational process in general and the development of philosophical and methodological culture.

Key words:
the humanitarisation of pedagogical education, interdisciplinary integration, the philosophical and methodological culture, humanitarian knowledge


Copyright (C) 2012, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 20
12 г. № 0421200031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100