Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2012

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  1905  

Ноябрь 2012 г.

Варданян Юлия Владимировна
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психологии,
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск
julia_vardanyan@mail.ru

Исследование стратегий развития психологической безопасности субъекта спортивной деятельности: проблемы и перспективы решения

Аннотация
В статье обоснована актуальность исследования психологической безопасности, намечены перспективы развития компетентности субъекта спортивной деятельности в области психологической безопасности на основе выработки и реализации индивидуальной стратегии ее достижения.

Ключевые слова

субъект спортивной деятельности, психологическая безопасность, психологическая компетентность, стратегии развития психологической безопасности субъекта спортивной деятельности.

 

Современный спорт предоставляет каждому человеку широкий спектр возможностей участия в деятельности, связанной с ним, в разном качестве (спортсмен, болельщик, тренер, комментатор, судья, спортивный врач, менеджер и др.). Тем не менее, главным действующим лицом остается спортсмен, который, мобилизуя собственные ресурсы, пользуясь помощью тренера и команды поддержки, минимизируя действие препятствующих факторов, управляя рисками психологических опасностей и угроз, решает спортивную задачу и приумножает спортивные достижения. В этих условиях особую значимость приобретает сформированность у спортсмена субъектных свойств личности, которые позволяют ему самореализоваться в качестве субъекта спортивной деятельности и субъекта психологической безопасности.

В лаборатории «Развитие профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования», которая создана при кафедре психологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, проводится исследование субъектной и компетентностной обусловленности психологической безопасности в целом, а также спортсмена и будущего педагога-тренера – в частности. Особое внимание уделяется исследованию проблем подготовки педагога-тренера к реализации психологической безопасности субъекта спортивной деятельности и опыта их решения. Как обосновано в процессе исследования, «субъект спортивной деятельности – это активный, самостоятельно мыслящий и действующий суверенный распорядитель собственных ресурсов, который в процессе тренировок и соревнований инициирует и применяет систему субъектных действий для преобразования самого себя и выполняемой деятельности с учетом ожидаемого спортивного результата» [1, с. 72]. В то же время доказано, что наличие свойств субъекта спортивной деятельности не приводит автоматически к обладанию субъектными свойствами в области психологической безопасности. Эти свойства возникают тогда, когда, испытывая ограниченные или отсутствующие возможности предупреждения деструктивных влияний и защиты от них, спортсмен начинает осуществлять активный поиск их прекращения или минимизации действия. Это вызвано тем, что «субъект психологической безопасности – это человек (в том числе – спортсмен) как носитель потребности в психологической безопасности, который достигает ее, прибегая к внешней помощи и (или) мобилизуя собственные внутренние ресурсы» [1, с. 73].

Субъектные свойства в спортивной деятельности и в области психологической безопасности в значительной степени взаимосвязаны. От уровня их сформированности зависит качество вовлечения внутренних ресурсов достижения психологической защищенности и благополучия в процессе решения спортивной задачи (как в период тренировки и соревнований, так и в остальное время), которое возникает в результате владения и применения приемов профилактики, нейтрализации и преодоления психологических опасностей и угроз. Действие указанных свойств направлено как во внутрь (к проявлениям психики самого автора действия или участников содействия), так и во вне (к проявлениям психологической безопасности сообщества, окружающего спортсмена в социально-психологических условиях реализации спортивной деятельности). Совмещенность указанных субъектных свойств возникает на стыке индивидуального и социального психологического пространства, поэтому его длительность и интенсивность в значительной степени зависят не только от самого спортсмена, но и от наличия атмосферы психологической безопасности, созданной в конкретном спортивном сообществе при интеграции усилий на основе компетентности всех участников. Таким образом, особую остроту приобретает необходимость исследования и развития компетентности субъекта психологической безопасности, которая понимается как «единство теоретической и практической готовности и возможности оснащать свою деятельность приемами нейтрализации и преодоления психологической опасности, создавать атмосферу психологической безопасности» [2, с. 79-80].

В лаборатории апробированы разнообразные пути выработки компетентностной и субъектной основы развития психологической безопасности в сферах образования и спорта. Так, Т. В. Савиновой разработана дидактическая система развития компетентности субъекта педагогического общения, которая позволяет «стимулировать самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, непрерывное уточнение самооценки и стремление к повышению ее адекватности (т.е. все те процессы, из которых складывается самопознание и которые помогают человеку «открывать» себя заново)» [3, с. 77]. Элементы этой системы экстраполированы для развития субъектных свойств спортсмена и будущего педагога-тренера. Л. Г. Майдокиной создана психолого-педагогическая модель развития субъектности будущего педагога в условиях вуза, реализация которой «способствует становлению субъектной позиции в профессиональной деятельности, что обеспечивает компетентностное решение многоплановых гуманитарных задач» [4, с. 84], возникающих как в процессе образования, так и в спорте. Е. Н. Руськиной предложена методика формирования психологической безопасности в условиях манипулятивного влияния, которая «включает три основных уровня: психологической осведомленности, психологической компетентности, ценностно-смысловой регуляции поведения» [5, с. 86]. Ее освоение спортсменами и будущими педагогами-тренерами в значительной степени снижает действенность психологической угрозы и опасности. Е. Н. Руськиной и Л. Г. Майдокиной разработан и охарактеризован курс «Психологическая безопасность субъекта спортивной деятельности» [6, с. 327-329], ориентированный на развитие указанного свойства будущего спортсмена. Е. В. Царевой выделены проблемы и опыт «решения проблемы развития психологической безопасности субъекта спортивной деятельности (спортсмена, тренера-педагога, учителя физической культуры) на этапе вузовской подготовки в процессе освоения дисциплин психологического цикла» [7, с. 183].

Повышенный интерес членов лаборатории обращен к исследованию источников психологической угрозы (психологическое давление, манипулирование, ложь, шантаж, зомбирование, удар по репутации, отрицательное эмоциональное заражение, отчуждение, психосексуальные посягательства, умышленное распространение сфабрикованных порочащих слухов, морально-психологическая дискредитация личностных смыслов, девалоризация социально-значимых ценностных ориентаций, агрессивное поведение и др.). Опрос студентов факультета физической культуры нашего вуза, успешно совмещающих деятельность тренера и спортсмена (многие из которых являются победителями соревнований на федеральном и мировом уровнях), показывает, что это лишь часть большого списка инструментов и техник, применение которых представляет психологическую угрозу и приносит значительный ущерб психическому и психологическому здоровью человека в спортивной среде. Как показывает анализ, не только дети, увлеченные физической культурой и спортом, но и взрослые зрелые спортсмены часто не умеют распознавать психологическую угрозу, своевременно противостоять ей или нейтрализовать деструктивное воздействие. Указанные источники катализируют обострение возрастающего негативного влияния психологической угрозы на эффективность спортивной деятельности в тренировочном и состязательном периодах, уменьшение личностной и спортивной конкурентоспособности. Это приводит к деформациям личности, деструктивному разрешению конфликтов, развитию психологической заторможенности и беспомощности.

 

Основная причина действия этих регрессивных тенденций связана с недостаточной разработанностью научных основ профилактики психологических угроз, развития психологической безопасности субъекта спортивной деятельности, выработки позитивной жизненной стратегии достижения успеха и ее самореализации с учетом особенностей тренировочного и соревновательного процессов. Поэтому большое внимание уделено исследованию и развитию стратегий, способствующих реализации психологической безопасности субъекта спортивной деятельности. Обнаружено, что обострение возрастающего влияния психологической угрозы в ситуации резкого снижения психологической безопасности происходит по разным причинам: внутренним (мотивационный ступор, неадекватная самооценка, необоснованный уровень притязаний, противостояние ожиданиям и др.) и внешним (рассогласованность результатов и ожиданий болельщиков, зависимость от состояния соперников, враждебность трибун, ангажированность судей, эмоционально-психологическая некомпетентность тренера и др.). Для устранения подобных причин можно применять стратегии, имеющие интернальный или экстернальный локус контроля процесса выработки и реализации индивидуального поведения (который зависит от уровня сформированности субъектных свойств и опыта их актуализации в тренировочной и соревновательной деятельности) с учетом уровня компетентности в области психологической безопасности.

Стратегии, базирующиеся на интернальном локусе контроля, свойственны тем субъектам спортивной деятельности, которые могут самостоятельно найти достойное решение, обеспечивающее нейтрализацию или ликвидацию психологической угрозы. Ими реализуется процесс профилактики психологической опасности, возврата безопасности и ее усиления на основе синхронизации двух групп свойств: а) компетентности личности в области психологической безопасности (основанной на действии мотивационно-ценностных, когнитивно-познавательных, операционально-технологических, мониторинго-диагностических и др. источников); б) субъектности в области спортивной деятельности (базирующейся на мобилизации таких ресурсов собственного внутреннего мира, как активность, инициативность и ответственность, самостоятельность, познавательная и личностная конкурентоспособность и др.). Максимальная результативность действия этой стратегии достигается при своевременном прогнозе вероятной психологической опасности и профилактике ее возникновения. Учитывая, что подобный результат отвлекает значительное количество психологических ресурсов субъекта спортивной деятельности, достаточно приемлемым становится достижение результата, позволяющего оперативно действовать в ситуации развития психологической опасности и успешно восстанавливаться по ходу преодоления ее влияния.

Второй тип стратегии свойственен тем спортсменам, для которых характерно отсутствие компетентности в области психологической безопасности (или ограничение ее реализации) в сочетании с экстернальным локусом контроля процесса выработки и реализации индивидуального поведения. Это возникает в результате инфантилизации отношения к психологической безопасности и делегирования функций по ее реализации тренеру или другим людям. Как следствие, развивается неадекватность ее оценки из-за недостаточной сформированности указанного свойства личности или его бездейственности. Однако проявление некомпетентности в области психологической безопасности ведет за собой снижение действенности субъектных свойств спортсмена не только в указанной области. Эта тенденция начинает распространяться на качество реализации субъектных проявлений в целом, что способствует усилению пассивности, ограничению жизненной активности, снижению инициативности и ответственности, преобладанию несамостоятельности и ведомости, уменьшению познавательной и личностной конкурентоспособности. Таким образом, длительное применение второго типа стратегии приводит к закреплению иждивенческого образа жизни, деформациям личности, деструктивному разрешению конфликтов, развитию психологической беспомощности. Это препятствует выработке позитивной жизненной стратегии достижения успеха и ее самореализации, ставит спортсмена в ситуацию зависимости достигаемого результата от внешних обстоятельств, управление которыми не зависит от него самого.

 

В лаборатории апробируются два основных направления профилактики и коррекции процесса применения второго типа стратегий: а) подготовка кадров педагогов-тренеров к формированию психологической безопасности в спортивной деятельности на основе субъектно-ориентированных развивающих стратегий; б) проектирование и реализация дополнительных образовательных программ, обеспечивающих выработку и применение спортсменами первого типа стратегий. Это позволяет исследовать и реализовать основные направления усиления психологической безопасности в спорте путем теоретического обоснования и практической апробации эффективных стратегий реализации ее компетентностной и субъектной основы в процессе тренировочной и состязательной деятельности.

Литература

1. Варданян Ю. В. Проблемы исследования психологической безопасности субъекта спортивной деятельности и обоснование стратегий ее реализации // Российский научный журнал. 2012. № 5 (30). С. 71-77.

2. Варданян Ю. В., Руськина Е. Н. Субъектная и компетентностная обусловленность развития психологической безопасности в системе образования // Интеграция образования. 2011. № 1 (62). С. 79-82.

3. Савинова Т. В. Содержательное оснащение процесса развития компетентности студента как субъекта педагогического общения // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 1 (5). С. 7679.

4. Майдокина Л. Г. Психолого-педагогическая модель развития субъектности будущего педагога в условиях вуза // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4 (8). С. 82–84.

5. Руськина Е. Н. Возможности достижения психологической безопасности личности в условиях манипулятивного влияния // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4 (8). С. 85–87.

6. Руськина Е. Н., Майдокина Л. Г. Агрессивное поведение как угроза психологической безопасности субъекта спортивной деятельности // Казанская наука. 2012. № 9. С. 327-329.

7. Царева Е. В. Развитие в вузе психологической безопасности субъекта спортивной деятельности: проблемы и опыт решения // Российский научный журнал. 2012. № 5 (30). С. 182-188.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

 ______

Yulia V Vardanyan
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chief of the Chair of Psychology, M. E. Evseviev Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk

julia_vardanyan@mail.ru

The investigation of strategies of development of the psychological     safety of the subject of spots activity: problems and ways of decision  

In the article the topicality of investigation of the psychological safety is proved, the outlook of development of competence of the subject of sports activity in the sphere of the psychological safety on the base of creation and realization of the individual strategy of its achievement is represented.

Key words: subject of sports activity, psychological safety,  psychological competence, strategies of development of the psychological safety of the subject of sports activity 

 

Copyright (C) 2012, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 20
12 г. № 0421200031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100