Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2012

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  1917  

Декабрь 2012 г.

Чиков Никита Евгеньевич
аспирант кафедры педагогики,  Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, г. Тула

shadydancer@gmail.com  

О креативном обучении будущих преподавателей в ВУЗах России и США 

Аннотация
В данной статье анализируется необходимость внедрения креативного обучения и преподавания, рассматривается понятие креативности и креативного образования, приводятся примеры реализации методик креативного обучения будущих учителей в высших учебных заведениях Америки и России. 

Ключевые слова
креативное обучение, креативность учителей, креативная педагогика, педагогическая эвристика 

На всех этапах существованния общества образовательная система соответствует социально-экономическому укладу.  Существующая в настоящее время модель образования более всего соответствует периоду расцвета промышленной революции [1]. Она предельно стандартизирована и нацелена на  массовую подготовку специалистов с конечным объемом знаний, не учитывает индивидуальных особенностей учащихся и многообразия окружающего мира, приучая людей к решению типовых задач. 

Сегодня передовые страны мира находятся на постиндустриальном этапе развития, где в качестве основного производственного ресурса и ценности выступают знания  информация [2]. Типовые задачи встречаются сейчас гораздо реже, чем раньше, а для решения нестандартных требуется принципиально новый подход. Конечной целью образовательного процесса является подготовка творческого специалиста, способного к самообучению и саморазвитию. Приобретает актуальность развитие креативности и творческих способностей Необходимость  формирования креативных компетенций будущих специалистов зафиксирована в образовательных стандартах как в Российской Федерации, так и в других странах, упомянута в рабочих программах ЮНЕСКО. 

Различные исследователи определяли креативность по-разному. Впервые данный термин был употреблен Дж. Гилфордом [3] в 1950-х годах 20 века, который связывал креативность с  дивергентным мышлением. А. Маслоу [4] определял креативность как способность, присущую всем людям от рождения, но, ввиду неиспользуемости в повседневной жизни, часто не активизирующуюся. Однако ее можно развивать, что даст возможность неограниченного повышения творческих способностей личности. Сейчас актуален многофакторный подход к креативности, согласно которому креативность основывается на особом сочетании индивидуальных факторов, таких как умственные способности, личностные черты, средовые факторы. 

Мы будем рассматривать  креативность как способность создавать продукт, обладающий новизной и соответствующий контексту, в котором он находится, в том числе и педагогическому [5]. Психологами и педагогами креативность изучается в тесной связи с категорией творчества и творческих способностей. Ее отличие от творчества состоит в том, что последнее представляет собой процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.  

Если творчество представляет собой по большей части неосознанное проявление мыслительной деятельности, базирующееся на подсознательных процессах, то креативности можно научить, использую специальные технологии и приемы обучения. Развитие креативности и творческих способностей можно и нужно вести на протяжении всей жизни человека. Это в частности касается развития профессиональной креативности - творческих способностей индивида, характеризующихся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления уже в узкоспециализированной сфере, например, в педагогике. Исследованием феномена креативности занимаются Р.Стернберг и Т Любарт [6], М. Чиксентмихайи [7],  Э. П. Торренс [8] и другие. Развитие теорий креативности в зарубежной психологии   представлены в работах К.М. Гуревича [9],  В.А. Торшиной [10]. Также к проблеме креативности  обращались в своих дидактических исследованиях В.И. Андреев  [11],  Я. А. Пономарев [12],  А. В. Хуторской [13]  и другие. 

Подготовка креативного специалиста осуществляется образовательной системой, но так как единственный известный ме­тод обучения творчеству - это само творчество, большинство специалистов сходятся во мнении, что подготовку креативного специалиста может осуществить только специально подготовленный преподаватель.  Именно поэтому большое значение приобретает подготовка креативных преподавателей.  

 Следует также отметить, что уровень креативности преподавателя должен быть на порядок выше, чем у студентов, чтобы адекватно реагировать на все возможные варианты развития ситуации. Ещё выше этот уровень должен быть у того, кто возьмется готовить креативного преподавателя.  

М. Поташник [14] связывает понятие педагогической креативности с педагогическим творчеством. Последнее часто трактуют как процесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая деятельность является творческой по своей сути. Многие педагоги, психологи, ученые считают, что преподавание очень близко  к искусству. Педагогическая креативность – это интегральное комплексное качество личности педагога, которое проявляется в способности порождать новые идеи, отклоняясь от стереотипов мышления, в ходе решения педагогических задач. 

В настоящее время активно идет внедрение креативного обучения в звене высшей школы и в США, и в России. Выбор этих стран для сравнения обусловлен тем, что США представляют собой сильнейшую на данный момент в культурно-экономическом аспекте страну в мире, с давней и богатой историей исследования проблемы креативности и широкой сферой обучения креативным навыкам.  Изучение американских креативных образовательных программ может не только выявить положительные черты, заимствование которых поможет улучшить систему высшего образования России, но и оценить преимущества отечественных образовательных систем, определить перспективные направления  их совершенствования. 

В российской высшей школе более широкое употребление получил термин «эвристическое обучение», который зачастую заменяет собой понятие креативного обучения. Оно  предполагает совместное конструирование знаний преподавателем и учащимся, используя творческие методы обучения, которые делают акцент именно на прикладную сторону креативности. Разработкой теории эвристики и эвристического обучения занимаются Г. С. Альтшуллер [15], М. М. Зиновкина [16]. Традиции российской науки, которые ставят во главу угла прежде всего фундаментальные знания, позволили накопить серьезную теоретическую базу, но реализация ее на практике до недавнего времени широко не осуществлялась.  Внедрение креативных технологий позволит подготовить необходимое количество  специалистов с развитыми творческими способностями, которые смогут применить свои знания и умения к любой сфере человеческой деятельности. 

Работа по данному направлению ведется в основном в форме курсов по выбору или модулей как для студентов  (бакалавров), так и для  преподавателей в рамках курсов повышения квалификации. Например, ВГПУ (Воронеж предлагает спецкурс для студентов и преподавателей «Введение в педагогическую эвристику». В ходе обучения реализована концепция многоуровневого методологического знания, освещены основные вопросы философии, психологии и педагогики творчества. 

КГПУ им. В. П. Астафьева (Красноярск) на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования осуществляет реализацию модуля «Креативная акмеология в деятельности преподавателя высшей школы». Как видно из названия, он предполагает изучение  закономерностей достижения творческой зрелости личности учителя на всех этапах профессионального становления. Особое внимание уделено выработке принципов самовоспитания и креативного самообучения преподавателей высшей школы. 

Помимо этого также существуют дистанционные курсы, например, проводимые  московским Центром дистанционного образования «Эйдос» («Эвристическое содержание учебных курсов и программ»,  «Метод эвристического диалога в обучении»). Акцент сделан на обучение преподавателей с помощью информационных технологий. Каждое задание дистанционного мероприятия предполагает создание его участником собственного образовательного продукта.   

Схожая картина наблюдается и в Соединенных Штатах.  Так, Тройский университет, Алабама (Troy University), предлагает курс подготовки высококвалифицированных учителей с установкой на дальнейшее самообразование, способных выявлять одаренных студентов и соответствующим образом корректировать их образовательные программы (Creativity).  

Образовательный колледж Атлантического Университета, Флорида (Florida Atlantic University, College of Education) предлагает 5 специализаций, направленных на подготовку педагогов для работы с одаренными студентами: «Способности одаренных учеников», «Специальное образование одаренных учеников», «Теория и развитие креативности», «Разработка программ для одаренных учеников», «Сопровождение и помощь одаренным студентам». После завершения курса студенты получают магистерскую степень. 

Похожую программу представляет Педагогический университет в Баффало, Нью-Йорк (The State University of New York, Buffalo). Этапы отличаются в деталях: «Определение потребностей одаренных учеников», «Разработка и оценка образовательных программ для одаренных учеников», «Дифференцирование обучения», «Выявление и оценка одаренных студентов». Курс завершается созданием портфолио. Данный курс также может быть освоен дистанционно. 

Таким образом, курсы, направленные на развитие креативности будущих преподавателей в российских и   американских университетах достаточно широко представлены на практике. Программы развития креативности в американских педагогических университетах, в отличие от российских, носят более общий характер, большое внимание уделяется психологической составляющей подготовки будущих преподавателей с самого начала их профессионального обучения.  

Российские эвристические программы опираются на высокий уровень теоретического мышления и по сравнению с американскими, рассчитаны на более высокий уровень начальной подготовки обучаемых, причем как студентов, так и уже работающих преподавателей.. Реализацией таких программ являются курсы, направленные в первую очередь на изучение конкретных образовательных дисциплин.  

Литература

  1. Robinson Ken How Creativity, Education and the Arts Shape a Modern Economy / Ken Robinson. – URL: http://www.ecs.org/html/Document.asp?chouseid=6051 . – [дата обращения 24.05.2012]

  2. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество - природа, противоречия, перспективы / В. Л. Иноземцев. – М.:Логос, 2000. – 304 с.

  3. Guilford J.P. Creativity / J. P. Guilford // American Psychologist. – 1950. –Volume  5, Issue 9.,  р.  444–454.

  4. Маслоу А. Мотивация и Личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

  5. Любарт Т. Психология Креативности / Т. Любарт. – М.: Когито-Центр, 2009. – 214с.

  6. Sternberg R. J. Lubart T. Defying the crowd: Cultivating creativity in a culture of conformity / R. J. Sternberg, T. Lubart. – NY: Free Press, 1995. – 255 pp.

  7. Csíkszentmihályi M. Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention / V. Csíkszentmihályi. – NY: Harper Collins, 1997. – 464 pp.

  8. Torrance E. P. Guiding creative talent / E. P. Torrance. – NJ: Prentice-Hall, 1962 – 278 pp.

  9. Гуревич К. М.. Проблемы дифференциальной психологии. Избранные психологические труды.— Воронеж, 1998. – 344 с. Торшина В. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / В. А. Торшина // Вопросы психологии. –  1998. –№4., с.  123-135.

  10. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогического творчества / В. И. Андреев. –  Казань, Изд-во КГУ, 1988. –  238 с.

  11. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М.: Наука, 1976. – 304 с.

  12. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской.   М.: Изд-во МГУ, 2003. 416с.

  13. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество / М. М. Поташник. – М.: Знание, 1987. – 80 с.

  14. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. / Г. С. Альтшуллер— Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – 208 с.

  15. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование / М. М. Зиновкина. – М.: Приоритет-МВ, 2006. – 48 с. 

Рекомендовано к публикации
Орехова Елена Яковлевна, доктор педагогических наук, научный руководитель
А
.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

_____ 

Nikita E. Chikov
Postgraduate student, chair of pedagogics,  L. N. Tolstoy
Tula State Pedagogical University, Tula
shadydancer@gmail.com

Developing of the future teachers’ creativity at the universities of Russia and the USA

This article analyzes the necessity of the creative learning and teaching implementation, and concept of creativity and creative education. Examples of creative and heuristic education of the future teachers at the universities of Russia and the USA  are cited.  

Key words
creative education, teachers’ creativity, creative pedagogics, pedagogical heuristics


Copyright (C) 2012, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 20
12 г. № 0421200031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100