| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Ефремова Галина
Георгиевна Проектная деятельность в общем музыкальном образовании как инструмент развития музыкальной культуры школьников
Аннотация
Ключевые слова На современном этапе развития общества новое звучание получило исследование американского психолога и педагога Джона Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами именно в этом знании через проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, направить мысль ученика в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, решая одну или несколько проблем, показать практическое применение полученных знаний. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, и предполагает пересечение знаний, умений из различных областей науки, техники, творчества. Одна из отличительных черт проектной деятельности - «осязаемость» результатов. Сегодня метод проектов своими гранями пересекается со многими инновационными технологиями, разрабатываемыми в отечественной педагогике. Это проблемное обучение [1, c. 23] [2, c. 231], теория развивающего обучения [1, c. 30], теория личностно-ориентированного обучения [2, с. 237], игровые технологии [3, с. 58]. Проектная деятельность, являясь составной личностно-ориентированной технологии, ставит в центр образовательного процесса ученика [2, с. 237]. Технология сотрудничества наиболее близко соприкасается с методом проектов. В той и другой модели обучения возникают отношения между учащимися, учащимися и учителем. Метод проектов органично вписывается и в систему инновационных технологий [3, с. 58]. Метод проектной деятельности стал предметом изучения зарубежных ученых [2, с. 232] и отечественных ученых-педагогов [4, с. 4]. Вместе с тем, анализ состояния проблемы показал, что использование метода проектов в общем музыкальном образовании не достаточно изучено. Нами не выявлено в современной научной литературе исследований по взаимосвязи метода проектов и музыкальной культуры школьников. В рамках своего исследования мы предположили, что метод проектной деятельности может оказать развивающее влияние на формирование музыкальной культуры школьников. Эксперимент проводился на базе средней школы с углубленным изучением отдельных предметов №32 (г. Саранск). Экспериментальной работой были охвачены ученики двух академических групп (экспериментальной и контрольной) с приблизительно равным уровнем музыкально-теоретической подготовки. Исследование проводилось на протяжении 2007 – 2011 года в три этапа. Первый, констатирующий этап эксперимента проводился в сентябре 2009 года. На данном этапе изучались представления детей о жанрах музыки и средствах музыкальной выразительности, уровень музыкальной памяти подростков, умения учащихся определять настроение музыкального произведения, умения соотносить характер произведения с темпом и динамикой. Для выявления уровня музыкальной культуры школьники выполняли задания, было проведено тестирование, направленное на выявление исходного уровня музыкальной культуры учащихся и объема музыкально-теоретических знаний. На формирующем этапе, в течение 2009 - 2011 учебного года проводилась работа по обучению школьников музыке с использованием метода проектной деятельности. На третьем, контрольном этапе эксперимента (май 2011г.) выявлялась динамика формирования музыкальной культуры школьников в ходе внедрения в учебный процесс метода проектов. На данном этапе сравнивались уровни музыкальной культуры школьников экспериментальной и контрольной групп, определялись педагогические условия, обеспечивающие эффективность применения метода проектов при обучении школьников музыке. В ходе исследования нами, прежде всего, были уточнены составные понятия «музыкальная культура». Опираясь на мнения ученых-педагогов, мы пришли к выводу, что одним из критериев, определяющих уровень музыкальной культуры школьников, является: 1) определенный уровень знаний, который Л. В. Школяр называет грамотностью. Этот уровень знаний включает знания о средствах музыкальной выразительности, о музыкальных жанрах, истории развития музыкального искусства, творчестве композиторов, о народных традициях, духовной и классической, старинной и современной музыке (см. концепции В. В. Медушевского [5, с.12], Л. В. Шаминой [6, с. 21-26], А. А. Пиличяускаса [7, с. 92], Л. В. Школяр [8, с. 290] ). 2) музыкально-творческое развитие (включает в себя умения сочинять, импровизировать, исполнительские навыки, как в хоровом пении, так и в игре на простейших инструментах, что является основой концепций Л. А. Венгрус и Л. В. Школяр); 3) стремление к общению с музыкальным искусством (должно содержать в себе музыку народную, духовную, наивысшие образцы классического искусства, что созвучно концепциям Э. Б. Абдуллина, Л. В. Шаминой, В. В. Медушевского). Для выявления уровня знаний, умений и навыков (ЗУН) нами были разработаны задания и тесты, состоящие из музыкально-теоретических вопросов по материалам, рекомендованным к изучению на уроках музыки программой «Музыка» (В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. [10, с. 68-69; 74; 79-80]).
Рис.1 Сопоставление динамики уровней ЗУН у учащихся контрольной группы до (5в класс) и после (7в класс) эксперимента, и учащихся экспериментальной группы до (5а класс) и после (7а класс) проведения эксперимента. По вертикали отложены средние баллы по группе, полученные по результатам выполнения заданий и теста до и после эксперимента. Как видно, у учащихся экспериментальной группы (в отличие от контрольной группы) заметно возрос показатель уровня знаний. На рис.2 приведено сопоставление динамики обученности учащихся контрольной (5в – 7в) и экспериментальной (5а – 7а) групп..
Рис.2. Сопоставление динамики обученности учащихся контрольной (5в – 7в) и экспериментальной (5а – 7а) групп. Сравнение проводится по результатам трех заданий - отмечены цифрами 1, 2, 3 на горизонтальной шкале и теста - отмечен цифрой 4, до и после эксперимента. Как видно, уровень обученности учащихся экспериментальной группы (5а - 7а) за время эксперимента заметно возрос, в то время как у контрольной группы (5в – 7в) он остался прежним. Для выявления динамики музыкальной культуры школьникам в ходе эксперимента им было предложено ответить на вопросы теста, «Каков ваш творческий потенциал». В этом тесте уровень творческого потенциала определяется как величина, интегрирующая любознательность, веру в себя, постоянство, амбициозность, слуховую и зрительную память, стремление быть независимым, способность абстрагироваться, степень сосредоточенности. Суммарная оценка пречисленных компонетов (в баллах) условно демонстрирует уровень творческого потенциала [10, с. 92], см.рис.3.
Рис.3 Сопоставление динамики уровня творческого потенциала у учащихся контрольной группы (5в - 7в класс) и учащихся экспериментальной группы до (5а - 7а класс) до и после проведения эксперимента. Как видно, у школьников экспериментальной группы, в отличие от контрольной, заметно возросли показатели уровня творческого потенциала (за счет роста любознательности, стремления к независимости, амбициозности). Для более полного анализа состояния музыкальной культуры школьников нами был разработан вопросник на определение отношения учащихся к предмету «Музыка», музыкальному искусству в целом, на определение значимости данного искусства в жизни подростка. Учащиеся должны были ответить утвердительно (+1) или отрицательно (-1) на десять вопросов. Сумма положительных или отрицательных ответов по каждому из десяти вопросов нормировалась на 100 и демонстрировала усредненный по группе показатель интереса к предмету (см. рис.4).
Рис.4. Сравнительная динамика интереса к урокам музыки в экспериментальной (5а - 7а классы) и контрольной (5в - 7в классы) группах. до и после эксперимента. Как показывает практика, у школьников в подростковом возрасте значительно снижается интерес к классическому музыкальному искусству и возрастает интерес к современному эстрадному направлению в музыке. Именно такое снижение интереса к классическому музыкальному искусству прослеживается по результатом контрольной группы (5в – 7в), см. рис.4. В экспериментальном классе, напротив, интерес к классическому музыкальному искусству не только не понизился, но даже заметно возрос.
Рис.5. Сравнительная динамика процента учащихся, способных назвать любимое произведение классической музыки в экспериментальной (5а - 7а классы) и контрольной (5в - 7в классы) группах. до и после эксперимента. Как видно из рассмотрения гистограммы на рис.5, в контрольной группе вопрос о наличии любимого произведения классической музыки вызывал у школьников определенные затруднения, нарастающие от пятого к седьмому классу. В экспериментальной группе - наоборот : за время эксперимента у большинства школьников появилось любимое произведение классической музыки, что свидетельствует о более осознанном отношении учащихся к музыкальному искусству. Проведенное исследование убеждает в результативности использования метода проектов в общем музыкальном образовании. В ходе исследования выявлено, что для результативного использования метода проектов при обучении учащихся музыке в общеобразовательной школе необходимо выполнение ряда условий. Учитель должен:
Кроме того:
Литература
Рекомендовано к
публикации _____
Galina G. Efremova
Project activities in General musical education as a tool for development of musical culture in schools The article is results of research on the use of method of projects on the lessons of music at general school. Meaningful influence of method of projects is proved on development of musical culture of schoolchildren, certain recommendations are given for specialists using this technology in practice. Key words: design activity, musical culture, music education. | |||
| |||
Copyright (C) 2012, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2012 г. № 0421200031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |