| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Феденева Елена
Анатольевна Структура художественно-проектной компетентности будущих специалистов в области дизайна и содержание подготовки, направленной на ее достижение
Аннотация
Ключевые слова:
Проблемам профессиональной подготовки дизайнеров, соответствующей современным требованиям рынка труда и ожиданиям самих выпускников посвящен ряд диссертационных исследований: Фалько В.П.[1], Абсалямова И.Р.[2], Бундина Ю.М.[3], и др., выполненных в последние годы в логике компетентностного подхода. Авторами определено содержание таких понятий как профессиональная компетентность дизайнера, компетентность дизайнера в той или иной области, в частности - художественно-проектная компетентность как составляющая профессиональной компетентности дизайнера. Исследователями определялись педагогические условия эффективного формирования как профессиональной компетентности в целом, так и отдельных ее составляющих. Следуя за авторами [4, 5], мы полагаем, что процесс формирования профессиональной компетентности не заканчивается учебным процессом в вузе, но продолжается в дальнейшей профессиональной деятельности и рассматриваем художественно-проектную компетентность. как составляющую профессиональной компетентности, включающую ряд готовностей к основным этапам художественно-проектной дизайнерской деятельности. По нашему мнению готовность к определенной деятельности (в нашем случае к художественно-проектной) - это тот необходимый уровень компетентности, который должен быть сформирован у студента в процессе профессиональной подготовки в стенах Вуза. Исследователи, рассматривая готовность человека к труду, определяют ее как важнейшую предпосылку деятельности, как фактор, обеспечивающий в значительной степени ее эффективность, как избирательную активность, настраивающую организм, личность на будущую деятельность и как регулятор деятельности [6] в ее структуру входят не любые, а действенные знания, не любые свойства личности, а лишь те, которые обеспечивают соответствующей деятельности наибольшую продуктивность. В соответствии с вышесказанным, художественно-проектную компетентность возможно представить в виде совокупности ряда готовностей:
В рамках настоящего исследования нами выделены три блока (цикла) дисциплин, изучение которых непосредственно направлено на формирование у студентов художественно-проектной компетенции:
Формирование художественной составляющей художественно-проектной компетенции будущих дизайнеров обеспечивается дисциплинами художественно-изобразительного цикла, такими как «Рисунок», «Живопись», «Пластическая анатомия» и дисциплинами историко-искусствоведческого цикла « История искусств и стилей», «История и теория дизайна» и др.. На дисциплинах художественно-изобразительного цикла происходит формирование структурных элементов следующих выделенных нами в рамках исследования готовностей составляющих в совокупности художественно-проектную компетенцию:
На базе дисциплин историко-искусствоведческого цикла происходит формирование структурных элементов следующих готовностей:
Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании предполагает определенные изменения [7]:
Поэтому в процессе педагогического эксперимента мы полагали необходимым проведение: анализа содержания программ дисциплин интересующих нас циклов. Анализировались также используемые методики и педагогические технологии проведения занятий, методики оценивания результатов обучения, формы проведения аудиторной и самостоятельной работы, уровень педагогического взаимодействия педагогов и студентов. Рассматривая содержание программ дисциплин художественно-проектного цикла, таких как «Рисунок», «Живопись» и др., мы исходили из понимания, что оно должно отражать специфику работы будущего дизайнера (что отражает положение компетентностного подхода о востребованности знаний и умений, полученных в период обучения в ВУЗе, в последующей профессиональной деятельности). В самом общем виде отличие рисунка в дизайне (в художественном проектировании) от академического заключается в том, что эстетика рисунка (и в целом проектной графики) в дизайне подчинена логике потребления, а эстетика академического рисунка – логике познания. Заказчиком академического рисунка выступает позиция самой личности художника. Различна сама структура мышления авторов академического рисунка и дизайнерской графики при работе над произведением. В творческой деятельности дизайнера большое значение уделяется пониманию психологических процессов сопровождающих процесс художественно-проектного творчества и восприятия его результатов, таких как ощущение, восприятие, представление, воображение, фантазия. Поэтому целесообразно в учебном процессе, параллельно с практической художественной изобразительной деятельности, особое внимание уделить изучению психологии творчества, особенностям визуального восприятия окружающей действительности и произведений пространственного искусства и художественно-проектного творчества. С целью развития практических проектно-графических навыков, таких как стилизация и интерпретация форм объектов окружающей нас действительности, формирования владений методами и способами создания графической композиции, в программу дисциплины «Рисунок» возможно и желательно включение таких разделов как «Стилизация и интерпретация природной растительной формы», «Стилизация и интерпретация фигуры человека» и др. Темы данных разделов неразрывно связаны с темами дисциплины «Дизайнерский чертеж и рисунок», изучая которые студентами выполняются практические задания по развитию навыков выполнения элементов проектной графики: «изображение элементов антуража и стаффажей в проектной графике», «изображение элементов ландшафта» и др. Неразрывная связь дизайн-проектных действий, дизайнерской деятельности с проектной графикой выявляет необходимость разработки и включения в процесс подготовки дизайнеров блока заданий направленных на формирование и развитие проектно-графических умений и навыков, владений языком проектной графики как средства профессионального общения, профессиональной коммуникации. Принцип создания данной системы заданий обусловлен самой спецификой профессиональной деятельности дизайнера, интегрирующей в себе научное и инженерно-техническое знание со способностью художественно-образной интерпретации проектных ситуаций. В современном художественном проектировании применяются два специальных проектных языка, связанные с творческим поиском наилучшего решения проектной задачи. Это язык проектной графики и язык объемного проектирования, то есть макетирования и моделирования. В процессе разработки проекта графические и макетные работы тесно переплетаются. Но, как правило, проектная мысль формируется, вызревает, прежде всего, в эскизах и набросках, после чего появляется возможность перевести ее в объемно-пластическую форму, поэтому работа над эскизами это и первый этап дизайн-проекта и сопровождающая весь проект деятельность. При выполнении предложенных графических заданий у студентов совершенствуется ряд перцептивных процессов - определения пространственных соотношений, опознавания облика объекта по его линейным очертаниям, реконструирования трехмерного объекта по его двухмерному изображению и наоборот, а также процессы зрительной памяти. Акцент на развитие у студентов знаний, умений и владений в области проектной графики обоснован спецификой художественного проектирования, где на каждом этапе графическое моделирование выступает как ведущая и вспомогательная форма этого вида деятельности. Интегративной, объединяющей все дисциплины художественной и проектной подготовки будущих дизайнеров по специальности дизайн интерьера в Вузе, является дисциплина «Художественное моделирование интерьера». В рамках освоения данной дисциплины возможно осуществление межпредметных связей с другими дисциплинами как художественно-проектного, так и художественно-исторического и др. циклов. Целесообразно в программу учебной дисциплины «Художественное моделирование интерьера» включить такие разделы, как «Профессиональная коммуникация в художественно-проектной деятельности», «Дизайнерский надзор над выполнением проекта» и др... Изучаемые в рамках данных разделов темы направлены на формирование компетенций будущих дизайнеров связанных с осуществлением профессионального взаимодействия с клиентами (заказчиками) дизайнерских услуг и членами творческого коллектива. Теоретические и практические занятия необходимо направлять на формирование у студентов навыков проведения собеседований с заказчиком на различных этапах выполнения дизайн-проекта, от формирования проектного задания до авторского надзора над проектом, умений аргументировано отстаивать художественно-проектную концепцию в целом и различные ее составляющие, как перед заказчиком, так и перед членами творческого коллектива. К сказанному следует добавить, что повышению самостоятельности и ответственности за принятые решения способствуют интерактивные формы проведения занятий, использование принципа проблемности, и реальных профессиональных проблем в качестве проектных заданий, а также - создание в учебном процессе ситуаций приближенных к профессиональным. Литература
Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы «Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы». Контракт №14.741.11.0386.
Рекомендовано к
публикации: _____
Elena
A.
Fedeneva The structure of the artistic and design competence of future specialists in the Design and content of training, aimed at achieving it The article discusses the concept of "art-design competence", some pedagogical conditions and ways of forming this competence as a structural element of professional competence of future designers, including a number of readiness to perform the basic stages of the design project work. Keywords: professional competence, art-design competence, eadines ( to perform), design project work. | |||
| |||
Copyright (C) 2012, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2012 г. № 0421200031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |