| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стариченко Дмитрий Евгеньевич
Стариченко Нина Леонидовна
Лухтина Анна Александровна Развитие графического видения в процессе рисования с натуры
Аннотация Ключевые слова: графическое видение, системы изображения, этапы развития графического видения. Изображение с натуры достаточно сложный процесс. Он включает в себя наблюдение натуры на основе психических познавательных процессов, систему постановки задач изображения, изобразительную деятельность, протекающую во времени. Эти составляющие постепенно формируют у художника компоненты графического видения, которые в дальнейшем преобразуются в целостное графическое видение. Весь этот процесс может быть представлен в виде следующей схемы:
В истории изобразительного искусства постепенно складывались системы изображения, то есть законы, закономерности и правила, руководствуясь которыми ученик художника мог постепенно овладеть возможностью убедительно изображать разные пространственные объекты окружающей действительности на картинной плоскости. Постепенно сложилось несколько графических систем изображения: условно-схематическая, контурно-схематическая, конструктивно-пространственная, пространственно-пластическая, ассоциативно-тоновая. Отличительной особенностью систем изображения является не только особенности изображения, но и характер видения формы натуры в процессе рисования. От способности видеть художественные особенности натуры зависит качество изображения, его выразительность. Исторически первой возникла система условно-схематического изображения. Эта система основана на восприятии основных признаков натурного объекта и передаче этих признаков в рисунке. Ярким примером такого изображения являются наскальные рисунки древних людей и рисунки детей дошкольного возраста. Отличительная особенность натурного объекта становится основным признаком его узнаваемости в изображении, например, ветвистые рога у оленя, пушистый большой хвост у лисы, длинные уши у зайца, и т.п. Развитием условно-схематического изображения можно считать рисунки рельефов Древнего Египта, а также каноны средневековой иконописи. Условно-схематическая система изображения дает возможность создать информативное изображение, но не позволяет создать на картинной плоскости иллюзию реальности. Эту задачу успешно решает контурно-схематическая система изображения. Ее активное развитие началось в эпоху Проторенессанса и Раннего Возрождения. Огромное значение исследованию принципов графического изображения уделяли Жан Батист Альберти, Леонардо да Винчи, Филиппо Брунеллески, Альбрехт Дюрер [1]. Наблюдение натуры, выявление способов пространственного изображения на картинной плоскости привели к открытию линейной перспективы. Отличительной особенностью данной системы изображения является плоскостное видение натуры и ее контурное изображение с постепенным созданием объемности на картинной плоскости за счет использования линейной перспективы и светотеневой моделировки формы. Художник смотрит на натуру через, так называемую, завесу, то есть воображаемую прозрачную плоскость (стекло или сетку). Все пространственные точки натуры проецируются на данную поверхность в виде контурно-схематического образа, который художник затем изображает на листе бумаги. Пространственность изображения корректируется с помощью закономерностей линейной перспективы. После выполнения контурного образа натуры происходит процесс ее наполнения графическим тоном на основе распределения светотени в соответствии с интенсивностью и направлением освещения. В результате получается достаточно убедительное объемное графическое изображение. Существуют три основных метода контурно-схематического изображения, которые объективно позволяют развить способность видеть определенные художественные характеристики формы. Первый метод - построение плоских обобщенных контуров предмета с последующим наполнением деталями с использованием линейной перспективы. Этот метод развивает способность видеть соотношение больших масс формы в натуре и в изображении. Второй - построение формы с помощью метода координат. Здесь развивается способность чувствовать картинную плоскость и воспринимать предметы в натуре плоскими, формируется видение пропорций предметов и их деталей с помощью визирования и умение точно передавать соотношение частей изображения. Третий метод - построение контуров формы "на глаз" с прорисовкой следков на плоскости и передачей пластических характеристик формы с последующей проверкой пропорций. Этот метод развивает способность передавать пропорции предметов без измерений с помощью визирования и способность создавать иллюзию объема на картинной плоскости. Контурно-схематическая система получила большое распространение в академической школе изображения с натуры, она позволяет передать сходство с моделью, создать иллюзию реальности. Однако в контурно-схематических рисунках отсутствует конструктивность. Потребность в глубоком изучении строения формы и создании подчеркнуто объемного изображения привела к разработке конструктивно-пространственного изображения. Уже художники Возрождения обратили внимание на необходимость изучения внутреннего строения формы. Фигура человека всегда считалась наиболее сложной натурой. Будучи скульптором, изучая пластическую анатомию, анализируя форму с точки зрения ее пространственной протяженности, Микеланджело Буонарроти создал до сих пор непревзойденные образцы художественной трактовки формы в системе конструктивно-пространственного изображения. Разработкой методики преподавания этой системы изображения занимались такие замечательные художники-педагоги, как А.П. Сапожников [2], А. Ашбе [3], С. Холоши [4], П.П. Чистяков [5], Д.Н. Кардовский [6], Н.Н. Ростовцев [7], Г. Баммес [8]. Система изображения зависит не только от характера восприятия натуры, но и от направленности мыслительных операций, осуществляемых в процессе рисования. В конструктивно-пространственном изображении и восприятие, и мышление могут быть по-разному ориентированы в зависимости от путей достижения поставленных целей. В конструктивно-пространственной системе изображения можно использовать несколько различных подходов к процессу рисования, они обусловливаются необходимостью мыслить категориями обобщения формы. В соответствии с этим возможны несколько вариантов обобщений. В одном из вариантов форма натуры представляется в виде совокупности простых геометрических тел. В этом методе обобщения рисующий должен задействовать воображение и способность анализировать форму через понятие о пространственной протяженности геометрических тел, таких как шар, куб, призма, пирамида, конус, цилиндр. А построение формы в рисунке осуществляется за счет нанесения линий сопряжения поверхностей этих геометрических тел. Такой подход позволяет активно использовать линейную перспективу при построении форм изображаемых предметов. Этот метод называется геометральным, он построен на восприятии и анализе натурной формы как совокупности геометрических объемов. Он развивает представления о том, что объемность и конструкция предметов передается в рисунке при нахождении линий внутренних сопряжений простых геометрических тел, из которых состоят предметы окружающей действительности, способность видеть конструкцию предмета и представлять его мысленно с любой воображаемой точки зрения. Позволяет логически обосновать распределение светотени на поверхностях формы. Другой вариант обобщения художники-педагоги, чаще всего, называют скульптурным. Художник представляет себя в роли скульптора, которому предстоит высечь пространственную форму натуры из большой глыбы камня. Для этого он мысленно обобщает сложную форму натуры до габаритных размеров, затем постепенно «обрубает» крупные детали. Работа ведется прорисовкой плоскостей, расположенных в пространстве. Прорабатываются сначала крупные формы, затем все более мелкие. Особенностью скульптурного подхода является специфика видения формы как обобщенного объема высеченного из большого камня. Таким образом, художник задействует свое воображение и видит форму как обобщенную пространственную скульптурную массу. Тоновое наполнение формы в этом методе изображения ведется параллельно с линейным обозначением сначала больших форм, а затем деталей. В результате рисунок в некоторой степени страдает избыточным количеством линейных построений и тоновой перегруженностью. Конструктивно-пространственная система изображения развивает объемное восприятие формы, способность видеть и понимать форму как пространственную совокупность плоскостей, ограничивающих геометрические объемы, способность чувствовать пространство картины. Геометральный и скульптурный методы похожи тем, что при восприятии натуры задействуется воображение художника для того, чтобы представить натурную модель обобщенной. Однако конструктивно-пространственная система изображения не может полностью удовлетворять потребностям художника в самовыражении. Уже в рисунках первобытного человека переданы пластические характеристики реальной формы. Передача пластических характеристик формы в рисунке являются не только средством изображения нюансных особенностей натурного объекта, но и средством композиционной выразительности рисунка. Именно поэтому получила распространение система пространственно-пластического изображения. Наиболее полную характеристику данной системе изображения дал Н.Э. Радлов [9]. Отличительной особенностью здесь является своеобразие видения формы как совокупности сопряженных деталей. Рисунок при этом выполняется суммой линий, которые, переплетаясь, несут точную информацию о характере формы, ее пространственном расположении и движении. Видение формы натуры при этом преимущественно основывается на эмоционально-эстетическом отношении к натуре. Художник, воспринимая натуру, сравнивает ее с образами своего воображения. Метафора, гипербола в данном случае является средством достижения выразительности рисунка. В основе всех выше описанных систем изображения лежит линия. Однако художник в своем арсенале средств имеет еще и тональное пятно. Уголь, сангина, монохромная акварель, сухая кисть дают возможность работать "от пятна". Такой рисунок можно условно назвать ассоциативно-тоновым. Художник наблюдает натуру, выявляя наиболее насыщенные по тону пятна, и наносит их на лист бумаги. Пятна тона на листе бумаги, в свою очередь, вызывают художественные ассоциации, порождают или поддерживают при этом художественный замысел. Наиболее полно методика тонального рисунка раскрыта в учебном пособии А.М. Соловьева, Г.Б. Смирнова, Е.С. Алексеевой «Учебный рисунок» [10]. Многие художники пользуются тоном как средством создания форэскиза для закрепления или выявления возникающих художественных ассоциаций. Чаще всего такая система изображения используется для композиционных разработок будущих живописных картин, так как анализ графического тона будущей композиции является одной из важных составляющих ее выразительности. В данной системе изображения отсутствует привязка к точкам и линиям формы, но происходит активный анализ ее тональных характеристик. В натуре воспринимается тональное пятно, влияние на него характера освещения, материальности поверхности, удаленности в пространстве, качеств воздушной среды. Поскольку специфика техники в данной системе предполагает определенную размытость пятен, исчезают жесткие границы формы, появляется возможность создавать разнообразные состояния среды, передавать ее воздушность, характер освещения, а за счет этого у художника есть возможность передать эмоциональное отношение к натуре. Описанные выше пять систем графического изображения отличаются, прежде всего, характером видения формы. Именно поэтому мы считаем наиболее важным в процессе индивидуального обучения рисунку последовательное освоение каждого способа изображения. Если ребенок не рисовал условно-схематически, то он, очевидно, не научился отбирать основные признаки формы объекта изображения. Следовательно, на следующей стадии обучения у него возникнут проблемы в передаче основных характеристик формы. Освоение контурно-схематической системы изображения необходимо для того, чтобы научиться передавать пропорции формы, видеть характер развития линий и плоскостей на форме, научиться искать взаимосвязи точек пересечения линий и плоскостей. Без этого умения невозможно перейти к совершенно иному видению формы - конструктивно-пространственному. Именно конструктивно-пространственная система изображения является основой профессионального рисунка, она позволяет понять внутреннее строение формы, выявить ее структуру. В то же время метод координат, разработанный в недрах контурно-схематической системы изображения, может оказать помощь в проверке правильности взаимосвязи точек формы в изображаемом пространстве. Без полноценного освоения конструктивно-пространственной системы изображения ученик не может понять сущность пространственно-пластического изображения. Эта система предполагает понимание конструкции формы, но подчиняет видение и изображение формы ее пластическим характеристикам. Пространственно-пластическая система наиболее полно реализует художественно-эстетическое видение автора рисунка. Пятая, ассоциативно-тоновая система изображения развивает у художника способность художественно-образно воспринимать натуру и позволяет выполнять пространственные тоновые зарисовки, передающие наиболее важные выразительные черты модели. Таким образом, процесс освоения систем графического изображения должен вестись последовательно с четким представлением обучающегося о характере видения натуры, целях и задачах выполняемого изображения. Основное внимание здесь должно уделяться формированию способности видеть натуру в соответствии с выбранной системой изображения. Постановка видения натуры в основном и определяет характер изображения и его качество. Обучение рисунку требует осознания системы сложных взаимосвязей процесса формирования графического видения и освоения художественно-выразительных средств графики. От этого зависит и развитие художественных способностей самого студента и качество создаваемого художественного образа. Однако сделать это сразу практически невозможно. Этот процесс растянут во времени. Поэтому, мы разделили его на этапы, руководствуясь общими дидактическими принципами движения от простого к сложному, доступности, последовательности, а также специфическими принципами опоры на натуру и дифференцированию компонентов изображения. Формирование графического видения у будущего художника-педагога в процессе занятий рисунком протекает в системе четырех профессиональных этапов обучения, см. таб.1 (условно-схематическая система изображения имеет важное значение, но осваивается в детском возрасте, поэтому мы не учитываем ее в системе профессионального обучения). Таблица 1. Этапы развития графического видения в процессе освоения систем изображения
Успешность формирования профессиональной качеств будущего художника-педагога в области графического изображения напрямую зависит от понимания сущности графического видения и владения всеми системами графического изображения. Также необходимо осознание, что графическое видение формируется в определенной этапной последовательности развития художественных способностей. Литература
1. Мастера
искусства об искусстве Т.2., М.: Искусство, 1966. – 496 с.: ил.
Рекомендовано к
публикации: _____
Dmitri E. Starichenko
Nina L. Starichenko
Anna A. Lukhtina Development of graphic vision in the process of the reality image The article contains the description of five systems of graphic vision and shape image. Specific features of shape image depend on character of its graphic vision. Mastering by various systems of graphic vision and image is necessary for professional formation of the identity of future artist-teacher in higher educational institutions. Key words: graphic vision, system of image, stages of development of graphic vision. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright (C) 2012, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2012 г. № 0421200031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |