Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2013

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  1972  

Март 2013 г.

Харчук Александр Дмитриевич
соискатель по кафедре организационной психологии,
  Российский государственный педагогический университет им. А И. Герцена, Санкт-Петербург
harchuk66@mail.ru

Особенности формирования конфликтологической компетентности у военнослужащих в процессе практико-ориентированного профессионального обучения  

Аннотация
Представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей формирования конфликтологической компетентности военнослужащих в процессе практико-ориентированного профессионального обучения. Показано, что в результате тренинга произошло существенное расширение диапазона конструктивных стратегий поведения в конфликте и снизилась общая агрессивность. 

Ключевые слова
конфликтологическая компетентность, тренинг; стратегии поведения в конфликте, агрессивность, акцентуации, копинг 

Проблема межличностных конфликтов затрагивает все сферы жизнедеятельности человека. Особое значение эта проблема приобретает в ситуациях практико-ориентированного обучения военнослужащих, где от обучающихся требуется выполнение большого количества групповых практических заданий. Будущая практическая деятельность курсантов предполагает, что в процессе обучения они приобретут опыт слаживания, так как их профессиональная деятельность предполагает групповые действия в сложных условиях среды. Однако, практика показывает, что навыки групповой профессиональной деятельности развиваются неравномерно и, зачастую, сопровождаются конфликтами между курсантами. Это негативно влияет на учебный процесс. Немаловажно и то, что параллельно с педагогическим процессом проходят социально-психологические процессы адаптации к новому коллективу, месту обучения, требованиям которые предъявляет педагогический коллектив. Большое значение имеет и повышенная личная ответственность, связанная с тем, что результат обучения заносится в личное дело курсантов, что может в будущем повлиять на служебную карьеру. 

Известно, что учебно-профессиональные ситуации, требующие адаптации в социально-психологической сфере, приводят к повышению уровня стрессированности, что, в свою очередь, может проявляться в конфликтном поведении. Таким образом, проблема конфликтов в курсантских группах тесно связана с проблемой стресса, фрустрации и копинг-поведения. Решение этой проблемы следует искать на путях повышения конфликтологической компетентности, которая оказывается необходимым условием не только учебной, но и профессиональной деятельности военнослужащих. 

Б. И. Хасан указывает, что конфликтологическая компетентность – это «способность действующего лица … в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации» [1]. 

В настоящее время проблема конфликтологической компетентности изучается в психологических, педагогических и акмеологических исследованиях. При этом концептуальные рамки этого понятия до сих пор определены не в полной мере и простираются от представления о конфликтологической компетентности как о «динамическом сочетании свойств личности» и «интегративном свойстве личности» [2] до специальной профессионально-обусловленной способности, представляющей собой  компонент общих коммуникативных способностей [3].  

В нашем случае, конфликтологическая компетентность понимается как когнитивная регуляторная подсистема профессионализма и способность к проявлению в профессионально-коммуникативной деятельности широкого диапазона поведенческих стратегий конструктивного преодоления ситуаций противоречия (конфликтов), а также высокая поведенческая готовность к конструктивному копингу. 

Ситуация конфликта, как одна из разновидностей социальных ситуаций имеет субъективно-объективную природу. Это означает, что объективная ситуация противоречия может быть признана конфликтной только в случае, если она специфически означивается субъектами включенными в эту ситуацию. Иными словами, конфликтная ситуация возникает только при наличии «базового консенсуса» в оценке ситуации между сторонами. Необходимыми характеристиками когнитивной (но не рефлексивной) оценки социальной ситуации как ситуации конфликта являются  [4]:

  1. Оценка сторонами сложившейся ситуации как «игры с нулевой суммой».

  2. Признание сторонами ценности выигрыша и/или неприемлемости ущерба в данной ситуации.

  3. Готовность сторон вступить в конфликтное взаимодействие (борьбу).

  4. Наличие разделяемых правил, по которым ведется борьба.

Таким образом, повышение конфликтологической компетентности понимается как развитие способности к когнитивному переозначиванию социальной ситуации и проявлению конструктивных поведенческих стратегий и копинга. 

Целью нашего исследования стало определение структуры индивидуально – психологических детерминант, обусловливающих особенности возникновения и разрешения межличностных конфликтов в курсантских группах и выявление влияния учебно-тренинговых мероприятий на повышение конфликтологической компетентности военнослужащих.

В качестве основных гипотез исследования выступили предположения о том, что:

Возникновение и динамика конфликтов в сложных, стрессовых ситуациях вызванных социально-психологическими факторами профессиональной среды, может описываться как трансакционный процесс, схожий с процессом формирования копинг-стратегий в соответствии с моделью Р. Лазаруса [5]. Данный процесс включает три переменных. Первая переменная (предиктор) представляет собой специфическую оценку какого-либо события (ситуации) как содержащей противоречие. В результате этой оценки событие приобретает конфликтогенный потенциал и требует усилий для своего разрешения. Вторая переменная (привратник), это когнитивная, но не рефлексивная оценка собственных ресурсов по преодолению возникшей конфликтной ситуации. В результате действия этих двух переменных формируются соответствующие эмоции, и возникает конфликтное поведение. Третья переменная (модератор) – усиливает или, напротив, ослабляет связь между жизненной ситуацией, переменной-предиктором и переменной-привратником. Ключевой переменной, модерирующей конфликт являются особенности личности [4].

Использование системы практико-ориентированных тренинговых упражнений направленных на повышение конфликтологической компетентности через освоение конструктивных стратегий разрешения конфликта и копинг-поведения  позволяет оптимизировать общий уровень агрессивности и расширить диапазон используемых копинг-стратегий путем увеличения конструктивных и уменьшения неконструктивных копингов. 

В исследовании использовались следующие методы и методики: экспертная оценка склонности к агрессивному поведению и конфликту в учебно-профессиональной деятельности; личностный типологический опросник И. Л. Соломина [6]; тест руки Вагнера (расчет суммарного балла агрессивности) [7]; опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) [8], методика диагностики ведущего типа реагирования в конфликте (Кашапов М.М., Шалаева Т.Г) [9]. 

Дизайн исследования включал сбор диагностической информации; формирование рандомизированной экспериментальной (77 чел.) и контрольной групп (69 чел.); проведение двухдневного тренинга в экспериментальной группе; вторичный сбор диагностической информации по методикам [3, 4 и 5]. Общее количество испытуемых – 146 чел. Экспертами выступали кураторы курсантских групп и преподаватели, ведущие практические («полевые») дисциплины. Эксперты типологизировали обучающихся по выраженности прямого агрессивного поведения в межличностной коммуникации на три группы. Количество экспертов – 6 чел. 

Тренинговые мероприятия включали информационный блок, посвященный основным представлениям о конфликте в профессиональной сфере и правилах его разрешения; групповое обсуждение эффективных способов поведения в напряженных, конфликтных ситуациях профессиональной деятельности; имитационные игровые упражнения, направленные на практическое освоение эффективных копингов; освоение приемов экстренной саморегуляции эмоционального состояния в процессе выполнения профессиональной деятельности. 

Информационный блок тренинга был основан на описании конфликта как трансакционного процесса включающего когнитивную оценку, эмоциональное переживание и внешнее поведение. В ходе игрового моделирования профессиональных ситуаций участники приобретали субъективный опыт распознавания эмоций сопровождающих когнитивные оценки и различения оценок, имеющих конфликтогенный потенциал. В групповых обсуждениях и дискуссиях участники осуществляли рефлексивные процедуры означивания-переозначивания поведения партнеров с целью актуализации моделей конструктивного копинг-поведения  в профессиональной деятельности. Применение методов прогрессивной релаксации, техник самовнушения и экстренного снижения нервно-психического напряжения в процессе тренинга не только улучшало самочувствие участников, но и позволило им освоить базовые навыки саморегуляции. 

Статистический анализ результатов полученных на первом этапе исследования (до тренинга) показал отсутствие значимых различий между экспериментальной и контрольной группами. В изучаемой выборке была обнаружена положительная корреляция (p<0,05) между экспертной оценкой агрессивности и суммарным баллом агрессивности по тесту руки Вагнера. Это означает, что готовность к конфликтному поведению у курсантов находит свое выражение в поведении, которое фиксируется экспертами. 

Факторный анализ результатов первого этапа показал, что асоциальное, просоциальное и пассивное поведение входят в разные факторы, и образуют разные кластеры с данными других тестов. В первый фактор «Асоциальная стратегия - агрессия» вошли манипулятивные, асоциальные и агрессивные действия по тесту SACS, общий уровень агрессивности (тест руки Вагнера) и агрессия как тип реагирования в конфликте (тест Кашапова – Шалаевой). Демонстративная акцентуация характера, вошедшая в первый фактор, рассматривается как модератор асоциальной стратегии в конфликте. Второй фактор, получивший название «Просоциальная стратегия» (модели поведения «Вступление в социальный контакт» и «Поиск социальной поддержки» по тесту SACS), включает в себя гипертимную акцентуацию, которая рассматривается как переменная модерирующая эту стратегию. Третий фактор «Пассивное поведение» (шкалы «Избегание» и «Осторожные действия » по SACS) включает также педантичную акцентуацию. 

Повторное обследование после тренинга показало, что в экспериментальной группе значимо повысилась выраженность просоциальной стратегии преодоления, прежде всего за счет ассертивных действий (p<0,001) и вступления в социальный контакт (p<0,05). При этом выросла и склонность к манипулятивным действиям (p<0,05). Кроме того, уменьшилось количество импульсивных и асоциальных действий, а также избегания (p<0,05). Значимо (p<0,05) повысилась выраженность такого конструктивного типа реагирования в конфликте как «Решение» (тест Кашапова – Шалаевой). 

В экспериментальной группе изменилось распределение суммарного балла агрессивности по тесту руки Вагнера. Несмотря на то, что среднее значение по группе изменилось мало, существенно уменьшилось среднеквадратичное отклонение, что указывает на уменьшение количества крайних оценок. Иными словами, произошла переоценка значимости как прямых агрессивных и асоциальных, так и пассивных действий как ресурса для разрешения конфликта. В контрольной группе таких изменений не наблюдалось. Значимые корреляционные связи между акцентуациями и типами копинг-поведения в экспериментальной группе сохранились. 

Таким образом, в результате исследования было установлено, что тренинг, не затронув личностную составляющую организации поведения, тем не менее, существенно воздействовал на модели поведения в конфликте, т.е. выполнил поставленную задачу – повышение конфликтологической компетентности курсантов. 

Литература

  1. Хасан Б. И.  Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, Издательство гос. ун-та, 1996. — 157 с.

  2. Вербицкий А. А., Щербакова О. И. Конфликтологическая культура личности специалиста: контекстный подход. — М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. — 132 с.

  3. Картель В. Ф. Конфликтологическая компетентность руководителя как фактор повышения эффективности управленческой деятельности. // Проблемы управления. — 2007. — № 2 (23). — С. 152—154.

  4. Бендюков М. А. Психология трудового конфликта. – СПб., Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2011. – 88 с.

  5. Lazarus, R. S. (1991), «Progress on a cognitive-motivational-relational theory of emotions», American Psychologist, Vol. 46, рр 819-834.

  6. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – СПб., Речь, 2006. — 280 с.

  7. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб., Питер, 2001. — 560 с.

  8. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб., Питер, 2009. — 336 с.

  9. Кашапов М. М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. — М-Ярославль, Ремдер, 2003. –183 с.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

______

Aleksandr D. Kharchuk
Applicant in the Department of Organizational Psychology, Al. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
harchuk
66@mail.ru  

Features of formation conflictological competence of personnel in the practice-oriented vocational training

The paper presents the results of an empirical study of psychological features of formation conflictological competence  of military personnel in practice-oriented training. It is shown that as a result of training, there was a significant improvement in the range of constructive behavior strategies in conflict and decreased overall aggressiveness. 

Keywords:
conflictological competence, training, strategies for behavior in the conflict, aggression, accentuation, coping


Copyright (C) 2013, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100