Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2013

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  1990  

Апрель 2013 г.

Шульга Елена Владимировна
соискатель по кафедре педагогики и андрагогики, Санкт-Петербургская академия постдипломного образования, Санкт-Петербург

elenshulga@yandex.ru  

О педагогическом потенциале школьного праздника (ретроспектива идей отечественных исследователей) 

Аннотация
Представлена историческая  ретроспектива идей отечественных ученых и практиков о педагогическом потенциале детских праздников в России, даны комментарии о возможности его воплощения в настоящее время. 

Ключевые слова: 
педагогический потенциал, школьный праздник, фазы досуга
 

Праздники в жизни людей всегда были посвящены значимым событиям их жизни, которые и определяли ценность праздника. Еще А. В. Луначарский заметил: «Школьный праздник, проводимый  в школе, есть часть жизни. Посредством праздника жизнь внедряется в школу, получает в ней свой отголосок» [1.С.454]. К сожалению, в настоящее время праздником в школе  называют любое мероприятие, выходящее за рамки учебной деятельности.  Каким же должен быть школьный праздник сегодня, если учесть, что большую часть своей жизни ребенок проводит в школе? Другими словами, насколько полно используется педагогический потенциал школьного праздника на современном этапе? Рассуждая о школьном празднике, мы будем говорить о специально организованном  мероприятии в рамках образовательного учреждения, спланированном и реализованном действии для достижения развития личности воспитанников.  

Введение Новых стандартов образования предоставляет уникальную возможность детскому  празднику стать неотъемлемой частью образовательного пространства школьной жизни, органично сочетая процессы обучения и воспитания. В частности,  «интегрировать духовно-нравственное развитие и воспитание в основные виды деятельности обучающихся (урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную) [2.С.5], наладить  «взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования» [3. С.3].  

Для того, чтобы точнее раскрыть смысл того. каким должен быть школьный праздник сегодня, обратимся к понятию «педагогический потенциал». Е.И.Музыко, обобщая определения термина «потенциал», представленные в различных словарях, выделил два уровня толкований, характеризующих это понятие. Во-первых, как «скрытые возможности, способности, силы». В этом случае, по мнению автора, стержневым условием является «непроявленность, латентность имеющихся возможностей». Проецируя этот смысл на словосочетание «педагогический потенциал  школьного праздника», можно заметить, что  определение «педагогический» как раз и  обозначает цель,  направленную на развитие личности воспитанника благодаря специально организованному взаимодействию педагогов и  учащихся. Второй уровень термина «потенциал», выделенный Е.И.Музыко, обозначает совокупность ресурсов для осуществления какой-либо деятельности, решения каких-либо задач [4. С.2].  С этой точки зрения, ресурсами школьного праздника будут  педагогические кадры, техническое обеспечение, материальная база, использование образовательной среды школы, степень вовлечения родителей и т.д., а также -  условия реализации, то есть правила по использованию имеющихся ресурсов.     

Мы исследовали картину изменений педагогического потенциала школьного праздника в историческом аспекте  на основе анализа публикаций в периодических изданиях («Народное образование» (1904-1907гг.), «Народный учитель»(1926-1928гг.), «Свободное воспитание и свободная трудовая школа» (1918г.), «Организуйте детвору» (1930г.), «Искусство в школе»(1928г.) «Начальная школа»(1933-2012г),  методических рекомендаций  по организации детских праздников за период 1917- 1930 гг.;  а также некоторых нормативных документов, регламентирующих проведение школьного праздника. Конечно, формат статьи не позволяет раскрыть все особенности исторического развития школьного праздника в России, поэтому совокупную картину обнаруженных идей мы кратко представили в следующей таблице: 

Тематика

Форма проведения

Цели

Основные характеристики 

1764-1890 

 Государственные праздники, знаменательные события, окончание учебного года 

Торжественные собрания, театрализации. концерты

- Приобщение к государственным и религиозным ценностям.

- Демонстрация достижений учащихся 

Праздники - неотъемлемая часть школьной жизни. Тематика и форма проведения  церковных и государственных праздничных дат определяется государством.

 Школьные праздники носят бессистемный характер. Однообразие тематики и форм проведения 

   1890-1917

Церковные, «царские»,
Начало учебного года

Новое:праздник птиц, праздник древонасаждений, елка 

Торжественные акты 

Новое:
литературные утра, вечера 

-  «отвлечение от непозволительных развлечений», «умение вести себя на людях»,  «привлечение внимания и симпатий к школе всех слоев общества»

1917-1920

 Елки  

Новое:
Революционные праздники,  праздники в память писателей.

Театрализация, игры с пением. 

Новое:
Политический митинг с концертом художественной самодеятельности

- «Способ к развитию прирожденных способностей ребенка», возможность умело «воспользоваться ими и направить в сторону большей пользы»,  «оживление работы школы»,

Новое:  - «развитие  детской инициативы, самостоятельной деятельности»,

Становление праздничного календаря: поиск новых форм,  большим количеством школьных праздников

Активное участие детей во взрослых праздниках.

Школьные праздники – часть общегосударственной политики идеологического воспитания.

1920-1940-

Революционные даты.

Новое:
Антирелигиозные праздники.
Праздники пионерской организации. Праздники детского творчества. Физкультурные праздники.  Праздники народов  СССР и народов мира. «День школы», «День леса», «День урожая», праздник елки.

Основной метод – «метод художественной комплексной работы»: художественный доклад, коллективная и сольная декламация под музыку,  инсценировки, живые картины.
Демонстрация, карнавал,
торжественное заседание.

Новое: Политсуд.

- «…должны служить проводником новых форм быта в семью и вообще в среду, примыкающую к школе».
- «выход для детской энергии».
- «пробудить дремлющие интересы ребенка».

Новое:
«…должны как в фокусе вобрать в себя всю идеологическую сущность прожитого и проработанного отрезка учебного года, ярко осветить эту часть пройденного пути,..».

Развитие праздничного календаря.
Государственное регулирование количества праздников, их тематики и форм проведения
(Постановление Коллегии Наркомпроса, Методическое письмо Наркомпроса).
Научная разработка
темы  детского праздника (1921 г. – Научно-Педагогический Институт по изучению игры и праздников).
Праздник –
 «официальная форма учета работы школы». 

1940-1950

Продолжает существовать тематика предыдущего периода.

Антирелигиозные праздники теряют свою актуальность. 

 

Новое:

«музыкально-литературный монтаж» (1944)

-  «Хорошая школа личного поведения».
- Выявление детских талантов,  эстетическое воспитание.

Новое:
- «Воспитание мужества, стойкости в борьбе с врагами, ненависть к врагам советской отчизны»
 - Укрепление детского коллектива, ответственность перед коллективом.

Стабилизация праздничного календаря школьных праздников.

 Специфика военных и послевоенных лет сказывается на количестве и тематике праздников: в праздничный календарь включаются праздники, отражающие события ВОВ.  

1950- 1970

События школьной жизни: начало и окончание учебного года,  прощание с букварем.

Новое
События окружающего
мира:
праздники времен года, труда,
 тема космоса.

В период 50-70-х гг. ведущей формой праздника является его 3-х частное построение: официальный доклад, концерт, игры). 

Новое:
- Признание личности ребенка высшей ценностью, воспитание всесторонне развитой  личности на основе приобщения к идеям гуманизма в процессе художественно-эстетической деятельности.

Частичное обновление праздничного календаря:
- события школьной жизни (50-60-е гг.),
- расширение тематические рамки (60-70-е гг.),
- учет возрастных особенностей детей.
- включение праздников в воспитательную систему работы школы

1970-1990

События школьной жизни:
Прощание с 1-ым  классом, начальной  школой,  праздник первой оценки и т.д.

Новое:
Вопросы этики:
«
Праздник вежливых ребят»,
«Рыцарский турнир».

Новое:
Появление новых форм (праздник-путешествие, праздник-игра, праздник-состязание, праздник-ярмарка, карнавал и т.д.)

 Новое:
«Своеобразная форма духовного самовыражения детей».

 Вопросы партийной  идеологии к концу данного периода отходят на задний план, на первый план выходит личность ребенка, его самовыражение и обогащение.

 Обращение к личности ребенка и окружающему его миру.

1991-2012

 - Новые государственные праздники  (День народного единения, Праздник матери, День пожилого человека),
- дни воинской славы,
-   православные праздники,
-  народная культура,  семейные  традиции.

Широко применяются игровые технологии.

Зачастую форма проведения  праздников копируется из мира взрослых («Мисс России», «Слабое звено»и т.д.) 

- «Праздник – рентген характера растущего человека».
- Сфера разностороннего  творческого сотрудничества детей между собой и детей со взрослыми.

- Создание  пространства «роскоши человеческого общения», способствующего духовному  самовыражению и обогащению ребенка.
       

Создание нового календаря школьных праздников с учетом введения новых государственных праздников и особенностей данного учреждения.

В тематике делается акцент на успешность, реализацию  личностного потенциала.

Из приведенной таблице можно заметить, что в целом школьный праздник рассматривался как разное по масштабу педагогическое средство, но всегда направленное на изменение личности ребенка.    Дадим некоторые комментарии к таблице.

Известно, что в конце XVIII  века церковные и «царские» праздники органично входили в жизнь школы.  Цели таких праздников не декларировались, можно предположить, что их основными задачами являлись приобщение к общегосударственным и религиозным ценностям, придание значимости тому или иному событию и демонстрация достижений учащихся [5.С.130].  Во второй половине ХIХ века школьный календарь праздничных дат пополнился новым праздником -  праздником елки.  Именно этот праздник стал первым фактом публичного декларирования целей и задач школьного праздника.  [6.С.35]. С начала XX века праздники в школах все шире освещаются в периодической печати. По материалам  журнала «Народное образование» можно судить о том, что школьные праздники в этот период рассматривались как хорошее учебно-воспитательное средство, полезное для детей «в смысле естественной потребности в более или менее сильном нервном возбуждении после продолжительной, рядовой, будничной работы» [7. С. 164]. 

Анализируя литературу о детском празднике за период с 1917 года, можно заметить, что предметом исследования являлся не только школьный праздник, но и массовый, пионерский и т.д.  В первые  годы советской власти праздники прочно вошли в жизнь школы, а революционные праздники составили основное их ядро. С середины 20-х годов все чаще ставился вопрос о включении содержания праздников в урочную и внеурочную деятельность школьников. Так, в июне 1924 года в Ленинграде состоялась конференция по проведению общественно-политических праздников в школе, где говорилось о необходимости включения в производственный план школы содержания праздников с тем, чтобы этот материал мог изучаться на классных и предметных занятиях.  В группах продленного дня, на клубных и кружковых занятиях предполагалось его углубление и подготовка к художественному оформлению [8. С.51]. Практический опыт работы педагогов  обобщался и анализировался в специальных сборниках, на семинарах и конференциях. На страницах журналов учителя-практики высказывались по вопросам расширения тематических рамок праздников:   праздник как  лучшая форма учета усвоенных знаний [9. С. 41], эффективное завершение пройденной темы [10. С.49]. В конце 20-х годов  Методическое письмо Наркомпроса «Школьные праздники» регламентирует список  школьных праздников,   их содержание вводится в программу обучения, праздник становится официальной формой учета работы школы. [11. С.3-5].

Анализируя  теоретические концепции школьного праздника за период 20-х – 40-х годов, можно заметить, что школьный праздник авторами этих работ всегда рассматривался как эффективное средство воспитания: «средство, способное пробудить дремлющие интересы ребенка»  [12. С.7 ],  «лучшее средство агитации и пропаганды определенной идеи» [13.С.45] средство развития способностей ребенка »[14. С.7]. По мнению К.И Львова, «праздники могут явиться хорошим цементом, связывающим воедино изучаемые в школе предметы»[14. С. 14]. Обзор литературы по проблемам школьных праздников будет неполным, если обойти вниманием вклад, внесенный великим советским педагогом В.А. Сухомлинским в эту сферу школьной жизни. В.А. Сухомлинский построил уникальную систему воспитательной работы, в которой праздники сопровождали каждый этап в жизни ребенка [15.С.45-48]. Его система праздников (праздник радости жизни на родной земле), органично включенная в воспитательную систему школы, станет одним из первых опытов подобного рода. 

Г.П. Черный в конце 70-х годов, изучая массовый пионерский  праздник, акцентировал внимание на двух моментах, обусловливающих эффективность праздника:

  • педагогически целесообразной  организации, т.е. обеспечение организации праздника ориентирами в целеполагании, которые содержатся в планируемых воспитательных результатах, а не в средствах воздействия,

  • активной включенности  ребенка в празднование, т.е. отказ от диктата взрослых и переход на методику коллективных творческих дел (по И.П. Иванову) [16. С. 8-9].

Обратимся еще к одной, с  нашей точки зрения, очень продуктивной идее ленинградского культуролога Э.В.Соколова.  Автор выделил  пять фаз досуга (отдых, развлечение, просвещение, творчество, созерцание), причем праздник, синтетичный по своему смыслу, имеет общее с каждой из них [17. С.86].  Это позволяет по-новому взглянуть на проблему школьного праздника и создание условий для реализации его педагогического потенциала в полной мере. Раскроем обозначенные фазы досуга (по Э.В.Соколову),  и спроецируем их на школьный праздник.

Действительно, праздник в школе это:

  • Отдых в череде уроков, ведь именно так он воспринимается детьми.

  • Развлечение как непременная составляющая  детского праздника (но не его основная цель!), так как именно игровое начало делает праздник особенно привлекательным для его участников (оригинальный сюжет, игры разных видов, сюрпризные моменты). Исключение составляют торжественные праздники, где шуточные, подвижные игры неуместны.

  • Просвещение как подготовительный этап в организации школьного праздника наполняет содержание праздника особым смыслом, придает ему значимую  ценность.  Просвещение в рамках школьной программы может осуществляться на уроках (чтение, окружающий мир, музыка, ритмика) при проведении тематических классных часов, на экскурсиях и т.д.

  • Творчество – неотъемлемая часть любого школьного праздника.  Согласованность  тематики праздника с программами объединений ОДОД  дает возможность, включая творческие номера в программу праздника, обогатить  эти номера новыми смыслами. Так, материал готовится на занятиях в объединениях ОДОД (театр, хор, хореография, рисование и т.д.), что создает условия для реализации полученных знаний и умений в практической деятельности.

  • Созерцание (по Э.В.Соколову - «…праздник есть коллективное, торжественное созерцание, в том смысле, что он предполагает приостановку всякой утилитарной деятельности, единовременное и единодушное переживание всеми гражданами высоких чувств, вечных идей, неоспоримых ценностей»[17.С.86]) - В школе комплексная подготовка праздника (на уроках, классных часах, экскурсиях, занятиях ОДОД) создает условия для осмысленного участия детей в празднике, эмоционального «погружения» в атмосферу праздника, делает праздник запоминающимся  событием в жизни каждого ребенка. Творческие задания в после-праздничный период позволяют полнее осмыслить событийность праздника, отрефлексировать его итоги.

Подведем итог нашим  рассуждениям. Для того, чтобы школьный праздник максимально нашел свое воплощение в изменении личности ребенка, следует использовать все образовательное пространство школы. Педагогический потенциал детского праздника в школе будет реализован наиболее полно при условии:

  1. педагогически целесообразной  организации, т.е. обеспечение организации праздника ориентирами в целеполагании, которые содержатся в планируемых воспитательных результатах, а не в средствах воздействия;

  2. включения содержания праздников  в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную  деятельность;

  3. взаимосвязи  и преемственности  общего и дополнительного образования;

  4. включенности в содержание праздника всех видов досуга: отдыха – развлечения - просвещения – творчества – созерцания.

Литература

  1. Луначарский А.В. О народном образовании. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 559 с.

  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Стандарты второго поколения). – М.: «Просвещение», 2011. – 24 с.

  3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» (Стандарты второго поколения) ). – М.: «Просвещение», 2010. – 112 с.

  4. Музыко Е. И. «К вопросу исследования экономической сущности категории «инвестиционная емкость» // Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010. URL:  http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3013 – 24.04.2013

  5. Жерихина Е.И. Смольный. Историй зданий и учреждений. – СПб: «Лики России», 2002. -223 с.»

  6. Швидченко Е. С. Рождественская елка, ее происхождение, смысл, значение и программа. С нотным прил. (Для воспитателей, учителей и родителей). СПб..  1889. – 64 с.

  7. Пономарев С. Школьные вечера. // Народное образование, 1904. Кн. II. Стр. 163-172.

  8. Красный календарь в трудовой школе (методические статьи, инструктивный материал и библиография) /Сост. З. Лилиной. - ГИЗ, 1925. – 122 с.

  9. Руфина О. Детские праздники. // Народный учитель. - 1926. - № 8. -С. 40-41

  10. Маркон Ч. Школьный праздник в связи с прохождением темы.//Народный учитель. - 1927.       - № 2. -  - С. 49-56

  11. Школьные праздники. Методическое письмо. -М.-л., Наркомпрос РСФСР Главсоцвос и Госиздат, 1928. - 75с.

  12. Марц В.Г. Юношеские праздники. / Сб. Игры и развлечения. - М., 1922. - 89 с.

  13. Устинов И.В., Крылов В.И. Праздник Октябрьской революции в школе. - ГИЗ, 1923. - 144с.

  14. Львов К.Л. Иллюстративные вечера. Пособие по устройству вечеров и праздников во внешкольных и школьных просветительных учреждениях. 2-е доп. - М.: Работник просвещения, 1925. - 265 с.

  15. Сухомлинский В.А. Избр. произв. В 5-ти т. - Киев, 1979. Т.1. – 350      с.

  16. Черный Г.П. Педагогическая технология массового праздника. - М., 1990.

  17. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. - Л., 1977. - 207 с. 

Рекомендовано к публикации
М.Г. Ермолаева, кандидат педагогических наук , научный руководитель работы
А.А. Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

_____

Yelena V.Shulga
Post-graduate student, Academy of Pedagogical  Postgraduate Education, St. Petersburg
elenshulga@yandex.ru

On the pedagogical potential of school holiday (retrospective ideas of national researchers) 

It is presented the historical retrospective of Russian scientists and practitioners’ ideas about a school holiday potential in Russia and  possibility of their embodiment now. 

Keywords:
pedagogical potential, school holiday, types of leisure.


Copyright (C) 2013, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
Пр