| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Щербакова Елена
Викторовна Периодизация становления семинарий в Оренбургской губернии
Аннотация
Ключевые слова
В XIX веке в контексте реформирования российского образования появляются новые типы школ. Одним из таких типов учебных заведений в дореволюционной России стала семинария, которая получила распространение в двух формах – учительской и духовной. В Оренбургской губернии XIX начала XX века семинарии (в отсутствии высших учебных заведений) выполняли роль образовательных, научных и культурных центров. Эти учебные заведения просуществовали в течение небольшого периода времени (в советском государстве духовные семинарии закрываются, учительские семинарии преобразовываются в педагогические курсы, затем в училища, техникумы, колледжи), ими был накоплен ценный опыт в деле организации учебного и воспитательного процесса, который базировался на духовно-нравственных ценностях российского государства того периода. В работах оренбургских исследователей семинарии рассматривались как часть системы профессиональных [1], либо педагогических [2] учебных заведений. Однако развитие семинарского образования как особого типа специально не изучалось, не выделялась периодизация этого процесса. Задача данного исследования – выделить историко-педагогические периоды становления учительских и духовных семинарий в Оренбургской губернии в контексте развития семинарского образования по России в целом. Прежде всего, уточняем понятие «семинария». «Инструкции для учительских семинарий Министерства Народного Просвещения» от 1875г. определяют, что: «учительские семинарии имеют целью доставить педагогическое образование молодым людям всех сословий, православного исповедания, желающим посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах» [3, С.452]. В «Уставах духовных семинарий и училищ» от 1884 г. дано описание духовных семинарий: это - «суть учебно-воспитательные заведения для приготовления юношества к служению православной церкви. Семинарии учреждаются с разрешения Св.Синода и содержатся на состоящие в его распоряжении средства, при всемилостивейше дарованном пособии из Гос. Казначейства» [4, С.1]. Таким образом, семинарии – это средние специальные учебные заведения для подготовки учителей или священнослужителей, реализующие в своей деятельности принципы православной педагогики. Анализ работ ученых-методологов истории педагогики [5; 6] позволил разработать периодизацию становления учительских и духовных семинарий. При разработке периодизации становления семинарий в России применен критериальный анализ историко-педагогических процессов, который представляет собой метод исследования, основанный на вычленении значимых аспектов, позволяет сопоставить их и выделить изменения в сущностных характеристиках обучения и воспитания [7, С. 29-30]. Мы использовали следующие критерии: Социально-педагогический (определяется совокупным влиянием политических, экономических, сословных, гендерных, географических, конфессиональных, этнических факторов на систему образования в целом и развитие отдельных типов школ). Данный критерий указывает на идеалы и целевые установки образования. Содержательный критерий раскрывает общую направленность содержания образования, уровень теоретического осмысления педагогических проблем. Организационный критерий показал качество управления и формы контроля, уровень организации процесса обучения и воспитания в семинариях. На основе перечисленных критериев нами выделены следующие периоды становления семинарий:
Первый период начинается в 1721-м году подписанием императором Петром I «Духовного регламента», который предполагал создание академий с семинариумами. Семинариумы функционировали как архиерейские школы: находились при домах правящих архиереев для детей священнослужителей, образование не имело строгой профессиональной направленности, не было единого устава. В 1807 году создан Комитет, главной задачей которого стала разработка устава и учебных программ, а в 1808 году он преобразован в Комиссию духовных учебных заведений. Результатом работы стал проект реформирования духовных школ, согласно которому в системе духовного образования выделены три ступени: высшее образование – академии, среднее образование – семинарии, низшее – училища. В 1814 году правительство утверждает проект реформы и «Устав духовных семинарий». Именно в указанный период появляется первая в Оренбургской губернии Оренбургско-Уфимская духовная семинария (открыта в г.Уфе в 1800г.) [8, 310 с.]. Попытка создания учительской семинарии относится к 1779 году (при Московском университете) и 1786 году (при Санкт–Петербургском университете). Эти учебные заведения просуществовали до 1830 года и были закрыты. По всем трем выделенным выше критериям семинарское образования в обсуждаемый период было слабо развитым:
Основными предпосылками зарождения духовных семинарий послужили: реформы Петра I (разделение образования на светское и духовное, создание Священного Синода, издание «Духовного регламента»); общая реформа духовного образования 1807-1814 годов и формирование трехступенчатой системы православных школ. Во второй период (1831 – 1864 гг.) происходит теоретическое осмысление возможностей семинарского образования, путей его развития. К 1831 году подготовлен и утвержден проект содержания образования в духовных семинариях, который позволял учитывать региональную специфику при составлении учебных планов. Так, в 1840 г. в курс Оренбургско-Уфимской духовной семинарии введены: татарский и чувашский язык, землемерие, сельское хозяйство, алгебра, физика, логика, психология, риторика, поэзия, археология, общая и русская гражданская история, естественная история. Были значительно расширены богословские предметы: богословия догматическое, нравственное, пастырское, сравнительное: о вероисповеданиях и расколе; Священное Писание, герменевтика, православное исповедание (расширенный катехизис), патристика, Библейская история Христианской Церкви, церковное каноническое право, учение о богослужебных книгах (литургика), пасхалия и даже древнееврейский язык. Из перечня предметов очевидно, что эти ученые заведения становятся актуальными как миссионерские и культурные центры. С ростом церковно-приходских школ, в духовных семинариях четко определилась педагогическая направленность – выпускники получили возможность работать народными учителями. С 1830 -х годов они открываются в каждой епархии. В связи с разделением Оренбургско-Уфимской епархии на Оренбургскую и Уфимскую (1859 г.), Оренбургско-Уфимская духовная семинария стала именоваться Уфимской. В новой Оренбургской епархии возникла необходимость в собственном учебном заведении для подготовки священнослужителей, миссионеров и учителей для народных школ. В 1860 году епископом Антонием II (Радонежским) поставлен вопрос перед Священным Синодом об открытии семинарии в г.Оренбурге. Священный Синод аргументация необходимости решения данного вопроса не удовлетворила. До 1861 года учительские семинарии как тип учебного заведения не были распространены. Отмена крепостного права (1861г.) повлекла за собой школьные реформы (1864г.) и интенсивное развитие народной школы. Таким образом сформировался общественный запрос на качественную и быструю подготовку учителей. В педагогической общественности ведутся споры о сути семинарского образования. В 1861 году К.Д.Ушинский подготовил «Проект учительской семинарии» [9, С. 233-257], одобренный Министерством Народного Просвещения. Наиболее значимыми качествами личности, согласно проекту, будущего учителя признавались религиозно-нравственные: набожность, любовь к Родине и языку, эмоциональность и искренность в общении с детьми, способность четко формулировать и излагать мысли, умение пользоваться своими знаниями на практике, доброта, скромность, аккуратность, порядочность. Главной опорой школы Константин Дмитриевич считал русскую православную церковь. Нравственность мыслилась педагогом только в рамках православия, которым пронизан весь русский менталитет. Итак, теоретическое осмысление содержания образования в семинариях определено социально-педагогическими критериями: политическим (отмена крепостного права и развитие системы народной школы), географическим и этническим (территориальное оформление Российской империи, присоединение территории азиатских народов и как следствие – актуальность миссионерской работы и развития инородческого образования), сословным (доступность обучения в духовных семинариях по-прежнему определялась принадлежностью к духовному сословию, учительские семинарии открыты для всех сословий). Третий период (1865-1905 гг.) характеризуется интенсивным формированием системы семинарского образования как духовного, так и светского. В 1865-1867 годах разработан и принят новый «Устав духовных училищ и семинарий», в котором предусмотрено подчинение школ Учебному комитету при Святейшем Синоде. Внутреннее управление строилось на коллегиальности и самоуправлении: семинарии возглавлялись правлениями, состоявшими из преподавателей и духовенства. В конце 70-х годов начала проводиться тщательная подготовка к преподавательской деятельности: выпускникам предоставлялась возможность обучать детей Закону Божиему, церковнославянскому языку, грамоте, выполнять функции духовника в учебных заведениях. При семинариях открывались образцовые школы, в которых осуществлялась педагогическая практика, количество часов на педагогическую подготовку увеличилось. На обучение стали принимать юношей из всех сословий православного вероисповедания. В 1870 году принято «Положение об учительских семинариях», в 1875 году «Инструкция для учительских семинарий Министерства Народного Просвещения», согласно которым:
В 1865 году учреждена Оренбургская губерния с центром в г.Оренбурге, в 1875 году из Казанского учебного округа выделяется Оренбургский учебный округ. В 1876 году в учебном округе открывается первая учительская семинария в с.Благовещенске [1, С. 70-71]. Так как губерния и округ территориально не совпадали (округ охватывал гораздо большую территорию), в губернском центре вопрос об организации семинарий оставался открытым. В 1869 году начато дело об открытии духовной семинарии в г.Оренбурге, и только в 1884 году Оренбургская духовная семинария начала свою деятельность. Таким образом, в указанный период происходит активное формирование системы семинарского образования:
Четвертый период (1905-1919 года) характеризуется развитием деятельности семинарий. 1905 год – начало революционных событий в стране. В семинариях (в том числе в Оренбургских) усиливается политико-воспитательная работа в интересах сохранения существующего режима власти: проводятся беседы и публичные лекции о губительном влиянии революционных идей, марксистской литературы, чаще устраиваются музыкальные и литературные вечера с патриотическим содержанием, семинаристов привлекают к делам милосердия (посещение госпиталей, помощь вдовам), ужесточается дисциплинарный контроль. Происходит деление учеников на политически благонадежных, полублагонадежных, неблагонадежных, проводится политико-воспитательная работа с каждой группой [10, Л.128]. В связи с предоставлением основных гражданских свобод в этот период получают доступ к обучению все сословия, народности, а в некоторые семинарии и представители различных конфессий. В 1909 году в Оренбурге открывается русско-башкиро-татарская учительская семинария, в которой обучались юноши православного и мусульманского исповедания. К 1917 году в Оренбургской губернии действовали Челябинская учительская семинария, Троицкая инородческая мужская и женская семинария, Шумихинская семинария. Развитие деятельности учительских и духовных семинарий в указанный период характеризуется:
Таким образом, каждый из перечисленных периодов представляет собой качественные и количественные изменения семинарского образования. Качественные изменения определялись тем, что часть компонентов семинарского образования менялась (набор и количество изучаемых предметов, администрирование школ, уставы, контингент абитуриентов), основа образования оставалась прежней – приоритет воспитания, источник которого христианское мировоззрение, религиозно-нравственное развитие личности семинаристов. Количественные изменения заключались в постепенном расширении сети учительских семинарий в III и IV периодах при стабильном функционировании духовных семинарий в епархиальных центрах в течение II, III и IV периодов. Литература
Рекомендовано к публикации _____
Elena
V. Shcherbakova
Periodization of seminary formation in the Orenburg region The article is highlighted and discussed the historical and pedagogical periods of formation teaching and theological seminaries in the Orenburg region in the context of seminary education in Russia as a whole. Specifies the terms as "teachers seminary", "theological seminary."
Key
words: | |||
| |||
Copyright (C) 2013, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |