| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Когут Анна
Александровна Развитие общения старших дошкольников в процессе музыкально-ритмического воспитания
Аннотация
Ключевые слова
Дошкольное детство представляет наиболее важный период в становлении личности ребенка. В этот период ребенок проходит ряд этапов социализации [1] и, если на каждом из этапов созданы благоприятные педагогические условия, то уже к 6-ти годам дошкольник может свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе. Однако, на сегодняшний день, психологи и педагоги приходят к выводу, что многие дети испытывают трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. В качестве уникального источника развития сферы общения детей можно рассматривать музыкальное искусство, которое характеризуется своей доступностью и силой эмоционального воздействия. Музыка – это язык, который понятен людям любых возрастов и любых национальностей. Так, Н. А. Ветлугина, говорит, что музыка как вид искусства, «способна объединить людей в едином переживании и стать средством общения между ними» [2, с. 7]. Согласно концепции деятельности, выдвинутой А. А. Леонтьевым – общение есть «коммуникативная деятельность», то есть система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как некоторый шаг в направлении к цели общения [3]. Следовательно, общение включается в практическую деятельность людей: совместный труд, познание, игру, музыкальную деятельность. Общение со сверстниками происходит в различных видах музыкальной деятельности. Однако, только в музыкально-ритмической деятельности, в наибольшей степени, реализуется необходимая для ребенка-дошкольника потребность в двигательной активности. При этом главной является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средство более глубокого ее восприятия и понимания [2]. Музыкальное искусство, в тесной взаимосвязи с поэзией и танцем, широко применялось в воспитательной системе древней Греции. Немецкий музыкант и педагог Карл Орф, так же был убежден, что «детская музыка», неразрывно связанна с речью и движением [4]. Положительное влияние музыкально-ритмической деятельности на развитие общения ребенка отмечали и отечественные педагоги и музыканты [5], [6]. Исходя из вышеизложенного, целью экспериментальной части работы мы определили: подтвердить эффективность музыкально-ритмического воспитания в развитии общения старших дошкольников. Экспериментальная работа проводится нами на базе дошкольных образовательных учреждений № 151 и № 128, г. Мурманска, с детьми 5-7 лет (всего 122 человека). Для реализации цели были выявлены критерии и показатели развития коммуникативной деятельности старших дошкольников и определены направления работы по развитию общения детей. Мы понимаем общение как, прежде всего, межличностное (субъект – субъектное) взаимодействие, в ходе которого происходит восприятие, оценка и понимание другого человека, а так же информационное обогащение субъектов общения, в результате чего складываются образования материального и духовного характера и отношения (устойчивые взаимосвязи) с другими людьми. Это взаимодействие может осуществляться разными коммуникативными средствами (вербальными и невербальными); в разных формах (диалог, управление, подражание); используя разные типы взаимодействия (конкуренцию, сотрудничество, приспособление и т. д.). Коммуникативная деятельность характеризуется процессуальностью, континуальностью, контекстуальностью, поэтому в определении уровня развития общения важными являются качественные характеристики, которые показывают, как протекает деятельность общения и какие отношения складываются в группе в результате этой деятельности. Исходя из этого, для определения уровня развития общения в детском коллективе нами были определены следующие критерии и показатели: уровень развития сотрудничества (как оптимального типа взаимодействия), характеризующийся способностью видеть действия партнера, согласованностью действий партнеров, осуществлением взаимного контроля, взаимопомощью, отношением к результату деятельности; уровень развития партнерского диалога (как оптимальной формы взаимодействия), который характеризуется способностью к эмпатии, умением правильно интерпретировать информацию, передаваемою партнером по общению, способностью слушать и слышать партнера; отношение ребенка к себе и другим (самооценка и оценка других), возникающее в результате общения. По предложенным выше критериям нами были выделены три уровня, характеризующие развитие общения в детском коллективе: высокий, средний и или низкий. Констатирующий этап эксперимента показал, что у многих детей есть определенные трудности в сфере общения: 35% (43 человека) не способны предугадывать действия партнера и вырабатывать общей способ решения задачи; 48% (58 человек) не обнаруживают способности к эмпатии; проявляет в некоторых ситуациях недостаточно терпения при слушании партнера 37% (45 детей). У некоторых из детей (7% или 9 человек) негативное отношение к другим детям или низкая самооценка (4% – 5 человек). Проанализировав результаты обследования детей по предложенным выше критериям и показателям, мы пришли к выводу, что только 13% детей (16 человек) имеют высокий уровень развития общения; около 60% (73 человека) – средний уровень и у 27% детей (33 человека) низкий уровень развития коммуникативной деятельности. Для коррекции и развития сферы общения детей мы определили направления работы, которые наиболее эффективно реализуются именно в процессе музыкально-ритмического воспитания, это:
В основу развития коммуникативной деятельности детей в процессе музыкально-ритмического воспитания положен принцип единства музыки речи и движения, исходя из которого, осуществляется подбор музыкального материала для занятий. Важнейшим элементом в структуре коммуникативной деятельности является потребность в общении, которая заключается в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и к самооценке. Поэтому первое направление связанно с формированием у ребенка стремления к общению. А это, в свою очередь, не возможно без позитивного самоощущения, уверенности в себе, определении своего места в детском коллективе и осознания собственной значимости. В процессе музыкально-ритмической деятельности ребенок получает заряд положительных эмоций, связанных с одной стороны с реализацией естественной потребности в движении, а с другой – с высокой эмоциональностью самого музыкального искусства, следовательно, повышается его самооценка, ребенок ощущает себя успешным в детском коллективе, повышается мотивация к общению. Одной из форм коммуникативного действия является диалог или равноправное субъект – субъектное взаимодействие. Такую форму общения еще называют гуманистической, так как она предоставляет значительно больше возможностей для взаимопонимания, самораскрытия и взаимного обогащения. Поэтому второе направление связано с развитием умения выстраивать конструктивный диалог в общении, основанный на уважении к собеседнику, к его интересам, мнению, убеждениям. Такой диалог с одной стороны основывается на эмпатии, сочувственном отношении к своему партнеру, умении поставить себя на место другого человека, способности прочувствовать его эмоции, переживания. А с другой стороны - на умении адекватно распознавать и интерпретировать эти эмоции, которые выражаются не только в интонационных характеристиках речи, но и в невербальном поведении – в мимике и жестах. Перевоплощаясь в ходе сюжетно-ролевых танцев или этюдов-драматизаций в сказочных героев, животных, других людей, ребенок учится ставить себя на место персонажа танца, чувствовать эмоциональное состояние героя, его характерные особенности, а так же учится правильно выражать эмоциональное состояние с помощью речевых интонаций, мимики и пантомимы. Диалоговая коммуникация представляется как последовательность высказываний участников общения а успешность диалоговой коммуникации во многом зависит от умения слушать собеседника. Поэтому третье направление связано с развитием умения слушать, которое наиболее эффективно осуществляется при соприкосновении ребенка с музыкальным искусством. Слушание музыки предваряет разучивание танца, пляски, хоровода. Развивая умение воспринимать музыкальное произведение и углубляя это восприятие при помощи пластической проработки музыкального материала, у детей формируется умение полнее и точнее воспринимать информацию, передаваемую партнером по общению. Коммуникативная деятельность может иметь разное содержательное наполнение: она может служить укреплению сотрудничества и консенсуса между участниками коммуникации, а может выражать конфликтные отношения, недоверие. Поэтому четвертое направление связано с формированием умения осуществлять деятельность в группе в тесном сотрудничестве между ее членами. Развитие этого направления реализуется в процессе совместной танцевально-творческой деятельности детей, а так же в музыкально-ритмических играх. Укрепляя сотрудничество, мы повышаем качество общения, формируем навык успешного взаимодействия и работы в группе. Полученные на музыкальных занятиях умения дети переносят и в повседневное общение. Таким образом, реализация системы музыкально-ритмического воспитания в дошкольном учреждении способствует развитию у детей всех трех сторон общения: коммуникативной (передача информации как вербальными, так и невербальными средствами), перцептивной (восприятие и понимание других людей) и интерактивной (взаимодействие с другими людьми). Музыкально-ритмическая деятельность является наиболее естественной и доступной для маленького ребенка, так как с одной стороны обладает всеми достоинствами музыкального искусства (экспрессивностью, эмоциональностью), а с другой – позволяет ребенку удовлетворить естественную потребность в движении. Кроме того, неразрывная связь детского танца с музыкой и речью, позволяет эффективно развивать как вербальную коммуникацию, так и невербальное общение в интересных и доступных для детей формах. Литература
Рекомендовано к
публикации: _____.
Anna A.
Kogut
Development of senior preschool children's communication in the process of musical rhythmic training This article analyzes the possibilities development communication senior preschoolers in the process of musical rhythmic activities. Guide the directions of development communicative activity through a system of musical rhythmic training.
Key
words:
| |||
| |||
Copyright (C) 2013, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |