| ||||||||||||||||||||||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | ||||||||||||||||||||||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
Надырова Дамиля
Саматовна Некоторые результаты исследования эмоциональности восприятия и исполнения музыки студентами в классе фортепиано
Аннотация
Ключевые слова
В настоящее время в трудах по проблеме музыкальных способностей наметился радикальный поворот от изучения отдельных, изолированно рассматриваемых свойств музыкальности к рассмотрению более общих, творческих, эмоционально-художественных слагаемых комплекса музыкальной одаренности (Д.А.Кирнарская [1], А.В.Торопова [2]). Однако глубинные механизмы формирования исполнительской одаренности все еще остаются недостаточно изученными. Они связаны с эмоциональными художественно-творческими, часто интуитивно-подсознательными процессами, с трудом поддающимися точной фиксации и измерению, и потому «неудобными» для экспериментального научного исследования. В то же время именно эти стороны музыкально-художественного переживания являются ключевыми как для понимания сущности исполнительской одаренности, так и для разработки прогрессивной методики фортепианного (и музыкально-инструментального) обучения. «Талант есть страсть плюс интеллект – писал Г.Г.Нейгауз. - Главная ошибка «методистов от искусства» состоит в том, что они понимают только интеллектуальную, вернее, рассудочную сторону художественного «действия» и стараются на нее только влиять своими умозрительными советами и рассуждениями, забывая совершенно о другой стороне - этот неудобный «икс» они просто сбрасывают со счетов, не зная, что с ним делать» [3, с.37-38]. Анализ проблемы исполнительской одаренности показал, что процесс исполнения музыки в целом (включая и техническую его сторону) является специфической «омузыкаленной» формой человеческой экспрессии, внешним проявлением яркого и сильного переживания музыки, активной эмоциональной реакции на нее [4]. Это стремление к выразительному, одухотворенному, художественно совершенному воплощению смысла музыки в собственном исполнении есть не что иное, как проявление вовне эмоциональной отзывчивости на музыку - ведущего качества музыкальности, ее «центра». Перевод внутреннего художественного переживания во внешний план, в форму реально звучащей музыки на основе механизмов общей и исполнительской экспрессии осуществляется в результате творческой активности исполнителя, его стремления донести эмоциональную информацию до слушателей, поделиться с ними своим пониманием ее смысла. Эту способность, художественно-коммуникативную по своей сути, можно определить как внешний, активный, экспрессивный компонент эмоциональной отзывчивости на музыку, или как экспрессивно-коммуникативную способность музыканта-исполнителя. Проблема формирования музыкальности, как и любая другая педагогическая задача, для своего успешного решения требует достаточной информативной обеспеченности. Так как содержательная сторона эмоции не имеет каких-либо поддающихся измерению внешних проявлений (в этом - одна из проблем научного изучения художественной деятельности), приходится полагаться в основном на данные рефлексии, самоотчетов испытуемых, в которых, как известно, достоверность полученных результатов может зависеть и от других, побочных факторов (неискренность ответов, невнимательность, непонимание терминологии и т.д.). Эти недостатки частично нивелируются большим объемом испытуемых и предельной ясностью предлагаемого задания. С целью изучения особенностей формированния у обучающихся музыке качеств, отвечающих за эмоциональность восприятия и исполнения музыки, был проведен анкетный опрос студентов учебных заведений музыкально-педагогического профиля, обучающихся по классу фортепиано, в котором приняли участие 308 человек. Анкетирование было направлено на решение следующих задач:
Анкета включала в себя девять вопросов (по три вопроса в соответствии с перечисленными выше задачами. Все вопросы анкеты веерного типа, с предлагаемыми на выбор респондента вариантами ответа; четыре вопроса открытого, остальные - закрытого типа. Суммируя результаты опроса, связанные с первой задачей анкетирования, можно констатировать, что, несмотря на общую высокую оценку студентами занятий в классе фортепиано, их интерес к игре на инструменте носит чаще всего пассивный, неустойчивым характер; большинство обучающихся не испытывают потребности в самостоятельном музицировании, в знакомстве с новыми произведениями, получении свежих музыкально-эстетических впечатлений и практически не выходят за пределы круга обязательных программных требовании. Значительная часть студентов индифферентно относится также и к выбору учебного репертуара. Интересные данные получены по вопросу о динамике эмоционального отношения к изучаемому музыкальному произведению в зависимости от стадии работы над ним. Выяснилось, что более половины опрошенных (54,22%) увлекаются произведением лишь на последнем этапе; у 22,40% отношение к произведению остается неизменным; и 17,53% ответили, что «пьеса больше увлекает в начальном, ознакомительном периоде» (3,57% воспользовались свободным ответом). В целом можно говорить о существовании разных типов динамики эмоционально-эстетического отношения студентов к изучаемым произведениям, при этом выявлена тенденция к более позднему формированию художественного переживания, когда настоящая увлеченность, «влюбленность» в произведение приходит только на последней, завершающей стадии работы над ним (больше половины опрошенных). Одна из причин такого явления кроется, на наш взгляд, в том, что студенты привыкли к весьма длительному, постепенному освоению фортепианных произведений, как это принято в музыкальных школах и училищах. Вопрос об участии в эстетическом переживании музыки ассоциативных внемузыкальных представлений показал следующее: примерно у половины опрошенных (49,35%) ассоциации и аналогии с явлениями жизни и искусства возникают «довольно часто», у 16,88% - «всегда», у 29,55% они встречаются «редко», и, наконец, у 4,22% они не наблюдаются вовсе. Как видим, для большинства студентов (примерно две трети опрошенных) характерна активность ассоциативного воображения при изучении музыкальных произведений, однако следует иметь в виду, что эти данные получены на основе собственной самооценки и потому могут страдать субъективизмом; кроме того, они отражают только «количественную» сторону ассоциативных проявлений, в то время как в художественном переживании решающее значение имеет качественная сторона возникающих ассоциативных представлений, то есть их соответствие эмоциональному смыслу самого произведения. Вопрос о соотношении стихийного и сознательного начала в работе над эмоциональным содержанием произведения оказался для некоторых студентов, вероятно, слишком сложным: не дали ответа 9,74% - десятая часть опрошенных. Остальные ответы распределились следующим образом: 22,73% высказались за ведущее значение стихийного, интуитивного начала («эмоциональная сторона исполнения должна складываться стихийно, подсознательно, только на основе творческой интуиции»); 12,99% воспользовались свободной графой, в большинстве этих ответов отмечалось, что стихийность и сознательность должны в равной степени участвовать в формировании эмоциональной стороны исполнения; 54,55% согласились с вариантом ответа «в этом направлении необходима специальная сознательная и целенаправленная работа». Как видим, подавляющее большинство (12,99% плюс 54,55%) придерживается мнения о важности осознанного подхода к эмоциональности исполнения. Однако при выборе последнего варианта ответа респондент должен был дополнительно пояснить, какие именно приемы и методы в этой работе используются. Таких полных ответов оказалось очень мало - всего 17,86% от общего числа опрошенных, что говорит о том, что большая часть студентов, осознавая важность специальной работы над эмоциональностью исполнения, не имеют четкого представления о конкретных путях и способах ее осуществления. Последний вопрос анкеты касался оценки эффективности применяемых в классе фортепиано методов педагогического воздействия. Студентам предлагалось выбрать среди трех перечисленных в анкете общепринятых методов наиболее, с их точки зрения действенные, присвоив каждому из них соответствующее место. Для желающих ответить в свободной форме или дать дополнительные пояснения была предусмотрена пустая графа.
Как видно из таблицы, больше всего первых мест (44,59%) отдано методу исполнительского показа педагога наибольшее количество вторых мест (37,7%) принадлежит методу словесных пояснении; и больше всего третьих мест (37,7%) отведено прослушиванию звукозаписи. Подводя итоги анкетирования, можно констатировать, что обучающиеся в большинстве своем недостаточно хорошо знают пути и методы работы над эмоционально-смысловой стороной исполнения, полагаясь в основном на самопроизвольное, стихийное ее формирование. Симптоматично также, что среди методов педагогического воздействия предпочтение отдано методу исполнительского показа педагога, который основан на эффекте непосредственного эмоционального заражения, не требует особой творческой активности обучающихся и может восприниматься частью студентов как образец для подражания. В заключение отметим, что представленный фактический материал может представлять определенный интерес для педагогов-исследователей и практиков и послужить отправной точкой для дальнейших поисков эффективных методик в области фортепианного и музыкально-инструментального обучения. Литература
Рекомендовано к
публикации _____
Damilya S.
Nadyrovа Some results of the study of emotion perception and performance of music students in a piano class The artiсle is dedicated to the problems of formation and development of pianist's performing abilities and contains the data of students' questionnaire survey on artistic experience of music pieces.
Keywords | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
Copyright (C) 2013, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |