Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2014

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  2150  

Февраль 2014 г.

Лаврентьева Зоя Ивановна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Институт истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

lzi53@mail.ru  

Методологические проблемы исследования социально-педагогических явлений 

Аннотация
Раскрывается методологический принцип холистического динамизма, направленный на сохранение целостности социально-педагогического явления в ситуации многофакторности социального влияния на педагогические процессы и неопределенности их воздействия на целенаправленное становление и развитие личности.

Ключевые слова:
методология исследования, социально-педагогические явления, принцип холистического динамизма 

В структуре современного научного знания проблемы методологии занимают все большее место, приобретая ключевое значение в понимании глобальных изменений жизнедеятельности общества и человека. В настоящее время фиксируются такие научные открытия в области технических, научно-естественных, медицинских и других направлений наук, которые меняют общую картину мира, стремительно преобразуют процесс производства, ускоряют темп жизни, запускают механизмы глобализации мира, усиливают роль виртуальности. Все это уже сейчас существенно влияет на сознание человека, его социальные отношения и восприятие самого себя. Нетрудно допустить, что в ближайшем будущем изменения в сущности человеческого бытия, в самом человеке будут более заметны. Следовательно, актуальной задачей современной педагогической методологии становится определение точек прорыва в будущее, выявление адекватных времени закономерностей и механизмов формирования человека, и, прежде всего, ребенка, которому предстоит жить и действовать в новом мире.

Принципиальным основанием пересмотра методологических подходов в педагогике служит смена общенаучных методологических парадигм. В современной научной литературе установилась новая периодизация методологии гуманитарных научных исследований: наряду с классическим, неклассическим этапами выделяется постнеклассический [1, 2, 3]. Суть новой методологии заключается в том, что мир рассматривается как утративший привычный порядок, вероятностный, с непредсказуемыми вариантами будущего. Следовательно, и отношения человека с миром становятся незакономерными. Каждый человек развивается под давлением слишком многих и неопределенных обстоятельств, должен находить индивидуальные адекватные способы реакции на перемены и непостоянства. 

Для педагогической науки это означает, что классическая методология, призванная сохранять ценность детства, обеспечивать условия всестороннего развития ребенка, направлять образование учащихся через систему общественных институтов, дополненная неоклассической методологией, обеспечивающей педагогического сопровождение поиска самим ребенком смысла своего развития, своей деятельности и своей жизни, резко меняется. Либо необходимо признать, что неопределенностью нельзя управлять, что каждый индивид развивается по своей собственной траектории, что обучает ребенка не только (и даже не столько) школа, а уж воспитывает точно не образовательное учреждение, тогда педагогика потеряет свое значение как наука. Либо педагогика осознается как наука, управляющая хаосом с целью сохранения целостности ребенка, как наука, владеющая закономерностями экстрагирования латентных способностей человека, актуализации тех возможностей сознания и отношений, которые в предыдущие эпохи человеком и человечеством не были востребованы. Здравый смысл и объективные закономерности развития науки подсказывают, что в современной ситуации миссия педагогики как науки заключается именно в том, чтобы помочь человеку, ребенку совершить бросок в будущее, оставаясь человеком в его традиционном гуманистическом понимании. 

Методологический разворот педагогики обеспечивается и определенными субъективными научными процессами. Преодолевая методологическую ограниченность, традиционно строящуюся на марксистской теории развития личности в процессе деятельности и отношений, отечественные ученые при анализе и объяснении педагогических явлений активно начинают использовать самые разнообразные методологические конструкты. В методологию педагогической науки буквально врываются культурологический, герменевтический, синергетический, феноменологический, нормативно-интерпретативный и другие подходы осмысления педагогических явлений. Все это приводит к несомненным позитивным изменениям: происходит освобождение от стереотипов восприятия педагогической действительности, расширяется понимание контекста педагогических явлений, усиливается личностное и рефлексивное начало педагогического исследования, значительно увеличивается объем и содержание объектов педагогического исследования, обнаруживаются новообразования личностного развития современного человека. Педагогическая методология обогащается и усложняется в прямой зависимости от концентрации и динамики самой педагогической действительности.  

Вместе с тем, большинство исследователей в области современной методологии педагогических исследований сходятся во мнении, что обогащенные теоретические знания не обеспечивают прорыва в практике [4]. Пока педагогическая методология находится на этапе процесса обоснования новых методологических принципов познания и накопления как можно большего объема знаний о тенденциях развития человека в целенаправленной педагогической деятельности. Однако этот этап вполне закономерен и справедливо необходим, он существенным образом подготовил объективную почву для дискуссий о смене методологической парадигмы педагогической практики. Настало время отвечать на вопрос – как эти знания могут помочь человеку, ребенку построить свое неопределенное будущее, как помогут в это будущее войти с наименьшими потерями своей ценности, целостности и индивидуального смысла. Задача современной методологической науки заключается в том, чтобы интеллектуальное видение тенденций будущей жизнедеятельности человека нашло отражение в адекватных настоящему времени закономерностях организации педагогической деятельности. 

Особенно остро данные методологические проблемы проявляются при исследовании социально-педагогических явлений (социального воспитания, социально-педагогической деятельности, социальной мобильности и т.п.). Это объясняется тем обстоятельством, что социальная педагогика, изучая процессы становления человека, в том числе и ребенка, во взаимодействии с социумом, сталкивается с еще большим количеством «показателей воздействия». Многочисленные методологии только умножают эти показатели. Конечно, само явление предстает в более определенном виде, становятся ясны его нюансы и противоречия. Однако педагогическая составляющая этими многочисленными социальными показателями вытесняется на периферию. Анализ диссертационных исследований по социальной педагогике показывает, что исследователи социальное содержание любого современного социально-педагогического явления представляют богаче педагогического. Отсюда часто делаются выводы, что хаотичное, неопределенное социальное сводит на нет педагогические усилия, что необходим такой большой набор педагогических условий использования социальных ресурсов (или предотвращения социальных рисков), что в реальной жизни их создать практически невозможно. В сочетании слов «социальная педагогика» последнее предстает как нечто эфемерное, всеобщее, а не специальное и объективно необходимое. Следовательно, возникает актуальная потребность в разработке такой системы методологических принципов, которая бы удерживала в центре внимания именно педагогическую сущность социального явления. Более того, делала ее основой выстраивания социальных неопределенностей в некую упорядоченную нить социального ДНК человека. В конечном счете, не теряла ребенка за лесом социальных характеристик явления, не давала целостному человеку распадаться на социальные составляющие, хаотично тянущее его во все стороны многослойного современного социального бытия. 

Еще одна проблема методологии исследования социально-педагогических явлений – хаотичность методологических опор, не позволяющих нащупать даже в тщательно описанных фактах или процессах центральное звено, с помощью которого и следует производить педагогические действия. С.А. Расчетина предлагает в качестве такого звена вычленить ситуацию. Профессиональное решение ситуаций и есть педагогическая сущность решения социальных проблем [5]. Такой подход дает возможность увидеть некую последовательность названного нами социального ДНК человека. Но удастся ли при этом пробраться сквозь хаос и неопределенность? Удастся ли обеспечить динамику социального развития человека (ребенка)? Подобные вопросы остаются и если вслед за А.В. Мудриком, Т.А. Ромм и другими исследователями данной научной школы в качестве опоры признать социальное воспитание, т.е. целенаправленные педагогические действия в мире стихийной и многослойной жизнедеятельности человека [6, 7]. Почему так часто в современном мире стихийное побеждает целенаправленные действия педагогов? Думается, что ответ на эти вопросы надо искать в поле под названием «движение». Как и стихийное. Неопределенное постоянно движется, так и педагогическое должно находиться в постоянном движении, в динамизме. Методологической опорой в данном случае может быть признан динамизм – постоянное изменение самого явления под воздействием педагогических процессов, продвижение самого человека (ребенка) при взаимодействии с явлением, педагогическое экстрагирование способностей человека к переменам, педагогическая ориентация в процессе движения на прорыв в будущее. 

По нашему мнению, в современной ситуации неопределенности и противоречивости социально-педагогической действительности методологическим принципом сохранения целостности человека и явления в процессе их педагогически поддерживаемого продвижения в будущее может быть принцип холистического динамизма.  

Назначение холистического подхода – представить целостное, а не суммарное знание о социально-педагогическом явлении и о человеке, как неотъемлемой части этого явления. Он задает целостный способ рассмотрения социально-педагогического феномена – в единстве социального и экзистенционального, в гармонизации стихийного и педагогического, в открытости бесконечным возможностям, в неисчерпаемости, незавершенности и одновременно осознании его полноты и неразделимости на отдельные составляющие компоненты. Целостность позволяет представить трех-четырехмерную картину конкретного социально-педагогического явления и четко обозначить ее объем, место в пространстве, характер плотности, степень живучести. 

Самое главное – холистический подход поможет яснее определить характер включенности человека (как существа целостного) в социально-педагогическое явление, определить степень целостности явления и человека. Это, в свою очередь, приведет к пониманию того, что педагогическое влияние должно быть направлено на целое (в явлении и ребенке), а не на отдельные их стороны. 

Стержнем удерживания целостности следует признать педагогическую сущность фактов социальной действительности. Данный тезис опирается на понимание педагогического, как целенаправленного, как отвечающего интересам развития ребенка, как ориентированного на позитивные изменения. Экстрагируем, удержим в поле внимания социальной действительности педагогическое звено – не дадим центробежным силам социума разорвать, деформировать, исказить необходимое для личностного развития целостное социальное явление [см. подробнее 8]. На наш взгляд, это и есть методологическая миссия социальной педагогики в современном меняющемся мире.

Кроме того, принцип холизма претендует не только на объяснение того, каково явление, для чего оно нужно человеку, но и ставит тревожный вопрос – во что это целое превратится в будущем, как с ним необходимо взаимодействовать сегодня, чтобы двигаться вместе с ним в завтра. Уровень методологического знания предполагает, что оно должно давать прогноз, насколько устойчиво целостное к изменениям частностей, как оно будет вбирать в себя другие целостности, появится ли на базе целостности «сверхновое явление» или возникнет «черная дыра». Критерием эффективности прогностичности по принципу холизма можно признать сохранение в социальном явлении педагогического начала. Начала, обеспечивающего при всех изменениях окружающего мира сохранение стержня, центрального звена позитивного влияния социальных процессов на человека. 

Как видно из предложенных тезисов, холистический принцип неразрывно связан с движением, с различного вида и типа (социальными, педагогическими, индивидуально-личностными; компетентностными, духовными; осознаваемыми и неуправляемыми) динамиками. В этой связи под методологическим принципом динамизма нами понимается ориентация ученого-исследователя, педагога-практика не на внешние стороны изменений, а на внутренние процессы, ведущие к пробуждению и развитию педагогических ресурсов социально-педагогических явлений, к активизации социальной мобильности человека, включенного в эти процессы. Принцип динамизма в социальной педагогике предполагает исследование личности в социуме с точки зрения важности и жизненной необходимости постоянного социального продвижения, постоянного знакомства с новым, постоянного социального творчества. Социальное движение становится настолько объективно значимым для личности, что оно начинает даже в большей степени, чем обучение, вести за собой развитие. Педагогическая задача заключается в том, чтобы обеспечивать и сопровождать это движение, чтобы сохранять его безопасность и мотивировать человека, ребенка на его личностную ценность. 

Кроме того, принцип холистического динамизма позволяет изучать сами социально-педагогические процессы как особый вид движения (социокинетику, как ее назвала Е.В. Титова [9] ). Педагогический смысл принципа заключается в том, чтобы, учитывая неравномерность, прерывистость, зигзагообразность и даже возвращение к исходному пункту, удерживать движение социально-педагогического явления в заданном направлении, придавать ему импульс, обогащать его ресурсными возможностями.  

Обратим внимание, что в строгом научном смысле социальное движение бесконечно. Но оно конечно с точки зрения решения конкретных социально-педагогических задач и определения границ той или иной фазы развития социально-педагогического явления. Оно конечно с точки зрения перехода в другие процессы и явления. Именно сочетание принципов динамизма и холизма позволяет выявлять эти границы, не нарушая целостности; позволяет показывать пути и механизмы продвижения человека не вслед за изменениями социальных параметров, в вместе с ними, изменяя их под свои потребности и цели. 

Процессуальный характер принципа холистического динамизма имманентно обеспечивает плюралистичность и синхронность, две стороны современного требования к приспособлению и обособлению личности во взаимодействии с окружающим миром. Предложенный методологический принцип дает возможность человеку накапливать и творить социальный опыт, полноценно жить в современном мире и быть готовым к прорыву в социальное будущее. Методологический принцип холистического динамизма наиболее полно раскрывает настоящую и грядущую социально-педагогическую картину социума; позволяет находить латентные факторы, способы и методы активизации личности в процессе ее взаимодействия с другими людьми, экстрагирует процесс социального творчества и стимулирует социальное движение в будущее при условии сохранения целостности личности. 

Итак, общественное развитие стремительно продвигается вперед. Ученые разных областей знаний пытаются определить ведущие направления эффективного прорыва в будущее. Не остается в стороне от этих процессов и педагогическая, более всего социально-педагогическая наука. С целью сохранения своей общественной ценности и объективной необходимости для каждого индивида в современной ситуации педагогика должна определить новые цели, функции и содержание своей деятельности. Это возможно, прежде всего, при разработке адекватных новому времени методологических принципов осознания и преобразования педагогической действительности. Одним из таких принципов может быть принцип холистического динамизма, ставящей в центр научного исследования сохранение целостности человека, ребенка при постоянном изменении окружающего мира и при продвижении вместе с этим миром в будущее.  

Литература:

  1. Липский И.А. Социальная педагогика: методологический анализ: учебное пособие. – М.: Сфера, 2004. – 320 с.

  2. Ромм Т.А., Богданова Е.В. Социальное воспитание в трансформирующемся обществе: монография. – Новосибирск: Изд. ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2012. – 278 с.

  3. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2006. — 400 с.

  4. Фельдштейн Д. И. Задачи Российской академии образования на исторически новом уровне движения общества // Педагогика. – 2013. – № 10. – С.. 3 – 13.

  5. Расчетина С.А. Ситуация как предмет исследования в области социальной педагогики // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 10 – 15.

  6. Мудрик А.В. Мои методологические штудии // Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы: сб. / под общ. ред. Т.А. Ромм, Т.Т. Щелиной – Арзамас: Изд-во АГПИ, 2011. – с. 76 – 92.

  7. Ромм Т.А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 26 – 31.

  8. Лаврентьева З.И. Антроподинамическая концепция реабилитации: монография. – Новосибирск: Светлица, 2008. – 396 с.

  9. Титова Е.В. Социокинетика как методологический ресурс непрерывного образования [электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – № 2. - URL:http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=2082 [дата обращения 21.01. 2014].

Рекомендовано к публикации:
Е.С. Заир-Бек, доктор педагогических наук, член редакционной коллегии

__________ 

Zoya I. Lavrentyeva
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy and Psychology,
Institute of Historical, Humanitarian and Sociological Education, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
lzi53@mail.ru  

Methodological Problems in Social-pedagogical Research

The article presents a picture of a methodological principle of holistic dynamism that is aimed at preserving a social-pedagogical event in its integrity. The principle works in a situation when the complex influence оn pedagogical processes provides uncertainty in the person’s development.

Key words: methodology of research, a social-pedagogical event, a principle of holistic dynamism

Literatura

  1. Lipsky I.A. Sotsialnaya pedagogika: metodologichesky analiz: uchebnoye posobiye. – M.: Sfera, 2004. – 320 s.

  2. Romm T.A., Bogdanova Ye.V. Sotsialnoye vospitaniye v transformiruyushchemsya obshchestve: monografiya. – Novosibirsk: Izd. FGBOU VPO «NGPU», 2012. – 278 s.

  3. Krayevsky V.V., Berezhnova Ye.V. Metodologiya pedagogiki: novy etap: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeny. — M.: Akademiya, 2006. — 400 s.

  4. Feldshteyn D. I. Zadachi Rossyskoy akademii obrazovaniya na istoricheski novom urovne dvizheniya obshchestva // Pedagogika. – 2013. – № 10. – S.. 3 – 13.

  5. Raschetina S.A. Situatsiya kak predmet issledovaniya v oblasti sotsialnoy pedagogiki // Sibirsky pedagogichesky zhurnal. – 2013. – № 2. – S. 10 – 15.

  6. Mudrik A.V. Moi metodologicheskiye shtudii // Sotsialnaya pedagogika: lyudi, idei, problemy: sb. / pod obshch. red. T.A. Romm, T.T. Shchelinoy – Arzamas: Izd-vo AGPI, 2011. – s. 76 – 92.

  7. Romm T.A. Strategicheskiye oriyentiry sotsialnogo vospitaniya v postindustrialnom obshchestve // Sibirsky pedagogichesky zhurnal. – 2013. – № 2. – S. 26 – 31.

  8. Lavrentyeva Z.I. Antropodinamicheskaya kontseptsiya reabilitatsii: monografiya. – Novosibirsk: Svetlitsa, 2008. – 396 s.

  9. Titova Ye.V. Sotsiokinetika kak metodologichesky resurs nepreryvnogo obrazovaniya [elektronny resurs] // Nepreryvnoye obrazovaniye: XXI vek. – 2013. – № 2. - URL:http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=2082 [data obrashcheniya 21.01. 2014].

 

 


Copyright (C) 2014, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100