| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект Юлия Львовна Разработка и апробация методики «Культурный сценарий романтических отношений»
Аннотация
Ключевые слова Среди многообразных феноменов человеческой жизни особой группой выделяются те, которые порождают множество противоречивых трактовок в определении их содержания. Особое место в ряду таких феноменов занимает любовь, ценность и значимость которой осмыслялась на протяжении всей истории развития человеческой культуры. Начиная с античности, любовь обсуждается как центральное звено духовной саморегуляции жизни общества и отдельного человека. С одной стороны, на протяжении всей своей истории европейская культура воспроизводила мысль о том, что страстная, всепоглощающая любовь опасна и непристойна [1, 2], с другой стороны – именно такие человеческие отношения непрерывно воспевались поэтами и художниками. Любовь как наиболее мощное, интенсивное и драматическое переживание, известное человечеству [3, С.11], подвергалась анализу со стороны многих наук, что позволило обогатить наши знания об этом чрезвычайно сложном и многомерном феномене, но так и не постичь все его стороны. Более того, отдельные психологи отмечают принципиальную непознаваемость психологической сущности любви [цит. по 4, С.25]. Пожалуй, одно из наиболее сложных противоречий в отношении к любви в большинстве культур прошлого проявлялось в признании значения любовных переживаний при выборе супруга. Строго иерархичные и структурированные социальные отношения не предполагают возможности выбора спутника жизни на основе любви. Только в конце XIX века любовь начинают воспринимать как основание для построения длительных и прочных семейных отношений [1, 5]. Соответственно, концепт «несчастной, трагической любви» является доминирующим в народных сказаниях, мифах, авторских произведениях европейской культуры. Практически все наиболее известные романтические пары характеризуются трагическим финалом их отношений (Орфей и Эвридика, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта и др.), что читается как предостережение молодым людям, поддающимся любовной страсти. Одновременно с усилением роли любви в формировании и функционировании современной семьи, постижение природы и значения этого переживания в жизни человека становится значимым компонентом психологического познания. Так в рамках психоаналитического подхода (О. Кернберг, А. Лоуэн, К. Хорни, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.) смысловая доминанта любви определялась через описание ее преимущественно бессознательного характера, детерминированного сексуальными потребностями человека, подчеркивалась связь с детско-родительскими отношениями и ранними переживаниями. Одной из наиболее содержательных попыток психологического анализа любви является теория Э.Фромма, который считал любовь ядром человеческого существования. Фромм утверждал, что любовь - это искусство, а не дар свыше. Он отрицал, что любовь лишь инстинкт, и что люди заблуждаются, когда думают, будто любовь приходит совершенно независимо от человека – как неподвластный ему инстинкт или как счастливый случай, который подарил ему любимого. Дело, прежде всего, в том, умеет ли человек любить. По Фромму любовь является подлинным единением двух людей [10]. В рамках когнитивно-бихевиорального направления (А. Арон, Д. Даттон, Дж. Миллс, Д.Б. Уотсон, Дж. Харви, Дж. Флойд, С. Шехтер и др.) возникновение любви детерминировано наличием внешних условий: физического влечения и возможности его интерпретации в качестве любви. Экзистенциально-гуманистический подход в психологии (А. Маслоу, Р. Мей, М.С. Пек, К. Роджерс, В. Франкл и др.) отличался особым вниманием к любви как духовно-нравственному и гуманистическому потенциалу человека. Так, А. Маслоу рассматривает потребность в любви как одну из базовых, включенных, наряду с физиологическими потребностями, потребность в безопасности, в самоуважении и самоактуализации, в иерархическую структуру потребностей человека. В концепции любви Р. Мэя, воплощающей принципы гуманистического экзистенциализма, любовь-эрос рассматривается как стремление к творчеству, единению и воспроизводству, способность к созиданию. Она раскрывает путь к самореализации, расширению границ самости, обретению высших форм истины, красоты и добра. Главные мотивы любви – стремление к самоутверждению и надежда на спасение от одиночества [7]. Согласно теории дифференциальных эмоций любовь существенно отличается от таких базовых эмоций как печаль, радость, гнев или страх. Любовь, отчасти, можно определить как сплав эмоционального, мотивационного и когнитивного компонентов. Изард, проводя обзор некоторых из этих компонентов, пишет, что эта «часть» состоит не только из позитивных эмоций как интерес-возбуждение и удовольствие - радость, но и из ряда негативных - печаль, злость, гнев и др. Он также дополняет перечисленную выше классификацию любви такими типами как любовь как переживание и любовь как отношение. Любовь включает в себя как чувственный, так и мыслительный компонент, и, кроме того, дополнительно к основным эмоциональным переживаниям, некоторые разновидности любви включают в себя сексуальные влечения. Весь этот комплекс называется любовью, и потому говорит о ее сложности и даже загадочности [8]. Воздействие любви на человека может быть двояким: как стеническая эмоция, любовь мобилизует; как астеническая эмоция, любовь ведет к снижению жизненного тонуса, замыканию, уходу в себя. Соответственно, можно проследить два сценария воздействия любви на личность: пессимистический и оптимистический. Пессимистический сценарий основывается на предположении о том, что любовь делает человека зависимым от объекта любви (того, кого любим), приводит к возрастанию тревожности (как реакции на угрозу лишиться объекта любви), создает препятствия для самореализации и личностного роста. Оптимистический сценарий предполагает личностный рост в условиях реализации межличностных отношений со значимым Другим, снижение тревожности, формирование личностной независимости. Конкретное воплощение в жизнь того или иного сценария определяется содержанием деятельности, реализуемой субъектом любви в отношении ее объекта [9]. Одной из наиболее существенных проблем в развитии психологического концепта любви является вопрос о возможностях эмпирического исследования данного феномена. Западные исследователи строят свою работу в данном направлении с помощью построения моделей, позволяющих дифференцировать разнообразный опыт любовных переживаний и действий личности. Так, З. Рубин различает содержательные стороны любви ((привязанность, забота, интимность) и симпатии (уважение, восхищение, сходство) [10]; Бершейд и Хэтфилд дифференцируют дружескую и страстную любовь [11]; Р.Дж.Стернберг выделяет такие стороны любви как страсть, интимность и преданность [12]; Ли предлагает измерять выраженность широкого спектра любовных стилей [13]. В российской психологии чаще встречаются психосемантические исследования, основной целью которых становится исследование личностного смысла любви у испытуемых различного пола и возраста (И.М. Богдановская, Е.В. Вараксина, О.А. Екимчук и др.) [4, 14, 15]. В то же время, важной стороной исследования содержательных характеристик феномена любви выступает учет роли культурных моделей романтических отношений в формировании поведенческих установок и способов осмысления человеком своих отношений и переживаний как любовных. В основу разработки и апробации методики «Культурный сценарий романтических отношений» были положены принципы культурно-исторической и когнитивной психологии. Культура выступает одним из базовых механизмов регуляции человеческого поведения, выражая собой по выражению Л.С.Выготского инструмент психической деятельности человека. Так О.И.Даниленко отмечает, что «культура предстает как интегрированные, разделяемые членами общества, передаваемые из поколения в поколения модели поведения, формирующие личностные модели поведения и внутренний мир живущего в ней человека» [16, С.31]. Продуктивным для определения роли культуры в формировании представлений о любви выступает понятие когнитивной схемы, служащей основой для всех информационных процессов, осуществляемых человеком, и выступающей продуктом интеграции предшествовавших этапов познания, в том числе интериоризации культурно сформированных паттернов поведения. Одной из разновидностей когнитивной схемы, в которой события связаны «горизонтально» является сценарий. Определяя сценарий, М. Коул отмечает, что в данной событийной схеме уже установлено, какие люди должны участвовать в событии, какие социальные роли на себя принимать, какие объекты использовать и какова приемлемая последовательность действий и содержание причинных связей [цит. по 16, С.56]. Культурный сценарий задает типовую эталонную программу жизнедеятельности [17, С.273], позволяет ожидать прогнозируемое будущее, определяет принципы допустимого и формы возможного в поле культурного действия [18]. Таким образом, интегрированный личностью культурный опыт интерпретации любовных отношений может лежать в основе ее осмысления зарождающихся эмоциональных переживаний в адрес другого человека. Проведенный анализ позволил определить этапы разработки и апробации методики «Культурный сценарий романтических отношений», которые включали:
Результаты пилотажного исследования позволили подвергнуть анализу 124 истории романтических отношений, обобщенные категории которых включали (указаны в порядке убывания частот встречаемости): · Любовь и смерть (Ромео и Джульетта, «Жестокие игры», Роуз и Джейк и другие). Данная категория объединила в себе произведения кинематографа и литературы, в которых история любви завершается трагично. Либо герой жертвует своей жизнью ради любимого человека, либо любовь приводит к смерти возлюбленных (или одного из них), либо отношения разворачиваются на фоне смертельной болезни одного из героев. Возможно, данная категория актуальна для испытуемых вследствие сопряженности любви и смерти как предельных категорий человеческого бытия.
Наиболее часто испытуемые указывали следующие пары возлюбленных: Ромео и Джульетта - 71,3% испытуемых; Роуз и Джек («Титаник») – 37,3% испытуемых; Мастер и Маргарита – 32,4% испытуемых; Татьяна Ларина и Евгений Онегин – 27,3% испытуемых; Красавица и чудовище – 21,8% испытуемых. Дальнейшие выборы были сделаны с частотой менее 10% испытуемых и отражают высокую степень вариативности выбора значимых сценариев любви среди молодежи. Как показало пилотажное исследование, транслируемый культурой образ любви, преимущественно, отражает связь глубоких любовных переживаний с таким развитием событий, где герои готовы преодолевать все препятствия, но их любовь не выдерживает сопротивления внешней среды, что приводит к разрушению самих отношений, а иногда и к гибели влюбленных. Культурный стереотип любви способствует формированию установки к негативному развитию любовных отношений, страхов и опасений относительно перспектив и личностных изменений в любви. Кластерный анализ содержательных характеристик историй любви, указанных испытуемыми, позволил выделить три обобщенные категории культурного сценария романтических отношений. К первой категории относились характеристики внешней среды развития отношений возлюбленных (враждебная или благоприятная для развития отношений). Вторую категорию составили характеристики альтруистичности/эгоцентричности в романтических отношениях. В последнюю категорию вошли характеристики, отражающие следование социальным стереотипам в отношениях. Проведенный контент- и кластер- анализ полученных данных позволил определить 30 ключевых характеристик романтических отношений, составляющих основу наиболее известных историй любви, запечатленных культурой и воспроизводимых в качестве образца современными молодыми людьми. Результаты апробации методики показали, что испытуемые и молодого и зрелого возраста определяют свои отношения с партнером в позитивном ключе (см. таблицу 1). Таблица 1. Частота выбора характеристик отношений в историях любви у испытуемых молодого и зрелого возраста
Наиболее важными сценарными характеристиками для описания собственных романтических отношений стали оценки взаимности любви, ориентация на глубокие, духовные чувства друг к другу, определение отношений как приносящих в основном удовольствие и способствующих личностному и духовному развитию влюбленных, несмотря на сложности, которые могут возникнуть на их пути, пара готова преодолевать все препятствия. Факторный анализ оценок собственных отношений по предложенной методике показал наличие двух противопоставленных сценариев любви (таблица 2) Таблица 2 . Факторная структура методики «Культурный сценарий романтических отношений»
Далее мы провели суммирование индивидуальных матриц испытуемых, полученных с помощью рассматриваемой методики, отдельно для каждой исследуемой выборки. Нами был проведен факторный анализ суммарных матриц молодых испытуемых и испытуемых зрелого возраста, позволивший выявить связь оценок романтических отношений с культурным сценарием любви (см. таблицу 3). Таблица 3. Связь оценок романтических отношений с культурными образцами любви
Полученная двухфакторная модель показывает, что молодые испытуемые чаще представляют свои реальные отношения, как трагические, даже смертоубийственные, такие, как были у героев любовных историй фильма Титаник и произведения Ромео и Джульетта. К типичным отношениям нашего времени они относят отношения пушкинских героев Татьяны Лариной и Евгения Онегина, тогда как идеальные отношения противопоставляются типичным, и им в большей степени соответствуют отношения героев романа «Мастер и Маргарита», а также героев сказки «Красавица и чудовище». Что же касается людей зрелого возраста, то для них идеальными отношениями являются их же реальные отношения, но они противопоставлены сценариям любви Мастера и Маргариты и Красавицы и чудовища. Типичными для нашего времени они считают отношения Татьяны Лариной и Евгения Онегина. И молодые испытуемые, и испытуемые зрелого возраста дистанцируются от типичных отношений, не желают осуществлять реализованный в них культурный сценарий. Возможно, именно на типичные для нашего времени отношения испытуемые проецируют имеющиеся в культуре и их опыте негативные сценарии развития романтических отношений, отрицая возможность ретрансляции этого сценария в актуальных отношениях участников исследования. Противопоставление личного и типичного сценариев развития романтических отношений подтверждает мысль о том, что каждый человек переживает любовь как неповторимый жизненный опыт, подчеркивающий уникальность его жизненной истории. Обобщение результатов проведенного анализа показывает, что молодые испытуемые склонны реализовывать жертвенные культурные сценарии романтических отношений: полностью погружаться в любовь, как бы растворяться в ней, любовь - всепоглощающая, влюбленные одержимы друг другом. Тогда, как любовь у людей зрелого возраста в меньшей степени обусловлена рамками имеющихся культурных сценариев любви. Основанная на личном опыте, любовь проявляет себя как зрелое чувство, базируется на дружбе, уважении и предполагает гармоничное развитие отношений, способствующих духовному и личностному росту партнеров. В целом, проведенное исследование показывает наличие у разработанной методики большого исследовательского потенциала. С помощью данной методики можно определять характер реализуемого испытуемым культурного сценария романтических отношений (счастливая или несчастная любовь), его близости к наиболее распространенным в культуре образцам любви (трагическому любовному сценарию, сценарию самопожертвования ради партнера, счастливому любовному сценарию, сценарию неразделенной любви, сценарию духовно ориентированной любви). Также могут быть рассчитаны такие показатели как конформность любовных отношений (как степень совпадения оценок личных и типичных отношений), а также удовлетворенность любовными отношениями (как степень совпадения оценок личных и идеальных отношений). Дальнейшая проверка психометрических характеристик методики планируется в последующих исследованиях. Литература
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда(грант №13-06-00511)
Рекомендовано к публикации: ______
Julia L. Proekt Development And Testing of Brief Measures Of Cultural Scripts Of Romantic Relationships This article analyzes the theoretical approaches to the definition of love as a complex and multidimensional psychological phenomenon. Describes the main stages and results of testing of brief measures of cultural scripts of romantic relationships, created on the basis of historical, cultural and cognitive psychology.
Keywords: Literatura
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright (C) 2014, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |