| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лаврищев Виталий Владимирович Психосемантический анализ убеждений лиц, отбывающих уголовное наказание
Аннотация.
Ключевые слова: Как отмечал Г.Е. Залесский, один из ведущих теоретиков и исследователей убеждений, содержание данного феномена имеет множество трактовок [1]. Ряд исследователей понимает убеждение как единицу мировоззрения личности, которая связывает его с поведением [2 - 5] Еще один аспект понимания связан с тем, что убеждение отражает уверенность человека в правоте своих взглядов и принципов [6]. С этой позиции убеждение объединяет в себе обыденные, нравственные, научные, религиозные и другие, ценностно окрашенные формы знания с целым комплексом психологических состояний, таких как ожидания, влечения, мотивы. Таким образом, убеждение можно понимать, как особое отношение к действительности, которое становится внутренним содержанием поведения человека, его руководством к действию. Убеждения связаны и с системой ценностных ориентаций человека. В ходе усвоения социального опыта, личность формирует собственное отношение к миру, вырабатывает стратегии сознательного поведения и самореализации. В этом плане, убеждения представляют собой сознательные поведенческие установки, возникающие на основе наиболее типичных значимых ситуаций, отражающих актуальные проблемы личности. В этом понимании убеждения – та часть ценностей, которая обращена к конкретной деятельности, попытка реализовать их на практике. Убеждение связано и с мотивационной сферой личности. По Е.П. Ильину [7] убеждение представляет собой один из компонентов «внутреннего фильтра», определяющего структуру мотивационно-потребностной сферы личности наряду с ценностями, идеалами, оценками и предпочтениями. С этих позиций оно рассматривается как наиболее осознанный мотив, побуждающий человека поступать в соответствии со своим мировоззрением. Так, через убеждение осознанный и пережитый человеком жизненный опыт включается в регуляцию его деятельности и поведения. Обобщая перечисленные подходы к пониманию понятия «убеждение» Г.Е. Залесский предлагает рассматривать его как «сплав» трех основных компонентов: знания, на основе которого принимаются решения, личного отношения к этому знанию, стремления поступать в соответствии с имеющимися знаниями и отношениями. Среди психологических функций, которыми обладают убеждения, исследователь выделяет: а) мотивирующую, направляющую деятельность; б) когнитивную, связанную с порождением личностных смыслов; в) регулирующую, определяющую поведение человека в экстремальных ситуациях, за счет обращения к внутренним критериям и нормам, в ценности которых он убежден. Все перечисленные подходы к пониманию убеждений указывают на актуальность и перспективность их анализа. Убеждения весьма полно раскрывают личность человека, обращают к реальному содержанию его самосознания, участвуют в регуляции поведения. Не менее актуальным является вопрос о содержании убеждений у лиц, отбывающих уголовное наказание. Анализ убеждений, присущих личности преступника имеет как теоретическое, так и прикладное значение. С теоретических позиций интересным представляется анализ убеждений у преступников, отбывающих наказание, в сравнении с нормативными личностями. Полученные данные послужат, на наш взгляд, объяснению и прогнозированию, поведения лиц, отбывающих уголовное наказание. Прикладной аспект анализа убеждений в данном случае связан с выявлением сохранных нравственных свойств личности, которые могут стать опорой для психопрофилактической работы. С учетом сказанного, целью настоящей работы являлся анализ структуры и содержания убеждений у лиц, отбывающих уголовное наказание. К участию в обследовании были привлечены мужчины, осужденные на разные сроки лишения свободы и отбывающие наказание в исправительных колониях Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Выборка состояла из 75 человек в возрасте от 25 до 43 лет. Участники обследования в среднем имели по три судимости; срок заключения в группе варьировал от 7 до 17 лет. Большинство обследованных заключенных были осуждены за насильственные преступления, такие как грабеж, разбой, убийство. В качестве группы сравнения были обследованы 70 мужчин никогда не привлекавшийся к суду, в возрасте от 25 до 50 лет. Гипотеза исследования состояла в следующем предположении: содержание и структура убеждений лиц, отбывающих уголовное наказание, отражают их внутреннюю позицию: ценностное отношение к себе, миру и другим людям, правила поведения. Для выявления убеждений испытуемым было предложено 10 раз завершить предложение «Я убежден в том, что…». Предложенная методика представляет собой модификацию теста неоконченных предложений, то есть, обладает проективным характером. Используя данный подход, мы исходили из того, что убеждение представляет собой продукт сознания, результат личностного выбора, самоопределения. С другой стороны, убеждение связано с мотивами и отношениями личности, и является результатом их рационализации. Поэтому корни убеждений могут находиться в более глубоких, менее осознаваемых слоях психики, придавая им тот или иной субъективный личностный смысл. Для получения структуры убеждений нами были применены методы экспериментальной психосемантики. Для выявления основных размерностей (категорий) семантического пространства убеждений использовался кластерный анализ. С этой целью полученные высказывания обрабатывались путем контент-анализа [8], выделенные категории кодировались порядковыми номерами, помещались в матрицу сходства и подвергались кластеризации, результаты которой позволяют построить семантическое пространство убеждений на основании общего показателя сходства [9]. В таблице 1 приведены результаты контент-анализа высказываний в обеих группах респондентов. В убеждениях нормативных участников исследования обнаруживается большее количество смысловых категорий по сравнению с убеждениями лиц, отбывающих уголовное наказание, однако, это преобладание незначительно. Качественные, содержательные характеристики убеждений в обеих группах, - существенно различаются, хотя имеют и общие компоненты. Так, в качестве инвариантных выступают такие категории как «ценности», «антиценности», «самопредписания» и «религиозные верования». Таблица 1
Ценности и анти-ценности законопослушных граждан отражают конфликт между убежденностью в осмысленности и справедливости мира («я убежден, что в жизни есть справедливость») с тенденцией к несоблюдению некоторых законов («я убежден в том, что некоторые законы можно не соблюдать»). Респонденты данной группы признают религиозные ценности, но воспринимают церковь, в большей степени как социальный институт. При этом, в представления законопослушных граждан в отличие от изучаемой группы, включается категория внутренних «запретов», во многом совпадающих с правилами христианской этики. В целом, можно говорить о том, что в убеждениях законопослушных граждан нормативные предписания и запреты занимают наибольшую часть (37%). Предписания формулируются в право-обязывающем ключе («я убежден в том, что обязан, должен, нужно…»). Внутренние запреты формулируются в право-запрещающем ключе («я убежден в том, что человек не может, не должен, не вправе….»). Правила бытового поведения отражены в убеждениях, касающихся, прежде всего, семейной жизни («я убежден в том, что нельзя изменять жене»). Мировоззренческие установки, не совпадающие с религиозными, представлены категорией, в которую вошли убеждения, связанные с верой в предопределенность бытия – фатализм. Обращает на себя внимание, что утверждений, прямо указывающих на необходимость соблюдать закон, в группе законопослушных граждан крайне мало. Данная особенность отражает специфику отношения россиян к законности, в соответствии с которой выше закона ставится идея справедливости [10]. Среди убеждений данной группы представлены категории, связанные с позитивным отношением к себе, детям, установкой на преодоление трудностей, В составе убеждений заключенных деонтические представления, включающие нормативные понятия, модальности долженствования (характеристики практического действия с точки зрения определенной системы норм), почти полностью отсутствуют. В основе деонтических представлений лежит идея о том, что каждый человек формулирует свое понимание жизни: каким он должен быть, что должен делать, чего делать нельзя, чтобы общество не отвергало его, а способствовало удовлетворению его потребностей. Полученные данные позволяют предположить, что противоправное поведение, результатом которого стало отбывание уголовного наказания, в определенной степени связано с деформацией системы убеждений личности, следствием чего и явилась несформированность правового самосознания. Самопредписания заключенных носят декларативный характер, грамматически оформлены как констатация и отнесены к будущему времени, которое видится нереалистично позитивным («я убежден в том, что в тюрьму больше не сяду, встану на путь исправления…»). В их содержании нет указаний на конкретные действия по достижению поставленных целей, что указывает на наличие конфликта между желанием и тем, что нужно для достижения желаемого. Полностью отсутствует в убеждениях заключенных высказывания, отражающие позитивное отношение к себе и другим людям, отношение к обществу. По-видимому, неумение позитивно воспринимать окружающий мир и собственную личность приводит к снижению способности преодолевать эмоциональные перегрузки, успешно достигать поставленных целей. Общечеловеческие ценности заключенных отражают потребность в утешении и сострадании («я убежден в доброте», «я убежден в любви своих ближних», «я убежден в Его готовности простить любого кающегося грешника»). Однако, они вступают в конфликт с анти-ценностями, в которых представлены негативный взгляд на мир и других людей («я убежден в несправедливости», «я убежден в том, что люди злые»). Категории, указывающие на раскаяние, негативную оценку совершенного преступления («я убежден в том, что то, что я сделал - очень плохо») и категории самооправдания («я убежден в том, что никому не сделал зла») представлены в ответах заключенных примерно с одинаковой частотой (примерно по 6% от общего числа высказываний). Полученный результат указывает на конфликтные отношения между осознанием своей вины и попыткой оправдать свое поведение, блокировать переживания вины и стыда. Религиозные убеждения в два раза более часто встречаются по сравнению с высказываниями законопослушных граждан, хотя и занимают небольшую долю среди выявленных категорий (4 %). У заключенных они связаны с надеждой на прощение («я убежден в том, что Он готов простить кающегося»), потребности в вере и значимости роли церкви в современном обществе. О значимости религиозных верований для заключенных говорит тот факт, что по данным ФСИН (Федеральной службы исполнения наказаний) количество верующих среди них выше доли верующих в целом по России [11, 12,13]. Так в настоящем исследовании, те убеждения заключенных, в которых сохранились нормативные понятия и идеи долженствования (2%) имеют под собой религиозную основу, - это уважение к незначительным, слабым и угнетенным людям, почитание старших, стремление говорить правду. По-видимому, подобные результаты позволяют ряду специалистов по криминологии говорить о том, что религия в определенной мере может понижать уровень преступности, хотя и не является панацеей [14,15]. Правда, при этом отмечается, что речь идет о росте религиозности уже осужденных людей, тогда как сведений об их религиозной вере до и после выхода на свободу не имеется. Мировоззренческие установки заключенных, не совпадающие с религиозными, представлены категорией, в которую вошли резонерские суждения с отсутствием конкретных идей. Одна из категорий убеждений у заключенных связана с темой самоконтроля («я убежден в том, что нужно держать все, что происходит внутри меня под контролем»). Этот вид убеждений связан с тем, что некоторые осужденные в сложной и, подчас, экстремальной ситуации заключения, пытаются сохранить свою личность, предпринять что-либо для физического и психического выживания [16, 17, 18]. После анализа содержания, мы перешли к выявлению структуры семантического пространства убеждений в обеих обследованных группах (рисунки 1 и 2). Выделение размерностей семантического пространства проводилось с помощью метода кластеризации. У нормативных респондентов в структуре убеждений выделились два кластера. Первый – объединяет мировоззренческие и религиозные ценности с позитивным отношением к себе и установкой на преодоление трудностей (ценности, преодоление трудностей, позитивное отношение к себе, религия, фатализм). Ядро второго кластера образуют категории убеждений, задающие границы человеческого поведения в обществе (позитивное отношение к людям, предписания, запреты) и представления о том, что нарушает эти границы (антиценности). На более отдаленном уровне сходства, к ядру кластера присоединяются категории убеждений, касающиеся представлений о законах, осуждаемых поступках, запретах, бытовых правилах и отношениях. В группе заключенных в структуре убеждений выделились три кластера. Содержание первого (раскаяние, отношение друзей, самоконтроль) указывает на тех респондентов, которые пытаются сохранить свою личность и встать на путь исправления. Содержание второго (религиозные верования, резонерские суждения, будущее, ценности, нравственные правила) отражает разрыв между мировоззренческими моделями и поведением заключенных. Содержание третьего кластера показывает, что те заключенные, для которых характерно принятие анти-ценностей, негативный взгляд на природу человека склонны к самооправданию себя и своих поступков. Такие убеждения присущи категории респондентов, не способных осознать свои преступления. С другой стороны, те заключенные, которые уверены в позитивном отношении со стороны родителей и их поддержке способны, хотя и в декларативной форме, нарисовать образ желаемого будущего, в котором они изменили себя и свое поведение. Обобщая результаты исследования убеждений, можно говорить о том, что поставленная нами в начале исследования гипотеза подтвердилась, - содержание, и структура убеждений у заключенных отражают их внутреннюю позицию: ценностное отношение к себе, миру и другим людям, правила поведения. В содержании убеждений у заключенных полностью отсутствуют деонтические представления в правозапрещающем ключе. Характеристики практического действия с точки зрения определенной системы норм выражены незначительно. Это означает, что в их сознании нарушены представления о границах: своего поведения и своих возможностей. В содержании убеждений нет указаний на конкретные действия по достижению поставленных целей, что указывает на наличие конфликта между желанием и тем, что нужно для достижения желаемого. Полностью отсутствует в убеждениях заключенных позитивное отношение к себе и другим людям, отношение к обществу. Неумение позитивно воспринимать окружающий мир и собственную личность приводит к снижению способности преодолевать эмоциональные перегрузки, успешно достигать поставленных целей. В лингвистической структуре убеждений у заключенных существует разрыв между мировоззренческими моделями и поведением. Можно предположить, что дальнейшее изучение структуры и содержания убеждений лиц, отбывающих наказание, позволит более глубоко анализировать мотивы преступного поведения, разрабатывать воспитательные и коррекционные программы по предотвращению криминальной деятельности. Рис.1. Семантическое пространство убеждений у лиц, не имеющих судимостей Рисунок 2. Рис. 1. Семантическое пространство убеждений у лиц, отбывающих уголовное наказание Литература
Рекомендовано к публикации: _____
Vitaliy V.
Lavrishchev
Psychosemantic analysis of individual beliefs in people serving the punishment The article discusses the content and structure of beliefs among prisoners that reflect their attitude toward yourself, the world and other people, rules of conduct. The results will more deeply analyze the motives of criminal behavior, develop educational and intervention programs to prevent prisoners return to criminal activity
Keywords: Literatura
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright (C) 2014, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |