| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Безенкова Татьяна
Александровна,
Роль дисциплин культурологического цикла в формировании личности будущего специалиста в условиях высшей школы
Аннотация
Ключевые слова:
В настоящее время дисциплины культурологического цикла в учебных планах высшего профессионального образования занимают весьма скромное место. Многие из них были переведены в вариативный блок, а некоторые и вовсе исчезли. Вместе с тем эти дисциплины позволяют сформировать у выпускника вуза общекультурные компетенции, которые отражены во ФГОС. Дисциплины культурологического цикла выполняют, на наш взгляд, очень важные в процессе профессиональной подготовки специалиста функции. Во-первых, данные дисциплины развивают общую культуру человека. Их цель состоит в том, чтобы способствовать формированию гуманистических культурных ориентаций, которые должны быть целенаправленными и самостоятельными, а также помогать развитию способностей личности. [1, с. 24-26]. Во-вторых, дисциплины культурологического блока помогают решить важную для высшего образования задачу общей инкультурации студента высшего учебного заведения, которая заключается в том, что обучаемый осваивает систему языков социальной коммуникации, ее методы, а также входит в систему ценностных, смысловых и нормативных установок исторических и современных сообществ [2, с. 39]. В-третьих, особенностью этих курсов является то, что они помогают сформировать восприятие целостной картины мира, поскольку интегрируют знания многих учебных дисциплин, изучаемых студентами в вузе, и тем самым дисциплины культурологического цикла обеспечивают гуманизацию и гуманитаризацию образования. И, наконец, все эти дисциплины расширяют общее представление человека о системе общественных отношений, о законах и правилах отношений между людьми, дают представление об общечеловеческих тенденциях, которые остаются главными и признаваемыми независимо от времени и типа культуры и поэтому имеют огромное значение в формировании личностных и профессиональных качеств личности будущего специалиста. При этом потенциал дисциплин культурологического цикла заключается в гуманистическом характере решаемых ими задач: обогащать духовный мир будущего специалиста, воспитывать его чувства, научить человека понимать культуру и воспринимать ее в течение жизни как источник личностного развития, пробуждать активное стремление к утверждению истинно человеческих отношений в повседневной и профессиональной деятельности [3]. Проблемы влияния дисциплин культурологического блока на формирование личностных качеств специалиста остаются в поле внимания многих.ученых. С. В. Лапина, например, отмечает, что самое важное в процессе освоения дисциплин культурологического цикла – это то, что в процессе их изучения происходит не простое заучивание фактов из области достижений человеческой цивилизации, а активное освоение роли создателя своей культурной реальности, взаимодействующей с окружающим социально-культурным миром и делающей каждого человека активным субъектом исторического процесса [4, c. 7]. Всё это содержит в себе огромные возможности для формирования культуры личности студентов в вузе. Наиболее значимой дисциплиной в культурологическом блоке является «Культурология». Она выступает основной дисциплиной в области теоретических знаний относительно культуры и формирования качеств личности, необходимых в любой профессии. Главной целью курса культурологии является приобщение студентов к культуре, которая способствует формированию специалиста, который в профессиональной деятельности способен творчески решать поставленные перед ним задачи, кроме того, такой специалист обладает знаниями в области материальной и духовной культуры, знаком с её лучшими достижениями. Культурология даёт студентам базовые знания о сущности культуры, её структуре и функциях, закономерностях развития и многообразии проявления, об основных исторических типах культурного процесса. Эти знания помогают человеку определить ценности, идеалы, их место в жизни современного общества. Исходя из цели курса культурологии, можно определить основные задачи данной дисциплины:
Следует подчеркнуть, что профессиональные знания, умения, навыки, опыт во многом определяются общекультурной подготовкой. Она способствует повышению общей эрудиции специалиста, его творческого потенциала, который проявляется в профессиональной деятельности. Сегодня это особенно актуально, так как остро стоит вопрос о нравственной ответственности каждого человека за процесс, результат и последствия своей деятельности. Анализ учебников и учебных пособий по культурологии, подготовленных отдельными авторами и авторскими коллективами (Н. Г. Багдасарьян [7], Г. В. Драч [6], А. А. Кравченко [5], С. В. Лапина [4], и др.), а также диссертационного исследования Е. В. Бурлаковой [10], посвящённого проблеме формирования ценностного отношения к предмету «Культурология» у студентов технического вуза, показал, что их авторы определяют цели, объект и предмет культурологии, критериальный аппарат, формулируют основные закономерности данной учебной дисциплины, её структуру и т. д. Согласно точке зрения А. А. Кравченко, автора словаря по культурологии, культурология не сводится к философии культуры или истории искусства, а является самостоятельной дисциплиной, сочетающей в себе исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека [5]. По мнению Г. В. Драча, предметом культурологии выступает генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой природы [6, с. 13]. Н. Г. Багдасарьян отмечает, что культурология как учебная дисциплина является значимой частью обучения квалифицированного специалиста. Она «…ставит задачу определения основных критериев профессиональной культуры, выделения социокультурных и этических норм деятельности, а овладение культурологическим методом облегчит понимание технологий служебного взаимодействия, создаст базу для профессиональной коммуникации» [7, с. 5]. А. Н. Маркова, выявляя предмет «Культурологии» как учебной дисциплины, относит к нему «…объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей» [8, c. 100]. Данные дисциплины способствуют также и развитию такого профессионально значимого качества как культуры речи, в частности, ее этического компонента. Это положение подтверждается тем, что речевое поведение определяется во многом культурными традициями, поскольку культура речи реализует такое речевое поведение, которое одобряется и культивируется тем или иным обществом. Этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре и регулируют формы их проявления в речи. Они предписывают необходимость соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию своего места в жизни и в данном обществе. В основе законов этики лежит задача сплочения, объединения данного общества. Речь выполняет в этом плане важную социальную функцию, поэтому этические законы выступают основой культуры общения. Что касается этических ошибок, то они в большей степени связаны с недостатком общей культуры человека, чем собственно с культурой речи, но проявляются они именно в речи. На перечень и степень обязательности этических норм оказывают влияние и общечеловеческие ценности, и сфера общения, и то окружение человека, чьим мнением он дорожит. Вместе с тем, в языке заложены формулы, отражающие этическую систему общества, которая является предметом изучения в дисциплинах культурологического цикла при рассмотрении вопросов о соотношении культуры и морали, морали и искусства [9, с. 50-51]. Мнения всех исследователей сходятся в том, что культурология как учебная дисциплина выполняет множество функций. Она помогает:
Таким образом, культурология как наука и как учебная дисциплина предполагает духовное становление личности, заставляет критически взглянуть на собственную культуру и присущий ей тип человека, раскрывает назначение человека: творить по законам истины, добра и красоты, готовит его к ориентации в современном мире. Изучение данной дисциплины нацеливает образовательный процесс не только на формирование широко просвещенных, но и гуманных людей, позволяет решить две важные задачи: обеспечить целостность образования и повысить реальную возможность формирования личности гражданина России. Кроме того, культурология интегрирует разнообразные знания большинства учебных дисциплин, обеспечивающих гуманитаризацию образования на современном этапе, способствует формированию восприятия целостной картины мира. Литература
Рекомендовано к публикации: _____
Tatiana A.
Bezenkova
The role of culture-cycle disciplines in shaping the personality of the future specialist in conditions of high school The article discusses the role of cultural disciplines in the training of high school students. Particular attention is drawn to the discipline "Culturology". According to the author, it promotes the formation of a professional who meets the requirements of modern society.
Keywords:
Literatura
| |||
| |||
Copyright (C) 2014, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |