| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Гринёва Мария Игоревна Особенности подросткового возрастного периода в отношении культуры чтения
Аннотация
Ключевые слова:
Сегодня как педагогами, так и родителями отмечается, что круг свободного чтения школьников – подростков стал весьма узок, в нем преобладают произведения легкого жанра. Уменьшается доля чтения в досуговой деятельности современного подростка. Это вызывает беспокойство, но прежде чем перейти к рассмотрению возможных причин этого феномена, целесообразно обратиться к особенностям подросткового возрастного периода в целом. Л.С.Выготский [1] высказывает мнение, что ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Автор связывает фазы развития интересов подростков с основными фазами биологического созревания и разделяет подростковый период на три фазы. Первая фаза – подготовительная, характеризуется в биологическом плане усиленной деятельностью гипофиза и щитовидной железы, ростом половых желез, подготовкой полового созревания. В этот период отсутствуют яркие интересы. Причиной тому является недостаток общего возбуждения, который будет с лихвой восполнен в следующей фазе. Вторая фаза – фаза влечений или фаза отрицания, характеризуется крушением авторитетов, повышенной раздражительностью, возбудимостью, утомляемостью, быстрой сменой настроений, резкими колебаниями установок. Содержание этой фазы складывается из двух основных моментов: свертывания и отмирания прежде установившейся системы интересов и процессов вызревания и проявления первых органических решений, знаменующих собой начало полового созревания. По Выготскому именно сочетание этих двух моментов характеризует тот странный факт, что у подростка наблюдается понижение, а иногда даже отсутствие интересов. Третья фаза – фаза интересов или фаза утверждения. Она характеризуется вызреванием и установлением новых интересов, которые развертываются на новой основе. Возникает многообразие интересов, из которого впоследствии постепенно выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов. Начинается эта фаза под знаком романтических стремлений, а ее окончание знаменуется реалистическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, связанного с жизненной линией, избираемой подростком. О.Тумлирц называет эту фазу временем культурных интересов [2]. Окончание фазы характеризуется повышением успеваемости и продуктивной умственной деятельностью. Говоря о психическом развитии подростка, следует заметить, что, считая себя совершенно взрослым, он не способен критично оценить истинный объём своих знаний и умений. «Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста», – пишет И.В.Шаповаленко. По её мнению, в полной мере подростковый возраст проявляется только в индустриальном обществе в связи с большой контрастностью между детством и взрослостью: подросток оказывается между двумя культурами, к одной из которых он принадлежать уже не хочет, а в другую войти ещё не может. Это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса» (внутренних противоречий мышления), неопределённость планов и целей в период смены «жизненных пространств» [3]. Отметим, что в современной ситуации перехода от индустриального общества к информационному у подростков четко прослеживается усиление ряда негативных тенденций - рост отчужденности детей от взрослых, ограничение общения со сверстниками, рост индивидуализма, деформация ценностных ориентаций [4]. Кроме того, наблюдается отрицательное воздействие на современных подростков со стороны масс-медиа, выраженное в социальной аномии, т.е. разрушении одной ценностно-нормативной системы при несформированности другой, а также культурной депривации, т.е. ограничении, лишении доступа к духовным ресурсам и возможностям, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей детей, для полноценного формирования личности, источники развития которой находятся в области культурного опыта человечества. Все более заметными становятся проявления так называемого клипового мышления у подростков. По мнению многих авторов, клиповое мышление является одной из причин упадка среднего образования, поскольку его обладатель не в состоянии выстроить логическую цепочку рассуждений и, как следствие, не может провести даже несложного анализа. Между тем, инструментов борьбы с клиповым мышлением, помимо тренингов на акцентирование внимания, практически не предлагается. Представляется, что в целях противодействия развитию клипового мышления в общеобразовательном процессе необходимо осваивать способы преподавания литературы на «другом» языке, все более задействуя не только вербальный и логико-математический интеллекты (по Г.Гарднеру), но и музыкальный, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный, социальный, естественнонаучный, которые, увы, недооцениваются в традиционной методике преподавания основных дисциплин [5]. Современный подросток является носителем новых культурных моделей, языка, моды, коммуникативных средств и технологий, и в этой связи во многих сферах жизни опережает взрослых. Это приводит к падению в подростковой среде авторитета родителей и педагогов, не владеющих современными технологиями. Использование цифровой техники заставляет нас испытывать другие чувства, иначе себя вести. Чем человек моложе, тем его мозг восприимчивей к новым технологиям. Современные подростки с легкостью берутся за несколько задач одновременно, а доступность разнообразных зрительных и слуховых стимулов запрограммировала их мозг непрерывно искать все новые и новые удовольствия. «Цифровые от рождения» не способны долго удерживать на чем-либо внимание, когда их пытаются учить традиционными методами. У современных подростков наблюдается так называемая «твиттеризация мышления» [6] - сужение областей для воображения. Кинематограф, телевидение, компьютерные игры практически не оставляют места для сопереживания. Сферы искусства, где человек является соавтором художественного произведения (музыка, литература, театр) ушли на второй план. Охарактеризовав таким образом особенности подросткового возраста, обратимся к исследованиям, в которых чтение рассматривается как когнитивный процесс зрительного восприятия и узнавания слов, построения образа, извлечения и создания смысла. С физиологической точки зрения чтение является результатом развития корковых функций головного мозга, а именно способности к превращению символа или знака в образ. Для построения образа корой при чтении требуются некоторые способности и обучение [7]. Обучение чтению происходит в определенных социальных условиях, которые у взрослого человека и у современного ребенка сильно различаются. Вполне вероятно, что декодировщики текста у детей строят образы не по тем характеристикам, по которым тексты писались. Ученик и учитель могут иметь совершенно разное представление о различных образах, и у этой разницы, возможно, будут вполне конкретные физиологические причины. Каждый вариант декодировки может быть значим в определенных условиях или период времени. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык позволяет, во-первых отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир [8]. По мнению Г.С.Абрамовой, для подростков характерно массовое словесное творчество. Это путь в равной мере и к порче языка и к его обогащениюя [9]. Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстников, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. В.Е. Пугач предлагает учителю расширить поле читательских ориентаций подростка с помощью анализа художественных текстов. Причем автор предлагает выбирать не привычный путь чтения текста – от «эмоции» к «анализу», а обратный – «анализ» и, как следствие, - «эмоция» [10]. Ю.Б.Гиппенрейтер предупреждает о недопущении накопления отрицательных эмоций вокруг занятия, к которому взрослые хотят приобщить ребенка. [8, с.42] Талантливый учитель приобщает ученика к науке. Имеется ввиду способность учителя организовать общие, т.е. совместные переживания. Это переживание красоты мысли, удивления, радости открытий, собственных удач и достижений [11]. Значимой для раскрытия проблемы развития культуры чтения подростка, на наш взгляд, является также Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера [5]. Автор, на основе психологических, антропологических, биологических и культурологических исследованиях устанавливает семь способностей, которые называет интеллектами. По мнению Гарднера, теория множественного интеллекта предоставляет учителям средства, которые, при правильном использовании, позволяют более успешно осваивать материал. В отечественной практике подобные попытки активно реализуются в рамках Всероссийского образовательного проекта «Успешное чтение» в программах: «Хорошее время читать», «Реклама книги», «От текста к тексту», «Книга на уроке», «Читательские крестики-нолики», «Read & Art», «Книга на сцене» [7]. Культуру чтения подростка мы рассматриваем как сложное интегративное свойство личности, являющееся совокупностью его читательского опыта, ценностного отношения к чтению (выбору читаемого), читательской компетенции (способности к самостоятельной переработке текста: скорость, глубина понимания, способность порождать ответный текст). На культуру чтения подростка в силу его возрастных особенностей влияет внешняя среда – школа, семья, социум, сверстники. Психологическое пространство и движение в семантике подростка требуют от него выраженности, то есть оформленности в виде собственных текстов – «Я – высказываний». Анализ теоретических исследований, обобщающих отчетов по данным крупных социокультурных проектов позволяет выделить ряд условий развития культуры чтения подростков в образовательном процессе:
Литература
Рекомендовано к публикации _____
Mariya I.
Grineva
Features adolescent age period in relation to the culture of reading A low level of the teens’ reader competence has been one of the main issues of the last decades. The article examines the relations of adolescence characteristics and the problems of the low reading culture level at the given age period.
Keywords:
Literatura
| |||
| |||
Copyright (C) 2014, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |