Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2014

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  2246  

Август 2014 г.

Чернецкая Надежда Игоревна
кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, докторант психолого-педагогического факультета, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

cherna@yandex.ru

Творческое мышление школьников как интегральный психологический феномен

Аннотация:
Обосновывается концепция творческого мышления школьников как интегрального психологического феномена, трактующая его как результат интеграции отдельных видов мышления. Описаны результаты эмпирической проверки этой концепции, представлены результаты корреляционного анализа данных. Доказано, что творческое мышление не сводимо ни к одному из своих компонентов и представляет собой именно результат их интеграции.

Ключевые слова:
творческое мышление, виды мышления, теории творческого мышления, интегральная концепция творческого мышления школьников 

Несмотря на многочисленность психологических исследований творчества, творческих способностей, креативности и одаренности, сущность творческого мышления остается раскрытой не до конца, часто противоречивой. Психологические идеи о творческом мышлении до настоящего времени остаются несколько разрозненными, их авторы трактуют творческое мышление по-разному. Например, творческое мышление в работах Р. Арнхейма, М.М. Бахтина и др. понимается больше как психологическая предпосылка научной или художественной деятельности [1], [2]; в работах В. Леея, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, Ч.Д. Чистяковой, В. Штерна творческое мышление понимается как особый вид и проявление одаренности [3], [4], [5], [6], [7], [8]; в трудах А.В. Брушлинского, И.А. Васильева, М.А. Холодной творческое мышление видится скорее как специфическая интеллектуальная деятельность [9], [10], [11] и т.д. Эта неоднозначность в понимании творческого мышления порождает как минимум два вопроса: во-первых, вопрос о том, чем является творческое мышление (видом мышления, проявлением или видом интеллектуальной одаренности, способностью к отдельным видам деятельности и т.д.), и, во-вторых, какое место занимает творческое мышление в структуре мышления. Последний вопрос особенно важен для развития теории творческого мышления и для реализации его прикладных исследований.

Мы полагаем, что творческое мышление нуждается в том, чтобы быть исключенным из понятийной области психологии способностей и одаренности и чтобы быть включенным в понятийную область мышления. Нам кажется правомерным предполагать, что творческое мышление опирается на все виды мышления в их взаимосвязях, так что реализация творческого мышления возможна лишь при условии гармоничной интеграции всех видов мышления в структуре творческого мышления. В результате творческое мышление необходимо понимать его как высший уровень мышления, как результат интеграции частных видов мышления (прогностического, дивергентного, системного и др.). Именно поэтому мы предлагаем понимать творческое мышление школьников как интегральный психологический феномен по отношению к отдельным видам их мышления [12], [13].

Одним из классических положений отечественной психологии является положение о том, что познавательная деятельность человека, его интеллект и мышление интегральны по отношению к своим частным проявлениям. На единство видов мышления в контексте познавательной деятельности неоднократно указывал С.Л. Рубинштейн [14], эту мысль подчеркивал Л.С. Выготский [15], и развивали Л.М. Веккер [16], А.М. Матюшкин [6], О.К. Тихомиров [17] и др. Интеллект человека и вся его когнитивная сфера в онтогенезе движутся по пути интеграции своих составляющих (М.А. Холодная [11] и др.), а творческое мышление основано на гибком и продуктивном сочетании различных психических форм и при этом взаимосвязано с интеллектом (Я.А. Пономарев [18], А.Н. Лук [19]), следовательно, в онтогенезе развитие творческого мышления закономерно связано с психической интеграцией.

Перейдем к эмпирической проверке предположения об интегральной природе творческого мышления школьников по отношению к видам мышления. Для этого необходимо собрать диагностические данные по этим видам мышления, а затем сопоставить их с некоторым обобщенным показателем творческого мышления. Иначе говоря, необходим некий условный показатель, который был бы образован по результатам уже существующих тестов творческого мышления. Так мы сможем оценить, насколько они содержательно близки к нему, насколько они согласованы с ним в отдельности и в сочетаниях, т.е. сможем доказать гипотезу об интегральной природе творческого мышления школьников по отношению к видам мышления [20].

В соответствии с целью нашего исследования психодиагностические методики были разделены на две группы: 1) методики, направленные на оценку непосредственно творческого мышления по внешним критериям и необходимые для моделирования интегрального показателя творческого мышления (далее ИПТМ) (тесты «Необычное использование», «Книга», «Выражение», «Эскизы» из батареи Торренса); 2) методики, направленные на оценку отдельных видов мышления как составляющих творческого мышления («Толкование пословиц» для абстрактного мышления, «Числовые ряды» для логического мышления, «Выделение существенных признаков» для системного мышления, «Интеллектуальная лабильность» для лабильного мышления, «Фиксированные слова» для словесного мышления, «Значение слов» для продуктивного мышления, «Декорации» для образного мышления, «Механизм вероятностного прогнозирования» для прогностического мышления, «Исключение понятий» для теоретического мышления, «Спички» для практического мышления, «Объединение признаков» для дивергентного мышления).

Интегральный показатель творческого мышления был составлен на основе 10 тестовых параметров методик первой группы.  Выборку составили 420 школьников г. Ангарска Иркутской области, учащиеся восьмых классов (подростки). Распределение по признаку пола можно считать репрезентативным: 44% мальчиков и 56% девочек. По результатам диагностики мы предлагаем следующую формулу расчета ИПТМ: ИПТМ=(Бни+2Гни+3Они+ Бк+3Ок+ Бв+3Ов+2Тв+2Гэ+3Оэ)/4, где Бни – беглость по методике «Необычное использование», Гни  – гибкость по методике «Необычное использование», Они – оригинальность по методике «Необычное использование», Бк – беглость по методике «Книга», Ок – оригинальность по методике «Книга», Бв – беглость по методике «Выражения», Ов – оригинальность по методике «Выражения», Тв – точность по методике «Выражения», Гэ – гибкость по методике «Эскизы», Оэ – оригинальность по методике «Эскизы». ИПТМ, рассчитанный по данной формуле, является линейным, что удобно для дальнейших сопоставительных расчетов. Эта линейность связана в первую очередь с тем, что все включенные в ИПТМ параметры имеют так же линейный и позитивный характер – чем выше каждый из 10 параметров, тем лучше он характеризует творческое мышление. Результаты расчетов дисперсий каждого показателя творческого мышления, включенных в ИПТМ (относительно него же), представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты расчетов факторного анализа тестовых показателей творческого мышления относительно ИПТМ (для создания факторной модели ИПТМ)


п/п
Сопоставляемые с ИПТМ тестовые показатели Значения F Значимость F Уровень значимости ошибки
1 Бни 7,0988 значимое p<0,05
2 Гни 13,0411 значимое p<0,05
3 Они 21,2004 значимое p<0,01
4 Бк 8,0032 значимое p<0,05
5 Ок 19,6490 значимое p<0,01
6 Бв 9,8077 значимое p<0,05
7 Ов 22,2542 значимое p<0,01
8 Тв 12,4769 значимое p<0,01
9 Гэ 19,9923 значимое p<0,01
10 Оэ 20,4891 значимое p<0,01

Итак, все тестовые показатели вошли в формулу ИПТМ с достаточно большими весами, следовательно, ни один из них не может быть исключен из ИПТМ. Однако вес некоторых показателей все же ниже веса других, т.е. их вклад в ИПТМ неодинаков. Для большего баланса формулы ИПТМ показатели беглости как имеющие более низкие веса используется в неизмененном виде, показатели гибкости и один показатель точности умножаются на два, а показатели оригинальности умножаются на три. Это примерно соответствует пропорции соответствующих дисперсий. Для уменьшения итоговых значений ИПТМ, получаемых после суммирования, в формуле предложено деление на 4. ИПТМ позволяет произвести математически обоснованную замену десяти отдельных оценок творческого мышления центральной оценкой, является комплексным, оптимизированным с точки зрения диагностики, повторяемым и воспроизводимым. Далее ИПТМ сопоставлялся с 11 видами мышления, которые предположительно связаны с творческим мышлением как интегральным образованием и занимают какое-то место в его структуре.

Главным методом эмпирической работы был метод множественной корреляции (R² - коэффициент множественной детерминации / конкордации). Суть множественной корреляции состоит в оценке доли дисперсии одной переменной, приходящейся на совокупность других переменных. Для расчетов были взяты не все возможные тройственные корреляционные отношения с ИПТМ, а лишь те, которые кажутся ожидаемыми исходя из гипотезы об интегральной природе творческого мышления.

Таблица 2

Значения коэффициента множественной корреляции (конкордации)  при сопоставлении отдельных видов мышления с ИПТМ

№ п/п Сопоставляемые на множественную корреляцию параметры R² Степень конкордации
1 Абстрактное Х1 / логическое Х2 / творческое Y 0,23 1
2 Абстрактное Х1/ теоретическое Х2/ творческое Y 0,31 1
3 Абстрактное Х1 / продуктивное Х2/ творческое Y 0,36 1
4 Абстрактное Х1 / словесное Х2 / творческое Y 0,42 1
5 Абстрактное Х1 / образное Х2 / творческое Y 0,38 1
6 Теоретическое Х1 / практическое Х2 / творческое Y 0,29 1
7 Образное Х1 / словесное Х2 / творческое Y 0,52 2
8 Образное Х1 / практическое Х2 / творческое Y 0,40 1
9 Словесное Х1 / теоретическое Х2 / творческое Y 0,56 2
10 Словесное Х1 / системное Х2 / творческое Y 0,60 2
11 Системное Х1 / продуктивное Х2 / творческое Y 0,58 2
12 Системное Х1 / теоретическое Х2 / творческое Y 0,43 1
13 Системное Х1 / лабильное Х2 / творческое Y 0,48 1
14 Дивергентное Х1 / продуктивное Х2 / творческое Y 0,50 2
15 Дивергентное Х1 / прогностическое Х2 / творческое Y 0,57 2
16 Прогностическое Х1 / системное Х2 / творческое Y 0,60 2
17 Продуктивное Х1 / образное Х2 / творческое Y 0,44 1
18 Продуктивное Х1 / теоретическое Х2 / творческое Y 0,39 1
19 Продуктивное Х1 / прогностическое Х2 / творческое Y 0,52 2
20 Лабильное Х1 / дивергентное Х2 / творческое Y 0,55 2

Степень конкордации может быть различной, однако для удобства мы выделили две полюсных степени, чтобы разделить все проанализированные множественные связи на значимые и незначимые. К степени конкордации 2 мы относили значения R²≥0,5 (рис. 1).

1

2

Рис. 1.  Иллюстрация степеней конкордации: 1 – низкая, 2 – высокая.

Зона перекрытия показателей при второй степени конкордации – это часть творческого мышления, образованная теми или иными парами частных проявлений мышления. 9 из 20 троек параметров обнаружили значимую степень конкордации с творческим мышлением.

Образное и словесное мышление в сочетанном виде связаны с творческим мышлением (R²=0,52): именно та часть образного мышления, которая опосредована словесным, и та часть словесного, которая опосредована образным, является структурной составляющей творческого мышления. То же можно сказать и о связи между словесным и теоретическим (R²=0,56), словесным и системным (R²=0,60) мышлением. Сама по себе словесная функция хотя и может влиять на творческое мышление, не составляет его сущность, однако те формы словесного мышления, которые накладываются на теоретическое мышление (например, при формулировании решений сложных общетеоретических задач) или на системное мышление (например, при использовании словесно-логических конструкций для целостного охвата проблемной ситуации), сущностно приближаются к тому, что мы называем творческим мышлением. Даже сложные виды мышления, такие как системное и теоретическое, не гарантируют ни творческого процесса, ни творческого продукта, если они не «наложены» на словесное мышление.

Системное мышление, образуя зону перекрытия с продуктивным мышлением (R²=0,58), создает ту часть творческого мышления, которая отвечает за поле результативного охвата проблемной ситуации.

Остановимся на двух множественных связях дивергентного мышления: дивергентное-прогностическое (R²=0,57) и дивергентное-лабильное (R²=0,55). Дивергентность важна в структуре творческого мышления и сама по себе, она даже выступает одним из его процессуальных критериев, однако сущностно дивергентное мышление приближается к творческому именно в той своей части, которая касается способности применять разносторонние гипотезы к будущему, моделировать это будущее за счет способности видеть его в разностороннем свете. Зона перекрытия дивергентности и лабильности – это те проявления скорости, беглости, подвижности мышления, которые приводят к созданию разнонаправленных вариантов решения.

Особо следует отметить связи, касающиеся продуктивности мышления: дивергентное и продуктивное мышление (R²=0,50), продуктивное и прогностическое мышление (R²=0,52). Именно там, где дивергентность и продуктивность соединяются, образуется часть сущностной структуры творческого мышления. Зона перекрытия продуктивного мышления с прогностическим – это те проявления продуктивности, которые связаны с эффективным опережающим отражением.

Итак, при изучении конкордации творческого мышления с парами отдельных параметров мышления было выявлено, что наиболее значимыми в отношениях конкордации являются словесное, дивергентное, системное, продуктивное, прогностическое мышление. Зоны их перекрытий  - это зоны максимально развитого, зрелого, совершенного мышления, мышления в его наиболее эффективной форме, мышления, представляющего собой результат интеграции наиболее сложных, комплексных видов мышления – творческого мышления.

Таким образом, метод конкордационного анализа позволяет говорить о творческом мышлении как результате интеграции различных видов мышления, в особенности наиболее зрелых. Творческое мышление несводимо ни к одному из этих видов мышления, но их сочетанное действие составляет сущность творческого мышления. Такой подход к творческому мышлению школьников, по нашему мнению, позволит создать фундамент такой теории творческого мышления, на котором решение вопросов о критериях и специфике этого феномена будет существенно облегчено.

Литература

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. 410 с.

  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1979. 230 с.

  3. Леей В. Л. Нестандартный ребенок. СПб.: ЛГУ, 1993. 120 с.

  4. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индив. различия. М.: Ин-т пр. психологии; Воронеж : НПО «Модэк», 1997. 448 с.

  5. Матюшкин A. M. Концепция творческой одарённости // Вопр. психологии. 1989. №6. С. 12–18.

  6. Матюшкин A. M. Основные направления исследования мышления и творчества // Психолог. журн. 1984. № 1. с. 9–17.

  7. Чистякова Ч. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур / Ч. Д. Чистякова // Вопр. психологии. 1991. № 6. С. 103–111.

  8. Штерн В. Умственная одаренность. СПб.: Изд-во ЛГУ. 1997. 190 с.

  9. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. 230 с.

  10. Васильев И. А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления // Вопр. психологии. 1991. № 3. С. 103–104.

  11. Холодная М. А. Психология интеллекта. М.: МГУ, 1997. 153 с.

  12. Чернецкая Н.И. Творческое мышление как высшая форма мышления // Вестник Адыгейского университета, Выпуск 2, 2009. С.257-263.

  13. Чернецкая Н.И. Изучение творческого мышления как результата интеграции различных видов мышления посредством однофакторного дисперсионного анализа // Сибирский педагогический журнал. 2011. №3. С. 271-280.

  14. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 415 с.

  15. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 93 с.

  16. Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл; Per Se, 2000. 685 с.

  17. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во МГУ, 1969. 231 с.

  18. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 366 с.

  19. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. 239 с.

  20. Чернецкая Н.И. Эмпирическое моделирование интегрального показателя творческого мышления // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2011. №3. С. 175-180.

Рекомендовано к публикации:
В.В. Семикин, доктор психологических наук, приглашенный эксперт

_____
 

Nadezhda I. Chernetskaya
Candidate of Psychological Sciences,
Associate professor, Head of the chair of psychology of Irkutsk State University, Irkutsk, Post-doctorate student,  Al.Herzen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg
cherna@yandex.ru

Creative Thinking of Schoolchildren as an Integrative Psychological Phenomenon

The article proposes the conception of schoolchildren creative thinking as an integrative phenomenon. This conception deals with creative thinking as with a result of certain kinds’ of thinking integration. The results of the empirical research devoted to the author’s conception validation are described, correlation analysis’ results are presented. It is shown that creative thinking cannot be equal to any of its components and should be taken a result of their integration.

Key words:
creative thinking, kinds of thinking, creative thinking theories, integrative conception of creative thinking of schoolchildren
 

Literatura

  1. Arnhejm R. Novye ocherki po psihologii iskusstva. M.: Prometej, 1994. 410 s.

  2. Bahtin M. M. Jestetika slovesnogo tvorchestva. M.: Nauka, 1979. 230 s.

  3. Leej V. L. Nestandartnyj rebenok. SPb.: LGU, 1993. 120 s.

  4. Lejtes N. S. Vozrastnaja odarennost' i indiv. razlichija. M.: In-t pr. psihologii; Voronezh : NPO «Modjek», 1997. 448 s.

  5. Matjushkin A. M. Koncepcija tvorcheskoj odarjonnosti // Vopr. psihologii. 1989. №6. S. 12–18.

  6. Matjushkin A. M. Osnovnye napravlenija issledovanija myshlenija i tvorchestva // Psiholog. zhurn. 1984. № 1. s. 9–17.

  7. Chistjakova Ch. D. Tvorcheskaja odarennost' v razvitii poznavatel'nyh struktur / Ch. D. Chistjakova // Vopr. psihologii. 1991. № 6. S. 103–111.

  8. Shtern V. Umstvennaja odarennost'. SPb.: Izd-vo LGU. 1997. 190 s.

  9. Brushlinskij A. V. Myshlenie i prognozirovanie. M.: Mysl', 1979. 230 s.

  10. Vasil'ev I. A. Refleksivnyj podhod k izucheniju i razvitiju tvorcheskogo myshlenija // Vopr. psihologii. 1991. № 3. S. 103–104.

  11. Holodnaja M. A. Psihologija intellekta. M.: MGU, 1997. 153 s.

  12. Cherneckaja N.I. Tvorcheskoe myshlenie kak vysshaja forma myshlenija // Vestnik Adygejskogo universiteta, Vypusk 2, 2009. S.257-263.

  13. Cherneckaja N.I. Izuchenie tvorcheskogo myshlenija kak rezul'tata integracii razlichnyh vidov myshlenija posredstvom odnofaktornogo dispersionnogo analiza // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2011. №3. S. 271-280.

  14. Rubinshtejn S. L. Problemy obshhej psihologii. M.: Pedagogika, 1976. 415 s.

  15. Vygotskij L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. M.: Prosveshhenie, 1991. 93 s.

  16. Vekker L. M. Psihika i real'nost': Edinaja teorija psihicheskih processov. M.: Smysl; Per Se, 2000. 685 s.

  17. Tihomirov O. K. Struktura myslitel'noj dejatel'nosti cheloveka. M.: Izd-vo MGU, 1969. 231 s.

  18. Ponomarev Ja. A. Psihologija tvorchestva i pedagogika. M.: Pedagogika, 1976. 366 s.

  19. Luk A. N. Myshlenie i tvorchestvo. M.: Politizdat, 1976. 239 s.

  20. Cherneckaja N.I. Jempiricheskoe modelirovanie integral'nogo pokazatelja tvorcheskogo myshlenija // Vestnik BGTU im. V.G. Shuhova. 2011. №3. S. 175-180.


Copyright (C) 2014, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100