| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Медянова Полина
Владимировна Использование деловой игры как активного метода в обучении социально-коммуникативной деятельности специалистов туриндустрии в вузе
Аннотация
Ключевые слова:
Развитие глобального пространства социальной коммуникации в туристической сфере требует от современного специалиста туриндустрии сформированности профессиональной компетентности в области социально-коммуникативной деятельности [1 - 3]. В условиях информатизации профессионального образования особое значение приобретает использование информационно-коммуникативных технологий и активных методов обучения - игровое моделирование, подкастинг (т.е. технологию создания и распространения звуковых или видеофайлов в стиле радио- и телепередач в Интернете), проектное обучение. Эти методы позволяют моделировать реальные ситуации и контекст профессиональной социальной коммуникации в сфере международного туризма. В этой связи возникает необходимость разработки методики обучения социально-коммуникативной деятельности будущих специалистов туриндустрии в условиях их профессиональной подготовки в вузе. Основу этой методики составляет обучение решению учебных профессиональных задач в области социальной коммуникации разного уровня и сложности на основе использования активных методов обучения, в частности, на основе деловой игры [4]. При разработке методики мы применяли методологию, предложенную Н.И.Рыжовой [5] для развития содержания профессиональной подготовки в различных видах деятельности специалистов гуманитарного профиля в условиях компетентностного подхода. Методика включала целевой, содержательный и деятельностный компоненты [4]. Деятельностный компонент характеризует сущность действий студентов - будущих специалистов туриндустрии - при решении учебных профессиональных задач в области социально-коммуникативной деятельности. Методика базируется на принципах контекстного обучения и модульной технологии организации процесса обучения, а основными методами обучения студентов стали метод целесообразно подобранных задач [5] и методы активного обучения - метод кейсов (case-study) и «деловая игра» [2]. Для оценивания достижения уровня готовности студентов к профессиональной социально-коммуникативной деятельности мы использовали технологию создания электронного портфолио, как альтернативный способ качественной оценки достижений студентов. Освоение каждого модуля содержания обучения осуществляется в нашей методики посредством анализа предложенных учебных профессиональных задач (кейс-задачи). Такие задачи по сути представляют собой имитационные упражнения, которые, по мнению Е.Н. Погребной [6], рекомендуется проводить перед использованием деловой игры. Их цель – предоставить студентам возможность в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории, законе. В кейс-задаче должно содержаться противоречие, то есть элемент проблемности и структурные компоненты: цель, предмет учебной задачи, возможные варианты решения, система оценивания. Полученные решения кейс-задач, выполненные обучаемыми, включались в дальнейшем в их электронное портфолио. Защита (или качественная оценка) портфолио осуществлялась на зачетном занятии с использованием деловой игры. Деловая игра проводилась нами на зачетном занятии с целью подведения итогов обучения и для демонстрации готовности и способности студентов применять полученные знания и умения после завершения освоения одного из модулей. На зачетном занятии каждый студент мог выполнять самооценку своего портфолио по предложенным преподавателем вопросам или демонстрируя результаты проведенной деловой игры, получив при этом экспертное заключение от одного из своих однокурсников, содержащее личное мнение относительно просмотренной работы, рекомендации и пожелания. Этот прием в нашей методике именовался как «экспертиза». Деловая игра рассматривалась нами как разновидность игрового метода, позволяющая моделировать профессиональные ситуации и принимать решения при различных обстоятельствах. Деловая игра позволяла участнику продиагностировать свои возможности как в одиночку, так и в совместной деятельности с другими участниками. Задачей преподавателя являлось оказание помощи студентам в процессе подготовки и проведения деловой игры. Цель деловой игры - сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социально-коммуникативная значимость деловой игры заключается в том, что в процессе решения определенных задач не только активизируются знания, но и развиваются коллективные формы общения. Деловая игра как метод обучения социально-коммуникативной деятельности представляет собой целостное описание процесса решения и результата обучения студентов учебным профессиональным задачам в области социально-коммуникативной деятельности туриндустрии и представляет собой совокупность ряда компонентов: - компонент целеполагания (включает цель, задачи, форму проведения игры с инструкциями по развитию навыков профессиональной социально-коммуникативной деятельности; образцы вербального и невербального поведения в сфере делового общения; упражнения для тренировки грамматических конструкций на родном и иностранном языках, упражнения на использование ИКТ-технологий в профессиональной деятельности); - компонент, раскрывающий дидактический потенциал игры (отражает развитие профессионально-направленных и личностных качеств по реализации социально-коммуникативных намерений, культурологический материал, включающий специфические и социально-культурные контексты, направленные на формирование адекватного общения, с использованием структурных элементов родного и иностранных языков, а также с применением специальных психологических приемов, направленных на осуществление эффективного делового общения и применение ИКТ-технологий); - непосредственное общение как компонент развития профессиональных компетенций и основывающийся на взаимодействии индивидов, включающий информационный процесс и взаимное понимание, связанный с рефлексией (разбор игры, стимулирование творческой инициативы, выводы и рекомендации). Эффективность реализации указанной модели будет определяться совокупностью организационно-педагогических условий проведения деловой игры, направленных на формирование профессиональных коммуникативных компетенций студентов таких как: мотивационно-психологических, технолого-информационных, организационных. Основным материалом и темами для создания деловой игры являются следующие практические действия из области социально-коммуникативной деятельности [7, 8]:
Технология конструирования деловой игры как формы обучения будущих специалистов в области туризма [7, 9], на наш взгляд, включает следующие операции:
Апробация предложенной методики была проведена нами в рамках курсов профессиональной подготовки специалистов туриндустрии в Государственном университете морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова» (2011-2013 уч. гг.). По нашим наблюдениям, использование разработанной методики повысило интерес студентов к изучаемому материалу. Это было достигнуто, на наш взгляд, за счет использования «деловых игр» и защиты собственных «мини-проектов», например, сценариев туров, которые становились частью личного портфолио студентов. Отметим также, что использование деловой игры в профессиональной подготовке студентов – будущих специалистов туриндустрии – позволило существенно сократить время накопления профессионального опыта, предоставило возможность экспериментировать с событиями, пробовать использовать и придумывать разные стратегии решения поставленных проблем. Литература
Рекомендовано к
публикации: Публикуется при поддержке "Программы Штоля - 2014" по содействию публикации результатов исследований в области педагогической науки
Polina
V. Medyanova
The use of active learning methods in professional training specialists of tourist industry in the area of social-communicative activity In this article the author describes the method in teaching social- communicative activity for future specialists of tourist industry in the professional high school training on the base of active learning methods, solving of training professional tasks methodology in the area of social-communicative activity. In details author characterizes «business game» as one of the basic chosen active learning methods. In the article main components, themes and basic material for creating a business game are determined as well as the technology of its construction.
Key
words:
Literatura
| |||
| |||
Copyright (C) 2014, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |