| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Королева Наталья Николаевна
Богдановская Ирина Марковна
Луговая Виолетта Федоровна Социальные мифологемы в структуре образа мира современных подростков с саморазрушающим поведением
Аннотация
Ключевые слова Подростковый возраст представляет собой «переход» к взрослой жизни, который многие исследователи называют «критическим», накладывающим отпечаток на все дальнейшее развитие человека. В этот период завершается формирование структур сознания и самосознания, определяющих стратегии жизнедеятельности, самостоятельность и инициативность в постановке целей, способность к самореализации. Становление личности современного подростка происходит на фоне социальных, экономических и политических изменений в российском обществе в котором позитивные аспекты современной социокультурной ситуации (свобода мнений, свободное распространение информации, расширение сферы культурного и образовательного взаимодействия и т.д.) вступают в противоречие с негативными (политические и экономические проблемы, изменения духовной жизни общества и т.д) [1, С. 96–105]. Подросток переживает и испытывает на себе сложные и противоречивые обстоятельства, характерные для общества в целом и влияющие на всю совокупность условий его жизнедеятельности [2]. Эти переживания, а также такие особенности личности подростка как эмоциональная нестабильность, импульсивность, отсутствие жизненного опыта и умения снимать эмоциональное напряжение могут приводить к проявлениям саморазрушающего аутодеструктивного поведения [3, 4]. Некоторые из психологических предпосылок саморазрушающего поведения, связаны со смысловой организацией образа мира подростков. Образ мира представляет собой целостную, многоуровневую систему представлений индивидуума о других людях, о мире, о себе и своих поступках, которая как бы «преломляет» через себя любое внешнее воздействие [5, С.15-22.]. В рамках когнитивного подхода образ мира может пониматься как ментальная репрезентация внешней реальности компонентами которой выступают чувственная ткань, значения и личностный смысл. С позиций личностного подхода образ мира представляет собой субъективную интерпретацию действительности, на которую оказывает влияние весь опыт, все виды отношений и любые аспекты жизнедеятельности человека. В процессе усвоения социокультурного опыта формируется индивидуальная система значений, отношения между которыми определяют особенности смысловой организации образа мира. Личностно-смысловая регуляция поведения и деятельности позволяет индивиду сохранять их последовательный и целенаправленный характер в постоянно меняющейся ситуации. Одной из форм выражения личностного смысла являются смысловые установки личности, которые участвуют в регуляции деятельности, однако их влияние человек не всегда осознает. С одной стороны – они освобождают субъекта от необходимости принятия решений и сознательного контроля деятельности в стандартных, встречавшихся ранее ситуациях [6]. С другой стороны смысловые установки являются фактором, обусловливающим косность, инертность деятельности, затрудняют приспособление индивида к новой, изменившейся ситуации. Таким образом, можно говорить об эффектах как стабилизирующего, так и преградного, отклоняющего или дезорганизующего воздействия смысловых установок на протекание деятельности. Изучение смысловых установок в структуре образа мира аутодеструктивных подростков позволит прогнозировать их поведение, готовность к повторной актуализации саморазрушающих действий в случае повторения надлежащих условий. Как мы отмечали ранее, образ мира складывается у подростков на фоне перехода от одной цивилизационной эпохи к другой, и этот процесс сопровождается глубокой перестройкой культуральных основ общественной жизни, изменением возможностей и способов понимания, познания мира и себя [7, 8]. Все это побуждает подростков к индивидуальному поиску собственных суждений о мире, в котором они живут. Эти суждения конструируются на основе субъективно оцененного опыта, которому отдается предпочтение и доверие. Именно поэтому в образ мира включается особый вид смысловых установок - мифологемы. Мифологема - это устойчивое состояние индивидуального и общественного сознания, а также некоторые идеи, служашие концептуальным обоснованием поведения в данном обществе. Мифологему можно рассматривать как элемент «наивных» представлений о мире, сложившихся как результат его когнитивного освоения. В образе мира представлены мифологемы двух типов. Первый из них - индивидуальные мифологемы, представляющие собой совокупность идей и образов, организованных вокруг наиболее значимых жизненных ценностей человека и выполняющих функции осмысления собственной жизни. По замечанию Д. Файнштейна личные мифы «отвечают на духовные запросы таким же образом, как культурные мифы выполняют эти функции для целых сообществ» [9]. Личностные мифологемы могут быть связаны с мифологическими архетипами, которые реализуют связь в сознании связь индивидуального опыта с коллективным бессознательным. Второй тип представлен социальными мифологемами, отражающими настоящее, реальность современной культурной ситуации, стереотипы коллективного сознания. Социальный миф представляет собой устойчивую форму обыденного сознания, которая противопоставляется рациональному взгляду на действительность. Мифологема, как устойчивая, повторяющаяся тема социального мифа, отражает социальные практики, типичные для определенных культурно-исторических условий и может рассматриваться как функция сознания, регулирующая поведение индивида в социуме. Мфологемы обоих типов обладают способностью направлять деятельность индивида, мобилизовать его на достижение значимых целей благодаря своему ценностному характеру [10,11]. Мифологема представляет собой особый тип функционирования культурных программ, для которого характерно некритическое восприятие, значимость содержания и обязательность исполнения [12] С этих позиций, выделение ведущих мифологем в образе мира аутодеструктивных подростков позволит более точно представить формы и способы их мировосприятия, а также специфику личностно-смысловых предпосылок саморазрушающего поведения. Для реализации данной цели в проведенном нами исследовании приняли участие подростки с саморазрушающим поведением из Санкт-Петербурга и Ленинградской области в количестве 38 человек, из них – 14 девушек и 24 юноши, средний возраст – 14,9 лет. Поведение подростков оценивались экспертами (педагоги, психологи и социальные работники) с помощью специально разработанной анкеты. Экспертами было отмечено, что подростки данной группы используют психоактивные вещества (40%), употребляют алкоголь и курят ( 100%), проявляют склонность к физической агрессии (50%), состоят на учете в полиции за антисоциальное поведение (75%). Также эксперты указали на изменения эмоциональной сферы подростков, данной группы которым свойственна эмоциональная неустойчивость и злопамятность. Следствием нарушения эмоционально-ценностного отношения к миру у подростков стало снижение произвольной регуляции и уровня коммуникабельности. Вторую группу составили 42 нормативных подростка. Для анализа мифологем использовался модифицированный вариант рисуночной методики С.Т. Посоховой «Мой мир» [13]. Полученные рисунки были подвергнуты качественному анализу и классифицированы группой экспертов-психологов по ведущей эмоционально-смысловой доминанте изучаемых образов. В результате анализа рисуночной пробы «Мой мир» был выделен ряд инвариантных и вариативных мифологем - устойчивых и повторяющихся конструктов, обобщённо отражающих действительность в виде чувственно-конкретных ассоциаций. Наиболее выражеными как в группе подростков с саморазрушающим, так и с адаптивным поведением являются индивидуально-личностные мифологемы жизненного пространства «Солнце», «Небо», «Воздух», «Вода», «Земля». Это символы первоосновы мира, заключащие в себе содержание, связанное с индивидуальным и культурно-историческим опытом. В рисунках подростков образы, символизирующие стихии природы, могут рассматриваться как двоичные смысловые противопоставления (бинарные оппозиции), представляющие собой описание пространственно-временных координат модели мира [14]. В эту же группу включается смысловое противопоставление техногенных и экологичных образов, как визуальное воплощение мифологемы «Урбанистический город-живая природа». На втором месте в обеих группах подростков представлены индивидуально-личностные мифологемы, отражающие переживание кризиса подросткового возраста. В ходе восприятия рисунков для экспертов главным источником смыслов выступают подростковые ассоциации, обусловленные представлениями о мире в котором они живут. Обращает на себя внимание, что подростки обеих групп очень редко изображают других людей на рисунках, зачастую изображения людей (включая автора) отсутствуют. В ряде рисунков находится экзистенциальная символика (дорога, космос). Это позволяет вербализовать визуальную метафору через утверждение «Одиночество в мире». Переживание одиночества наиболее остро осознается в подростковом возрасте, что может быть связано с развитием рефлексии, с выраженной потребностью в самопознании, с кризисом самооценки. При этом, переживание одиночества способствовать развитию человека, через рефлексию по поводу собственной жизненной перспективы. Однако, одиночество может переживаться и осознаваться как тяжелое негативное эмоциональное состояние, которое даже в некоторых случаях может выступать внутренней предпосылкой саморазрушающего поведения. Вторая мифологема, относящаяся к данной группе, проявляется в рисунках через противопоставление жизнеутверждающих, позитивных образов, образам негативным, несущим деструктивный смысл («жизнь-смерть», «ад-рай», «добро-зло») По-видимому, эти элементы рисунков отражают категоричность и максимализм подросткового мышления, напряженнность психоэмоционального состояния. Таким образом, в изобразительном материале рисунков, визуализируется метафора «Жизнь против смерти». На третьем месте в рисунках представлены социальные мифологемы, однако, их содержание является вариативным в обеих группах. У подростков с саморазрушающим поведением присутствуют визуальные метафоры девиантной подростковой субкультуры (шприцы, галюциногенные грибы, символика санистских культов, экстремальные виды уличного спорта, бунтарская музыка, суицид), отсылающие к теме молодежного бунта и связанной с ним мифологеме «Живи быстро, умри молодым». В группе нормативно развивающихся подростков образы, несущие информацию о способах и видах саморазрушения отсутствуют. Довольно часто в рисунках подростков с саморазрушающим поведением присутствуют образы-клише романтических отношений (сердечки, цветы, пара, держащаяся за руки) которые «встраиваются» авторами рисунков в сюжет, связанный с отдыхом за границей, соединяются с образами пляжа, дорогого автомобиля. Эти образы в рисунках визуализируют мифологему «Красивая любовь». Еще одна мифологема «Криминальная дружба», в рисунках данной группы связана с образами подростковых группировок, а также прямыми визуальными цитатами из телевизионного сериала «Бригада». Этот фильм о «лихих 90-х», перенес американские каноны гангстерского фильма на российскую почву и сформировал в сознании подростков миф о дружбе в криминальной субкультуре, которая противопоставляется официальной, пронизанной духом лицемерия и предательства [15]. Социальные мифологемы адаптивных подростков концентрируются вокруг таких тем как «Спорт», «Современная музыка», «Фентези и анимэ персонажи», «Красивая» жизнь», «Медиа-средства». Спортивная тема сопровождается изображениями традиционных видов спорта, чаще всего футбола. Тема современной музыки связана в рисунках с мифоимиджем ее культовых персонажей (Курт Кобейн, Тупак Шакур и др.). Мифологема «Красивая» жизнь в рисунках символизируется через клишированные образы материального успеха, богатства (символ доллара, сверкающие украшения, автомобили и др.). Мифологема «Медиа-средства» связана с образами ряда средств публикации или трансляции информации через различные каналы. Так, на рисунках подростки изображают средства массовой информации, такие как книги, журналы, радио, телевидение и Интернет. Результаты исследования показывают, что ведущие мифологемы в структуре образа мира подростков имеют личностный характер, связанный с индивидуальным и культурно-историческим опытом, а также переживанием кризиса подросткового возраста, категоричностью и максимализмом мышления, напряженнностью психоэмоционального состояния. Социальные мифологемы подростков с саморазрушающим поведением оказывают негативное воздействие на их сознание. В отличие от традиционных мифов, направленных на преодоление внутренних и внешних противоречий человека, они «оправдывают» и романтизируют эти противоречия или предлагают молодым людям «легкий» выход из сложных жизненных ситуаций. Тем не менее, содержание социальных мифологем указывает на значимые в образе мира подростков смысловые категории: переживание одиночества, конфликт жизнеутверждающих и деструктивных мотивов; потребность в товариществе и любви, толерантность к криминальной субкультуре. Можно предположить, что дальнейшее изучение структуры и содержания социальных мифологем аутодеструктивных подростков позволит более глубоко анализировать мотивы саморазрушающего поведения, разрабатывать воспитательные и коррекционные программы, направленные на его предотвращение. Литература
Рекомендовано к публикации:
Natalya N. Koroleva
Irina M. Bogdanovskaya
Violetta V. Lugovaya Social mythologems in the structure of the image of the world of contemporary adolescents with self-destructive behavior In the image of the world of adolescents with self-destructive behavior include social mythologems deviant adolescent subculture "Live fast, die Young," "Criminal friendship", "Beautiful" love". Social myths adaptive teens revolve around themes such as "Sport", "Modern Music", "Fantasy and anime characters", "Beautiful" life","Media outlets".
Key words Literatura
| |||
| |||
Copyright (C) 2014, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |