Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2014

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  2298  

Декабрь 2014 г.

Вьюшкова Ирина Геннадьевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания, Тюменский государственный университет (филиал в г. Ишиме), г. Ишим, Тюменская обл.

wjuschkowa@rambler.ru   

Жанровый анализ художественного текста как инструмент развития предметной составляющей профессиональной компетентности будущего учителя словесности 

Аннотация
В статье
обозначена проблема обогащения инструментария для подготовки квалифицированного учителя словесности. Одним из возможных и целесообразных  инструментов является жанровый анализ, пример использования данного типа анализа представлен в статье на примере разбора трех разновидностей жанра «дорожной» думы, образцы которого обнаружены в творчестве известного русского литератора XIX века Я.П. Полонского. 

Ключевые слова
анализ, жанровый анализ, поэтика, стиль, сон, «дорожная» дума, «сухопутная» дума, «корабельно-морская» дума, «железнодорожная» дума, творческая индивидуальность
 

В связи с постепенным реформированием учебного процесса в рамках высшей школы актуальным становится вопрос и об изменении инструментария, необходимого для развития предметной составляющей профессиональной компетентности будущего учителя словесности. Современный учитель словесности, работая с художественными текстами, должен владеть комплексом профессиональных умений, которые в дальнейшем позволят ему грамотно и целенаправленно проводить работу с учащимися на уроках в рамках изучения дисциплины «Литература» в средней школе. Данный комплекс профессиональных умений предполагает:

  • квалифицированный анализ художественных текстов в разных аспектах в зависимости от целевой установки, сформулированных задач и методологии в определенный конкретный момент времени;

  • понимание проблематики произведения;

  • характеристику особенностей поэтики художественного текста;

  • выявление особенностей творческой индивидуальности автора;

  • определение своеобразия авторской картины мира, созданной художником;

  • объективную оценку достоинств и недостатков художественного текста и т.д.

Аналитический подход к художественным текстам должен способствовать погружению в глубинные процессы развития литературы как одного из видов искусства, помогать выявлять специфические особенности мировоззрения и стиля творческих индивидуальностей писателей и уточнению их места в историко-литературном процессе; а также определять ценностные смыслы художественных текстов как в рамках системы творческой индивидуальности отдельно взятого писателя, так и в контексте литературного и культурного развития эпохи. 

Важность и целесообразность аналитического подхода в изучении  художественных произведений объясняли уже теоретики литературы античных времен, средневековья, эпохи Возрождения и т.д. В дальнейшем в методике преподавания литературы на этом акцентировалось особое внимание такими известными методистами как Т.Г.Браже [1] В.В.Голубковым [2], Г.П.Гуковским [3], В.П.Медведевым [4], З.Я.Рез [5] и др.  

В современной филологической науке на сегодняшний день нет однозначного подхода к анализу художественных произведений. Т.П.Буслакова [6] предлагает формировать навыки анализа художественного текста на основе изучения программных эпических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, включенных в школьную программу. А.А.Гагаев, П.А.Гагаев [7] ориентируют осмысливать проблематику произведений Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого через призму отечественного мировидения и мирочувствования. А.Б.Есин [8] обобщает опыт по анализу литературного произведения на основе уже наработанных материалов, сосредоточившись на проблеме психологизма в русской литературе. В.А.Маслова [9], рассматривая филологический и культурологический подходы к поэзии, разрабатывает оригинальную авторскую схему анализа поэтического текста и предлагает образцы анализа поэтических произведений, представляющих наибольшую сложность в вузовской и школьной практике (тексты А.А.Блока, С.А.Есенина, М.И.Цветаевой и др.). Г.И.Романова [10], придерживаясь традиционного подхода, показывает особенности литературных произведений Н.В.Гоголя, А.П.Платонова, Ф.М.Достоевского и др. через характеристику субъектной организации, мира произведения, композиции, художественной речи, генезиса произведений. А.Я.Эсалнек [11,12] представляет периодизацию литературного процесса, характеризует литературные направления, рассматривая родовые и жанровые особенности, а также стилеобразующие признаки литературных произведений; обосновывает понятие романного жанра, выявляет определяющие его качества и параметры, а также предлагает анализ романных текстов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Стендаля, И.С. Тургенева и других авторов.  Как видим, до сих пор нет единой схемы, шаблона по анализу художественного текста. Каждый исследователь вправе индивидуально подходить к изучению текста и самостоятельно выбирать необходимый для него вид аналитического разбора.  

Принято выделять следующие виды анализа текстов: жанровый,  биографический, мифокритический, гендерный, творческо-генетический, историко-культурный, историко-литературный, контекстуальный, герменевтический, семиотический, сравнительно-типологический, целостный и др. Наиболее полную и обстоятельную характеристику перечисленных видов анализа мы обнаружили в работе д.ф.н, проф. А.А. Асояна. Среди разнообразных видов он выделяет и жанровый анализ, которому дает следующую характеристику: «Жанровый анализ представляет осмысление особенностей жанровой формы, ее поэтики (способа построения). /…/ Далее ученый конкретизирует: «Жанровая форма обусловлена особенностями художественной речи, субъектно-объектной организации, пространственно-временной композиции литературного произведения»[13]. Именно жанровый анализ стал предметом изучения в рамках данного исследования а трактовка, предложенная А.А. Асояном., стала методической базой при его проведении. 

Отметим, что студенты высшей школы знакомы с классификациями жанров в зависимости от родовой принадлежности (эпос, лирика, драма),  характеризуют основные признаки жанров, но, когда в процессе учебной деятельности им предлагаются образцы текстов для анализа, они испытывают затруднения. В связи с этим целью нашей статьи явилась потребность поэтапного объяснения студентам анализа поэтического текста в аспекте жанра. Для анализа были выбраны поэтические тексты известного русского писателя XIX века Я.П.Полонского, относящиеся к жанру «дорожных» дум.

В качестве одного из возможных вариантов аналитической работы с художественными текстами Я.П.Полонского в аспекте выявления их жанровой специфики предлагаем следующую модель поэтапной работы:

1 этап - студентам предварительно поясняется выбор для анализа текстов Я.П.Полонского, творчество которого интересно в плане исследования[14].

Проговаривается, что такой выбор не случаен:  именно Я.П.Полонский (вместе с П.А.Вяземским) канонизировали данный жанр в русской поэзии, опираясь на опыт поэтов пушкинского времени. Примечательно то, что тема путешествий, одна из древнейших в мировой литературе, получила в   лирической поэзии XIX в. особое развитие в русле элегической традиции.

2 этап – повторение определения «жанр», выявление специфических признаков жанра «дорожная дума»  с учетом сформировавшихся в отечественной поэзии ее жанровых модификаций: «сухопутной», «корабельно-морской», «железнодорожной».

Внимание студентов концентрируется на том, что в творчестве Я.П.Полонского можно встретить образцы всех трех типов, но наиболее многочисленны у него дорожные «сухопутные» думы.

Шаг 1 -  характеристика типовых признаков жанра дорожной «сухопутной» думы:

  • акцент на привычности,  неизбывности, предсказуемом характере такого путешествия и состояния;

  • выход не столько к бытийной, сколько к бытовой проблематике;

  • развитие тем любви, дружбы, одиночества, сбывшихся  и несбывшихся надежд.

  • масштаб размышлений героя – не вселенная, а жизнь лирического героя,  его судьба. [15, с.78 – 79]

Шаг 2 - определение основных типовых признаков жанра дорожной «сухопутной» думы в процессе анализа стихотворения Я.П.Полонского «Зимний путь» (1844), включенного в рекомендуемый перечень произведений для учащихся 10 класса по программе Т.Ф. Курдюмовой[16].

  • типовой для такого рода стихотворений динамизированный сюжет путешествия;

  • наличие фигуры  задумавшегося и засыпающего путешественника;

  • сон как своеобразная вставка в сюжет путешествия, причем границы между явью и сном путника изначально отчетливы[15].

  • Определив основные признаки жанра «сухопутной» думы, проследим их развитие, подкрепив анализом текста.

Ситуация путешествия, в которой оказывается засыпающий путник, пронизывает весь сюжет произведения, начиная с первой, экспозиционной строфы и завершаясь в последней, при этом ощущение монотонии, бесконечности пути характеризует состояние  бесприютности и одиночества героя. Начиная со второй строфы, путешествие физическое дополняется путешествием мысленным, открывая сновидческую часть (со 2-ой по 5-ую строфы), которая выделена в тексте стихотворения графически, обособлена от «яви» также своим вневременным характером (прошлому, воображению), в то время как фабульно-сюжетный фон – это неостановимое движение и в пространстве, и во времени. Герой вновь оказывается одиноким странником на бескрайних просторах зимнего поля в кибитке, везущей его неизвестно куда: «А холодная ночь так же мутно глядит / Под рогожу кибитки моей<…>[17, с.36]. Действительность, в которой герой одинок и бесприютен, выполняет функцию обрамления, внутри которого строится сновидческий сюжет. Но отношения этих миров не механистичны, они смыкаются, пересекаются, диффундируют – например, через мотив дороги, значимый как для реального пространства, так и для сказочного. Но в первом случае он  смыкается с мотивами бесприютности, тоски, одиночества, а во втором – с мотивами радости и счастья, выражающимися в стремлении освободить царевну. Сюжетная роль мотива сна – в переакцентуации сюжетной доминанты: фабула пути переходит в функцию фона, а сон-вставка становится главным в сюжете. Благодаря ему мир переживаний героя обретает свою идеальную, просветленную и обнадеживающую составляющую, – хотя и остающуюся «неочевидной»: «И не веришь и веришь очам».  

Таким образом, завершая анализ «сухопутной» думы, студенты приходят к выводу, что Я.П.Полонский использовал в ее сюжете в качестве мотивации для введения медитативного элемента не изначально заложенную в жанр элегии идею утраты, а психологически-бытовое общеизвестное свойство долгого путешествия стимулировать раздумья, размышления, порождающее грезу, мечту –  и особенно часто – сон.  

Шаг 4 - определение основных типовых признаков жанра дорожной «морской» думы в процессе анализа стихотворения Я.П. Полонского «Качка в бурю» (1850).

  • Предварительно студенты вспоминают, что тема моря возникла в лирике и освоилась в творчестве романтиков как «морская элегия» – у В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова «Тень друга»(1814), А.С.Пушкина «Погасло дневное светило…»(1820) и др.

  • Студенты устанавливают, что именно в творчестве романтиков сформировались такие жанровые черты как:

    • морской пейзаж в зачине;

    • монолог одинокого героя, находящегося на корабле и размышляющего о судьбе;

    • сильный рефлексивный момент;

    • меланхолическое настроение;

    • коллизия, выводимая на уровень бытия[15, с. 78].

Все вышеперечисленные черты впоследствии наследовали «морские путевые думы», в том числе и стихотворение Полонского «Качка в бурю»(1850).

  • Аналитическая работа со стихотворением Полонского подтверждает, что оно отвечает этой жанровой модели, причем в его сюжете важна роль онейропоэтического элемента. Оно построено по принципу параллелизма двух планов – реального и фантастического: терпящего крушения корабля и снов-воспоминаний. Постепенно события усугубляются и  драматизируются: уже оторван руль, матрос унесен и т.д.; однако герой пассивен, не предпринимая никаких действий, чтобы спастись, он вручает  свою участь в «руки бога». Это знаменует переход с бытового уровня (крушение корабля) в бытийный, с актуализацией традиционной метафоры  «смерти – сна» («Если смерть меня разбудит – / Я не здесь проснусь»[17]).  Финал стихотворения остается открытым.

Таким образом, студенты приходят к заключению, что Полонский, взяв за основу жанр «морской думы», трансформировал его, включив в сюжет крушения корабля два сна-воспоминания. Эти сны контрастны действительности: в отличие от трагических событий, происходящих на корабле, во снах лирический герой счастлив. При этом и «реальные», и «сновидческие» картины «вырастают» из единого корня – ритма качки. Именно он порождает сны-воспоминания, в которых герой раскачивается то в люльке, то на качелях. Этой аберрацией сна и яви определяется сюжетное движение, вся сложившаяся картина мира.  

Шаг 5 – рассмотрение основных типовых признаков наиболее поздней разновидности «путевых дум» - «железнодорожной» в процессе анализа стихотворения Я.П.Полонского «На железной дороге»(1868). 

  • Студенты обнаруживают, что свою специфику «железнодорожные думы»  вырабатывают в 1850 – 1870-е гг.:

  • обязательный атрибут – впечатление захватывающей дух скорости передвижения;

  • размышления лирического героя, перемещающегося в вагоне железной дороги;

  • грусть, печаль, некоторая меланхолическая расслабленность героя уступают место внутренней напряженности, динамизму, психологической концентрации на происходящем – вплоть до восторженного ликования;

  • при повышенной тяге к живописанию ситуации, здесь повышенная экспрессия выступает в роли сюжетообразующего импульса, а  проблемно-тематическая ориентация «принадлежит  сфере уже не столько бытийной (как в корабельной элегии) или бытовой (как в «экипажной» думе), сколько социальной[15, с. 80, 82].

  • Студенты, анализируя стихотворение Полонского «На железной дороге» (1868), определяют, что оно во многом соответствует сложившейся модификации «железнодорожной» думы, отчасти трансформируясь под влиянием экспериментов автора. Так, писатель изображает героя в вагоне мчащегося поезда не по своему желанию. При этом поездка по «делу важному» – ситуация, не  встречавшаяся в «железнодорожных думах» до Полонского. Важно заметить студентам, что для героя поездка по делу – это путь к успеху. Постепенно дорога трансформируется в метафору  «жизненного пути». Понимание дороги как «жизненного пути» помогает обнаружить философский подтекст сюжета. Толчок этому дает мотив сна, появляющийся в этом стихотворении только в заключительных строках: «И сквозь сон мне железный конек говорит…».  Художник использует ретро-эффект: мотив сна освещает «из конца» весь сюжет, проясняет, каким образом за окном поезда герой-пассажир сумел увидеть близких ему людей. Снимая фантастический элемент, сон, однако, создает опять эффект наложения, амбивалентности действительности. Полонский, вновь совмещая явь (поездка героя в поезде) и сон (фрагменты, которые он видит: родина, старушка-мать, «красна-девица» и т.д.), создает особый тип художественной реальности, возникающей в сознании героя.

  • Студенты замечают, что Полонский находит оригинальный способ социализации сюжета. Это – размышления о губительном влиянии цивилизации на сознание человека. Железная дорога, которая должна была сократить расстояния между людьми, на самом деле не способствовала сближению, а напротив, отдалила героя от родного дома, любимой, друзей. Герой-скиталец  бездомен и бесприютен;  общечеловеческие ценности он променял на «дело важное». Это, как можно понять, привело к постепенному исчезновению из его души нежности, тепла и подчинению «железному коньку».

Характерные особенности «железнодорожной» думы становятся наиболее отчетливыми при сравнении со стихотворением Н.А. Некрасова «Железная дорога»(1864).

  • Студенты обнаруживают, что если в произведении Некрасова  акцентированы проблемы социума (подчеркнута гибель огромного количества народа на строительстве железной дороги), то Полонский продемонстрировал разрушительное влияние железной дороги на отдельно взятую личность, ее миропонимание. И у Полонского, и у Некрасова герои находятся в пути. Дорога не просто их «перемещение в пространстве», но и источник размышлений. Оба поэта вводят мотив сна, помогающий выявить концептуальные взгляды писателей. Но если позиция автора у Некрасова категорична, идеологизирована, то у Полонского – поставлен вопрос, открыта проблема. Герой Полонского размышляет, в конечном итоге, о смысле жизни человека; причем ее идеальный смысл, как чаще всего у Полонского, ассоциируется со сновидческой реальностью. При этом «градус» драматизма здесь выше, чем во всех предыдущих стихотворениях: фабульно герой обречен своему «делу важному»[17].

Таким образом, предложенная пошаговая модель выявления типологических особенностей жанра «дорожной» думы в творчестве Полонского демонстрирует, насколько продуктивно автору удалось в пределах трех жанровых модификаций исследуемого жанра не только унаследовать сложившиеся традиции, но и обогатить данный жанр уместным введением сновидений, которые выполняют сюжетообразующую функцию, проясняют психологическое состояние героя. Поэтика сюжетного сна в пределах жанра «дорожной» думы позволяет говорить о формировании стиля Полонского-художника, в котором первостепенное место отводится онейросфере.

Подводя итоги, можно с уверенностью говорить о том, что

  • жанровый анализ художественного текста является важным и необходимым инструментом развития предметной составляющей профессиональной компетентности будущего учителя словесности;

  • он формирует умение  объективного осмысления особенностей жанровой формы, ее поэтики (способа построения); учит понимать через структуру произведения определенную авторскую эстетическую концепцию действительности.

В заключение хотелось бы отметить, что нам представляется  весьма целесообразным включать жанровый анализ в практику преподавания литературы не только высшей школы, но и в средней школе. 

Литература

  1. Браже Т.Г. Искусство анализа художественного произведения [Текст] / Т.Г. Браже // Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1971. – 240 с.

  2. Голубков В.В. Методика преподавания литературы [Текст] / В.В. Голубков. – М., 1962.

  3. Гуковский Г.А. Изучение лирического произведения в школе [Текст] / Г.А. Гуковский. – М., 1966.

  4. Медведев В.П. Изучение лирики в школе [Текст] / В.П. Медведев. – М., 1984.

  5. Рез З.Я. Изучение лирики в школе [Текст] / З.Я.Рез. – Л.: Просвещение, 1968.

  6. Буслакова, Т.П. Как анализировать эпическое произведение [Текст]: учеб. пособие / Т.П. Буслакова. - М.: Высш. шк., 2004. - 190 с. (Филологический практикум для абитуриента).

  7. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Художественный текст как культурно-исторический феномен. Теория и практика прочтения [Текст]: учеб. пособие / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 184 с.

  8. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения [Текст]: учеб. пособие / А.Б. Есин. -  М., 2004.

  9. Маслова В.А. Русская поэзия XX века. Лингвокультурологический взгляд [Текст]: учеб. пособие / В.А. Маслова. - М.: Высш.шк., 2006. - 256 с.

  10. Романова Г.И. Практика анализа литературного произведения [Текст]: учеб. пособие. 2-е изд. / Г.И. Романова. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 256 с. (Русская классика)

  11. Эсалнек А.Л. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [Текст]: учеб. пособие / А.Л. Эсалнек. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 112 с.

  12. Эсалнек А.Л. Основы литературоведения. Анализ романного текста : учеб. Пособие / А.Л. Эсалнек.- М.: Флинта: Наука, 2004.

  13. Асоян А.А. Proscholium. Инструментарий и практика анализа литературного произведения. Омск, 2006.

  14. Вьюшкова И.Г. Онейропоэтика поэзии Я.П. Полонского [Текст]: моногр. / И.Г. Вьюшкова. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. – 135 с.

  15. Ляпина Л.Е. Железнодорожная дума в русской поэзии XIX века [Текст] / Л.Е. Ляпина // Русская литература и внелитературная реальность. Историко-литературный сборник: материалы «Герценовских чтений» 2003. – СПб., 2004. – С.76-85.

  16. Вьюшкова И.Г. К вопросу о применении мотивного анализа поэтического текста в курсе литературы в 10 классе (на примере творчества Я.П.Полонского) // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. –  2009.  №3 (март) . ART 1318. URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1318.htm. ISSN 1997 – 8588. [дата обращения 01.12.2014].

  17. Полонский Я.П. Лирика. Проза. /Сост., вступ. ст. и ком. В.Г. Фридлянд. – М.: Правда, 1984 – с. 585.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

_____


Irina G. Vyushkova 
Candidate of Philological Sciences, associate professor of Russian and foreign philology, culture and teaching methods, Tyumen State University (branch in Ishim), Ishim , Tumen region 
wjuschkowa@rambler.ru

Genre analysis of literary text as a tool for the development of substantive component of professional competence of future teachers of literature  

The article is designated problem enrichment tool to prepare a qualified teacher of literature. One possible and appropriate tools is the genre analysis, an example of this type of analysis presented in the article on the example of analysis of three varieties of the genre "road" Duma, examples of which are found in the works of famous Russian writer of the XIX century JP Polonsky.  

Keywords:
analysis, genre analysis, poetics, style, dream, "road" Duma, "the land" Duma, "ship-sea" Duma, "railway" Duma, creative individuality
 

Literature

  1. Brazhe T.G. Iskusstvo analiza hudozhestvennogo proizvedeniya [Tekst] / T.G. Brazhe // Posobie dlya uchiteley. – M.: Prosveschenie, 1971. – 240 s.

  2. Golubkov V.V. Metodika prepodavaniya literaturyi [Tekst] / V.V. Golubkov. – M., 1962.

  3. Gukovskiy G.A. Izuchenie liricheskogo proizvedeniya v shkole [Tekst] / G.A. Gukovskiy. – M., 1966.

  4. Medvedev V.P. Izuchenie liriki v shkole [Tekst] / V.P. Medvedev. – M., 1984.

  5. Rez Z.Ya. Izuchenie liriki v shkole [Tekst] / Z.Ya.Rez. – L.: Prosveschenie, 1968.

  6. Buslakova T.P. Kak analizirovat epicheskoe proizvedenie [Tekst]: ucheb. posobie / T.P. Buslakova. - M.: Vyissh. shk., 2004. - 190 s. (Filologicheskiy praktikum dlya abiturienta).

  7. Gagaev A.A., Gagaev, P.A. Hudozhestvennyiy tekst kak kulturno-istoricheskiy fenomen. Teoriya i praktika prochteniya [Tekst]: ucheb. posobie / A.A. Gagaev, P.A. Gagaev. - M.: Flinta: Nauka, 2002. - 184 s.

  8. Esin A.B. Printsipyi i priemyi analiza literaturnogo proizvedeniya [Tekst]: ucheb. posobie / A.B. Esin. - M., 2004.

  9. Maslova V.A. Russkaya poeziya XX veka. Lingvokulturologicheskiy vzglyad [Tekst]: ucheb. posobie / V.A. Maslova. - M.: Vyissh.shk., 2006. - 256 s.

  10. Romanova G.I. Praktika analiza literaturnogo proizvedeniya [Tekst]: ucheb. posobie. 2-e izd. / G.I. Romanova. - M.: Flinta: Nauka, 2006. - 256 s. (Russkaya klassika)

  11. Esalnek A.L. Osnovyi literaturovedeniya. Analiz hudozhestvennogo proizvedeniya [Tekst]: ucheb. posobie / A.L. Esalnek. - M.: Flinta: Nauka, 2003. - 112 s.

  12. Esalnek A.L. Osnovyi literaturovedeniya. Analiz romannogo teksta : ucheb. Posobie / A.L. Esalnek.- M.: Flinta: Nauka, 2004.

  13. Asoyan A.A. Proscholium. Instrumentariy i praktika analiza literaturnogo proizvedeniya. Omsk, 2006.

  14. Vyushkova I.G. Oneyropoetika poezii Ya.P. Polonskogo [Tekst]: monogr. / I.G. Vyushkova. – Ishim: Izd-vo IGPI im. P.P. Ershova, 2012. – 135 s.

  15. Lyapina L.E. Zheleznodorozhnaya duma v russkoy poezii XIX veka [Tekst] / L.E. Lyapina // Russkaya literatura i vneliteraturnaya realnost. Istoriko-literaturnyiy sbornik: materialyi «Gertsenovskih chteniy» 2003. – SPb., 2004. – S.76-85.

  16. Vyushkova I.G. K voprosu o primenenii motivnogo analiza poeticheskogo teksta v kurse literaturyi v 10 klasse (na primere tvorchestva Ya.P.Polonskogo) // Pisma v Emissiya. Offlayn (The Emissia. Offline Letters): elektronnyiy nauchnyiy zhurnal. – Mart 2009. – ART 1318. URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1318.htm. - Gos.reg. 0420900031. ISSN 1997 – 8588.

  17. Polonskiy Ya.P. Lirika. Proza. /Sost., vstup. st. i kom. V.G. Fridlyand. – M.: Pravda, 1984 – s. 585.


Copyright (C) 2014, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100