Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2015

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  2314  

Январь 2015 г.

Никулина Галина Владимировна
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой тифлопедагогики,
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург
tiflospb1@yandex.ru   

Инвалиды по зрению школьного возраста как субъекты инклюзивного образования 

Аннотация
В статье рассматриваются преимущества инклюзивного образования для инвалидов по зрению; раскрываются особые образовательные потребности инвалидов по зрению младшего школьного возраста; рассматриваются пути удовлетворения особых образовательных потребностей  инвалидов по зрению в условиях инклюзивного образования.
 

Ключевые слова: инклюзивная образовательная модель, образовательный процесс, ограниченные возможности здоровья, инвалид по зрению младшего школьного возраста, компенсаторные способы деятельности, образовательные возможности, особые образовательные потребности, содержание образования, специальная индивидуальная образовательная программа. 

В последние годы в современном социокультурном пространстве нашей страны в качестве важнейшей выступает тенденция сближения общей и специальной образовательных систем, что на практике реализуется посредством включения детей с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов детства, в  процесс обучения в общеобразовательных организациях [1]. 

Когда речь идёт о такой категории обучающихся как инвалиды по зрению, то наиболее отвечающей не только ведущим тенденциям современной образовательной политики, но и интересам самих обучающихся, выступает инклюзивная образовательная модель [2]. Именно данная модель, во-первых, обеспечивает получение ребенком образовательных услуг по месту жительства, что играет принципиальное значение для инвалидов по зрению в силу трудностей пространственной ориентировки, которые особенно усугубляются в процессе передвижения в динамично меняющейся предметно-пространственной среде города (населённого пункта) [3]. Во-вторых, именно данная модель за счёт создания системы широких социальных связей, единого образовательного пространства для обучающихся с нормальным и нарушенным зрением, организации посильного для слепого школьника участия в учебной и общественной деятельности значительно оптимизирует протекание таких процессов как социализация и социальная интеграция [4]. И наконец, в-третьих, именно инклюзивная образовательная модель за счёт возможности разработки и реализации образовательной организацией различных (в том числе и индивидуальных) образовательных маршрутов обеспечивает учёт реальных возможностей и удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у инвалидов по зрению [4]. Это в свою очередь, обеспечивает, с одной стороны, достижение максимальной степени обученности учащихся с глубокими нарушениями зрения, с другой, комфортное их пребывание в образовательном процессе. 

В качестве важнейшей особой образовательной потребности, которую необходимо, прежде всего, учитывать в инклюзивном образовательном процессе, субъектами которого являются инвалиды по зрению, выступает необходимость дифференциации содержания образования. В качестве критериев дифференциации содержания образования [5] современная тифлология выделяет: состояние познавательной сферы учащихся, уровень развития компенсаторных способов, наличие потенциальных возможностей, необходимых для систематического обучения. 

Особую актуальность удовлетворение данной образовательной потребности приобретает в момент поступления ребенка-инвалида по зрению в первый класс образовательной организации, когда по результатам медико-психолого-педагогического обследования определяются его образовательные возможности [6]. В соответствии с указанными критериями среди обучающихся младшего школьного возраста, имеющих глубокие нарушения зрения, выделяется группа, которая способна освоить содержание образования, полностью соответствующее (по итоговым достижениям к моменту завершения обучения на начальной ступени) содержанию образования школьников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данную группу составляют, во-первых, школьники, достигшие уровня общего развития и уровня сформированности компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения. Во-вторых, — обучающиеся, которые на момент поступления в школу не смогли достичь необходимого для систематического обучения уровня общего развития и уровня развития компенсаторных способов деятельности, но при этом имеют  необходимые для овладения указанным содержанием образования потенциальные возможности, развитие которых возможно при создании определенных условий (пролонгация сроков обучения на первой ступени образования, введение в содержание образования коррекционно- развивающей области, направленной на коррекцию вторичных отклонений в развитии и профилактику их возникновения и др.). 

В то же время среди инвалидов по зрению младшего школьного возраста, выделяется многочисленная группа обучающихся, которая наряду со слепотой имеет интеллектуальные нарушения в виде легкой умственной отсталости, что обусловливает своеобразие протекания как отдельных познавательных процессов, так познавательной деятельности в целом, а также значительно осложняет (или делает невозможным) формирование компенсаторных способов, необходимых для систематического обучения. Очевидно, что для данной группы обучающихся возникает необходимость определенной адаптации (сокращение, упрощение) содержания образования, учитывающей их особые образовательные возможности. 

В указанную категорию также входит группа обучающихся, имеющих такие нарушения развития как слепота и умеренная (тяжелая) степень умственной отсталости, которые зачастую сочетаются с другими нарушениями развития [7]. Сложная структура нарушений, имеющих место у школьников данной группы, детерминирует наличие у них индивидуальных образовательных возможностей, учёт которых требует индивидуальной адаптации содержания образования. Реализация такого содержания возможна посредством разработки образовательной организацией для каждого обучающегося специальной индивидуальной образовательной программы. Право разработки и реализации образовательной организацией по отношению к данной группе обучающихся специальных индивидуальных образовательных программ в настоящее время закреплено федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 

В качестве следующей особой образовательной потребности обучающихся -инвалидов по зрению, которую необходимо учитывать в процессе реализации инклюзивного образования, выступает необходимость обогащения (коррекции) их чувственного опыта [8]. Удовлетворение указанной особой образовательной потребности предполагает в качестве обязательного условия реализацию в инклюзивном образовательном процессе работы, направленной на:

  • развитие сохранных анализаторов (в том числе и остаточного зрения);

  • обеспечение целенаправленного руководства осязательным и зрительным восприятием;

  • расширение, обогащение и коррекцию предметных и пространственных представлений, формирование, обогащение, коррекцию понятий;

  • развитие полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;

  • обеспечение доступности учебной информации для непосредственного восприятия обучающимися;

  • широкое использование оптических, тифлотехнических средств и технических средств реабилитационно-образовательного назначения.

Особой образовательной потребностью обучающихся-инвалидов по зрению, которую необходимо учитывать в организации инклюзивного образования, выступает необходимость специфической организации образовательного процесса, предполагающей [8]:

  • введение специальных пропедевтических этапов, подготавливающих учащихся к выполнению различных заданий;

  • введение в структурное построение уроков (занятий, коррекционных курсов) релаксационных пауз и специальных физкультминуток, обеспечивающих профилактику зрительного и (или) тактильного утомления;

  • рациональное использование сохранных анализаторов;

  • учёт темпа учебной работы;

  • индивидуализацию заданий с учетом специфических факторов (характера и глубины зрительных нарушений, учета временного регламента и др.).

Особой образовательной потребностью данной категории обучающихся также выступает необходимость систематического и целенаправленного формирования у школьников компенсаторных способов деятельности, что требует обязательной реализации в инклюзивном образовательном процессе [9]:

  • дифференцированного учёта различных факторов, влияющих на познавательную и учебную деятельность (возраста, в котором произошла потеря зрения, продолжительности жизнедеятельности в условиях зрительной депривации, уровня развития сохранных анализаторов и др.);

  • использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся (алгоритмизация, конкретизация и др.);

  • постановки  целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений на коррекционных курсах, общеобразовательных уроках, внеклассных мероприятиях;

  • целенаправленного формирования умений и навыков ориентировки в микро и макропространстве и социально-бытовой сфере;

  • развития и коррекции коммуникативной деятельности;

  • коррекции нарушений в двигательной сфере;

  • активного использования в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, профилактики вербализма и формализма знаний.

В качестве ещё одной особой образовательной потребности обучающихся-инвалидов по зрению, выступает необходимость учета особенностей их личностного развития, осуществляющегося в условиях зрительной депривации [9]. Удовлетворение указанной особой образовательной потребности требует создания в инклюзивном образовательном процессе условий для:

  • развития у обучающихся инициативы, активности (общей, познавательной, двигательной);

  • развития мотивационного компонента деятельности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

  • развития регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований;

  • нивелирования негативных качеств характера, коррекции негативных поведенческих проявлений и профилактики их возникновения.

Литература

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Никулина Г.В., Никулина И.Н. Интегрированное и инклюзивное обучение слепых и слабовидящих: взгляд изнутри: Материалы конференции // Проблемы подготовки специалистов в области реабилитации и образования инвалидов с использованием инновационных технологий. — СПб.:СПбГИПСР СПбПРЦ, 2010, С. 126-128.

  3. Письмо Министерства образования Российской Федерации N АФ-150/06 от 18 апреля 2008.

  4. Никулина Г.В. Общая характеристика условий организации включенного обучения слепых и слабовидящих в России: Материалы конференции: Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: европейский опыт — российские тенденции.— СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010, С.65-69.

  5. Концепция государственного  стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. — М., 1997.

  6. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения. Информационное письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000 N 27/901-6.

  7. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования лиц с нарушениями в развитии: опыт Европы и России: Извлечения из нормативно-правовых актов с комментариями. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.

  8. Никулина Г.В. Образование детей с нарушениями зрения // Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО "Образование для всех": опыт  России. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.

  9. Никулина И.Н. Психологическая характеристика образовательной среды учреждений инклюзивного и интегрированного типа // Проблемы подготовки специалистов в области реабилитации, профессиональной реабилитации и образования инвалидов с  использованием инновационных технологий. — СПб.: СПбГИПСР, СПбПРЦ, 2011, С. 128-131.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

                 

Galina V. Nikulina
Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Tiflopedagogics Department, Al.Herzen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg
tiflospb1@yandex.ru

Visually impaired school students as individuals of inclusive education

 The article contains benefits of inclusive education for visually impaired people; special educational needs for visually impaired primary school age pupils; ways to meet special educational needs of visually impaired pupils in terms of inclusive education.

Key words:
inclusive ed
ucation model, educational process, limited health abilities, visually impaired child of primary school age, compensatory ways of working, educational possibilities, special educational needs, contents of education, special individual educational program.  

Literatura

  1. Federalnij zakon Rossijskoy Federazii ot 29 dekabria 2012 g. N273-FZOb obrazovanii v Rossijskoy Federazii”.

  2. Nikulina G.V., Nikulina I.N. Integrirovannoe I inkluzivnoe obuchenie slepih I slabovisjashih: Meteriali konferenzii // Problemi podgotovki spezialistov v oblasti reabilitazii i obrezovania invalidov s ispolzovaniem innovazionnih tehnologij. – SPb.:SPBGIPS SPBPRZ, 2010, S. 126-128.

  3. Pismo Ministerstva obrazivania Rossijskoj Federazii /AF-150/06 ot 18 aprelja 2008.

  4. Nikulina G.V. Obshaja harakteristika uslovij organizazii vkljuchennogo obuchenia slepih i slabovidjashih v Rossii: Meteriali konferenzii: Inkluzivnoe obrazovanie liz s naruhseniami v razvitii: evropeiskij opit – rossijskie tendenzii. – SPb.: Izd-vo RGPU I,. A.I. Gerzena, 2010, s.65.-69.

  5. Konzepzia gosudarstvennogo standarta obshego obrazovania liz s ogranochennimi vosmoznostami zdorovia. – M., 1997.

  6. Psihologo-mediko-pedagogicheskom konsiliume (PMPk) obrazovatelnogo uchrezdenia. Informazionnoe pismo Ministerstva obrazovania RF ot 27.03.2000 / 27/901-6.

  7. Normativno-pravovoe obespechenie inkluivnogo obrazvania liz s narusheniami v razvitii; opit Evropi i Rossii: Izvlechenia iz normativno-pravovih aktov s kommentariami. – SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gerzena, 2010.

  8. Nilulina G. V. Obrazovanie detej s narusheniami zrenia // Obrazovanie liz s ogranichenimi vozmoznostjami v kontekste programi UNESCO “Obrazovanie dlja vseh”: opit Rossii. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gerzena, 2010.

  9. Nikulina I. N. Psihologicheskaia harakteristika obrazovatelnoj sredi echrezdenij inkluzivnogo I integrirovannogo tipa // Problemo podgotovkispezialistov v oblasti reabilitazii, professionalnoj reabilitazii I obrazovania invalidov s ispolzovaniem innovazionnih tehnologoj. – SPb.: SPBGIPSR, SPbPRZ, 2011, c. 128-131.


Copyright (C) 2015, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100