Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2015

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  2340  

Март 2015 г.

Асамбаева Любовь Александровна
аспирант кафедры педагогики,  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

liubovgrigorieva@yandex.ru  

Условия развития идеи дифференциации в отечественной педагогике в 20-е гг. ХХ в.

Аннотация
В статье рассматриваются педагогические условия развития идеи дифференциации обучения в отечественной педагогике в 20-ые гг. ХХ в. Описывается опыт осуществления идеи дифференциации в государственных учреждениях на примере программ ГУСа, а также на примере реализации авторской учебной программы П.П.Блонского.

Ключевые слова
идея дифференциации, развитие идеи дифференциации, условия развития идеи дифференциации, программы ГУСа, школа-студия П.П.Блонского.

Идея дифференциации обучения прослеживается в педагогической теории и практике на протяжении всего советского периода. В советской педагогике термин «дифференцированное обучение» впервые был приведен в «Педагогической энциклопедии» 1964 г. (под ред. И.Ф.Каирова, Ф.Н.Петрова). В дальнейшем дифференциация исследовалась в теоретических трудах М.Н.Скаткина, М.А.Данилова, И.Унт, И.С.Якиманской и многих других. В этих исследованиях были описаны формы, виды и способы осуществления дифференциации обучения в советской школе. Новизна нашего исследования состоит в том, что мы выявили педагогические условия, в которых развивалась идея дифференциации обучения в 20-ые гг. ХХ в. Под «развитием идеи дифференциации» мы понимаем появление ее новых форм и способов реализации.

Построение новой системы образования и развитие педагогической науки после революции происходило в тяжелейших условиях: полный отказ от дореволюционной системы образования заставил ученых в кратчайшие сроки искать наиболее эффективные пути построения новой системы образования. Многие педагогические идеи были пересмотрены с точки зрения марксистско-ленинской идеологии. Советское правительство поставило перед системой образования следующие задачи: повысить общий уровень грамотности населения, воспитать новое поколение квалифицированных специалистов, способных восстановить экономику и промышленность страны после гражданской войны. Экстренная потребность в квалифицированных кадрах обусловила поиск новых форм и методов обучения, которые могли бы максимально сократить срок обучения.

Идея дифференциации обучения отразилась в первых документах, принятых Государственной комиссией по просвещению и определивших становление и развитие системы народного образования. В декларации «Основные принципы единой трудовой школы» (1918 г.) подчеркивалось, что деление учащихся на подгруппы возможно с 14-летнего возраста, но с обязательным условием наличия основных учебных предметов во всех группах [1]. Начиная с этого времени, разрабатывались и проверялись различные формы и виды дифференцированного обучения. Особую популярность приобрела бригадно-лабораторная система обучения, основанная на Дальтон-плане и методе проектов. Эта система имела практическую направленность, но, в отличие от зарубежных аналогов,  была ориентирована не на индивидуальную работу учащихся, а на коллективную работу группы.

В начале 20-х годов XX века предпринимались попытки дифференцировать учебный процесс в соответствии с интересами учащихся. Суть данной дифференциации состояла в учете интересов учащихся при планировании учебного времени, отводимого на ту или иную дисциплину. Таким образом, учащийся мог больше внимания уделить интересующему его предмету за счет сокращения учебного времени и содержания обучения по другим предметам. Так, в 1923 году были разработаны два варианта учебной программы для углубленного изучения естественно-математических и словесно-исторических предметов [2].

В 1923 г. в практику образования стали вводиться комплексные программы ГУСа. Учебный материал в этих программах распределялся не по учебным дисциплинам, а по трем комплексам: труд, общество, природа. Основное внимание уделялось трудовой деятельности человека. Такое построение программ упраздняло предметную систему обучения и позволяло изучать науки в их взаимосвязи.

В 1927–1928 учебном году вводятся программы ГУСа в новой редакции. Они стали первыми общими для всех школ обязательными школьными программами. Отличие программ ГУСа в новой редакции состояло в том, что разделение учебного материала по трем комплексам (труд, природа, общество) сочеталась с предметным обучением. Недостатком этих программ было неэкономное расходование учебного времени, так как комплексное изучение материала предполагало увеличение часов на повторение изученного материала. Вследствие этого на I Всероссийском учительском съезде программы ГУСа были подвергнуты критике [3]. Неоспоримыми преимуществами программ ГУСа стали – возможность педагогического творчества и апробации новых идей, а также вариативность, т.е. они не были строго регламентированы. Важным результатом применения этих программ стал опыт создания дифференцированных программ по отношению к разнообразным типам школ (фабрично-заводская семилетка, школа колхозной молодежи, рабочие факультеты, общеобразовательная, городская и сельская школы), учитывающих местную и национальную специфику, насыщающих образовательный материал мировоззренческими и краеведческими знаниями. На основе этих программ сложилась следующая система школьного образования [3]: начальная школа (4 года), семилетняя школа, девятилетняя средняя школа с профессионализированным вторым концентром, фабрично-заводские семилетки (ФЗС), школа колхозной молодежи (ШКМ), школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Система школ, построенная на основе программ ГУСа, формально являлась единой для всех учащихся, но фактически осуществляла классовую дифференциацию учащихся в виде предоставления преимущественного права на образование рабочей и крестьянской молодежи, особенно в среднем и высшем звене, и дискриминации представителей других сословий («бывших» дворян, духовенства, купечества и др.).

Одновременно с единой трудовой школой существовали авторские школы, обучение в которых проектировалось и осуществлялось под руководством известных педагогов того времени: школа-студия, организованная П.П.Блонским, школа-колония имени Ф.М.Достоевского под руководством В.Н.Сорока-Росинского, школа-колония «Бодрая жизнь», возглавляемая С.Т.Шацким. Так, П.П.Блонский предложил и реализовал  студийную форму организации занятий [4]. В ней работа проводилась в пяти студиях: физико-математической, биологической, социально-исторической, литературно-философской и философско-географической. Студийный метод предусматривал последовательное обучение учащегося в каждой студии в соответствии с определенной программой занятий («погружения» учащегося в ту или иную науку). Практическая направленность обучения способствовала созданию условий для учета профессиональных интересов и способностей молодежи, что впоследствии получило название «профильная дифференциация». Под условиями для осуществления профильной дифференциации мы понимаем наличие учебного времени для практических занятий, экскурсий, предусмотренных программой, наличие специального оборудования и т.д. П.П.Блонский осуществлял дифференцированное обучение учащихся с учетом их возрастных особенностей как основного показателя уровня восприятия, памяти и мышления.

Исключительно важной была попытка П.П.Блонского найти эффективные формы связи содержания школьного образования с производительным трудом, которые основывались бы на активном, самостоятельном и творческом труде самих учащихся и могли содействовать выявлению и развитию индивидуальных особенностей и личных качеств, необходимых им более всего в жизни. Основной формой организации такого обучения стало дифференцированное обучение.

П.П.Блонский объединял школьников по манере работать, умственному развитию, организованности и интересу к учению в группы для развитых, умственно-недоразвитых, дезорганизаторов, ленивых и т.д. Детей, которые были определены в эти группы, он называл трудными школьниками и считал, что они нуждаются в особом подходе в процессах обучения и воспитания.

Рассмотрев реализацию идеи дифференциации обучения в 20-ые гг. ХХ в. на примере программ ГУСа и школы-студии П.П.Блонского, мы пришли к выводу, что идея дифференциации связана с приоритетностью трудового обучения, целью которого было приобщение учащихся к какой-либо профессии. Потребность в быстром получении квалифицированных рабочих была обусловлена экономическим состоянием государства. Впервые были выявлены следующие условия развития идеи дифференциации в 20-е гг. ХХ в.:

  1. Образовательная политика государства, предоставлявшая широкие возможности для введения новых форм организации и методов обучения, побудила ученых и практиков обратиться к идее дифференциации.

  2. Потребность государства в квалифицированных специалистах, в первую очередь, для промышленности определила приоритетность трудового обучения и воспитания, целью которого было приобщение учащихся к какой-либо профессии, это в свою очередь стимулировало обращение к идее дифференциации.

  3. Разработка специализированных программ для разных типов школ, осуществляемая ГУСом, предусматривала развитие идеи дифференциации через создание различных программ обучения.

  4. Поиск эффективных форм связи содержания школьного образования с производительным трудом содействовал развитию идеи дифференциации, т.к. позволял создавать группы обучающихся по интересам, профессиональной направленности, по уровню знаний и умелости.

  5. Созданные авторские концепции (на примере П.П.Блонского и других ученых-практиков) и различные образовательные учреждения показали возможности дифференциации для развития учащихся.

Литература:

  1. «Протоколы I Всероссийского съезда по просвещению, созванного Наркомпросом в Москве 25 августа 1918 г.» [Текст]//  М., 1919, с. 5—14.

  2. «Российская Педагогическая Энциклопедия» [Текст]// А.М.Прохоров, В.Г. Панов, В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев, Н.М. Ланда. - М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. – 2 т. А-М.

  3. Константинов, Н.А. История педагогики: Учебник для студентов педагогических институтов [Текст] // Н.А.Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева — 5-е изд., доп. и перераб. — Москва: Просвещение, 1982. — 447 с. 

  4. Блонский, П. П. Задачи и методы народной школы [Текст]  // Избр. пед. произв. М., 1961.

Рекомендовано к публикации:
Н.В.Седова, доктор педагогических наук, научный руководитель работы
А
.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

_____

Lubov A. Asambaeva
Postgraduate student, Department of Pedagogy
, Al.Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg
liubovgrigorieva@yandex.ru

The conditions for the developing of the idea of educational differentiation in the domestic pedagogical science in the 20-s years of the 20-th century

This article is considered with pedagogical conditions for the developing of the idea of educational differentiation in the 20-s years of the 20-th century. It describes the realization of differentiation in the state institutions on the bases of the State Scientific Association`s programs and the author`s educational program made by P.P.Blonsky.

Keywords
The idea of differentiation, development of the idea of differentiation, the conditions of the development of the idea of differentiation, the State Scientific Association`s programs, the school-studio of P.P.Blonsky

Literatura

  1. “Protokoli I Vserossiiskogo s``yezda po prosvescheniyu, sozvannogo Narkomprosom v Moskve 25 avgusta 1918 g.” [Tekst]//M., 1919, s.5-14.

  2. “Rossiiskaya Pedagogicheskaya Entsiklopediya” [Tekst]//A.M.Prokhorov, V.G.Panov, V.I.Borodulin, A.P. Gorkin, A.A.Gusev, N.M.Landa. – M.: Nauchnoye izd. “Bol`shaya Rossiisksya Entsiklopediya”,1993. – 2 t.A-M.

  3. Konstantinov, N.A. Istoriya pedagogiki: Uchebnik dlya studentov pedagogicheskih institutov[Tekst]//N.A.Konstantinov, .N.Medinskyi,M.F.Shabaeva – 5-e izd., dop. I pererab. – Moskva: Prosvescheniye, 1982. – 447 s.

  4. Blonskyi, P.P. Zadachi I metodi narodnoi shkoli [Tekst]// Isbr.ped.proizv. M., 1961


Copyright (C) 2015, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100