| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Бекасова Екатерина
Юрьевна
Современные направления исследований «образа мира» в отечественной психологии
Аннотация
Ключевые слова Анализ исследований «образа мира», показал, что в последнее время наблюдается значительное увеличение количества работ, посвященных этой теме. Можно говорить о возникновении нескольких научных направлений исследования данного феномена. К таким научным школам относятся: теория стиля индивидуальности Г.А.Берулава [1], теория психологических систем порождения "многомерного мира человека" В.Е.Клочко [2], когнитивный подход к образу мира как динамической системе персональных репрезентаций О.Е.Баксанского [3], исследования «профессионального образа мира» В.П.Серкина [4] и др. Проводятся исследования влияния образовательных процессов на формирование образа мира в различных возрастных группах. К отдельному направлению могут быть отнесены исследования национальных и этнических особенностей формирования и функционирования образа мира в ситуации миграции, вынужденной ассимиляции и билингвизма. Исследования, проводимые в русле школы Г.А.Берулава, опираются на следующее понимание этого феномена. «Образ мира» определяется как «личностно обусловленное, изначально не отрефлексированное интегративное отношение субъекта к себе и к окружающему миру, несущее в себе имеющиеся у субъекта иррациональные установки»[1]. «Образ мира», по мнению исследователя, обладает двумя типами характеристик: формальные характеристики и содержательные характеристики. При этом, формально-процессуальные характеристики не влияют на содержательное наполнение «образа мира» и дифференцируется по шкалам:
С помощь этих шести полюсов были выделены восемь типов личности с тремя характеристиками образа мира. Особенно ярко формальные характеристики «образа мира» проявляются в процессе межкультурных и межнациональных контактов. Так исследование Я.В. Голубовой [5] показало, что существуют доминирующие профили образа Я, определяющие структуру национального самосознания у различных этнических групп (русские, армяне, грузины), указывающие на взаимосвязь образа мира и национального самосознания. Содержательные характеристики образа мира (эмпирический, позитивистский, гуманистический) также воплощаются в трех типах личности. Обладатели эмпирического образа мира характеризуются в своих нравственных оценках индифферентным отношением к окружающему миру, оценка себя содержит в основном положительные характеристики, а оценка других дифференциальна. Люди с позитивистским образом мира склонны давать нравственные оценки качеств и поступков других людей, своим личностным качествам и свойствам, а также окружающему миру, себя они склонны оценивать достаточно критично. Для людей с гуманистическим образом мира характерно стремление заботится о других, приносить пользу. В оценке себя проявляется желание найти те качества, которые будут полезны другим людям и принесут пользу обществу. Проведенное Н.П. Соуксу [6] исследование влияния образа мира субъекта на структуру и содержательные характеристики самопознания показало, что большинству людей присущ эмпирический образ мира. Для пятой части респондентов, участвующих в исследовании характерен позитивистский образ мира Меньшая часть выборки респондентов обладают гуманистическим образом мира. При этом процесс самопознания людей с эмпирическим образом мира ориентирован на самоуважение, аутосимпатию, саморуководство, самообвинение, самооценку. Для человека с позитивистским образом мира характерны дисгармоничность и противоречиями в самопознании. У лиц с гуманистическим образом мира процесс самопознания является наиболее гармоничным. Он сконцентрирован на самоуважении и саморуководстве. Результаты проведенных исследований показывают, что образ мира, влияя на структуру и содержательные характеристики процесса самопознания субъекта, опосредует и дифференцирует национальное самосознание личности. В рамках данной научной школы «образ мира» понимается как многоуровневая целостная система, отражающая ценностно-смысловое представление и отношение человека к миру, другим людям и самому себе. С точки зрения содержательного анализа он может иметь форму эмпирического, позитивистского или гуманистического, а в зависимости от особенностей формально-процессуальных характеристик, происходит дифференциация по шкалам эмоциональной насыщенности, обобщенности и активности. Еще одно направление в современных исследованиях структуры и способов функционирования образа мира – теория психологических систем (психосенергетика) В.Е. Клочко [2], являющаяся одним из направлений постнеклассической психологии. Опираясь на идеи синергетики, разрабатываемая Е.В. Клочко теория психологических систем определяет человека как сложную, открытую, самоорганизующуюся систему [2]. Мир для субъекта представляет собой целостность трех уровней, формирующихся в процессе его онтогенеза. Первичным является уровень предметного сознания (совокупность предметов окружающего мира), вторичным - уровень смыслового сознания (мир как пространство удовлетворения потребностей) и завершающим – уровень целостного сознания (мир, в котором ребенок осознает свои возможности). Процесс онтологического развития, движения по ступеням уровней сознания приводит к усложнению системной организации. Но чем выше сложность системы, тем больше ее потенциальные возможности, обеспечивающие суверенность личности. Но движение по «онтогенетической лестнице» не всегда закономерно приводит к «покорению» ее высших ступеней. Возможна фиксация на низших уровнях. В этом случае мы получаем разные типы личности. Если человек фиксируется на предметном уровне, то для него характерна некоторая «отстраненность», «обособленность» мира, который существует как бы сам по себе. Мир для них – не пространство самореализации, а поле, которое нужно перейти и время, которое нужно прожить. В случае фиксации на смысловом уровне – формируется тип личности, для которой характерна четкая ориентация во времени и пространстве, устойчивость, реалистичность, вера в свои силы и опыт. «Любимым» временем для них является «настоящее». Основными характеристиками личности человека, центрированного на уровне ценностного сознания, являются тяга к самореализации, творчеству и сверхнормативности. Настоящее видится им через призму будущего, которое является для них главным временным отрезком. Именно эти характеристики дают человеку возможность иметь внутреннюю суверенизацию, способность «владеть собой», «опираясь на ценностно-смысловые координаты собственного многомерного мира» [7]. Трансформации «образа мира» взрослого человека могут происходить под воздействием меняющихся социокультурных условий (например, миграции). В результате чего происходит изменение отношения человека к окружающему миру, «способа деятельности в мире»; изменение отношения к другим людям, «образа Другого», «образа Мы»; изменения отношения человека к себе, «образа Я». Эмпирическое исследование образа мира в русле теории психологических систем осуществлялось с помощью таких методов как: метод психоисторического анализа, который позволяет осуществить реконструкцию образа мира людей, представляющих разные поколения этноса[8]; метод изучения пространственно-временной организации жизненного мира человека, с его помощью определяется роль и место психического в пространственно-временной развертке многомерного бытия человека, его участие в самоорганизации человека как открытой психологической системы[9]; методика реконструкции художественных изображений, направленной на выявление связи пространственных представлений человека с его смыслами и ценностями. Проведенное с помощью данного метода исследование показывает, что перцептивное пространство и вербальное пространство человека взаимосвязаны и являются основанием для более общих моделей пространства человека [10]. Таким образом, в русле данного подхода, «образ мира» формируется в процессе взаимодействия человека, понимаемого как открытая психологическая система, с жизненным миром, являющимся динамическим системным конструктом, особой психической реальностью, имеющей совмещенную, субъективно-объективную природу [9]. «Образ мира» включает в себя предметный, смысловой и ценностный уровни и проявляется в отношениях человека к себе, окружающему миру и другим людям [8]. Исследования образа мира в профессиональной деятельности, проводимые в русле научного направления, разрабатываемого В.П. Серкиным, направлены на изучение системной организации образа мира человека, его структур, функций и психологических механизмов актуального генеза[4]. Исследования проводятся в разных возрастных группах, у представителей разнотипных профессий. Индивидуальный образ мира детерминируется, по мнению В.П. Серкина, структурой индивидуальной активности, совокупностью реализуемых в этих условиях деятельностей (образом жизни), а не условиями жизни и деятельности, поскольку зачастую профессионал ведет профессиональный образ жизни, не ограничиваясь рабочим временем. В связи с этим, понимание процесса становления профессионала не должно ограничиваться проблемами адаптации к профессиональной деятельности, трудовому коллективу, а рассматривать этот процесс как формирование профессионального образа жизни. Это объясняется тем, что в процессе практической и профессиональной деятельности развиваются специфические подсистемы образа мира, определяющие его специфику и целостность. По мнению автора, структура и функции образа мира должны разрабатываться как модели субъективно развивающейся и порождающей системы. В них должны быть включены описания механизмов развития субъективности образа мира и порождающей функции образа мира. Эмпирическое исследование специфичности образа мира профессионала доказало существование профессиональной специфичности семантического и перцептивного слоев образа мира и профессиональной специфичности порождающей функции образа мира. Деятельностная структура образа мира включает в себя мотивационный слой, целевой слой и слой внутренних условий. Функции профессионального образа мира определяются с помощью двух надсистем образа мира: сознания как структурной надсистемы и «образа жизни» как надсистемы активности. Совокупность пространственно-временных характеристик труда образует «профессиональный хронотоп», который находит свое отражение в образе мира профессионала[11]. Отличия в представлениях о пространстве и времени в разнотипных профессиях, связаны с содержательными особенностями профессиональной деятельности: профессиональным пространством и временной организацией труда. Для анализа образа мира профессионалов важным является положение о том, что специфика конкретной профессиональной деятельности, его «образ жизни» определяет особенности образа мира человека. Кроме того, существует взаимосвязь между этапами профессиональной подготовки и характером строения профессионального мира[12]. Анализ психологических особенностей профессионального образа мира, позволил определить основную функцию профессионального образа мира как «ориентировку в окружающем мире», направленную на поиск ресурсов, способствующих решению профессиональных задач и достижению профессионально важных целей. Изучение профессионального образа мира дает возможность проявить неосознаваемые детерминанты профессионального поведения, «воссоздать латентную смысловую структуру целевых ориентиров профессиональной деятельности» [13]. Анализ эмпирических и теоретических исследований понятия «образ мира» позволяет сделать вывод о том, что большинство исследователей трактуют «образ мира» как целостную многоуровневую систему отношений человека к миру, другим людям и себе, отражающую практическую вовлеченность человека в реальность индивидуальной и общественной жизни. Характерным для «образа мира» является наличие слоев (перцептивного, семантического, ядерного; мотивационного, целевого, слоя внутренних условий и т.п.) и подструктур (значения, смыслы, биодинамическая ткань, чувственная ткань образа и т.п.), а так же выделяется динамический характер образа и факторы внешней и внутренней детерминации. В заключение необходимо отметить, что идеи «образа мира», предложенные в последней четверти прошлого столетия в трудах С.Л. Рубинштейна[14], А.Н. Леонтьева[15] и их учеников, получили широкое развитие. Возникновение нескольких направлений исследования и различных научных школ, с разных позиций изучающих феномен образа мира, позволяет надеяться на создание нового направления научного исследования внутреннего мира человека в современной отечественной психологии. Литература
Рекомендовано к
публикации _______
Ekaterina U. Bekasova
Modern lines of research "world's representation" in the national psychology This article reviews modern directions from "world's representation" research. The analysis of several scientific schools of Russian psychology, original approaches understanding and study the human's "world's representation". Keywords: world's representation, personal style, psychosinergetika, professional world's representation. Literatura
| |||
| |||
Copyright (C) 2015, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |