Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2015

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  2344  

Апрель 2015 г.

Булгакова Татьяна Диомидовна
доктор культурологии, профессор кафедры этнокультурологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

tbulgakova@gmail.com   

К вопросу о государственной политике в сфере образования народов Севера в период становления Советской власти  

Аннотация 
Образовательная политика Советской власти в 20-е – 30-е годы ХХ века в отношении народов Севера стала одним из важнейших средств изменения менталитета коренных жителей и вовлечения их в государственное строительство.  

Ключевые слова
 коренные народы Севера, коренизация, образование, национальная школа, кочевая школа   
 

Образование было важнейшим инструментом, с помощью которого Советская власть в 1920-30 годы осуществляла политику «коренизации» народов Севера, нацеленную на создание национальных пролетарских кадров, которые могли бы быть поставлены на ключевые управленческие посты [1, С.83]. Образовательный проект был частью более широкой программы оказания коренным малочисленным народам «большой помощи, которая до сих пор не имеет прецедентов в мире», и включавшей правовую защиту их интересов, улучшение их материального положения, всевозможные налоговые и другие льготы [2, С. 48-49]. Многим современникам этот проект казался невыполнимым, а расходы, которые он предполагал – бессмысленным расточительством [3, С.48]. Нереальным казался и план создания письменности для многих бесписьменных до того коренных народов Севера. Тем удивительнее сознавать сейчас, что значительная доля поставленных задач была выполнена, письменность была создана, были изданы буквари, учебники и учебные пособия для начальных школ, налажен выпуск литературы для внеклассного чтения, словарей, учебников по родному языку, художественных произведений на языках коренных малочисленных народов. За короткий период образование стало доступно практически всем коренным жителям Севера.  

В первые годы Советской власти политическая важность образования коренных народов подчеркивалась, в частности, применением военной терминологии:  активные действия по привлечению населения к образованию назывались культ-штурмом, а работники образования именовались «солдатами культармии». Выпускники учебных заведений рассматривались как «культармейцы», обязанные считать себя ответственными за дальнейшее просвещение своего народа. 

В эти годы открывались не только школы-интернаты, в которых дети народов Крайнего Севера обучались и жили на полном государственном обеспечении, но и кочевые школы-передвижки для обучения детей в условиях кочевья. Эти школы кочевали вместе с родителями-оленеводами по пастбищным маршрутам [4, С.13], а «учитель перекочевывал вместе с населением, во время стоянок обучая детей в пологе яранги, чуме или юрте» [ 5, С. 39].   

Однако, к концу 1930-х годов кочевая школа была полностью заменена школами-интернатами. Это произошло не только потому что, кочевая школа была признана экономически невыгодной [4, С.10], но и вследствие принятия нового политического курса – на русификацию образовательных учреждений, что должно было, по замыслу, способствовать преодолению этнических различий вообще и формированию в дальнейшем новой общности людей – советского народа. 

Ориентация на коренизацию образования в начальный период Советской власти способствовала сохранению этнических традиций, а ориентация школы на нужды кочевого населения стала средством убеждения родителей в пользе обучения детей. В школах открывались мастерские для обучения детей промыслам, что считалось требованием самой жизни, единственным путем "сделать школу понятной учащемуся и интересной родителям".  

В то же время некоторые стороны коренизации национальной школы противопоставляли коренные народы Севера славянским народам. Это относится, в частности, к языковой политике тех лет. Так, если на протяжении всего XIX в. и в нач. XX основой алфавита при создании письменности у большинства народов Севера служила кириллица, то с 1923 года начинается латинизация алфавитов. Дети в школе должны были учить родной язык (с латиницей), и русский (с кириллицей). В 1936 году наметился переход к политике преодоления этнических различий, и начинается процесс перевода всех латинизированных алфавитов обратно на кириллицу. Таким образом, усилия учителей и исследователей, занимавшихся в предыдущие годы разработкой литературы на младописьменных языках на основе латиницы оказались напрасными.    

В целом же, деятельность советского государства в области образования народов Севера оказалась плодотворной, она способствовала воспитанию этнической элиты, и стала важным инструментом проведения политики вовлечения коренного населения Советского Севера в государственное строительство.  

Литература

  1.  Тахо-Годи Н.И. Подготовка вузовских кадров нацмен // Революция и национальности.  1930, № 6.

  2. Одзял Л.А. Государственная политика в отношении коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока в 1950 - 1960-е годы. Хабаровск. 2008.

  3. Shirokogoroff S. M. Tungus Literary Language Source: Asian Folklore Studies, Vol. 50, No. 1 (1991), pp. 35-66.

  4. Няруй В.Н. О роли кочевых школ в развитии образования на Севере // Научный вестник. Вып. 5. Актуальные вопросы современного образования. Отв. ред. Артеев А.В. Салехард. 2003. С. 10-17.  

  5. Кронгауз Ф. Ф. К истории школы на Крайнем Севере // Просвещение на Советском Крайнем Севере. Ленинград. Вып. 8. 1958. С. 37-47.  

Рекомендовано к публикации:
А.А. Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

______ 

Tatiana D. Bulgakova
Doctor of Anthropology, Professor of the Department of Study of Culture, Al.Herzen State Pedagogical University of Russia, St-Petersburg

tbulgakova@gmail.com   

School as a Device for Transforming the Culture of the Indigenous Peoples of the North during the Period of the Soviet Rule Formation     

During 1920-30-s, the educational politics of the Soviet Rule was one of the most efficient devices for changing mentality of the Indigenous Peoples of the North and for involving them into the State-building.  

Key words: indigenous peoples of the North, Korenizatsiya, education, national school, nomadic school  

Literature

  1. Takho-Godi, N.I. Podgotovka vuzovskih kadrov natsmen // Revollutsia I nacionalnosti. 1930, № 6.

  2.  Odzal, L.A. Gosudarstvennaya politika v otnoshenii korennyh malochislennyh narodov juga Dal’nego Vostoka v 1950-1960-e gody. Khabarovsk. 2008.

  3. Shirokogoroff S. M. Tungus Literary Language Source: Asian Folklore Studies, Vol. 50, No. 1 (1991), pp. 35-66

  4. N’arui V.N. O roli kochevyh shkol v razvitii obrazovaniya na Severe // Nauchnyi vestnik. Vyp. 5. Aktual’nye voprosy sovremennogo obrazovania. Otv. red. A.V. Arteev. Salekhard. 2003. S. 10-17.

  5. Krongauz, F.F. K istorii shkoly na Krainem Severe // Prosveschenie na Sovietskom Krainem Severe. Leningrad. Vyp. 8. 1958. S. 37-47.


Copyright (C) 2015, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100