| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Богдановская Анна Борисовна Методология и методы исследования автобиографического нарратива в современной гуманитарной науке
Аннотация
Ключевые слова
В рамках современной научной парадигмы, опосредующей междисциплинарный характер исследований, личность человека неотделима от его автобиографической истории. Обращаясь к словам В. Руднева можно говорить о том, что «человек – ходячий текст» [цит. по 1, С. 24], что позволяет рассматривать жизненный опыт как целостный автобиографическую историю. Автобиографическое повествование содержит в себе основы миропонимания и индивидуальную систему смыслов человека, раскрывает специфику формирования и развития индивидуального сознания [2,3]. С другой стороны, автобиографический опыт включает и социально-культурные ценности, модели взаимодействия с окружающим миром, которые усваиваются в знаково-символической форме в процессе социализации [4,5]. Исследование категории «нарратива», начавшееся в литературоведении, в настоящее время стало одним из основных подходов к изучению человеческого опыта в социологии, истории, лингвистике и психологии. История жизни человека начинает рассматриваться не просто как повествование, но как целостная структура, обладающая своей сюжетной организацией, связывающей человека с реальностью, в которой он живет [6]. В нашей работе, опираясь на представления ряда исследователей (Дж. Брунер, У. Найсер, М. Уайт, Т. Сарбин, Дж. Фридман, К. Мюррей, Р. Харре, Е.Е. Сапагова, Е.С. Жорняк, Н.В. Савельева). Мы понимаем нарратив как повествование, созданное человеком для организации значимых событий своего опыта, объединенных сюжетом в пространственно-временном континууме и представленное в процессе наррации, как акте коммуникации [7]. На уровне индивида жизнь как единый и целостный феномен изображается и конституируется с помощью автобиографического нарратива, в котором события жизни связываются в упорядоченную последовательность при помощи сюжета. В нашем исследовании мы понимаем автобиографический нарратив как - форму дискурса, через которую индивид реконструирует и репрезентирует в акте наррации прошлый опыт, описывающий последовательность личностно-значимых событий, в системе причинно-следственных связей, объединенных сюжетом на основе усвоения социально-культурных текстов [8]. Обратимся к рассмотрению наиболее значимых для нашего исследования культурно-исторического, лингвистического, психологического и психотерапевтического подходов к изучению автобиографического нарратива в современной гуманитарной науке. В рамках культурно-исторического подхода автобиографический нарратив рассматривается как сосредоточение заданных социумом норм и правил, ролевых схем, фреймов, способов решения задач, социальных и культурных соглашений, организующих деятельность человека (Й. Брокмейер, Р. Харре, Г. Бейтсон, Э. Гоффман, А. Сэнфорд, С. Гаррот, Р. Шэнк, Р. Абельсон, Дж. Пикок и Д. Холланд). Такой подход при анализе нарратива позволяет выделить культурные схемы, сценарии в автобиографическом повествовании, обратиться к базовым смыслам, формирующим систему координат взаимодействия человека с миром. Одним из направлений культурно-исторического подхода является структурно-событийный анализ автобиографического нарратива. Л. Гриффин разработал структурно-событийный подход, который позволяет рассмотреть каузальные связи событий в нарративе. Автор акцентирует внимание на темпоральной упорядоченности событий в нарративе. С его точки зрения, сам способ изложения жизненного опыта в виде нарратива, организует информацию и заставляет человека «разворачивать ее в прямую версию темпоральной каузации» [цит. по 9, С. 134]. Методика структурно-событийного анализа позволяет выявить логическую структуру нарратива, что достигается путем построения событий нарратива в хронологическую последовательность и анализа влияния предшествующих событий на последующие. Близким является подход В. Дейка, позволяющий выделить в нарративе «микроструктуры» и «макроструктуры» [10]. Макроструктура повествования состоит из пропозиций, которые составляют семантическое ядро нарратива. В. Дейк предлагает стратегическое описание текста, идущее от анализа слов, предложений, последовательно приводящее к описанию высших структур текста. Выделение макроструктур нарратива позволяет выявить макростратегии понимания, что связывает повествование со слушателем [11]. В контексте лингвистического подхода Ф. Штанцель разработал типологию нарративов, которая позволяет проанализировать структуру повествовательной ситуации по трем основаниям [12]:
Лингвистический подход включает идею анализа нарратива, через его функции, которая развивалась В. Проппом, А.Ж. Греймасом, К. Бремоном, Р. Бартом. В. Пропп создал схему анализа сюжетной линии повествования волшебной сказки, и выделил 31 функцию. В дальнейшем его работу продолжил А.Ж. Греймас, сократив 31 функцию до 5 и создав цикличную актантную модель, отражающую структуру нарратива. Автор выделил 5 главных функций: заключение договора, борьба, коммуникация, присутствие, быстрое перемещение [13]. Р. Барт рассматривает функции более широко, как любой значимый элемент текста, влияющий на развитие сюжета [14], что позволяет включить в схему анализа экспозицию нарратива. Он разделяет функции на ядерные, создающие линию сюжета и промежуточные, заполняющие лакуны между насыщенным событиями. В.Лабов и Дж. Валетски описывают нарратив как структуру, обладающую определенными функциями [15]. В. Лабов выделяет 6 элементов нарратива: экспозицию, развитие действия, кульминацию, развязку, коду и резюме. Целостный нарратив может быть описан с помощью функций, которые он реализует: обозначить вводные тезисы истории, обрисовать экспозицию, описать ход действия, оценить его значение и показать разрешение ситуации [16]. Данная схема реализуется наиболее полно при анализе текста, в котором присутствуют все структурные элементы нарратива. При отсутствии какого-либо элемента, описание функций затрудняется. В связи с чем, В. Ю. Гусев и А. Ю. Урманчиева, предлагают анализировать нарратив через такие функциональные грамматические элементы как пассажи [17]. Авторы выделяют интродуктивные пассажи, секвентные пассажи, фоновые, ретроспективные пассажи, объяснительные пассажи. В контексте психологического подхода можно выделить когнитивное, личностное и психодинамическое направление. Психодинамическое направление в изучении автобиографического опыта человека берет свое начало в русле психоанализа З. Фрейда, работы которого продолжали А. Адлер в рамках индивидуальной психологии, К.Г. Юнг, создавший аналитическую психологию и т.д. Наибольшее влияние на нарративную психологию оказало такое направление психоанализа как структуралистский подход Ж. Лакана и К. Берка. Нарратив в рамках данных концепций рассматривается как способ структурирования опыта за счет аффективной переоценки, что дает возможность интерпретациям и переосмыслению автобиографии. К Берк рассматривал грамматику нарратива имеющую в своем основании пять главных элементов: Агента, Действие, Цель, Окружение, Инструмент и Проблему, что согласуется с функциональной теорией В.Проппа. Ж. Лакан в свою очередь говорил о главенстве формы повествования над содержанием и выделял 4 типа повествования (дискурса): дискурс господина, университета, истерика и аналитика [1]. Продолжая психодинамическое направление в изучении автобиографического нарратива, Л. Люборски и Э. Люборски анализируют его с помощью метода выявления центральной конфликтной темы взаимоотношений CCRT [18]. В нарративе раскрываются следующие элементы: желания и действия субъекта-рассказчика; реакции окружающих людей на его действия; реакции субъекта и реакции субъекта в настоящем времени, описание которых позволяет рассмотреть причинно-следственные связи между паттернами человеческого поведения, отраженными в автобиографическом нарративе. Когнитивное направление, отраженное, прежде всего, в работах Дж. Брунера рассматривает автобиографический нарратив как когнитивную схему, формирующую индивидуальный опыт человека, как череду значимых событий, связанных в единую целостную картину [5]. С одной стороны в нарративе присутствуют все компоненты истории - обстановка, действующие лица, цель, средства ее достижения и т.п. отражающие динамику нарратива, с другой эмоционально-оценочный компонент - мысли, чувства, знания, формирующие систему предпочтений, мотивов, отношений на основе переработанного опыта. Личностное направление анализа автобиографического нарратива представлено в работах Дж. Б. Хирша и Дж. Б. Петерсона, которые рассматривают нарратив как субъективное описание центральных элементов самости и идентичности [19]. В процессе анализа нарратив изучается как набор способов словоупотребления, отражающих личностные черты диспозициональной модели личности человека. Авторы предлагают рассматривать ряд языковых конструктов связанных с экстраверсией, приятностью в общении, добросовестностью, невротизмом, открытостью опыту, а также процессом взаимодействия со средой. В рамках психотерапевтического подхода изучением траектории автобиографического нарратива занимались Д.П. МакАдамс и М.Л. Кроссли, которые разработали метод исследования личного повествования [20]. Авторы выделили важнейшие, по их мнению, периоды автобиографии, необходимые для целостного анализа. Факты автобиографии, которые человек в процессе наррации превращает в события, обладают тематической согласованностью [21], что позволяет их интерпретировать и соотносить с актуальным внутренним миром человека. Формализованные методы анализа автобиографических воспоминаний наиболее разработаны в рамках основных теорий консультирования. Е.В. Сидоренко описывает в своей работе, шкалы оценки ранних детский воспоминаний К. Е. Altman и Quinn (1973), Е. В. Hedvig (1961), J. M. Bauserman, W. R. Rule (1988), G.J. Manasteru Т. В. Ferryman (1974) [22]. В отечественной психологии методики оценки воспоминаний разрабатывались в работах И.М. Богдановской, Е.Ю. Коржовой, Н.Н. Королевой, В.В. Нурковой, Е.Е. Сапоговой, Е.В. Сидоренко, Ю. Б. Шлыковой и т.д [2,3,23,24,25,26]. Автобиографические события рассматриваются в основном как элементы семантической организации автобиографической памяти, вне процесса наррации. Анализируя автобиографический нарратив в русле разных направлений, исследователи выделяют его отдельные компоненты, акцентируя внимание на структуре, функциях нарратива, образе автора, культурном контексте, ценностно-смысловых образованиях и т.д. Указанные компоненты нарратива являются универсальными чертами автобиографического повествования, целостное описание которых возможно в рамках психосемиотического подхода. Психосемиотический подход позволяет изучить автобиографический нарратив как уровневую структуру, на психосемантическом, психосинтаксическом и психопрагматическом уровнях. Исследование психосемантического уровня автобиографического нарратива направлено на последовательное описание его смыслового ядра, идущее от анализа слов, предложений и последовательно приводящее к описанию высших структур текста. Смысловое ядро нарратива включает репрезентацию Я нарратора, систему его отношений со значимыми другими, аффективное состояние, интерпретацию и оценку воспоминаний, пронизывающих опыт рассказчика (Т.А. ван Дейк, Е.Ю. Коржова, Н.Н. Королева, В.В. Нуркова, Ю. Б. Шлыкова и др). Изучение автобиографического нарратива на психосинтаксическом уровне позволяет выявить событийную структуру повествования, выявить функции каждого элемента нарратива (Р. Барта, К. Бремона, Дж. Бруннера, Дж. Валетски, А.Ж. Греймаса, Л. Гриффина, Т.А. ван Дейка, В. Лабов, В. Проппа и др). На психопрагматическом уровне компоненты автобиографического нарратива рассматриваются во взаимосвязи с личностными чертами рассказчика. На этом уровне выявляется тематическая согласованность повествования, позволяющая интерпретировать и соотносить его с актуальным внутренним миром человека (В.В. Нуркова, Дж. Б. Петерсон, Т.Р. Сарбин, Е.Е. Сапогова, Дж. Б. Хирш и др.). В завершение можно сказать, что в рамках гуманитарных наук разработан широкий спектр качественных методов анализа структурных и содержательных характеристик автобиографического нарратива. Однако, только в русле психосемиотического подхода возможно целостное изучение как структуры и функций, так и смыслового потенциала автобиографического повествования на качественном и количественном уровне, что позволит выявить типичные способы наррации, определяющие автобиографическую историю данного человека и типичные способы поведения, выраженные через категориальную структуру индивидуальных значений и личностных смыслов. Литература
Рекомендовано к
публикации: _____
Anna B. Bogdanovskaya Methodology and research methods of autobiographical narrative in contemporary humanities Considers cultural, historical, linguistic, psychological, psychotherapeutic approaches to the study of autobiographical narrative. On the basis of theoretical analysis reveals methodological possibilities of psycho-semiotic approach that allows to emphasize the universal features of autobiographical narrative and holistically describe the process of narration. Keywords: narrative, autobiographical narrative, methods of studying narratives, psycho-semiotic approach Literatura
| |||
| |||
Copyright (C) 2015, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |