| ||||||||||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | ||||||||||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | ||||||||||||
| ||||||||||||
Ерёмин Юрий Владимирович
Стрельникова Наталья Владимировна Дискурсивный аспект нравственного воспитания и развития личности в процессе межкультурного иноязычного общения
Аннотация
Ключевые слова Социокультурная идентичность, т.е. национальное самосознание и осознание индивидом своего места в поликультурном мире, является важным фактором развития общества. Новые Федеральные образовательные стандарты требуют от современной школы воспитания социально-активной личности, соизмеряющей свои поступки с нравственными и культурными ценностями, умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, отстаивать свои национальные идеалы, сотрудничать для достижения общих результатов, в том числе и с представителями других культур. Данные требования становятся более актуальными сейчас, в эпоху сложнейших глобальных перемен. Следовательно, наряду с формированием российского гражданского патриотизма, любви к культуре и истории своей страны, к требуемым результатам выполнения образовательной программы относится и способность индивида, уважая иную культуру, участвовать в межкультурном общении, а также адекватно функционировать в другой национальной культуре или многонациональной среде. Для достижения данной цели необходимо не только формировать у учащихся толерантное сознание и готовность к иноязычному диалогу культур, но и развивать умения стратегически верно и рационально использовать языковые средства для аргументации своей мировоззренческой позиции в поликультурном пространстве. Здесь речь идёт о формировании дискурсивной иноязычной компетенции, под которой мы понимаем интерактивную и мобильную способность, используя различные лингвистические и экстралингвистические средства, воспринимать и порождать речевые высказывания адекватно коммуникативной ситуации. В контексте нравственного воспитания личности формирование иноязычной дискурсивной компетенции способно выполнять следующие взаимосвязанные задачи:
Кроме того, дискурсивно-ориентированные задания способствуют формированию речевой культуры во время иноязычного общения (выражение своего мнения без агрессии, знание видов контраргументации и аргументации, и т.д.) и генерированию у учащихся уважения к другим культурам, языковой и расовой терпимости, и ,вместе с тем, готовности отстаивания интересов своей страны (развитие собственной активной жизненной позиции и социокультурной идентичности и т.д.) Высоконравственная личность, обладающая патриотическим сознанием и социокультурной идентичностью, должна адекватно понимать и интерпретировать информацию воспринимаемого дискурса, опираясь на знание ситуации, коммуникативные цели, а также на социокультурные знания. Однако в результате межкультурного общения при взаимодействии различных социумов и сопоставлений их мировоззрений и ценностных систем, могут произойти изменения в становлении личной идентичности человека, которая представляет собой совокупность знаний и представлений человека о своем месте и роли как члена социальной или этнической группы. Вследствие этого важно, чтобы процесс социокультурной трансформации не деформировал сложившиеся в обществе основные идентичности, а приобщал к иноязычной системе духовных и социокультурных ценностей. Именно поэтому, в воспитательном плане в процессе обучения иностранному языку «во главу угла должно быть поставлено формирование социокультурной идентичности личности, что в свою очередь предполагает ориентацию на овладение гуманитарными ценностями и личностными «культурными смыслами» в иноязычном образовательном поле». [2] Мы считаем, что дискурсивные навыки и умения помогают личности сохранять собственную национальную уникальность при использовании интенсивных межкультурных коммуникаций и информационных потоков. Следовательно, в ситуациях межкультурной коммуникации, когда индивид выходит за пределы собственной культуры, именно дискурсивная компетенция является культуросвязующим элементом, помогающим не утрачивать национальные, нравственные и культурные идеалы. Необходимо отметить, что доминантой межкультурного иноязычного общения является не столько познание культур, сколько взаимопонимание различных индивидов. Однако, практика межкультурной коммуникации на занятиях по иностранному языку, как в высшей, так и в средней школе, показала наличие проблем интеракции дискурсивно-лингвистического и экстралингвистического характера. Дело в том, что в процессе межкультурного общения, личность, даже обладающая нравственной и гражданской идентичностью, нуждается в сформированности таких дискурсивных умений, как рациональное использование языковых средств, качественная установка психологического контакта с участниками общения, адекватная передача идей и убеждений, конструктивное взаимодействие в социально-обусловленных речевых ситуациях, вербальная и невербальная презентация своей собственной социальной позиции и т.д. Все эти умения и составляют дискурсивную компетенцию языковой личности, которая имеет сложную, динамическую, интерактивную природу. Рассмотрим некоторые дискурсивные аспекты, связанные с нравственным воспитанием личности при обучении иноязычному общению. При формировании дискурсивной компетенции необходимо развивать языковую дискурсивную мобильность, включающую в себя стратегические тактики речевой аргументации и контраргументации. Дискурсивная индивидуальная мобильность - это языковая мобильность, позволяющая человеку «общаться не только с теми психологическими и социальными типами индивидов, которые преобладают в его родной общности, но и со всеми прочими, причём делать это приемлемым как для себя, так и для других образом». [1,C.33] Понятие дискурсивной языковой мобильности тесно связано с культурно-нравственным воспитанием личности и её функциони- рованием в любом межкультурном пространстве, т.к. включает в себя не только языковую компетентность, но и элементы психологического, культурфилософского, социокультурного и экстралингвистического опыта языковой личности. На основе вышесказанного, мы можем утверждать, что именно дискурсивная языковая мобильность становится важным стратегическим инструментом реализации межкультурного общения носителей уникально-всеобщих культур, т.к. она позволяет динамично и рационально использовать арсенал вербальных и невербальных средств для достижения цели межкультурного общения. Именно поэтому дискурсивная языковая мобильность является одним из важнейших способов ведения иноязычного дискурса. Остановимся на технологии формирования дискурсивной иноязычной компетенции в рамках концепции нравственного патриотического воспитания личности. Развитию патриотического чувства любви к своей Родине и навыков межкультурного иноязычного общения в целом на уроках иностранного языка в средней школе могут способствовать следующие типы социокультурных заданий дискурсивной направленности (см. таблицу 1): Таблица №1 Вопросы по теме «Сравнительная характеристика систем образования в России и Великобритании»
Ниже приведены примеры применения информационно-коммуникационных (ИКТ) технологий для развития дискурсивных навыков применительно к данной страноведческой теме (см. таблицу 2). Таблица №2 ИКТ продукты учебного дискурса по теме: «Сравнительная характеристика систем образования в России и Великобритании»
Целью данных заданий является не только обновление предметного содержания путем сравнения реалий двух различных культур, сколько формирование диалогического сознания и дискурсивного мышления. Основная задача в том, чтобы не разбирать, чья культура лучше, а чья хуже, а показать, что они разные, но обе имеют право на существование в силу исторических особенностей развития каждого народа. Тем самым, у обучаемых формируется чувство гордости за свою родную культуру, а также толерантное сознание и уважение к иным традициям и образу мышления. Всё это необходимо для полноценного существования личности в поликультурном мире. Литература:
Рекомендовано к публикации: _______
Yuri V. Eryomin
Natalya V. Strelnikova Discoursive aspect of moral education and personality development in the process of intercultural foreign language communication The article presents the intrinsic characteristic of moral education of multicultural personality and its connection with the formation of discourse competence in the process of intercultural foreign language communication. Much attention is given to the strategic importance of development of discursive skills for personality functioning in the multicultural environment.
Кеy
words: Literatura
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Copyright (C) 2015, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |