| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Бабияк Вячеслав Вячеславович Рисуночный этюд и эскиз как разновидности учебно-вспомогательной графики
Аннотация Ключевые слова: учебно-вспомогательный рисунок, этюд, эскиз. Учебно-вспомогательная разновидность учебного (академического) рисунка обуславливается его прикладной спецификой: он в той или иной мере подлежит к использованию в будущем художественном произведении. К учебно-вспомогательному рисунку мы относим подготовительный этюд с натуры и композиционный эскиз сюжетного действа. Заметим, что статус «вспомогательности» отнюдь не означает второстепенность. Являясь непременным атрибутом художественного процесса, эти рисунки не только помогают исследователям понять «механику» творческого поиска художника, ход развития замысла, т. е. своего рода слагаемые мастерства, но и дарят яркие примеры произведений самостоятельной художественной значимости. Таковое, с одной стороны, весьма значимо для искусствознания как науки, а с другой — обучение эскизно-этюдной работе в рамках высшей художественной школы крайне важно для обретения подлинно профессиональных навыков. К сожалению, сегодня многие называющие себя художниками экспериментаторы от искусства недооценивают значимость вспомогательной графики, не утруждая себя трудоемкой вспомогательной работой, и тем самым рождая не только далекий от художественного совершенства результат, но безграмотную поделку, лишенную какой бы то ни было значимости. Этюды с натуры обеспечивают художника материалом, необходимым при разработке эскизов композиции. Эскизы же могут создаваться на основе реальных впечатлений, отраженных в этюдах, а также по представлению и по воображению. В первом случае основой создания рисунка является наблюдение, во втором — фантазия. Сославшись на мнение профессора Л.Г.Медведева, заметим, что «представление рассматривается как процесс оживления прежних обобщенных ощущений и восприятий, а воображение — как процесс создания нового мыслительного продукта путем замыкания новых связей между следами восприятий, представлений и понятий» [1, C. 23]. Поэтому вполне естественна причастность заданий по представлению и воображению к эскизной работе, то есть учебно-вспомогательной графике, максимально активизирующей художественно-образное мышление учащегося. Этюдный и эскизный рисунки могут быть краткосрочного и длительного исполнения. Это быстрые наброски мимолетно увиденного и длительные натурные штудии, это зарисовки первичной идеи и сложные рисунки-картоны, завершающие композиционный поиск. Скажем, непродолжительный по времени рисования этюд относится к разряду зарисовки. От штудии, создаваемой часами, а то и десятками часов, зарисовка отличается не только гораздо меньшим сроком исполнения, хотя и достаточным для выполнения довольно проработанного рисунка (до 60 мин.), но по преимуществу натурным способом исполнения. В еще более скоротечном наброске (до 10 мин.), также имеющем двоякую (этюдно-натурную и композиционно-эскизную) ценность, особо наглядно проявляется мастерство художника, несколькими свободными росчерками воссоздающего острохарактерный и лаконичный образ интересующего его предмета, независимо, реального, представляемого или сочиненного. Несомненна правота профессора Б.Р. Виппера, метко определившего набросок как «художественный афоризм, который стремиться не к полноте впечатления, а как бы к сгущенному знаку действительности» [2, C. 89]. Поясним значения терминов «этюд» и «эскиз» применительно озаглавленной тематике данной статьи. Этюд в графике — это разновидность рисунка, выполняемого непосредственно с натуры, фиксирующий ее естественное состояние и отличающийся функционально-смысловым предназначением. К таковым следует отнести рисунки-упражнения, направленные на развитие профессиональных навыков, а также вспомогательные натурные рисунки, разрабатывающие какой-либо структурный элемент (фрагмент) композиции с целью включения его в сюжетную канву законченного произведения. Вместе с тем этюдный краткосрочный рисунок может играть и роль эскиза, но лишь в случае его использования для композиционного масштабирования изображения в формате будущего натурного произведения без внесения каких-либо существенных изменений. Надо сказать, что впечатление краткосрочности исполнения, его видимой непринужденности в ряде случаев может быть обманчивым, ибо является задуманной стилистической особенностью художественного произведения. В тематике этюда-рисунка, в отличие от эскиза, чаще находят отражение явления не столько концептуального, сколько эпизодического, частного характера, отдельные события человеческой жизни, в большей или меньшей степени его социально-исторической или личностной значимости. В подготовительных этюдах происходит сбор, накопление натурного материала. Изображаться может буквально все: архитектурный и природный пейзаж и его элементы, предметы быта и интерьера, костюмы, вооружение, объекты животного и растительного мира и, конечно, человек. В рисуночных этюдах, изображающих какой-либо персонаж композиции, автора интересуют, как правило, лишь отдельные черты внешности, характера модели, ее одеяния, в той или иной степени совпадающие с изначально задуманным образом. Нередко работа связана с изображением исторической личности, когда выбор модели ориентирован на известный прототип. Кроме того, к работе привлекается соответствующий археологический, архивный, документальный, а также иконографический художественный и фотографический материал, также подлежащий необходимой переработке. Иной раз замысел произведения предполагает создание обобщенного портрета героя. Но от этого путь формирования образа не становится короче. Типаж приходится собирать порой по крупицам, т. к. в повседневной жизни найти натуру, целиком и полностью отвечающую замыслу, почти невозможно и порой зависит от случая. В отличие от обычного рисунка-этюда (штудии), имеющего самостоятельное значение, чье создание не обусловлено перспективными композиционно-тематической задачами, этюдно-вспомогательная графика создается именно под определенный замысел с целью последующего, иногда вероятностного использования в картине. Рисунки такого рода нацелены на укрепление и обогащение авторской идеи силой и выразительностью натурного правдоподобия, призваны содействовать разработке и конкретизации задуманного сюжета, созданию впечатления его достоверности и убедительности. Этюдный учебно-вспомогательный рисунок по своим функциям аналогичен обычному рисунку этюдно-вспомогательного предназначения и обладает всеми его признаками. Отличие лишь в том, что учебно-вспомогательный рисунок создается в рамках учебного процесса, как правило, контролируется преподавательской установкой и в принципе ориентирован на выполнении либо текущего тематического задания, либо итожащего обучение в вузе дипломного проекта (выпускной квалификационной работы) в виде картины или графической серии. Приведем пример, на наш взгляд, образцового натурного вспомогательного рисунка П.И. Соколова «Лежащий натурщик в шлеме» (1775), являющегося этюдом к картине «Меркурий и Аргус». Исполненный на серой бумаге т. н. итальянским карандашом (черный глинистый сланец) с незначительным применением мела рисунок, выполненный вскоре после окончания петербургской Академии художеств, в период зарубежной командировки Соколова, воплотил едва ли не все обретенные им за время обучения навыки. Прежде остального — умение сплотить в единый организм, казалось бы, самодовлеющее суверенное мастерство: развитое художественное видение, безупречное владение формой, знание анатомии и перспективы — с поэтизацией образа модели, чья остановленная на мгновенье жизнь прекрасна неспешным речением ее искренней и высокой красоты. Этюд не просто рисован — он словно оркестрован, озвучен вибрацией тонких линий, игольчатых штрихов, слагающихся в мягкую и стройную мелодию. Весьма точно выглядит описание этого рисунка петербургским исследователем А.В. Максимовой: «Безупречно передано сложное движение и готовность к быстрому нарушению покоя: Меркурий выжидает подходящий момент, и через мгновение он неслышным прыжком окажется рядом с заснувшим Аргусом» [3, C. 70]. Касаемо эскиза, то он — рабочий проект идеи, общего замысла, композиционной структуры будущего фундаментального художественного произведения. По мере уточнения эскиза достигается задуманный уровень композиционной слаженности, выразительности и целостности. В итоге — воплощение авторского замысла на уровне идеи и образности, его пластическая и сюжетно-тематическая завершенность. Поэтому совокупность вспомогательного и эскизного рисунка является непреложной составляющей процесса профессионального становления художника. Богатый изобразительный потенциал графики превращает композиционный эскиз, быть может, в наиболее эффективное средство развития художественно-образного мышления. Работа над эскизом учит соединять академический навык рисовальщика с умением осознанного управления мыслью, фокусируя его действия на реализации определенного идейно-эстетического замысла. В эскизе разрабатывается уже не облик и даже не образ конкретного персонажа, равно — элемент (деталь) или какой-либо фрагмент произведения, а его общее композиционное решение. Сама затея подается в виде целостной структуры, сбалансированной во всех компонентах и с наибольшей полнотой выражающей замысел. Эскизная графика — важнейшая составляющая «лаборатории» художника, в том числе и академиста-ученика, неотторжимая часть его творческого поиска. От эскиза к эскизу он последовательно уточняет композицию, добивается соразмерности всех элементов произведения, гармоничного единства его идейно-содержательной и сюжетной линий, «программируя» этим желанный художественно-образный эффект. Возьмем, к очередному примеру, эскиз А.И. Иванова к конкурсной (выпускной) картине на тему античного мифа «Аполлон поражает детей Ниобеи» (1795). Лист выполнен в сложной смешанной технике сочетанием туши, пера, кисти, итальянского карандаша, растушки и мела на серой с умбристым оттенком бумаге. Стилистической особенностью работы является ее самоочевидный графизм: сочетание прозрачных локальных заливок тушью «по теням» и «рисующим» началом четких линий, конкретизирующих предметно-пластический ансамбль в целом и, в частности, остроту движений и мимику лиц персонажей. Классицистический композиционный треугольник, включает группу из пяти человек, расположившихся на переднем плане. А.И. Иванов демонстрирует не только владение разнообразными ракурсами и масштабированием фигур (действие строится в трех пространственных планах), но пытается показать стремление несчастной матери уберечь свое потомство, прикрывая его своим одеянием от разящих стрел разгневанного бога и помогающей ему в этом его сестры Артемиды. Создание картины, скульптурной композиции или графической серии — важнейший этап обучения, надежная проверка профессиональной выучки и творческой состоятельности учащегося. В их создании значение эскиза трудно переоценить. В этой связи несомненно прав был И.Е. Репин, утверждавший, что «эскизы — это самая существенная сторона дела для художника; кроме этюдов иметь всегда в душе и, следовательно, на мольберте собственную задачу, носить, лелеять и думать о ней» [4, C. 15]. Репину вторит его ученик выдающейся художник-педагог Д.Н. Кардовский, отмечавший: «Важно, чтобы учащиеся упражнялись в составлении эскизов — этим путем они приучаются понимать, каковы могут быть цели картины и какими средствами они достигаются: при этом развивается также вкус и интеллект будущих художников» [5, C. 25]. Таким образом, обретение академическим учебным рисунком содержательной определенности, будь то одиночная, парная постановка или сюжетно-тематическое задание, сообщает ему жанровый характер, что неминуемо побуждает рисовальщика к художественно-образным иносказаниям и обобщениям — основным признакам нетривиального отношения к работе с натуры, а к заданию по композиции и того более. Подобное переложение визуально воспринимаемого или воображаемого объекта на язык рисунка, его графическая модальность с особой наглядностью проявляется в этюдно-вспомогательной и эскизной графике, в том числе учебного характера. Апробированная временем традиционная практика рисуночной этюдной и эскизной работы в рамках серьезной художественной школы призвана воспитывать способность к убедительному воспроизведению предметно-пластических форм и их композиционно-структурной организации на плоскости, т.е. изобразительному программированию способов воссоздания художественно-образной выразительности, острая нехватка которой нередко наблюдается на выставках современного искусства. Литература
1. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа
на занятиях по рисунку : учеб. пособие для студ. худ.-граф. фак. пед.
ин-тов. М. : Просвещение, 1986.
Рекомендовано к публикации: _____
Babiyak V.
Viacheslav Hand-drawn etude and the scetch as varieties educational support graphics The article is devoted to consideration of the auxiliary pattern and its variants — the drawing of the study and sketch and reveals their specificity and importance in the artistic and educational process. Keywords: educational support drawing, etude, sketch.
Literatura
| |||
| |||
Copyright (C) 2015, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |