Векслер Анна Кирилловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного
образования и декоративного искусства,
Российский
Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
vekslertex@gmail.com
К обоснованию критериев оценивания художественно-творческой части
выпускных квалификационных работ (бакалавриат, специалитет,
магистратура) в области декоративного искусства
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы критериального оценивания и
разработки алгоритма художественного анализа для объективной оценки
художественно-практической части ВКР в области декоративного
искусства.
Ключевые слова
алгоритм, анализ художественного произведения,
выпускная квалификационная работа, декоративное искусство
Любое профессиональное образование завершается итоговой работой,
требующей объективной оценки. В процессе высшего художественного
образования на всех уровнях (бакалавры, специалисты, магистры)
завершающим этапом является выпускная квалификационная работа (ВКР).
Отличительной особенностью ВКР в вузах, где изучается
изобразительное искусство (творческих и педагогических), является
то, что выпускная работа состоит из двух частей: теоретической и
художественно-творческой работы, которая иногда содержит графическую
часть, как предъявление хода подготовительной работы.
Художественно-творческий проект, как часть ВКР, должен
демонстрировать все знания, навыки и умения, полученные студентом за
время учёбы. Специфика учебных заведений, различия в образовательных
программах, специальность, присуждаемая дипломнику, влияют на
создание художественно-творческого произведения, в связи с чем, ВКР
разных уровней (бакалавриат, специалитет, магистратура), полученного
студентом образования существенно отличаются.
Различия в ВКР студентов разных уровней высшего художественного
образования определяются сложностью и актуальностью темы дипломной
работы. Теоретическая часть демонстрирует готовность
дипломника обосновать и представить выбранную тему ВКР в
соответствии с квалификацией получаемого образования (работа
бакалавра, пояснительная записка специалиста и магистерская
диссертация); глубину и проработанностью её содержания.
Художественно-творческая часть отличается интересной,
вариативной эскизной частью, совершенным композиционным, графическим
и колористическим решением; умением и навыками работы в выбранном
материале.
Критерии оценивания теоретической части разрабатывались многими
педагогами высшей школы, как общие требования, так и специально для
определённого вуза или программы [2]. Написаны методические
рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускных
квалификационных работ, где определены общие требования к ВКР [4].
Анализ таких разработок показывает общность предъявляемых требований
к структуре и содержанию.
Проблема оценивания ВКР в художественном образовании состоит в
том, что обязательная составляющая - художественно-творческая
часть является «предметом искусства». На сегодняшний день
не существует четко выработанных единых критериев и
методических разработок, позволяющих объективно и независимо оценить
художественно-творческую часть ВКР. Оценивание предмета
декоративного искусства, в большей степени, строится на личном
мнении оценивающего, т.е. решается «вопрос о соотношении
объективного и субъективного при восприятии»[3]. Известно, что
«…визуальное восприятие представляет собой обобщённое истолкование
зрительного опыта…на всех стадиях – от определения (опознания)
визуального объекта до его интерпретации (толкования) – зрительное
восприятие связано с мышлением, памятью и переживанием человека»[4],
но только «визуальное восприятие» - не может считаться единственной
объективной оценкой.
«На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении
достижений учащегося с результатами других учащихся…,
Критериальное оценивание - эта система оценивания, которая не
предусматривает никакого соперничества между учащимися или
проведения их рейтинга. Оценивание … осуществляется по заранее
определенным критериям» [7]. В условиях защиты ВКР в
области декоративного искусства, где художественно-творческая часть,
как правило, выполняется в совершенно разных материалах и техниках,
оценивание способом сравнения невозможно,
что указывает на актуальность и своевременность разработки критериев
объективного оценивания художественно-творческой части ВКР в области
декоративного искусства.
При определении признаков стоит помнить, что их количество должно
быть минимальным и точно определенным, что повышает научную ценность
полученных данных[5].
Прежде всего, необходимо определить, что и
как надо исследовать в
художественно-творческой части ВКР, чтобы осуществить
независимую и объективную оценку? Незаменимой помощью в
поисках ответа может стать анализ и интерпретация произведения
искусства, как устоявшаяся форма изучения произведения в
искусствоведении.
Главным в исследовании предмета искусства (с позиции
искусствоведения) является анализ его художественных составляющих,
или художественно-выразительных особенностей: формы,
содержания и материала. В учебном пособии одного из ведущих
специалистов в области искусствоведения Н.А. Яковлевой «Анализ и
интерпретация произведения искусства» говорится о том, что все
составляющие художественного образа, по отдельности и в связи друг
с другом, исполнены смысла и поддаются истолкованию [1.C.28].
Содержание (если очень упростить эту составляющую
искусства) ярче всего выражается в теме произведения (что, о
чем?) и в его назначении (для чего, куда?). Форма
(не формат картины, или параметры произведения-объекта)
как художественный аспект произведения, складывается из
«композиционных схем, аналитических зарисовок, колористических
раскладок, пространственного построения» [1.C.43].
Материал является не только вещественной основой
произведения, его художественного образа, но и его полноправным
элементом, «носитель смысла, определяющий общее эмоциональное
звучание произведения искусства» [1.C.30].
Проводя анализ произведения, уделяя внимание форме, содержанию и
материалу, нельзя упустить ещё одну очень важную составляющую –
художественный образ. По определению Н.А. Яковлевой
«произведение искусства есть материально-идеальная целостность,
единство материального носителя и идеального художественного
образа» [1.C.28].
Рассмотрев основные аспекты анализа и интерпретации произведения
искусства, мы выяснили, что именно надо исследовать для оценивания
художественно-творческой части ВКР. Для того, что бы объективно
и независимо провести анализ художественного произведения и ответить
на ранее поставленный вопрос «Как исследовать
художественно-творческую часть ВКР», то есть «…создать перевод
невербального образа на язык слова…»[1.C.36]
необходимо обратиться к помощи профессионала-рецензента. «Адекватная
оценка художественного произведения на основе критериев высоко -
развитого воспитанного эстетического вкуса возможна лишь в
результате большого опыта в восприятии и анализе произведений
искусства и в итоге приобретения специальных знании» [3].
Таким образом, на основе логики анализа и интерпретации произведения
искусства могут быть определены критерии и предложен алгоритм
оценивания художественно-творческой части ВКР:
-
Содержание.
1. Тема – демонстрация субъективной
арт-концепции автора или историко-искусствоведческая основа
сюжетной составляющей произведения (демонстрация знаний,
обретённых на занятиях искусствоведческого цикла и
самостоятельно); 2. Назначение –
определение соответствия произведения выбранному (дипломником)
способу и месту применения художественного произведения (куда,
для чего, для кого?) (демонстрация способностей к
формированию художественно-культурной среды, изучению и
формированию культурных потребностей и повышению
культурно-образовательного уровня различных групп населения).
-
Форма.
1. Эскизная часть (графическая часть ВКР, как
предъявление хода подготовительной работы) – поиск
формальной композиции (демонстрация профессионального
вариативного мышления, свободы в выборе
художественно-пластического решения и композиторских
способностей); 2. Композиция - уникальность
авторского решения, поиск и разработка формального построения,
соответствующего теме произведения (демонстрация знаний,
обретённых на занятиях по основам композиции (пропедевтический
курс), композиции в декоративном искусстве); 3.
Графика – «линейное» построение произведения,
(демонстрация знаний, умений и навыков, полученных студентом в
процессе обучения дисциплине рисунок, графические техники в
декоративном искусстве); 4. Тон и цвет –
качество палитры, выявляющее колористические и светотональные
способности студента (демонстрация знаний, умений и навыков,
полученных студентом в процессе обучения дисциплинам живопись,
декоративная живопись, декоративная колористическая композиция).
-
Материал.
1.
Материалы – выполнение проекта в выбранном материале
(уровень сложности использования и умение применять различные
технологии для изменения материала); 2. Техника
и технология - применение определённых технических приёмов,
(демонстрация знаний, умений и навыков, полученных студентом в
процессе художественного образования);
-
Художественный образ.
Уникальный авторский компонент
– художественно-образная составляющая работы, принцип
организации произведения, его пластической формы, скрытый смысл,
зашифрованный в существующих и узнаваемых всеми формах. Наличие
уникального авторского компонента говорит о профессиональной
зрелости и компетентности специалиста (в широком смысле этого
понятия) в области художественного образования и искусства в
целом.
Данный алгоритм был апробирован во время
защиты магистерской диссертации на заседании Государственной
аттестационной комиссии в 2015 г. в Российском государственном
педагогическом университете им. А.И. Герцена на факультете
изобразительного искусства кафедре художественного образования и
декоративного искусства.
В качестве примера объективного оценивания по разработанному
алгоритму и критериям, рассмотрим художественно-творческий
проект «Вдохновение», представляющий собой серию «стильных»
натюрмортов (Восточный, Египетский, Греческий и Русский), по мотивам
творчества художников театра и балета рубежа
XIX
- ХХ веков, выполненных в технике гладкого и фактурного ручного
ткачества, дополненные вышивкой. Теоретическая часть (диссертация)
- «Отражение принципов народного декоративного искусства в
текстильных декорациях и костюмах театральных постановок рубежа
XIX-XX
веков в России».
При проведении анализа художественно-творческой работы некоторые
аспекты алгоритма объективного оценивания, такие как: содержание,
форма материал определяются достаточно быстро и не
вызывают особых разночтений. Обозначим эти аспекты:
-
Содержание. 1.
Тема:
серия из четырех «стильных» натюрмортов родилась под
впечатлением от изучения творчества художников театра рубежа
XIX
–
XX
веков (Л.С. Бакст, И.М. Рабинович, Н.К. Рерих). 2.
Назначение:
серия декоративных тканых панно «Вдохновение» может украсить
любой достойный общественный интерьер, соответствующий тематике
и сюжету. Работы могут экспонироваться как вместе (рядом) так и
на некотором расстоянии друг от друга (например, в нишах), что
значительно увеличивает возможности экспонирования.
-
Форма.
1. Эскизная часть представляет
собой обширный сбор материала, поиск формального композиционного
построения всей серии в целом и каждого произведения в
отдельности, поиск колористической гаммы, объединяющего
графического элемента и цвета всей серии. 2. Интересное
композиционное решение. Серия читается целиком, но работы
могут существовать по отдельности. Два центральных произведения
– «Египетский» и «Греческий» натюрморты формально образуют
сложную орнаментальную арку. Внутри которой относительно
симметрично «развивается» литературный и
художественно-пластический «сюжет» каждой работы. Флангирующие
произведения: слева «Восточный», справа «Русский» натюрморты
представляют собой замкнутые орнаментальные арки-окна. В
центральных частях, которых плоскостно и условно выстраивается
соответствующий «стильный» натюрморт. 3.Графика: все
работы серии отличает ясное и чёткое рисование. Линия
явленая в нескольких ипостасях (контур, штрих, орнамент)
выстраивает всю графическо-орнаментальную составляющую
произведений. Тонкие «волосяные», создающие деликатную штриховку
на поверхности и плотные - материальные, выходящие в ощутимый
объем на поверхности произведения линии создают богатство
графического прочтения темы. 4.Тон и цвет: Благородная и
сочная колористическая гамма, контрастная по тону, выстраивает
активный зрительный ряд, вызывающий ассоциации с материальным и
даже брутальным миром театра рубежа
XIX
- ХХ веков. В «Восточном натюрморте» основная гамма строится на
холодных синих (рама), с деликатно размещённым светло голубым
цветом и контрастными теплыми – золотыми и оранжевыми
«всполохами» цвета. «Египетский натюрморт» насыщенного
пурпурного и бруснично-алого цвета. Деликатное включение синих
(светлого голубого и тёмного ультрамарина), с поддержкой
«золотыми» орнаментальными акцентами, создают драгоценную
колористическую гамму работы. Терракотовая гамма от светло
оранжевого до тёмно-коричневого цвета является основной палитрой
«Греческого натюрморта», поддерживается, обозначенной ранее
синей гаммой. Правильно найденное созвучие ультрамарина и
«бархатного» тёмно-коричневого цвета передают ощущение
чёрнофигурной греческой вазописи. Колористическая гамма
«Русского натюрморта» - холодная, тонкая и светлая. Включение
небольшого количества красно-коричневых цветов и деликатного
оранжевого, делают это произведение частью всей серии
натюрмортов.
-
Материал.
1.
Материалы:
для создания работ были выбраны шерстяные и вискозные нити,
создающие глубокую матово-шершавую и гладко-зеркальную
поверхности в произведениях. 2. Техника: современный
авторский приём, совместивший в себе классическое гладкое
ткачество, фактурные «греческие сумахи» и новаторские способы
тканья, дополненные активной фактурной вышивкой и пришитыми
декоративными орнаментальными элементами. Все применённые
дипломницей «новшества» являются очень органичными и уместными.
-
Художественный образ.
«Уникальный авторский компонент» - это
наиболее сложный и важный аспект алгоритма оценивания.
Остановимся на нем более подробно:
Балет Л.С. Бакста - «Шехерезада» отразился в загадочных глубоких
синих тонах, создающих атмосферу сказки, которую повествовала
восточная красавица в бликах теплых оранжевых ночных свечей.
Балет «Клеопатра» нашёл отражение в богатой палитре красных
цветов, как отражение красного горячего солнца и египетских
страстей. Балет «Лисистрата» И.М. Рабиновича стал классическим
ощущением Греции. Которое было выражено: синим небом и белыми
колоннами, теплым оранжевым цветом, символизирующим для автора
работ греческие храмы цвета песчаника, освещённые вечерним
солнцем. Балет Н.К. Рериха - «Снегурочка» вызывает ассоциации с
русской зимней природой. Сочетание палитры теплых и холодных
бело-голубых, темно-синих с коричнево-красными и оранжевыми
цветами напоминает русские расписные орнаменты и отражает
народное самобытное творчество северной Руси. Оценив
основные аспекты, составляющие художественно-творческую часть
ВКР можно сделать вывод, что дипломница разработала
интересную авторскую концепцию стильных натюрмортов и создала
уникальную серию работ.
Таким образом, логика анализа и интерпретации произведения искусства
действительно может лежать в основе оценивания
художественно-творческой части ВКР. Критериальное оценивание
художественно-творческой части ВКР в области искусства наиболее
правильно и уместно в оценке разных по материалу, составу и
назначению произведений. Так как осуществляется не сравнением
произведений («гобелен» и «расписной ларец»), а по заранее
определенным критериям, является независимым и объективным, так
как, они (критерии) выявляются (в той или иной степени) во
всех художественных произведениях и позволяют определить уровень и
качество работ. Алгоритм анализа и интерпретации
произведения, принятый широким кругом искусствоведов, даёт основания
для построения алгоритма критериального оценивания
художественно-творческой части ВКР.
Литература
-
Анализ и интерпретация произведения искусства: Учеб. А 64
пособие/ Н.А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец и др. Под
ред. Н.А. Яковлевой. – М.: Высшая школа, 2005. – 551. С.: ил.
-
Васильев В.М. Методические рекомендации по выполнению выпускной
квалификационной работы бакалавра физико-математического
образования профиль Информатика. Учебное пособие –
Санкт-Петербург, издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. 102 с.
[электронный ресурс]/
URL:
http://works.tarefer.ru/64/100481/index.html
.-
[дата обращения
16.07.2015]
-
Жабицкая Л.Г. Психологический анализ критериев оценки
литературного произведения старшими школьниками.
[электронный ресурс]/
URL:
http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18463.php
.-[дата обращения
16.07.2015]
-
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите
выпускных квалификационных работ (направление подготовки –
История. Обществознание) / автор-составитель А. С. Чумакова. –
Ульяновск, 2014. – 35 с. [электронный ресурс] /
URL:
http://www.studfiles.ru/preview/1621517/
.-[дата обращения
16.07.2015]
-
Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном
учреждении, 1998
URL:
http://sci-book.com/issledovatelskaya-rabota/kriterii-otsenki-rezultatov-27472.html .-
[дата обращения
16.07.2015]
-
Столяров Б.А. О языке изобразительного искусства: методическое
пособие для учителей изобразительного искусства и музейных
педагогов / Б.А. Столяров; ФГУК «Государственный Русский музей»,
РЦМП и ДТ, РАО, Сев. - Зап. отд.-е. –
CD-ROM.
– СПб: ГРМ, 2009. – 72 с. (5 стр.)
-
Хакимова Н. Критериальное оценивание как педагогическая
технология.// Коллеги - педагогический журнал Казахстана
[электронный ресурс] /
URL:
http://collegy.ucoz.ru/publ/26-1-0-11176
.-[дата обращения
16.07.2015]
Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии
__________
Anna K. Veksler
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of art
education and decorative arts, Al. Herzen State Pedagogical
University of Russia, St. Petersburg
vekslertex@gmail.com
Justification of the assessment criteria artistic and creative
part of the final qualification work (bachelor, specialist, master)
in the field of decorative arts
In the article the questions of criteria-based assessment and
algorithm development art analysis for objective assessment of the
artistic and the practical part of FCW in the field of decorative
art.
Keywords:
algorithm, analysis of art works, graduation thesis, decorative arts
Literatura
-
Analiz i interpretatsiya proizvedeniya iskusstva: Ucheb. A 64
posobie/ N.A. YAkovleva, E.B. Mozgovaya, T.P. CHagovets i dr.
Pod red. N.A. YAkovlevoy. – M.: Vyisshaya shkola, 2005. – 551.
S.: il.
-
Vasilev V.M. Metodicheskie rekomendatsii po vyipolneniyu
vyipusknoy kvalifikatsionnoy rabotyi bakalavra
fiziko-matematicheskogo obrazovaniya profil Informatika.
Uchebnoe posobie – Sankt-Peterburg, izdatelstvo RGPU im.
A.I.Gertsena, 2003. 102 s. [elektronnyiy resurs]/ URL:
http://works.tarefer.ru/64/100481/index.html
[data obrascheniya 16.07.2015]
-
Jabitskaya L.G. Psihologicheskiy analiz kriteriev otsenki
literaturnogo proizvedeniya starshimi shkolnikami.
[elektronnyiy resurs]/ URL:
http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18463.php
[data obrascheniya 16.07.2015].
-
Metodicheskie rekomendatsii po podgotovke, oformleniyu i
zaschite vyipusknyih kvalifikatsionnyih rabot (napravlenie
podgotovki – Istoriya. Obschestvoznanie) / avtor-sostavitel A.
S. CHumakova. – Ulyanovsk, 2014. – 35 s. [elektronnyiy resurs]
/ URL:
http://www.studfiles.ru/preview/1621517/
[data obrascheniya 16.07.2015].
-
Novikov A.M. Nauchno-eksperimentalnaya rabota v obrazovatelnom
uchrejdenii, 1998 URL:
http://sci-book.com/issledovatelskaya-rabota/kriterii-otsenki-rezultatov-27472.html
[data obrascheniya 16.07.2015]
-
Stolyarov B.A. O yazyike izobrazitelnogo iskusstva:
metodicheskoe posobie dlya uchiteley izobrazitelnogo iskusstva i
muzeynyih pedagogov / B.A. Stolyarov; FGUK «Gosudarstvennyiy
Russkiy muzey», RTSMP i DT, RAO, Sev. - Zap. otd.-e. – CD-ROM. –
SPb: GRM, 2009. – 72 s.
-
Hakimova N. Kriterialnoe otsenivanie kak pedagogicheskaya
tehnologiya.// Kollegi - pedagogicheskiy jurnal Kazahstana
[elektronnyiy resurs] / URL:
http://collegy.ucoz.ru/publ/26-1-0-11176
[data obrascheniya16.07.2015].