| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Котова Светлана Аркадьевна
Савинова Людмила Юрьевна Результаты усвоения младшими школьниками основных нравственных понятий при изучении курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Аннотация
Ключевые слова Постановка проблем нравственности и внимание к ним в мире сегодня исключительно актуальны. Решение нравственных проблем как глобальных связано с необходимостью серьезной нравственной оценки происходящих в человеческом обществе процессов и непосредственно касается морально-этического обучения детей в общеобразовательной школе [1]. С 1 сентября 2012 года в начальной школе реализуется курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ). Его введение было обусловлено развитием новых духовно-нравственных потребностей в обществе. Эти потребности нашли свое отражение в основных идеях Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ставшей методологической основой для разработки и реализации нового федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В качестве цели предмета «Основы религиозных культур и светской этики» было заявлено – «формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений» [2, с. 3]. По замыслу авторов осознание основных нравственных категорий станет основной для их применения в поведении, проявления толерантности и единых нравственных оценок у подрастающего поколения. В этом контексте основным показателем эффективности обучения становится понимание учащимися нравственных категорий, заложенных в образовательной программе. Поэтому целью исследования стало выявление уровня сформированности у выпускников начальной школы нравственных понятий, заложенных в курсе ОРКиСЭ. Для проведения эксперимента были выбраны методы анкетирования и беседы. В процессе заполнения анкеты детям предлагалось дать определения следующим ключевым нравственным понятиям из курса ОРКиСЭ: культурные традиции, мораль, добродетель, порок, свобода, альтруизм, эгоизм, совесть, патриот. Опрос проводился в конце учебного года. В эксперименте, проводимом в 2014 г. участвовало 189 учеников школ Невского, Адмиралтейского, Красногвардейского, Приморского и Московского районов Санкт-Петербурга. Базовым учебником являлся учебник для 4-5 классов общеобразовательных школ «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». При оценке ответов детей мы использовали два критерия - правильность и полнота. Дополнительно проводимая беседа помогала уточнить те понятия, определения которых детям было трудно сформулировать. Результаты исследования представлены в таблице. Как видно, наиболее сформированными понятиями (т.е. понятиями, сформированность которых фиксируется в ответах наибольшего числа респодентов) оказались понятия «эгоизм» (32%), и «совесть» (27), а наименее сфомированными - «мораль» (3%), «порок» (3%), «свобода» (3%). Таблица. Процент респондентов (младших школьников), продемонстрировавших в исследовании ту или иную степень сформированности различных нравственных понятий.
Проанализируем ситуацию с каждым нравственным понятием более подробно. Культурные традиции – это «социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течении длительного времени» [4]. Сразу хочется заметить, что данное понятие является сложно наполненным и поэтому довольно трудным для характеристики в младшем школьном возрасте. Дети, определяя понятие «культурные традиции», часто использовали тавтологию: «традиции культуры» (Лена Ц.); «когда все хорошо, все культурно» (Влад Т.), а более 50% не смогли справиться с его характеристикой. Лишь 12% опрошенных смогли дать достаточно правильный и наполненный ответ. Следующее понятие – мораль – «система норм и ценностей, регулирующих поведение людей» [3, с.9]. Дети также не смогли сформулировать ответ на этот вопрос и в основном приводили примеры с речевыми штампами: «Мораль есть в баснях» (Егор Б.); «мораль басни такова» (Тоня Ш). Дополнительные вопросы беседы не помогли уточнить значение данного понятия для детей. Это понятие оказалось практически не доступным. «Добродетель – стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом» [3, с.17]. Определение данного понятия также вызвало затруднения, варианты детей были связаны с этимологией слова – «делать добро». Вопросы беседы об образце поведения показали недостаточность социального опыта младших школьников в выборе таковых. «Порок – действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям» [3, с.17]. Можно сказать, что значение данного понятия не осознано младшими школьниками. Они путали данное понятие со словом «пророк», не называли добродетель и порок – противоположными характеристиками личности (как видят это авторы учебников), не могли привести примеров. «Ответственность – черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор» [3, с.24]. Данное определение хорошо усвоилось детьми, они смогли не только определить его сущность, но и привести примеры, показать значимость данного качества для человека и окружающих его людей. Однако никто из ребят не вспомнил о том, что ответственность нужно нести даже за непреднамеренные поступки; кто, перед кем и за что несет ответственность в разных жизненных ситуациях, какую ответственность несут сами младшие школьники. «Свобода – это способность человека определять свое поведение с учетом законов и природы общества» [3, с.22]. Сущности понятия «свобода» дети тоже не уяснили. Кроме того, они не связывают его с понятием «ответственность» и «моральный выбор». Свои возможности проявления свободы младшие школьники не знают и понимают их достаточно примитивно, например: «Можно делать, что хочешь и тебя не будут останавливать» (Ирина М.), «Когда на улице бежишь куда угодно» (Катя И). «Альтруизм – это нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей» [3, с.30]. Данное понятие оказалось одним из самых сложных для определения. Дети нечасто сталкиваются с ним в жизни и поэтому даже минимальных объяснений они не дали. Среди ответов были следующие: «позитив; что-то хорошее» (Даниил А.); «когда человек слишком добрый» (Аня Т.), «чрезмерная щедрость» (Витя С.). Такие ответы не отражают сущностное ядро альтруизма как свойства личности. «Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества» [3, с.31]. Данное понятие дети легко объяснили и снабдили большим количеством примеров. Однако снова не поставили его в противоположность альтруизму и не смогли объяснить, что такое разумный эгоизм. «Совесть – это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман» [3, с. 48]. Это понятие более ясно для младших школьников, их ответы были насыщены конкретными примерами из жизненных ситуаций. «Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги» [3, с.54]. Данное понятие, несмотря на распространенность, оказалось мало понятно младшему школьнику. Часть детей путали его со словом «патриарх». Нас расстраивает, что именно нравственные понятия, связанные с чувствами стыда, несовершенства, потери нравственных ориентиров оказались не проработанными. Меньше всего правильных и полных ответов было получено в определениях понятий «порок», «свобода» и «мораль». Жаль, что современное образование, которое должно реализовывать личностно-ориентированную парадигму, не позволяет детям осознать свою свободу и плохо формирует мораль и добродетели. В целом мы отметили несформированность у выпускников начальной школы основных нравственных понятий, представленных в курсе ОРКиСЭ. Анализируя возможные причины сложившейся ситуации, мы можем предположить, что они связаны
Мы полагаем, что усвоение нравственных понятий в процессе изучения курса ОРКиСЭ будет эффективнее, если:
Первое условие может быть реализовано, если на уроке детям будет предложено вначале самим попытаться сформулировать сущность понятия, подобрать слова-ассоциации, актуализировать свой социальный опыт проявления. Затем можно предложить поработать со словарями, источниками из Интернета, спросить мнение авторитетного человека о том, чем наполнено изучаемое понятие. Сформулированное, доступное всем детям определение можно внести в словарик, но при этом важно помнить, что настоящее понимание – это проявление данного качества в деятельности. Сформированность изучаемых нравственных понятий – это лишь одна составляющая ценностных отношений и результат воспитательной работы первого уровня. Необходимо постоянное его углубление, осознание взаимосвязи с другими понятиями, закрепление в проявлениях в ходе целенаправленно созданных проблемных ситуаций выбора. Необходимо устанавливать межпредметные связи и создавать условия, в которых в разных ситуациях будет показана взаимосвязь и взаимозависимость развития компонентов ценностно-смысловой сферы личности. Возможности для решения этих трудных задач заложены в курсе ОРКиСЭ и могут быть реализованы педагогами при интеграции содержания курса во внеурочную деятельность школьников и в соответствии с описанными психолого-педагогическими условиями. Литература
Рекомендовано к публикации: _____________
Svetlana A.
Kotova ,
Ludmila U. Savinova
Primary schoolchildren`s results of studying basic moral concepts in the course "Fundamentals of religious culture and secular ethics" The article deals with problems of moral education of primary schoolchildren. The problems and the resources of the new course "Basics of religious and secular ethics" for the development of value-semantic sphere of the child are researched. The features of the formation of moral consciousness in the early school years, the ways and forms of development are described. The authors present the results of an empirical study on the characteristics of the development of moral concepts of primary schoolchildren. The survey covered 200 students from different districts of St. Petersburg. It is shown that the development of moral concepts in primary school age is difficult and irregularly shaped, depending on the accumulated social experience. The authors analyze the difficulties and causes of the difficulties. The authors make a constructive attempt to provide psychological and pedagogical conditions of formation of moral concepts in 11-12 year-old children according developing and student-centered approaches.
Keywords Literatura
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright (C) 2015, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |