| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Федорова Елена Николаевна
Федоряк Людмила Михайловна Диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса педагогического вуза: ценностно-смысловой подход
Аннотация
Ключевые слова Ориентация на развитие ученика как личности, как индивидуальности, как активного субъекта деятельности предусматривает построение соответствующей стратегии деятельности учителя, обретающей сегодня принципиально иной смысл, - поддержку человека в автономном духовном самостроительстве, формирование способности к жизненному самоопределению. Эта деятельность обретает характер диалога, сотрудничества, в которых доминирует обмен личностными смыслами и опытом. Диалог - универсальный инструмент понимания, как форма коммуникации в процесс образования, предполагает, что преподаватель и обучающийся в ходе диалога приходят к истинному пониманию друг друга, логика которого характеризуется переходом от логики «познающего разума» к логике «разума культур» (Библер В.С.), характеризующимся эмпатическим пониманием субъектов образовательного процесса [1]. По мнению Г.С.Померанца, «диалог – это форма речи, разговора, в котором дух целого возникает и прокладывает себе дорогу сквозь различия реплик». В идеальном диалоге «все собеседники прислушиваются к правде целого» [2], диалог – это процесс особой специфической деятельности, в котором реализуется понимание, осмысление, эмоциональное воздействие субъектов процесса общения друг на друга (Т.К.Ахаян, З.А.Васильева, В.С.Ильина). Диалог развивает у обучающихся готовность к поиску смысла заложенных в учебном материале ценностей. Под поиском смысла понимается потребность личности и ее способность выделять в заданном материале значимое для себя, подчеркнуть и соотнести собственные и другие мнения и принимать открываемые ценности в качестве регуляторов собственного мировоззрения. Разрабатывая философию диалога личностей, М.М.Бахтин ввел понятие «установка на отвечающего». Изучаемый обучающимися текст, материал приобретает для них определенный личностный смысл, отражающий ценностное отношение к данному явлению и действиям по его осмыслению и пониманию. Текст содержит в себе то, что, по мнению М.М. Бахтина, «имеет отношение к истине, правде, добру, красоте, истории», и выступает как «третий» голос в диалоге. В этом смысле человек, вступая в диалогические отношения с другими людьми, всегда опосредует диалог текстами, как носителями абсолютных объективных ценностей, что означает «замыкание» его субъектного опыта на тексте как носителе смысла [3]. Коммуникативность учебного процесса предполагает установление диалога субъектов. Диалогический характер коммуникации и опосредованность ее социальностью, как отмечает М.С.Байматова, была уже предвосхищена М. М. Бахтиным, который писал, что сознание слагается и осуществляется в знаковом материале, созданном в процессе социального общения организованного коллектива. Педагогический диалог может осуществляться лишь в системе межсубъектных отношений, поэтому взаимодействие на уровне диалога предполагает наличие специфического межсубъектного пространства, в котором пересекаются индивидуальные смыслы и ценности [4]. В педагогическом процессе такое пространство формируется усилиями преподавателя и обучающихся. Диалог выступает пространством встречи личности с образами учебных сообщений, а смысл, как инициатор процесса познания, непрерывно формирует поисковые интеллектуальные действия, когнитивные схемы и в дальнейшем ассимилирует внешние сообщения с личностной базой знаний. В соответствии с теоретическим представлением о взаимодействии субъектов обучения по освоению условий смыслосозидания в личностно-ориентированной ситуации, нами совместно с нашей аспиранткой Волковой С.В. разработан и апробирован ряд ситуаций, предусматривающих включение обучающегося в совместную деятельность, в процессе которой складываются личностные функции выбора, оценивания, переживания нового опыта. Обучение в этом случае представляется как функционирование динамической системы, элементами которой выступают следующие образовательные ситуации:
По мере того как обучающийся включается в разнообразные формы диалогового общения, он становится более открытым, вырабатывает умение ставить вопросы, слушать мнения других, вырабатывает у себя установку не только на то, чтобы учитывать мнение другого, но и находить точки соприкосновения между мнениями участников диалога, входить в единое смысловое поле, возникающее в ходе обсуждения дискуссии. Кроме этого, диалоговое общение развивает у обучающихся открытое мышление, позволяющее субъекту свободно выражать свое мнение другим участникам диалога, реализует идею эмерджентности, дающую возможность выйти на более высокий уровень осмысления изучаемых проблем при использовании различных форм коммуникации. Осуществление диалогического общения в процессе обучения возможно, только если каждый из участников диалога не просто осознает свою позицию, но и обнаруживает готовность предъявить свои внутренние смыслы, свое понимание другим людям. Кроме того, для возникновения диалога каждый из участников должен иметь «установку» (Д.Н.Узнадзе) на понимание смыслов другого человека. В результате диалоговой организации процесса обучения происходит не просто усвоение обучающимися значений, содержащихся в учебном материале, но и порождение личностных смыслов непосредственными участниками учебного процесса. Таким образом, основная ценность диалога состоит в том, что диалог нацелен не столько на усвоение системы знаний и способов деятельности, в результате которых должно произойти овладение миром, сколько на понимание мира и самого себя, самоопределение в окружающем мире и культуре. В этом смысле диалог можно рассматривать как специфическое полевое образование, стимулирующее участников к обретению нового опыта, открытию смыслов, выработке собственной экзистенциальной позиции. Для того чтобы обучающиеся включались в диалог, нужно, чтобы задачи, которые перед ними ставятся в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты, чтобы они получили значимость и нашли отклик и «опорную точку» в личных переживаниях (С.Л.Рубинштейн). Необходимо наличие различных смысловых позиций, каждая из которых является своеобразной описательно-объяснительной конструкцией, смыслопорождающим центром, не представляющим готовое, завершенное понимание. Только при таком условии начнет выстраиваться общее пространство диалогического, со-бытийного способа понимания преподавателя и обв процессе общения. Такое пространство исключительно продуктивно по своей природе, в нем идет непрерывное движение в живой коммуникации мысли, которая не сводится к чему-то уже известному и понятному, а все время соотносится со своим же собственным живым опытом, разворачивает и углубляет его. В этой связи диалог предстает как поиск ценностей, личностных переживаний, является способом существования личностного опыта участников диалогического взаимодействия. Наибольшие возможности для решения данной задачи представляет организация учения как «понимающего бытия», связанная с насыщением учебной деятельности герменевтическими методами обучения, направленными на развитие личности. Это позволяет обучающимся на основе собственного опыта самостоятельно вчитываться в учебный текст и толковать его, размышлять, понимать, осмысливать. Сложное становится доступным через «предпонимание», понимание, нахождение смыслов в неизвестном, исследуемом. Использование герменевтического метода более всего способствует раскрытию собственных индивидуальных смыслов, самопознанию, самопониманию, личностному развитию познающего человека в процессе учения. Ценностно-смысловая подготовка будущего учителя предполагает использование такой системы методов, технологий, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимся знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности, учит критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии, быть способным продуцировать новые идеи, творчески мыслить. Данные технологии позволяют обучающимся самостоятельно трудиться над развитием интеллекта, повышением культурного уровня, так как с позиции ценностно-смыслового подхода, диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса нацелено на обеспечение понимания смыслов значений, в результате чего в сознании студентов устанавливается соответствие научного знания и понимаемой действительности по критерию ценности. В структуре деятельности ценности опосредуют репрезентацию объектов действительности, активно преобразуя картину мира на основе принципа должного, социально-нормированного отношения к действительности. Таким образом, диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса, ставит каждого участника диалога в новые ценностно-смысловые отношения, что позволяет осуществлять духовно-нравственное саморазвитие личности. Литература
Рекомендовано к публикации _______________
Elena N.
Fedorova
Liudmila M.
Fedoryak Dialogical interaction of sabjects of educational process of pedagogical universities: value-semantic approach In this article reveals the essence of the concept of «dialogue»; considers the problem of interaction of the subjects of education in the context of dialogue with the perspective of value-meaning approach; describes the modern technologies that contribute to the dialogical interaction.
Keywords:
| |||
| |||
Copyright (C) 2015, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |