Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2015

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  2436  

Ноябрь 2015 г.

Медюшко Вадим Александрович
аспирант кафедры психологии, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

vadim.medushko@yandex.ru

Специфика невербальных функций младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, замещающей и кровной семьи

Аннотация
В статье анализируется влияние семьи на развитие невербальных функций младших школьников. Выявлено, что семейные условия оказывают положительное воздействие на функции программирования и контроля произвольных действий, серийную организацию, а также на обработку слуховой невербальной информации. Условия детского дома в меньшей степени оказывают влияние на состояние кинестетического праксиса.

Ключевые слова:
невербальные функции, младший школьный возраст, социокультурные условия, детский дом, замещающая семья.
 

Многими специалистами отмечается, что современные дети имеют различные трудности и отклонения в развитии и поведении [1, 2]. Особую роль в появлении подобных нарушений занимает проживание в детском доме или замещающей семье.

 

Зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что дети, воспитывающиеся в детском доме характеризуются снижением метаболической активности в отделах височной и лобной коры [3], кроме того сокращается численность кортико-кортикальных связей между этими отделами головного мозга [4], снижается коэффициент интеллекта [5], наблюдается дефицит зрительного и зрительно-пространственного восприятия [1]. Однако чем раньше ребенок будет передан на воспитание в замещающую семью, тем успешнее будет происходить развитие познавательных процессов [6].  Поэтому важно знать особенности развития таких детей, чтобы иметь возможность создать целенаправленную коррекционно-развивающую поддержку, так как при своевременном выявлении неблагоприятных факторов, можно будет предотвратить отставание в развитии и обеспечить таким детям успешный потенциал на начальном этапе школьного обучения. 

 

В исследовании принимали участие три группы детей: 1 группа – младшие школьники из кровных семей; 2 группа – младшие школьники из детского дома; 3 группа – младшие школьники из замещающих семей. Всего было обследовано 210 детей в возрасте 7-8 лет, по 70 испытуемых в каждой группе. В выборку не включались школьники, имеющие медицинские заключения об отклонениях в развитии и неврологических заболеваниях. Применялись методы нейропсихологического обследования, разработанные А.Р. Лурия [7] и адаптированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова [8]. Полученные данные подвергались статистическому анализу с использованием пакета программ SPSS for Windows 17 с применением: описательной статистики, однофакторного дисперсионного анализа ANOVA, апостериорного критерия Бонферрони. Для исследования невербальных функций использовались пробы на динамический праксис, реципрокную и графомоторную координацию, праксис позы пальцев, оценку и воспроизведение ритмически структур, узнавание перечеркнутых, недорисованных и наложенных изображений, изображение трехмерного объекта, пробы Хэда.

 

Таблица 1.Показатели динамического праксиса

Показатели

Кровная семья

Детский дом

Замещающая семья

F

Sig.

Динамический праксис (ДП): усвоение 1  программы

2,72

2,58

2,24

3,83

0,023

ДП: автоматизированность выполнения 1 программы

2,94

2,04

2,20

13,08

0,000

ДП: серийная организация 1 программы

2,97

2,51

2,25

8,28

0,000

ДП: серийная организация 2 программы

1,72

2,90

2,60

15,92

0,000

 

Как видно из таблицы 1, большинство показателей динамического праксиса лучше у младших школьников, воспитывающихся в кровной семье, наиболее явно это проявляется при воспроизведении первой программы, исключением являются особенности серийной организации второй программы (F=15,92; р<0,0001). Дети, воспитывающиеся родными родителями, выполняли вторую программу с инертным повторением ошибок с самокоррекцией. Подобные ошибки наблюдаются у 11% 7-леток и 17% 6-леток [9]. Младшие школьники, воспитывающиеся кровными родителями нередко (60%) усваивали первую программу после первого или второго показа. Для сверстников, проживающих в детском доме (60%) и замещающей семье (58%) характерно правильное усвоение только после второго предъявления либо после совместного выполнения. По мнению Т.В. Ахутиной и др. особенности усвоения программы также позволяют судить о возможности функций программирования и контроля произвольных действий. Выполнение второй программы осуществлялась детьми из всех трех групп более качественно и точно, с меньшим количеством ошибок [9].

 

Таблица 2. Показатели реципрокной и графомоторной координации

Показатели

Кровная семья

Детский дом

Замещающая семья

F

Sig.

Реципрокная координация

3,11

2,38

2,90

5,9

0,003

 

Сравнительный анализ выполнения реципрокных взаимодействий рук младшими школьниками обнаружил, что показатели реципрокной координации успешнее формируются в условиях семейного воспитания (F=5,9; р<0,0001). Для 60% детей, проживающих в кровной и замещающей семье, характерно плавное выполнение реципрокных движений, обладающих незначительной замедленностью и редкими сбоями (Таблица 2). При этом, ровесники из детского дома, демонстрируют трудности кинетической организации движений, сравнительно со школьниками из кровной семьи, допуская неединичные сбои при повторении программы, а также отмечается отставание одной из рук (р<0,05). Исследование графомоторной координации не выявило существенных различий.

 

Наименее дифференцируемые значения невербальных функций проявились в пробе на кинестетический праксис. Выполнение поз как левой, так и правой рукой осуществлялась всеми детьми примерно одинаково. Однако, воспроизведение поз левой рукой на уровне тенденции лучше у детей, воспитывающихся в кровной семье, в сравнении со школьниками из замещающей семьи (р< 0,05). Несмотря на все вышесказанное, стоит отметить, что младшие школьники, воспитывающиеся в семье, реже используют помощь другой руки и переход на другую руку при выполнении пробы.

 

Таблица 3. Показатели обработки слуховой невербальной информации

Показатели

Кровная семья

Детский дом

Замещающая семья

F

Sig.

Оценка ритмов

3,31

2,22

3,21

19,09

0,000

Воспроизведение ритмов

5,78

4,87

6,60

14,79

0,000

 

Анализ обработки слуховой невербальной информации показал, что она успешнее у  детей, воспитывающихся в семьях. Из таблицы 3 видно, что детям из детского дома труднее дается как оценка ритмов (F=19,09; р<0,0001), так и воспроизведение  ритмов по образцу (F=14,79; р<0,0001). Можно предположить, что на слабость слухового анализа воспитанников детского дома, влияет недостаточная сформированность функций серийной организации движений.


Таблица 4. Показатели зрительного восприятия

Показатели

Кровная семья

Детский дом

Замещающая семья

F

Sig.

Перечеркнутые изображения (№ =6)

4,60

 3,81

4,57

13,76

0,000

Недорисованные изображения (№ =6)

3,11

2,98

2,12

16,07

0,000

Наложенные изображения (№=3)

2,54

2,15

2,41

3,37

0,034

 

Наибольшие трудности у детей из всех групп проявляются при опознании недорисованных изображений (Таблица 4). Хуже всего незаконченные изображения узнают дети, проживающие с замещающими родителями. Полученные невысокие показатели при узнавании незаконченных предложений школьниками из замещающих семей показывают на слабость правополушарных функций [10]. Это также подтверждается большим количеством перцептивно-далеких ошибок, допущенных детьми из замещающей семьи при выполнении пробы (F=7,55; р<0,0001). На продуктивность зрительного гнозиса воспитанников детского дома в большей степени повлияло узнавание перечеркнутых изображений, по сравнению с младшими школьниками, проживающими в кровной и замещающей семье (F=13,76; р<0,0001). Наблюдаемые трудности в опознании зашумленных изображений свидетельствует о слабости функций левого полушария [10].

 

Высокую продуктивность функций зрительного гнозиса показали школьники, воспитывающиеся кровными родителями. Лучше всего такие дети узнавали наложенные (F=3,37; р<0,05) и перечеркнутые изображения (F=13,76; р<0,0001). Дети из кровной семьи допускали значительно меньше перцептивно-далеких ошибок по сравнению с ровесниками из замещающей семьи (р<0,0001) и детского дома (р<0,05). Способность  к узнаванию перечеркнутых и наложенных изображений в большей мере обусловлено левополушарными функциями. Узнавание незавершенных изображений и присутствие перцептивно-далеких ошибок определяется правополушарными функциями [10].

 

Выполнение младшими школьниками проб Хэда выявило, что проживание в семейных условиях оказывает положительное влияние на формирование пространственной организации движений (Таблица 5). Продуктивность первой попытки выше у детей из кровной и замещающей семьи, по сравнению с воспитанниками детского дома (F=20,87; р<0,0001). Большинство испытуемых, воспитывающихся в детском доме (55%) выполняли верно 4-5 заданий из предложенных 9, при этом сверстники, проживающие с кровными (42%) и замещающими (53%) родителями правильно реализовывали 7-8 заданных проб. Количество допущенных ошибок младшими школьниками из каждой группы при выполнении проб значительно не отличалось, имелись как пространственные, так и соматотопические нарушения.

 

Рисунок трехмерного стола позволил оценить состояние зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций младших школьников, воспитывающихся в разных социокультурных условиях. В таблице 5 представлено, что самостоятельный рисунок стола успешнее реализовывался младшими школьниками, проживающие в кровной семье и детском доме (F=6,82; р<0,0001). Дети, воспитывающиеся в замещающей семье, воспроизводили плоскостное изображение стола без жёстких искажений пропорций (32%) и не полностью стереометрическое изображение (45%). Необходимо отметить, что проекционные представления в младшем школьном возрасте еще в полной мере не сформированы [11].

 

Таблица 5. Показатели успешности рисования трехмерного объекта

Показатели

Кровная семья

Детский дом

Замещающая семья

F

Sig.

Самостоятельный рисунок стола

1,42

1,52

0,82

6,82

0,000

Копирование стола

3,02

2,62

2,55

3,66

0,027

Количество инертных столов

0,21

1,15

0,60

37,05

0,000

 

Копирование трехмерного объекта для всех детей оказалось проще. Младшие школьники срисовывали стол примерно одинаково, допуская топологические, метрические и проекционные ошибки. К тому же, отмечаются различия на уровне тенденции в полученных результатах по копированию стола, среди школьников из замещающей и кровной семьи, в пользу последних (F=3,66; р<0,05). Такие дети чаще рисуют стереометрическое изображение стола с негрубыми проекционными и метрическими ошибками. Для ровесников, воспитывающихся в детском доме, характерно неполное стереометрическое изображение стола с крышкой-прямоугольником (p<0,001). Воспитанники детского дома при выполнение пробы на изображение трехмерного объекта многократно демонстрировали инертное воспроизведение допущенных прежде ошибок (F=37,05; р<0,0001). Такая неточность может говорить о слабости функций программирования и контроля.

 

Таким образом, проанализировав особенности невербальных функций младших школьников, мы выявили, что проживание в семейных условиях оказывает положительное влияние на развитие зрительного гнозиса, функций программирования и контроля, реципрокной координации, а также способности к обработке слуховой невербальной информации. Проживание в детском доме отрицательно сказывается на состоянии серийной организации движений младших школьников. Дети, воспитывающиеся в замещающей семье, характеризуются слабостью зрительно-пространственных представлений, скорее всего, это связано с предполагаемой сенсорной депривацией на ранних этапах развития в условиях жизни ребенка в детском доме. Вероятно, воздействия такого социокультурного фактора, как наличие семьи в меньшей мере влияет на развитие кинестетического праксиса и графомоторной координации.


Литература

1.    Безруких, М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей / М.М. Безруких // Вестник практической психологии образования, 2011. №1. С.16–21.

2.    Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А.В. Семенович. – М.: Генезис, 2005. – 302 с.

3.    Chugani H.T. Local brain functional activity following early deprivation: a study of postinstitutionalized Romanian orphans / H.T. Chugani, M.E. Behen, O. Muzik, C. Juhász, F. Nagy, D.C. Chugani // NeuroImage, 2001. – V. – 14. – P. 1290–1301.

4.    Eluvathingal T.J., Abnormal brain connectivity in children after early severe socioemotional deprivation: A diffusion tensor imaging study / T.J. Eluvathingal, H.T. Chugani, M.E. Behen, C. Juhasz, O. Muzik, M. Maqbool // Pediatrics, 2006. – V. – 117. – P. 2093–2100.

5.     Nelson C.А. Handbook of Developmental Cognitive Neuroscience / C.А. Nelson // The MIT Press, 2001. – P. 685.

6.    Nelson C.A. Cognitive recovery in socially deprived young children: The Bucharest Early Intervention Project / C.A. Nelson, C.H. Zeanah, N.A. Fox, P.J. Marshall, A.T. Smyke, D. Guthrie  // Science, 2007. – V. – 318. – P. 1937–1940.

7.    Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. – 2-е изд.-М.: Изд-во МГУ, 1969. – 504 с. №1. – 497 с.

8.    Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В. Секачев, 2008. – 128 с.

9.    Ахутина Т.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет / Т.В. Ахутина, С.Ю. Игнатьева, М.Ю. Максименко, Н.Н. Полонская, Н.М. Пылаева, Л.В. Яблокова // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14, Психология, 1996, № 2. С. 51-58.

10.  Ахутина Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. – М.:«Академия», 2003. – 64с.

11.  Фотекова Т.А. Возрастные, половые и индивидуально – типологические особенности высших психических функций в норме / Т.А. Фотекова. – Абакан:  Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. – 168с.

 Публикация подготовлена при поддержке фонда РГНФ, грант № 14-06-00293 «Нейропсихологический подход к изучению роли средовых факторов в формировании высших психических функций у детей»

Рекомендовано к публикации:
Т.А.Фотекова, доктор психологических наук, научный руководитель работы
И.А.Баева, доктор психологических наук, член Редакционной коллегии

___________________

Vadim A. Medyushko
Post-graduate student at the Department of General and Clinical Psychology, Medical, Psychological and Social Institute, Katanov Khakas State University
, Abakan-city
vadim.medushko@yandex.ru

Features of the non-verbal functions of primary schoolchildren living in an orphanage, foster and biological family

 

This article analyses the influence of having a family on development of non-verbal functions of junior pupils. It is detected, that family conditions exert positive influence of functions of programming and control of free doings their order and on the over thinking acoustic non-verbal information. Living in an orphanage influences on the state of cinestetic practice in a less degree.

 

Keywords: non-verbal functions, primary school age, foster family, orphanage, sociocultural factors.

 

Literatura

1.    Bezrukih M.M. Shkolnyie i semeynyie faktoryi riska, ih vliyanie na fizicheskoe i psihicheskoe zdorove detey / M.M. Bezrukih // Vestnik prakticheskoy psihologii obrazovaniya, 2011. #1. S.16–21.

2.    Semenovich A.V. Vvedenie v neyropsihologiyu detskogo vozrasta / A.V. Semenovich. – M.: Genezis, 2005. – 302 s.

3.    Chugani H.T. Local brain functional activity following early deprivation: a study of postinstitutionalized Romanian orphans / H.T. Chugani, M.E. Behen, O. Muzik, C. Juhász, F. Nagy, D.C. Chugani // NeuroImage, 2001. – V. – 14. – P. 1290–1301.

4.    Eluvathingal T.J., Abnormal brain connectivity in children after early severe socioemotional deprivation: A diffusion tensor imaging study / T.J. Eluvathingal, H.T. Chugani, M.E. Behen, C. Juhasz, O. Muzik, M. Maqbool // Pediatrics, 2006. – V. – 117. – P. 2093–2100.

5.    Nelson C.А. Handbook of Developmental Cognitive Neuroscience / C.А. Nelson // The MIT Press, 2001. – P. 685.

6.    Nelson C.A. Cognitive recovery in socially deprived young children: The Bucharest Early Intervention Project / C.A. Nelson, C.H. Zeanah, N.A. Fox, P.J. Marshall, A.T. Smyke, D. Guthrie  // Science, 2007. – V. – 318. – P. 1937–1940.

7.    Luriya A.R. Vyisshie korkovyie funktsii cheloveka i ih narusheniya pri lokalnyih porazheniyah mozga / A.R. Luriya. – 2-e izd.-M.: Izd-vo MGU, 1969. – 504 s. #1. – 497 s.

8.    Ahutina T.V. Neyropsihologicheskaya diagnostika, obsledovanie pisma i chteniya mladshih shkolnikov / pod obschey redaktsiey T.V. Ahutinoy, O.B. Inshakovoy. – M.: V. Sekachev, 2008. – 128 s.

9.    Ahutina T.V. Metodyi neyropsihologicheskogo obsledovaniya detey 6-8 let / T.V. Ahutina, S.Yu. Ignateva, M.Yu. Maksimenko, N.N. Polonskaya, N.M. Pyilaeva, L.V. Yablokova // Vestn. Mosk. Un-ta. Seriya 14, Psihologiya, 1996, # 2. S. 51-58.

10.  Ahutina T.V. Diagnostika razvitiya zritelno-verbalnyih funktsiy / T.V. Ahutina, N.M. Pyilaeva. – M.:«Akademiya», 2003. – 64s.

11.  Fotekova T.A. Vozrastnyie, polovyie i individualno – tipologicheskie osobennosti vyisshih psihicheskih funktsiy v norme / T.A. Fotekova. – Abakan: Izd-vo Hakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova, 2007. – 168s.

 

 

Copyright (C) 2015, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100