| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||
| |||
Яковенко Андрей
Вячеславович Смысловая проблематика в социально-политических технологиях
Аннотация
Ключевые слова За последнее время еще недавно оттесненный с ключевых позиций вопрос о «смыслах» не только восстановил свою актуальность, но и по сути вышел на одно из первых, если не на лидирующее место в научной и публичной полемике, посвященной перспективам развития, как локальных сообществ, так и всего человечества. Вакуум целеполаганий, смысловых парадигм, равно как и поблеклость привычных ориентиров, помноженные на природную алчность, агрессивность и прочие нелицеприятные пороки индивидов в условиях убыстряющихся по времени внедрения и расширяющихся по охвату техно- и био- инноваций создают социально взрывоопасную атмосферу, ощущаемую даже на обыденном уровне. Кроме того, множественность властных переворотов и пертурбаций также демонстрируют ключевую значимость смысловых составляющих в политико-социальных экспериментах, высокую степень эффективности технологических приемов, опирающихся, прежде всего, если не исключительно, на смысловую компоненту. Поэтому в настоящий момент необходимость детально доказывать важность рассмотрения использования смыслов в различного рода политтехнологических и иных преобразовательных стратегиях и тактиках представляется минимальной. Скорее следует обращать внимание на последствия преимущественно утилитарного задействования смысловой составляющей в социоинженерной деятельности, ограничение их (смыслов) содержательного потенциала рамками прагматических, зачастую спорных в нравственном отношении задач. Таким образом, наряду с оценкой сути и приемов применения смысловых парадигм в качестве технологического инструментария следует очерчивать границы такой практики и приемлемость ее в условиях отмеченной выше нарастающей тотальной кризисности всецивилизационного социума. Кратко характеризуя степень разработанности проблемы, важно отметить, что ведущие представители различных гуманитарных направлений научного знания вообще и социологии в частности, конечно же достаточное внимание уделяли смысловым аспектам жизнедеятельности индивида и общества. Однако абсолютное большинство чистоплотных ученыхизбегали прямого анализа сугубо технологической спекуляции смыслами для получения прямых политических дивидендов.Что же касается работ, в которых детально представлены возможности применения социологических методик в общественно-политических процессах, можно отметить монографию О. Петрова «Социологические пиар-технологии в политике» [1]. Из последних, связанных с темой анализа публикаций, целесообразно указать на статью А.П. Назаретяна «Психология в социальном прогнозировании: ещё раз о причинных зависимостях» вжурнале «Вопросы философии», в которой представлено влияние социально-психологических факторов смыслового порядка на возникновение и обострение глобальных катаклизмов, упоминается о «смысловом дефиците», а также делается вывод вобщем-то понятный сегодня для всех, кто чутко прощупывает пульс времени: «ядром глобальных проблем XXI в. становится проблема стратегических жизненных смыслов» [2, с. 127]. Также среди недавно опубликованных академических изданий, где теме смысла уделяется первостепенное внимание, следует выделить работы «Смысловая морфология социума» под редакцией Н.Костенко[3] и «Социология жизни» Ж. Тощенко[4]. Цель публикации заключается в фиксации основных содержательных атрибутов, использующихся при эксплуатации темы смыслов в социально-политических технологиях, а также конспективной представленности факторов, снижающих в настоящий момент роль и степень эффективности смыслов в качестве сугубо технологического инструментария. Отправной точкой последующих рассуждений выступает констатация того, что независимо от трактовок первопричин, обусловленностей и даже мистификаций поведенческих реакций сложно отрицать роль «смысла» как мотиватора индивидуальной и общественной деятельности. Аксиоматичным выступает понимание– любое действие, имеющее характер социального, «освящается» смыслом. Война, переворот, революция, контрреволюция, реформы (безотносительно несут они какое-либо содержание или нет), равно как и отказ от реформ, все обрамляется, обосновывается и представляется с платформы высоких смыслов, прежде всего заботы об общественном благе. Дабы избежать обычных в таких случаях вопросов о том, что подразумевает автор под категорией «смысл» представлю следующий перечень, как представляется, основных содержательных нагрузок, вкладываемых в данное понятие, с учетом различных концептуальных подходов в исследуемом поле:
Понятно, что далее под «смыслом» будут подразумеваться трактовки исключительно, так сказать, инициирующего плана, нередко созвучные, близкие словосочетанию «смысл жизни». Поэтому и здесь сразу оговоримся, что в моменты, когда возникают бурные обсуждения о наличии/отсутствии, значимости/не значимости такой категории как «смысл жизни», мне очень близка позиция Д.А. Леонтьева, отмечавшего: «Смысл жизни – это психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит этот смысл» [6, с. 247]. Но, повторюсь, с каких бы позиций не рассматривалась категория «смысл» сложно оспаривать тот факт, что ни одни мало-мальски заметные преобразования на всем протяжении социально-политической и социально-экономической истории человечества не совершались без опоры на смысловой фундамент. Пропедевтикой можно считать наличие (использование) высших смыслов для совершения любого важного акта, включая, к сожалению, и отнюдь не привлекательные. В этом отношении современные политтехнологи не изобрели ничего нового, а только лишь модифицировали многовековые наработки своих предшественников, умевших, кстати говоря, обходится и без высокотехнологичных средств массовой коммуникации. Обобщённый анализ позволяет сделать выводы, что в абсолютном большинстве случаев смыслы выполняют в социально-политических технологиях следующие особо значимые роли. «Консолидация времен». Происходит актуализация временных параметров качества смысла. Ведь состояние осмысления, как стремление к достижению внутренней онтологической целостности, детерминирует потребность наполнить содержанием все традиционные звенья восприятия времени: прошлое-настоящее-будущее. При решении прикладных задач через смысловую канву постоянно воспроизводятся попытки замкнуть в единую цепь: значимость продвижения к будущему, как исправление ошибок настоящего и возрождение правильной, незаслуженно забытой героики и позитивной атрибутики прошлого. Правда и прошлое в историко-смысловом значении также, как правило, расщепляется на «правильное» (пресловутый «золотой век») и «неправильное». Так или иначе, но, как принято говорить, через смысловую наполненность мифологизируются социальные картины каждого из отрезков времени: прошлое (избирательно и только то, что подходит под обоснование важности реформаций) – героизируется, наделяется нравственными смыслами, которые не были якобы в силу ряда причин реализованы (причины само собой разумеется трактуются в зависимости от политической конъюнктуры); настоящее – десакрализируется, но подлежит исправлению и выходу на «правильную» смысловую траекторию; будущее – естественно наиболее насыщено в смысловом плане, олицетворяя, пробуждая и побуждая движение к идеалу, и новому, и некогда попранному. Создание универсалистского рефрена. Также неотъемлемой чертой смысловой инициации выступает придание общественным движениям и вызываемым посредством их политическим пертурбациям универсалистского характера. Видимо, с момента появления мировых религий можно говорить, что любой идейно-смысловой конструкт, для того чтобы считаться сколь-нибудь успешным обязательно апеллирует, с одной стороны, к индивидуальности, а с другой,– к важности объединения во имя осуществления вселенской миссии.«Американская мечта», «светлое будущее – коммунизм», «национальная идея», «богоизбранность народа, нации», «утверждение свободы и демократии», «спасение человечества»… – набор смысловых призывов для нас хорошо знаком. «Очищение» и «освобождение». Многочисленные примеры исторического и совсем недавнего прошлого демонстрируют, что в технологии «заряженности смыслами» обязательно наличествует «освобожденческое» начало. Целесообразность и высшее предназначение совершаемого в социально-политической сфере обосновывается необходимостью сбрасывания «пут» и зависимостей от «старого», «бесчестного», «неистинного». Следовательно, предлагаемые «новые» смыслы должны нести значение «очищения», выхода на доселе скрываемый или вообще отсутствующий «путь». Фабула «последней надежды». Первостепенная и даже исключительная важность осуществляемых действий обосновывается посредством эксплуатации смысловой коннотации «последнего шанса». Мы неоднократно становились свидетелями апеллирования к тому, что только нынешний период, и даже – еще более обостренно – только сегодняшний день способны дать импульс возрождения; завтра уже будет поздно, «силы зла» консолидируются, не позволят реализоваться великой мечте и т.д. Формирование платформы социальной справедливости. Смыслы не будут действовать эффективно в качестве активных мотиваторов, если при помощи их не будет происходить манифестация идей социальной справедливости. Даже то, что сегодня считается правой идеологией, апеллирует в пиковые моменты подъема социальных движений к значимости соблюдения именно принципов справедливости. В период потрясений, переворотов и революций парадоксальным образом большинство политических деятелей становятся «левыми», «народными», «популистами», едва ли не «аскетами». Это азбука игр на смысловом поле по-настоящему обездоленных, тех, кто жаждет, чтобы управляющие и управляемые были на близких статусных позициях. Исторический универсализм идей социальной справедливости и их перманентное использование в наиболее острые моменты кризисов практически во всех цивилизациях более чем очевидны. Если же брать близкий нам социально-исторический пласт можно порекомендовать ознакомиться с недавними наработками Института социологии РАН [7]. Что касается сугубо прикладных аспектов включения смысловых составляющих в реализацию социально-политических технологий, то сегодня в центре обсуждения находится термин Big Data и практика обработки колоссальных объемов информации, предоставляемых через Интернет. Речь идет ни много, ни мало о едва ли не безграничных возможностях инициирования действий социального порядка, используя данные, предоставляемые пользователями социальных сетей, так сказать, непроизвольно, при переписке, участвуя в форумах, выражая свое отношение (например, теми же «лайками») к различного рода событиям, персонам, изображениям и т.д. [8; 9] Тем не менее следует говорить об определенных ограничителях, купирующих эффективность задействования смыслов в политтехнологических мероприятиях. Тупики, низкий (невысокий) потенциал прикладного использования смыслов заключается, как представляется, в ниже указанном. Насыщенность информационных потоков. Благодаря значительному уровню всеобщей информированности, создана среда, в которой отчетливо просматривается искусственность, изначальная технологичность, постановочность, композиционность, неестественная конструируемость смысловых и не только смысловых подпорок при осуществлении различного рода социально-политических технологий. Если ранее подобного рода «секреты» инициирования смыслов, их отчетливая сценарность были привилегией очень узкого круга лиц, широко не афишировались и откровенно не обсуждались, то сегодня в полемическом и публичном запале многочисленные политтехнологи и аналитики открыто обговаривают и спорят о прикладных тонкостях «конструктивного мифологизаторства». Ныне, например, о кощунственной технологии «сакральной жертвы», подхлестывающей и углубляющей социальный протест известно любому мало-мальски информированному обывателю. Кризисность смыслов «освобождения».Смыслы, провозглашенные буржуазными революциями и призывавшие к социальному освобождению человечества, в свое время разрушали остатки некогда легитимного кастового строя, который сохранялся в различных точках земного шара, инициировав и обеспечив, правда через гигантское число жертв, выход на идейную платформу действительной универсальности и уникальности личности, его прав и свобод. Никаких формальных «окОв», которые необходимо радикально разрушать, более не осталось. Нынешние смыслы потому и выглядят спекулятивными, поскольку не могут более показать существенных преимуществ того, что «стало», перед тем, что «было», когда представители одних и тех же финансово-промышленных групп сменяют друг друга, используя лозунги о социальной справедливости, при этом, естественно, вызывая скепсис и в отношении того, что «может быть» лучше в будущем. Уход от жесткой иерархии «барин и холоп» или «рабовладелец и раб» – ощутимый результат смысловых действий в устройстве социально-политического порядка. Сегодня, когда формально все лишены привилегий, смыслы политборьбы направлены преимущественно лишь на «совершенствование» демократического мироустройства. Динамизация смены смысловых прерогатив. Усугубляет ситуацию и быстрая внешняя сменяемость смысловых установок в соответствии с конъюнктурой момента при сохранении или же лишь косметических изменениях лозунгов и призывов. Мировые религии, да и марксизм имели поколения, воспитанные на незыблемости постулатов, современность характеризуется постоянным «мельканием» смыслов и целеполаганий вместе с не менее постоянными обманами, демонстрирующими спекулятивность задаваемых смысловых форм. Наряду с этим, очевидная вымышленность технологических приемов дополняется очевидностью несоответствия ключевых организаторов и исполнителей уровню действительной смысловой планки. Плотность социальной коммуникации и общее нестабильное состояние социума, также в значительной мере нивелируют эффективность использования смыслов как органической части социально-политических технологий. И если ранее в условиях невысоких возможностей для массовой мобильности и ограниченной коммуникации можно было создавать некие иллюзорные формы благоприятных, едва ли не идеальных социальных ниш, как в территориальном значении (другой город, область, страна, континент), так и в идеологическом, религиозном отношении, то сегодня все больше и больше фактов, свидетельствующих об общей тупикового развития общепланетарного социального организма и в плане кризисности процессов, протекающих даже в самых казалось бы еще вчера внешне благоприятных местах земного шара, и касательно сложностей идейно-нравственного порядка. Кроме того, отсутствует прежний ресурс к экстенсивному росту у локальных смыслов, стремящихся претендовать на универсальность. Можно говорить, что наряду с ядерным достигнут некий смысловой паритет. Многочисленные смысловые «материи» и «антиматерии» уравновешивают друг друга, по сути, демонстрируя уязвимость и ограниченность любой из них. И, наконец, даже эти оценки могут показаться несущественными перед лицом стремительно и неуклонно надвигающейся цивилизации, в которой, по всей видимости, будут утрачены привычные, до недавнего времени фундаментальные смысловые конструкты. Грядущая существеннейшая роботизация производства и сферы услуг, в купе с формирующимися значительными возможностями по регенерации многих человеческих органов, фактически создание предпосылок для массового долгожительства способны кардинально изменить социально-политическое пространство планеты. Роль смыслов при таких перспективах не только не нивелируется, а существенно обострится, но уже не в технологическом, а реально-проблемном ключе, и в индивидуальном, и общественном измерениях. Pезюмируя вышесказанное, важно отметить, что наличие соблазнов все, включая смыслы, превращать в технологию получения разнообразных политико-властных дивидендов не означает упразднение органической необходимости жить осмысленно. Конечно же, мы в результате технологизации сакрального в значительной мере рассредоточили и нивелировали смыслы. Благодаря всеобщей грамотности и доступности информационных источников, многие социоинженерные тонкости организации, как упорядоченной, так и радикальной смены власти с использованием смысловых детерминант, понятны. Равно как неплохо различимы проанализированные содержательные подходы, которые задействуются посредством смыслов. И все же, несмотря на актуальность распредмечивания роли смысловых составляющих в социально-политических технологиях, важно не упустить все более акцентировано проявляющееся новое качество общечеловеческой цивилизации, когда роль смыслов будет существенно смещаться в систему организации личностного пространства, освобождающегося от привычных форм занятости, образования и даже социализации, с новыми, более чем фантастическими возможностями поддержания функций физического существования. Литература
Статья подготовлена на основе материалов доклада на Международной научно-практической конференции «Гуманитарные исследования и социально-политические технологии современности», 15-16 декабря 2016г. Луганский национальный университет им. Владимира Даля, г. Луганск ____________
Andrei V. Yakovenko Notional problems in socio-political technologies
Abstract
Key words Literature
| |||
Copyright (C) 2016, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters): электронный научный жукнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |