Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2017

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) 

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2507

 2017 г., выпуск  № 3 (июль)


Пожарская Алла Викторовна

соискатель по кафедре методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет, г. Саратов
89275263167@mail.ru


Теоретико-методологические основы формирования эстетического мировосприятия у подростков посредством художественно - изобразительной деятельности

Аннотация
Уточнено понимание эстетического мировосприятия подростка как способности к созданию, интерпретации, ценностно-смысловому пониманию искусства. Выделены функции, компоненты эстетического мировосприятия, уровни его сформированности у подростка. Определены возможности художественно-изобразительной деятельности в формировании эстетического мировосприятия подростков в образовательном процессе.

Ключевые слова
эстетическое мировосприятие, подросток, художественно-изобразительная деятельность.

_________

Alla V. Pozharskaya
Applicant for the Department of Education Methodology at the Saratov National Research University, Saratov
89275263167@mail.ru


Theoretical and methodological foundations of the formation of aesthetic perception of the world in adolescents through artistic and visual activity

Abstract
The understanding of the aesthetic perception of the adolescent as an ability to create, interpret, value-semantic understanding of art is clarified. Functions, components of aesthetic world perception, levels of its formation in the adolescent are singled out. The possibilities of artistic and visual activity in shaping the aesthetic worldview of adolescents in the educational process are determined.

Key words
aesthetic world perception, teenager, artistic and visual activity.

_________

Онтология искусства такова, что его ценностно-смысловое содержание недоступно рациональному познанию [1,2], поэтому перед школьным художественным образованием встает вопрос о путях формирования у подростков эстетического мировосприятия как способности видеть и слышать его (искусства) чувственную природу.

На необходимость формирования у обучающихся: эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира нацеливает и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17 декабря 2010 г. N 1897), [3]. Однако мало сформулировать задачи, необходимо уточнить понимание эстетического мировосприятия подростка, выявить его сущностные характеристики, определить средства и механизмы его формирования у подростков в образовательной практике.

Анализ научной литературы [4,5 и др.] позволяет выявить структурно-содержательные характеристики категории мировосприятие и категории «эстетическое» и заключить, что эстетическое мировосприятие подростка это «способность к созданию, интерпретации, ценностно-смысловому пониманию искусства, основанное на целостно-образном, поэтическом видении мира, тонком чувствовании красоты, гармонии, направленное на творческое самовыражение» [6].

Во взаимоотношениях подростков с искусством эстетическое мировосприятие выполняет следующие функции [6]:

  • регулирующую (самостоятельное выстраивание, регулирование отношений с миром искусства);
  • идентификационную (обеспечивает «снятие», «выбирание», «раскодирование» ценностно-смысловой сути содержания искусства, эстетического объекта);
  • эстетически-познавательную (направлена на обогащение, систематизацию знаний об особенностях и специфике искусства, становление эстетических идеалов, эстетического вкуса);
  • рефлексивную (направлена на самопознание, раскрытие, утверждение себя как человека-художника);
  • человекообразующую (обеспечивает развитие творческой индивидуальности, становление потребности творить).

Структура эстетического мировосприятия рассматривается в исследовании автора как гармоничное единство трех компонентов:

  • Эмоционально-образное отражение (включает в себя эстетические переживания, ощущения, эмоции, чувства, предчувствия, ассоциации, воспоминания), его результатом является целостный, выразительный, эмоционально окрашенный образ, возникающий в сознании подростка;
  • Рационально-логическое приятие (включает в себя «живые» художественные знания, личные смыслы, представления, понятия, идеалы, художественную волю), его результатами являются: приятие подростком парадигмальных ценностей искусства, наличие у него систематизированных «живых», т.е. личностно значимых художественных знаний, собственных личных смыслов в отношениях с искусством, эстетических идеалов, художественной воли;
  • Мотивационно - ценностное отношение (включает в себя художественно-эстетические: потребности, интересы, убеждения, цели, мотивы, стремления, установки, ценности, оценки), его результатами являются наличие у подростка своих собственных потребностей, интересов, убеждений, целей, смыслов, стремлений в искусстве, которые влияют на активность подростка в мире искусства, определяют характер и способы его художественной деятельности.

Понимание специфики содержания компонентов эстетического мировосприятия основано на исследованиях [7,8 и др.]. Каждый из компонентов эстетического мировосприятия детерминирован двумя другими, поэтому изменения, происходящие с одним из компонентов, неизбежно будут влиять на качественное состояние двух других компонентов. Любой из трех компонентов может выступать в качестве первостепенного в зависимости от конкретной ситуации, однако доминирующим компонентом выступает эмоционально-образное отражение.

Используя разработанную В.С. Ильиным [9] процедуру выделения уровней сформированности исследуемого качества, автором выделены уровни сформированности эстетического мировосприятия [10]: пассивно-поверхностный, эмоционально-созерцательный, поисково-преобразующий, креативно - деятельностный.

Анализ психолого-педагогических исследований [11-15 и др.] показывает, что художественно-изобразительная деятельность обладает потенциалом в формировании эстетического мировосприятия у подростков, который, по мнению автора, заключается в художественных позициях:

  • художник-соавтор (уподобление, «вчувствование сердцем», «воглубление разумом», со-чувствие, со-переживание, интерпретация, оценка);
  • креативный художник (фантазирование, мечтание, воображение, представление, мысленное преображение, переформатирование, сочинение художественного образа);
  • художник-исполнитель (проба, творение, импровизирование, экспериментирование, сравнение, обобщение, анализ, синтез, выделение, конкретизация, классификация, воплощение).

Каждая позиция - это набор разных действий и операций, используемых подростками для решения художественной задачи: эмоционально-образной, технологической, «на смысл». Для решения разных задач задействуются разные комплексы внутренних энергетических, психологических и интерпсихологических сил подростков, поэтому каждая позиция оказывает наибольшее влияние на формирование одного из компонентов эстетического мировосприятия подростков: Креативный художник / эмоционально-образное отражение, Художник-исполнитель / рационально-логическое приятие, Художник-соавтор / мотивационно-ценностное отношение. Вслед за Т.А.Затяминой [16], мы полагаем, что источником художественной деятельности подростков является он сам, а художественная задача это механизм, обуславливающий процесс движения художественно-изобразительной деятельности подростков.
Усвоение подростками действий с данных позиций является условием, на основе которого строится процесс реализации художественно-изобразительной деятельности.

Понимание сущности эстетического мировосприятия подростка, его характерных черт, средств и механизмов его формирования у подростков в образовательной практике может рассматриваться как теоретико-методологическая основа построения модели процесса формирования эстетического мировосприятия у подростков посредством художественно - изобразительной деятельности.

Литература

  1. Зинченко В.П., Психологические аспекты влияния искусства на человека // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 3–21.

  2. Шпет Г.Г. Искусство как вид знания (Статья-этюд) // Культурно-историческая психология. 2006. № 4.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938

  4. Бакушинский А.В., Художественное творчество и воспитание/Составитель Н.Н.Фомина, вступительная статья Н.Н.Фомина, Т.А.Копцева.-М.:Карапуз,2009.-204 с., 8 с. Илл.- (Педагогика детства)

  5. Затямина, Т. А. Постдипломная подготовка педагога-музыканта в системе непрерывного профессионального образования: дис.… д-ра пед. наук. Волгоград, 2010. 338 с.

  6. Пожарская А. В. Эстетическое мировосприятие как основа художественного образования в школе /А.В.Пожарская // Грани познания: электрон. науч.- образоват. журн. Волгоградского государственного социально-педагогического университета. – 2015. – № 7(41). – С. 82–66. URL: http://grani.vspu.ru/avtor/915

  7. Затямина Т. А. Постдипломная подготовка педагога-музыканта в системе непрерывного профессионального образования: дис.… д-ра пед. наук. Волгоград, 2010. 338 с.

  8. Мясищев В.Н. Психология отношений : избран. психолог. тр. / В.Н. Мясищев ; под ред. А.А. Бодалева. – М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та ; Воронеж : Модек, 2003. – 363 с.

  9. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс): учеб. пособие для вузов / В.С. Ильин. - М.: Педагогика, 1984. — 144 с.

  10. Затямина Т. А., Пожарская, А.В. Ценностные ориентиры профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства / Т. А. Затямина, А. В. Пожарская // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2016, № 5.-С.33-37

  11. Затямина Т.А., Музыкальная деятельность ребенка в пространстве педагогической реальности: монография – Волгоград : Изд-во ВГАПК РО, 2008. – 172 с.

  12. Некрасова-Каратеева О. Л. Философско-педагогические аспекты детского рисования // Образовательная деятельность художественного музея (труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества). Вып. VII. - СПб., 2002, С. 34-50. 26.Некрасова-Каратеева, О.Л. Детское творчество в музее. Учеб.пособие.- М.:2005-207с.

  13. Мелик-Пашаев А.А. и Новлянская З.Н. (ред.), Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Чубук Н.Ф. Психологические основы художественного развития. — М.: МГППУ, 2005. — 160 с.

  14. Новиков А.М., Методология художественной деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 72 с.

  15. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., Политиздат, 1974. 328 с.

  16. Затямина Т.А., Музыкальная деятельность ребенка в пространстве педагогической реальности: монография – Волгоград : Изд-во ВГАПК РО, 2008. – 172 с.

Рекомендовано к публикации:
Т.А.Затямина, доктор педагогических наук, научный руководитель работы,
А.А.Ахаян,
доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literatura

  1. Zinchenko V.P., Psihologicheskie aspekty vliyaniya iskusstva na cheloveka // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2006. № 4. S. 3–21.

  2. SHpet G.G. Iskusstvo kak vid znaniya (Stat'ya-ehtyud) // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2006. № 4.

  3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [EHlektronnyj resurs]. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/938

  4. Bakushinskij A.V., Hudozhestvennoe tvorchestvo i vospitanie/Sostavitel' N.N.Fomina, vstupitel'naya stat'ya N.N.Fomina, T.A.Kopceva.-M.:Karapuz,2009.-204 s., 8 s. Ill.- (Pedagogika detstva)

  5. Zatyamina T. A. Postdiplomnaya podgotovka pedagoga-muzykanta v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya: dis.… d-ra ped. nauk. Volgograd, 2010. 338 s.

  6. Pozharskaya A. V. EHsteticheskoe mirovospriyatie kak osnova hudozhestvennogo obrazovaniya v shkole /A.V.Pozharskaya // Grani poznaniya: ehlektron. nauch.- obrazovat. zhurn. Volgogradskogo gosudarstvennogo social'no-pedagogicheskogo universiteta. – 2015. – № 7(41). – S. 82–66. URL: http://grani.vspu.ru/avtor/915

  7. Zatyamina T. A. Postdiplomnaya podgotovka pedagoga-muzykanta v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya: dis.… d-ra ped. nauk. Volgograd, 2010. 338 s.

  8. Myasishchev V.N. Psihologiya otnoshenij : izbran. psiholog. tr. / V.N. Myasishchev ; pod red. A.A. Bodaleva. – M. : Izd-vo Mosk. psihologo-social'nogo in-ta ; Voronezh : Modek, 2003. – 363 s.

  9. Il'in, V.S. Formirovanie lichnosti shkol'nika (celostnyj process): ucheb. posobie dlya vuzov / V.S. Il'in. - M.: Pedagogika, 1984. — 144 s.

  10. Zatyamina T. A., Pozharskaya, A.V. Cennostnye orientiry professional'noj deyatel'nosti uchitelya izobrazitel'nogo iskusstva/T. A. Zatyamina, A. V. Pozharskaya // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2016, № 5.-S.33-37

  11. Zatyamina T.A., Muzykal'naya deyatel'nost' rebenka v prostranstve pedagogicheskoj real'nosti: monografiya – Volgograd : Izd-vo VGAPK RO, 2008. – 172 s.

  12. Nekrasova-Karateeva O. L. Filosofsko-pedagogicheskie aspekty detskogo risovaniya // Obrazovatel'naya deyatel'nost' hudozhestvennogo muzeya (trudy Rossijskogo centra muzejnoj pedagogiki i detskogo tvorchestva). Vyp. VII. - SPb., 2002, S. 34-50.

  13. Melik-Pashaev A.A. i Novlyanskaya Z.N. (red.), Adaskina A.A., Kudina G.N., CHubuk N.F. Psihologicheskie osnovy hudozhestvennogo razvitiya. — M.: MGPPU, 2005. — 160 s.

  14. Novikov A.M., Metodologiya hudozhestvennoj deyatel'nosti. – M.: Izdatel'stvo «EHgves», 2008. – 72 s.

  15. Kagan M. S. CHelovecheskaya deyatel'nost' (Opyt sistemnogo analiza). M., Politizdat, 1974. 328 s.

  16. Zatyamina T.A., Muzykal'naya deyatel'nost' rebenka v prostranstve pedagogicheskoj real'nosti: monografiya – Volgograd : Izd-vo VGAPK RO, 2008. – 172 s.
     


Copyright (C) 2017, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал 
ISSN 1997-8588
(online), ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна
[ИП Ахаян А.А.],
 гос. рег. 306784721900012 от 07.08.2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100