| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||
| |||
Аннотация Ключевые слова _________ Alla V.
Pozharskaya Characteristics of the activity block of the model of the process of formation of aesthetic perception of the world in adolescents through artistic and visual activity Abstract Key words Используя теоретико-методологические основы формирования у подростков эстетического мировосприятия посредством художественно - изобразительной деятельности [1], а так же существующие в современной науке подходы к моделям и моделированию, изложенные в работах [2-6], автором разработана теоретическая модель процесса формирования данного качества у подростков, которая затем была апробирована в образовательной практике. Модель процесса формирования эстетического мировосприятия подростков посредством художественно-изобразительной деятельности, содержит три тесно связанных между собой блока: 1) теоретический, 2) деятельностный, 3) результативно-оценочный.Наиболее важной частью модели является деятельностный блок, отражающий поэтапное изменение содержания художественно-изобразительной деятельности подростков и педагогических условий, необходимые для повышения уровня сформированности эстетического мировосприятия у подростка (см. рис. 1).
Рис.1.Структурно-содержательные характеристики деятельностного блока модели формирования эстетического мировосприятия у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности Как видно из рисунка, деятельностный блок содержит три этапа формирования эстетического мировосприятия у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности. Каждый этап отличается от предыдущего целью, приоритетной художественной задачей, педагогическими условиями, направлен на формирование одного из компонентов эстетического мировосприятия у подростков. Поскольку каждый компонент детерминирован двумя другими, то мы предполагали, что качественное изменение одного компонента неизбежно будет влиять на изменение двух остальных, а в целом, на уровень сформированности эстетического мировосприятия подростка. Раскроем содержание каждого этапа деятельностного блока модели. Эвристический этап. В эстетическом мировосприятии подростка доминирующим компонентом выступает эмоционально-образное отражение, элементами которого являются переживания, эмоции, чувства, личностные смыслы. Исходя из этого положения, преимущественной художественной задачей на данном этапе выступает эмоционально-образная задача. Решение подростками такого рода задач востребует от него художественно-изобразительной деятельности с позиции креативный художник, обуславливая, таки образом, содержание и характер самой деятельности. Для того, что бы у подростка появилось желание, мотив стать креативным художником, в образовательной практике необходимо создавать специальные ситуации, использовать определенные организационные формы, выделенные в рисунке 1, например Арт-событие [7,с.140-144]. Этап открытий направлен на формирование рационально-логического приятия, компонентами которого являются художественные знания, личные смыслы, представления, понятия, идеалы, художественная воля. Для достижения цели этапа, в качестве приоритетной художественной задачи выделена технологическая. Практика показала, что подросток (даже имея сильнейшее желание и мотив), не всегда может реализовать свой художественный замысел, по разным причинам, главные из которых, это нехватка у него знаний и опыта. Вслед за С.Д.Левиным [8, с.144-148], автор считает, что именно по этой причине дети в подростковом возрасте бросают рисовать, поскольку в отличие от младшего школьника, их уже не удовлетворяет сам процесс рисования, для них важен результат, который должен в точности отражать их изобразительную идею. Длительный опыт работы с подростками позволяет утверждать, что решение обучающимися технологических задач с позиции художника-исполнителя способствует формированию рационально-логического приятия, тем самым подростками быстрее осваивается язык изобразительного искусства, открываются новые (для самого подростка) знания, взаимосвязи, правила, закономерности изобразительного искусства, а так же у него накапливается опыт по выстраиванию своей собственной творческой изобразительной деятельности. На этапе открытий на занятиях изобразительным искусством автор считает целесообразным использование специальных ситуаций и организационных форм, которые так же отражены на рисунке1. Третий этап - гармонизирующий, направлен на формирование мотивационно-ценностного отношения, в целом, на придание гармоничной целостности всех трех компонентов эстетического мировосприятия у подростка. Приоритетной художественной задачей этапа является задача «на смысл», решение которой востребует от обучающихся деятельности с позиции художника-соавтора. Практика работы с подростками показала, что для того, что бы подросток захотел и смог стать художником-соавтором при восприятии произведений изобразительного искусства, педагогу необходимо создавать определенные педагогические условия, выделенные на рис. 1. Каждый этап подразумевает постепенное, от занятия к занятию, усложнение приоритетных художественных задач, которое необходимо, поскольку: «творческие задания, повторенные на том же уровне сложности, превращаются в репродуктивные» [9,с.42]. Результаты формирующего эксперимента, проведенного на базе общеобразовательных школ г.Камышина, Волгоградской области, наглядно демонстрируют значительные изменения уровней сформированности эстетического мировосприятия у подростков (см.рис. 2, 3), что подтверждает правомерность идеи автора о структуре и содержании деятельностного блока модели процесса формирования эстетического мировосприятия у подростков посредством художественно - изобразительной деятельности.
Рис. 3. Динамика формирования эстетического мировосприятия подростков контрольной группы Б Литература
Рекомендовано к
публикации: Literatura
| |||
| |||
Copyright (C) 2017, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters): электронный научный жукнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |