| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||
| |||
Аннотация Ключевые слова ________ Valerij Кh.
Manerov Abstract Key words ________ В статье рассматривается проблема взаимообусловленности двух актуальных феноменов, имеющих кардинальное различие во времени возникновения в процессе исторического развития цивилизации. С одной стороны, это совесть как психологический механизм нравственного сознания и поведения, генетические корни которого уходят в «отдалённейшие глубины человеческой истории» [1, с. 24]. С другой - механизм психологической зависимости, имеющий различные формы, столь же древний, но приобретающий на каждом этапе развития цивилизации всё новые формы. Если история изучения нравственности и совести в философии и гуманитарных науках насчитывает более двух тысячелетий, то возникновение Интернета, различные этапы его становления, прежде всего в США, относятся к 70-м годам прошлого века. Там же начинают широко развиваться и гуманитарные исследования психических феноменов использования Интернета. Изучение последствий воздействия на человека Интернета, моделирующего новую виртуальную реальность, инициированное А. Голдбергом [2], и описанное К. Янг [3, 4], привело к обнаружению характеристик и масштабов этого феномена, который назван разными авторами терминами «интернет-аддикция» или «зависимость от Интернета», «виртуальная аддикция», «кибер-аддикция» и др. Выявлены его различные формы, там или иначе связанные с неоправданно долгим пребыванием в Интернете, негативно влияющим на физическое состояние и социальные связи пользователя [5]. В России уже в 2000 году под редакцией А.Е. Войскунского также был опубликован сборник статей «Гуманитарные исследования в Интернете» [6]). В нём противопоставляются медицинская позиция трактовки интернет-зависимости и общекультурная, поддержанная подходом нарративно психологии. Первая позиция основана на психоаналитическом понимании виртуального пространства, дающего возможность ухода от жизненной реальности, приводящего к негативным трансформациям личности. Патологическое влечение к пребыванию в сети рассматривается в этом случае на равных с другими нехимическими аддикциями, например, игровой (гэмблингом) [7]. Отмечается, что «проблема аддикции начинается тогда, когда стремление к уходу от реальности, начинает доминировать в сознании человека» [там же, с. 94]. Согласно второй позиции общение, в Интернете происходит «просто-напросто обычное человеческое общение с поддержкой на уровне высоких технологий...» - К. Мюррей [8, с.139]. Опасность для личности в этом случае обретают лишь гипертрофированные формы, наблюдаемые и в других формах коммуникации, и в других жизненных сферах. В России проблема влияния на человека информационных технологий анализируется в работах А. Е. Войскунского [6, 9, 10, 11, 12], Ю. Д. Бабаевой [11, 12] , Е.П. Белинской [13, 14], А.Е. Жичкиной [14, 15], О.В. Смысловой [11] и многими другими. При этом А.Е. Войскунский, одним из первых приступивших к подобным исследованиям, постоянно подчеркивает амбивалентность влияния Интернета и других информационных технологий на человека [6, с. 12]. В литературе также отмечается, что тематика изменения отдельных психических функций и деятельностей преобразуется сегодня в прогнозирование изменения глобальной сущности человека и возникновения нового человека информационной эпохи. Сама информационная среда всё чаще именуется новой формой бытия человека, - Л.А. Пронина [16]). Другая составляющая темы нашей работы, проблема совести, представляется в настоящее время не только необычайно сложной, но и весьма актуальной для российского общества в его нынешнем состоянии, что и обусловливает её выдвижение на авансцену проблематики гуманитарных наук. Актуальность проблемы определяется весьма негативными оценками нравственного состояния общества, и прежде всего молодого поколения, которое характеризуется как моральная деградация, нравственный коллапс, испарение моральности, исчезновение совести [17,18]. К настоящему времени уже названы многие факторы возникновения низкой нравственности, описаны демографически, психологические и социальные последствия кардинальных политических, экономических, социальных реформ, проведённых в России в 90-е годы, оказавшихся наиболее тяжелыми, в сравнении с другими странами бывшего социалистического лагеря [17, 18, 19]. Одна из главных причин усматривается в социальной аномии, при которой возникает противоречие между задаваемыми в новых условиях жизненными целями, ценностями и политическими, и экономическими реалиями, в которых они не могут быть реализованы [17]. В результате аномии в обществе возникают напряжённостиь, атмосфера непредсказуемости и хаоса, искажаются жизненные смыслы и ценности, растёт преступность, падает рождаемость [17, 19]. Несоблюдение нравственных норм в российском обществе, обусловленное социальной аномией, отмечают А. В. Юревич, Д.В. Ушаков, ими приводятся и другие, всего - 12 причин «испарения морали» в современной России [17, c.177-208.]. Но, очевидно, ещё одной не названной ими, но существенной причиной этого «испарения морали» может быть всё более интенсивное воздействие на личность технологических достижений современной эпохи, см . Обзор Манёрова В.Х. [18]. Действительно, в отношении состояния ценностно-смысловой и духовно-нравственной сферы жизни человека в философской литературе уже многие десятилетия преобладает мнение о нарастающей зависимости человека-созидателя от созданного им мира новых технологий. Об этом феномене писали ещё А. Вебер [20], М. Бубер [21],, М. Хайдегер [22], Т. Имманичи [23], У. Эко [24] и многие другие мыслители. Сегодня отмечается, что зависимость эта обретает новое, интегративное качество, — как зависимость от создаваемой на базе этих технологий новой виртуальной реальности, смещающей моральные ориентиры в мировоззрении людей. Как пишет, к примеру, в своей недавней диссертации Н.В.Ситкевич, трансформации мировоззрения в информационном обществе определяют основные тенденции изменения нравственных ценностей, они проявляются в перемещении интересов субъекта с духовной и интеллектуальной сферы в материальную [25]. В другой диссертации её автор, О. А. Филина, пытается выявить природу кризиса современного информационного общества [26]. Она также приходит к выводу о духовно-нравственном кризисе современного человека, кризисе смысла его существования, и этот кризис возник в контексте кризиса цивилизации и являются его формой. О.А. Филина полагает, что в информационном обществе существует прямая зависимость между интенсивностью технологического развития и ростом кризисных явлений в области нравственных ценностей и духовной культуры. На наш взгляд, природу увлеченности Интернетом следует искать также в особенностях чувственности, стихия которой открывается в блужданиях в сети. Она характеризуется желанием в любой ситуации получать удовольствие, обретает различные формы: в постоянном потакании своим прихотям, в стремлении в то же время избежать предписаний и запретов нравственности [Д. Гильдебранд, 27]. Другая её форма проявляется как любопытство, желание быть в курсе свежих новостей, особенно сенсационных, просмотр будоражащих фильмов. Также притягивающей особенностью коммуникации в виртуальном пространстве Интернета является игровые возможности «самоконструирования», «экспериментирования с собственной идентичностью», публичное конструирование «Я», опосредованное компьютером», как пишут Фриндтс, Келер [6, c. 40). Отмечается , что интернет-коммунииация даёт возможность создавать не только «виртуальные личности» с различной социальной прнадлежностью , но и «виртуальных индивидов», способных «убежать из собственного тела», принять другую этническую прнадлежность [7]. Утверждается что эта возможность максимального самовыражения является самой распространённой мотивацией у активных пользователей (там же). Однако, как считает Е.К. Веселова, «виртуальная реальность, в которой сегодня происходит иногда большая часть жизни досуга детей и подростков, никак не связана с нравственным законом и моральными нормами совместного существования людей именно в силу автономности, анонимности и полной свободы от всяких ограничений Интернет-среды». Она подчеркивает, что «Именно временность и изменчивость сетевой идентификации противоречит постоянству и тождественности как главным признакам идентичности в традиционном обществе. Соответственно, это связано с неустойчивостью сознания, поломкой причинных схем в нравственной сфере [28, c.10 -11]. Очевидно также, что сама постановка проблемы кризиса смысла существования человека неизбежно обращает к проблеме состояния совести, являющейся способностью или органом нахождения жизненных смыслов, как писал В. Франкл [29, с.с. 38, 98]. Но необходимы эмпирические проверки высказанных теоретичесих предположений и далее мы приводим результаты исследования, которое осуществляется в виде мониторинга Результаты его пилотажного этапа, с 30 респондентами, опубликованы в 2014 г. [18 ]. Сегодня в нём принимают участие студенты РГПУ им. А.И. Герцена, будущие психологи и педагоги, всего 202 человека. Степень сформированности интернет-зависимости определяется с помощью опросника Чена из 26 утверждений. Представления о свойствах и состояниях совести измеряются с помощью авторского опросника свойств, состояний совести ОССС, включающего 106 утверждений [18, 30]. Исследование проводилось в рёх учебных группах, соответственно из 42, 52, 104 респондентов, затем совершался корреляционный анализ данных. Рассчитывались коэффициенты корреляции Пирсона между шкалой Чена и утверждениями ОССС, определялись коэффициенты, достоверно отличающиеся от нуля. Корреляционный анализ показал наличие общей тенденции, подтвержд ённой для всех трёх групп: у респондентов с более выраженным интернет-зависимым поведением чаще наблюдаются проявления более негативного отношения к нравственности, морали, совести. Ниже приведены разделённые на 8 категорий пункты (утверждения) опросника ОССС, для которых получены достоверно отличающиеся от нуля коэффициенты корреляции с уровнем интернет — зависимост, полученные хотя бы для одной группы. При этом для пунктов ОССС ниже приводятся ниже коэффициента корреляции, полученные для каждой выборки. Недостоверно отличающиеся от нуля коэффициенты обозначаются как 0:
Таким образом, эмпирически подтвердилась гипотеза о том, что люди, более склонные к интернет-зависимости, в меньшей степени обладают (в их представлении) высокими нравственными качествами и признаками работающей совести. Нельзя сказать, что они не знают её внутреннего голоса, но он «мешает» им пользоваться «естественными удовольствиями жизни», мешает их самореализации, для них предпочтительно молчание совести. По-видимому, им менее знакомы и рефлексия совести «о неприглядных поступках», и светлое чувство от выполнения советов совести, поступков во благо других людей, но при этом они чаще находят оправдание в том, что человек по природе эгоистичен. Любопытно, что они более инфантильны, менее инициативны, чаще в основном полагаются на родителей, обладают более выраженными признаками экстернальности. Весьмо интересно также, что для трёх групп были обнаружены сходные по своей психологической природе системы значимых корреляционных связей, но часто не совпадающих по конкретным утверждениям опросника. Литература
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальный Иисследований, проект № 07-06-00981
| |||
| |||
Copyright (C) 2017, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters): электронный научный жукнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |