Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2018

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) 

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2582

 2018 г., выпуск  № 2 (февраль)


Роботова Алевтина Сергеевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры истории и теории педагогики. институт педагогики,  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург
asrobotova@yandex.ru

Эмоциональное сопровождение дистанционного образовательного процесса средствами электронного учебного текста

Аннотация
Р
ассматривается проблема разрешения противоречия между новыми средствами обучения и возможностями эмоционального сопровождения дистанционного обучения. Разрешается это противоречие различными средствами, главное из которых - особый подход к созданию электронного учебного текста: его структурирование, усиление эмоциональной компоненты всего контента. На примерах из собственного опыта показано преодоление эмоционального дефицита электронного текста различными приёмами, которые особенно важны в преподавании гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова: эмоциональное сопровождение, дистанционное обучение, электронный учебный текст

 ----------

Alevtina S. Robotova
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of
Theory and History of Pedagogy, Institute of Pedagogy, Al.Herzen State Pedagogical University, St.Petersburg
asrobotova@yandex.ru

Emotional support of distance educational process by means of the electronic educational text

Аbstract
The article deals with the problem of resolving the contradiction between the new means of learning and the possibilities of emotional support of distance learning. This contradiction is resolved by various means, the main of which is a special approach to the creation of an electronic educational text: its structuring, strengthening the emotional components of all content. On examples from own experience it is shown overcoming of emotional deficiency of the electronic text by various methods which are especially important in teaching of humanitarian disciplines.

Keyword: emotional support, distance learning, e - learning text

----------

Убеждена: проблема эмоционального сопровождения педагогического процесса постепенно должна выходить в авангардные педагогические проблемы. Нужно продвигаться вперед от известного требования А.С.Макаренко говорить привычные педагогические фразы с разнообразными эмоциональными оттенками, совершенствовать педагогическую технику. Значимость проблемы возрастает при современных подходах к обучению в высшей школе, требующих его модернизации: целесообразное использование   IT-технологий, дистанционное (удалённое) и сетевое обучение. При этом всё более острым становится вопрос, как обеспечить «волнения души» учащихся при таком обучении? Ведь усиление его технологичности: использование электронных средств, сокращение ресурсов прямого (приватного) контактного общения и средств невербального поведения – всё это ставит преподавателя перед разрешением противоречия между традиционными и новыми средствами обучения. Его разрешение становится особенно актуальной педагогической проблемой в преподавании гуманитарных учебных предметов. Кажется, возникают непреодолимые трудности для реализации гуманитарной методологии познания, осуществления гуманитарности как базовой основы учебного предмета, проявляющейся в диалогичности познания, текста, общения, вовлечения обучающегося в познавательную деятельность с необходимым единством интеллектуальной и эмоциональной компоненты. Осуществить это, действительно, трудно. При дистанционном обучении центральной становится проблема создания электронного текста, специфика которого стала изучаться совсем недавно. Электронный текст соединяет в себе черты устного и письменного дискурса, особенно в такой его форме, как «один пишет для всех» [1].  В данной статье речь пойдёт об учебном электронном тексте, который сегодня становится предметом рассмотрения с педагогической, а не только лингвистической точки зрения.

Имеющиеся публикации (С.А. Аванесов, О. Лавров, Ю. Лобанова и др.) раскрывают особенную важность для электронного текста структурного построения учебного материала, убедительной логичности переходов от одной мысли к другой, завершённости базовых положений, информативности, соединении уникальности текста с его интертекстуальностью и гипертектуальностью.

В центре внимания автора, ведущего дистанционный курс для магистрантов, получающих педагогическое образование, уже десять лет оказывается проблема создания электронного учебного текста, проблема создания педагогического контента. Учебный предмет посвящён изучению вопросов духовно-нравственного воспитания, что, безусловно, требует от преподавателя и его учеников «вторжения» в сложнейшие экзистенциальные проблемы. Их понимание невозможно без осознания их личностного смысла, поэтому важной становится перевод знаний в «значение для себя», в понимание смысла данного предмета для педагогической деятельности. Это поднимает проблему эмоционального сопровождения учебного процесса при новом типе образования.

Сторонники дистанционного образования немало говорят о преимуществах электронного текста перед печатным или традиционной формой занятия в аудитории. Например, важна такая его характеристика, как возможность его постоянного обновления и совершенствования. Но вместе с тем, создавая электронный текст, убеждаешься в невозможности использования ряда ресурсов устного дискурса (реплики, ситуативные реакции, речевое поведение аудитории и др.), структурной и вариативной организации деятельности, возможности перестраиваться по ходу работы с учётом непредвиденных учебных ситуаций. И кажется, что возникает явное преимущество интеллектуальной компоненты электронного текста перед эмоциональной, что даёт основание говорить об эмоциональном дефиците учебных электронных текстов.

Но почему так важно сохранить эмоциональную компоненту при усиливающейся технологичности и прагматичности образовательного процесса? Ещё К.Д.Ушинский говорил о важности «волнений души» в образовании и учении. Он понимал не научность и метафоричность определения этого феномена душевной жизни человека и определил его временный характер – «назовем их покуда хоть так» [8].  Эта метафора вполне соответствует многозначности отражения и выражения эмоциональной сферы человека в обучении и воспитании, трудности педагогической интерпретации эмоций и всего, что с ними связано в образовании. Время показало отнюдь не случайный характер метафоры К.Д.Ушинского, с её синонимом «чувствования». Думаю, сегодня ее можно отнести к концептуальным метафорам, которые исследованы и описаны Дж. Лакоффом [3].

Однако внутренний мир учащихся и преподавателей, их «волнения души» в образовании волнует исследователей и разработчиков программ и проектов все меньше и меньше, хотя его значение в общем процессе становления человека огромно. Вместе с тем количество педагогических работ, в которых поднимается эта проблема, совершенно несопоставимо с её возрастающей значимостью. Очевидной становится малая изученность эмоционального сопровождения педагогического процесса, выявление многообразной педагогической роли эмоций. На это указывал Е.П.Ильин: «Декларируя необходимость наличия в процессе обучения положительного эмоционального фона, психологи и педагоги мало уделяют внимания изучению вопроса, что на самом деле имеет место в учебном процессе. Между тем исследования свидетельствуют о явном эмоциональном неблагополучии учебного процесса» [2]. И приходится повторить, что особенно мало изучается совместимость технологичности и эмоциональности современного учебного процесса, эмоциональная компонента электронного текста.  

С точки зрения современной науки, эмоции и их различные комбинации выступают мощным активирующим средством регуляции действий человека, его познавательного поведения, что так важно в образовании, а особенно в гуманитарном: душевный отклик на познаваемое, следы переживаний, связанные с познанием, его «событийность», желание выразить свои «чувствования» при выполнении самостоятельных заданий.

Эмоциональные переживания обеспечивают целостность познавательного опыта, его субъектность и субъективность. Ф.Крюгер (немецкий философ и психолог) в работе «Сущность эмоционального переживания» писал: «Еще с древних времен известно — то, что радует человека, что его «интересует», повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его «сущность», его характер и индивидуальность. Эмоциональные переживания каким-то образом охватывают или пронизывают все прочие психические явления. В определенной мере «эмоциональное» дает нам знание о строении душевного, «внутреннего» мира в целом» [4].

Именно поэтому мы и считаем необходимым обратить внимание на эмоциональное сопровождение дистанционного обучения в преподавании гуманитарных предметов, на проблемы создания электронного гуманитарного педагогического текста. Накопленный автором опыт уже частично освещён в публикациях [5,6]. Данная статья развивает ранее высказанные идеи и дополняет прежние суждения об эмоциональной составляющей при дистанционном обучении.

Изучение публикаций по указанной проблеме и собственный опыт показывают, что напрягающим студентов моментом является скрытость образа преподавателя, отсутствие непосредственного общения с ним. Они не видят выражения его лица, жестов, мимики, позы, его перемещения в аудитории, не слышат интонационной выразительности его речи. Вот одно из признаний: «За время своей небольшой педагогической практики я поняла, как сильно может повлиять на студента внешний вид преподавателя, не говоря о манере держаться, общаться и дружить (!), многих угнетает даже дистанция учительученик».

Поэтому одной из первых задач становится преодоление этой трудности (создание собственного образа).  Это необходимо, прежде всего, для создания положительного эмоционального контекста преподавания и общения. Он создаётся постепенно. Помимо представления (краткие сведения о себе как преподавателе и исследователе), которое даётся перед началом систематического изучения предмета, и чёткого описания возможных контактов и предъявляемых требований, о структуре всего курса, всегда приходится думать о начале занятия. Именно начало создаёт первоначальный образ преподавателя. В интернете сегодня немало советов, как начинать общение с другим человеком. Но они вряд ли подходят для педагогического общения. Одно верно: выбор первых фраз. Как приходится поступать? Каждый раз приходится придумывать это начало. Примерно так: «Здравствуйте, коллеги!», «Добрый день, коллеги!», «Здравствуйте!» «Рада новой встрече с вами» и т.д. Часто обращаю внимание на число, когда обращаюсь к своей аудитории. И обязательно выбираю такие фразы, которые дают представление о том, что это начало события узнавания нового, что автор разговаривает именно с сегодняшней аудиторией, а не просто посылает не раз апробированный текст, одинаковый для любой аудитории в любое время. Иногда это фраза о нашей петербургской погоде, о прекрасной осени, о дожде, снегопаде. При этом краткость этих фраз обогащается выразительными поэтическими строчками, которые отражают круг поэтических предпочтений преподавателя. Если уже были сданы и проверены первые выполненные задания, уместным становится краткий оценочный комментарий положительного характера: «Я получаю огромный заряд оптимизма, душевного тепла и вдохновения от такого чтения. Вы так обстоятельно отвечаете, с таким энтузиазмом, что мне тоже хочется вам сказать всё больше и больше о проблеме, которой мы занимаемся». Иногда говорю (пишу) о лучших работах, которые становятся своеобразной точкой отсчёта для оценивания других работ. Замечу: о недостатках лучше писать в индивидуальных письмах-рецензиях. 

Представление о преподавателе складывается и из указанного построения самого начала общения со студентами, и из первоначального приобщения их к предмету, посвящённому духовно-нравственному воспитанию старшеклассников. Речь идёт о раскрытии таких концептов, как дух, душа, бытие, вера, гуманитарность, духовность, нравственность и др. Их научному толкованию может предшествовать включение в текст ситуаций, описанных в произведениях литературы, в поэзии, в афоризмах, подобных толстовскому: «Школа, учитель, книга суть такие же явления жизни, как и родительский дом, работа, лес и небо».

Не сомневаюсь в эмоциональном отклике студентов на фрагмент из романа «Кентавр» Дж. Апдайка, который показывает, как трудно осуществить интеграцию познания и воспитания в учебном процессе, как драматично может развёртываться такая попытка, как можно натолкнуться на неприятие слов учителя: один вытянул ноги через проход и бессмысленно уставился в свою тетрадку, недоуменные лица в момент, когда надо подумать, кто-то жует резинку, кто-то падает со стула, потом класс начинает гудеть. Во время рассказа о прошлом Земли и Вселенной учитель «чувствовал, как внимание класса осыпается с него, словно окалина с медленно остывающего железа».  Приведённый в письменной форме фрагмент романа, в отличие от реально произносимого и слышимого, побуждает вчитаться в него, может быть, перечитать, чтобы вполне понять его смысл, связь с учебной проблемой – и преимущество электронного текста возрастает, если формулируешь последующее задание с учётом фрагмента художественного произведения.

Внимание к эмоциональной композиции электронного текста требует осознанного отношения к использованию различных средств, раскрывающих и личность педагога, и его внимание к личности студента, и специфику содержания учебного материала, и те компетенции, которыми овладевают учащиеся.

Сам выбор обучающимися магистратуры «Духовно-нравственное воспитание» предопределяет уже в самом начале постановку риторических и одновременно побуждающих к размышлению вопросов. С чего же следует начинать? С привлечения сосредоточенного внимания учащихся к проблеме духа и души, к проблеме духовности. В каком контексте? Привожу отрывок из своего текста: «Почему люди всегда задумывались о таких нематериальных субстанциях, как дух, душа, духовность? Одно из ключевых понятий нашего с вами совместного размышления – духовность человека. Без понимания этого феномена трудно рассматривать возможности гуманитарного образования как источника воспитания духовности.  Можно ли сразу ответить, что это такое? Вряд ли…»  И чтобы усилить вопросительную ситуацию, читаю поэтические произведения – это Пушкин, Лермонтов, Заболоцкий, Шаламов (список не бывает неизменным). Обращение к поэтическим образам помогает двигаться дальше: к размышлению над тем, что такое «гордый дух», «дух отрицанья, дух сомненья», что такое «духовная жажда». Убедилась, что это, действительно, делает более личностным проникновение в экзистенциальные проблемы, что чисто академический подход к истолкованию указанных концептов не обеспечил бы переход значения в смысл.  На это указывают и выполненные студентами работы, посвящённые поэтическому раскрытию этих концептов. Некоторые прислали, отвечая, множество поэтических текстов, ссылок и комментариев. Один из магистрантов пишет, комментируя пушкинского «Пророка»: «Одни люди интуитивно понимают, что вещественный мир конечен, а значит, существуют иные смыслы жизни. Другие люди приходят к этому осознанию опытным путём. Однако есть и люди, довольствующиеся бытовым уровнем собственной жизни, не испытывающие этой духовной жажды. Жажда духовной жизни – это жажда Вечности, поэтому нельзя однажды утолить её навсегда». Другой автор (женщина 46 лет, по образованию инженер-механик) делится очень личным: «Учиться в Герцена - мечта юности. Где применю полученные знания, пока не знаю. Для меня это процесс самообразования. Я счастлива, что преодолела страх и неуверенность в себе. Спасибо. Надеюсь на плодотворное сотрудничество».  Её ответ о поэтическом изображении ключевых понятий курса был просто огромен: она цитировала произведения Шекспира, Гёте, Пушкина, Лермонтова, Блока, Ходасевича, Гумилёва, Цветаевой и др. А в конце семестра, уже после экзамена, я получила письмо: «Хочу выразить слова благодарности за Ваши труды. У меня сейчас поэтический период жизни. Это что-то невероятное. Правда, не все это понимают. Хочу делиться с близкими этой радостью. Ведь поэзия - высшая форма существования языка. Только ради этого учеба в магистратуре для меня является ценностью. И Вы меня на это вдохновили. В наступающем году желаю Вам здоровья и успехов на Вашем поприще духовно-нравственного воспитания. Высылаю ссылки особенно полюбившихся поэтов». Можно скептически отнестись к этим словам (в них нет ничего об учебном материале, о полученных знаниях), но по тем ссылкам, которые были присланы, убедилась, что человек думает о смысле жизни, об Истине и Вере, «о всех усталых в чужом краю, о всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою» (А.Блок). А ведь без этого невозможно понимание сущности духовно-нравственного воспитания. На ценность обогащения учебного электронного текста поэтическими образами не раз обратили внимание и другие магистранты

С использованием художественно-образных средств связано изучение и других проблем духовно-нравственного воспитания. Например, понимание возрастных особенностей школьников. Какие это средства? Поэтические произведения самих юных поэтов, безвестных и знаменитых (Н.Турбина), суждения школьников на форумах, а также произведения хорошей отечественной прозы. Последнее подробно описано в только что вышедшей книге [7]. Думаю, что без средств особой выразительности невозможно показать такие явления, как «вдруг» и «миг», фиксирующие момент изменения, становления личности, не показать противоречивость этого становления, получения позитивного и негативного опыта («весенние перевёртыши»). С этой целью в электронный текст включались фрагменты произведений Л.Н. Толстого, И.А.Бунина, В.В. Набокова, Б.К. Зайцева, Н.П. Анциферова, В.Тендрякова. Обращение к этим произведениям, истолкование метафор, описаний позволяет насытить научные положения жизненными проявлениями, усилить общую выразительность и гипертекстуальность текста, придать ему нестандартный, неявно поучающий характер, вызвать эмоциональный отклик.

Вызывает разнообразные эмоциональные проявления включение в учебный текст протоколов уроков, различных занятий, проведённых и присланных учителями на «Фестиваль педагогических идей». Об этом говорит практическое задание, посвящённое анализу урока со старшеклассниками на тему: «Казнить нельзя помиловать». Ценность такого анализа в том, что магистранты, вчитываясь в содержание урока, в ответы учащихся, предполагают, какие чувства могут возникнуть у старшеклассников в процессе обсуждения этой сложнейшей нравственной проблемы. Приведу отрывки из ответов магистрантов: «Очень хорошая тема, работа над задачей, казалось бы, постановка маленького значка – запятой, учит детей обращать внимание на то, что мелочей в жизни нет. Мысль, поступок, пылинка, запятая – все имеет свой смысл и значение в определенном контексте. В теме урока заложена задача формирования у ребенка чувства ответственности за каждый шаг своего пребывания в мире, за свою способность осмысливать происходящее, за способность выявлять причинно-следственные связи, которые могут привести к трагическим, необратимым последствиям или же дать возможность позитивному преобразованию или преображению» (Ирина В.); ««Вы способны испытывать чувство сострадания к убийце?» - убийство – грех, значит нет? Значит осуждение? – а это тоже грех. И как поступать, и что думать? Вот именно такие вопросы и проверяют доброту сердца, разумность ума, искренность, справедливость души» (Татьяна С.). Собственная эмоциональная сфера магистрантов, предполагаю, тоже обогащается в процессе размышления о возможном воздействии такого урока на понимание и сложность нравственных проблем. И ещё раз убеждаешься в ценности дистанционного взаимодействия: значительно расширяются возможности индивидуализации обучения, пишущих не сковывает жёсткий временной регламент, неуверенность в себе при публичном ответе, возникающая потребность «разговориться», сосредоточиться на своих собственных мыслях, найти адекватную для них форму выражения.

Сильным толчком для возникновения эмоционального отклика всегда становится сопоставление современного педагогического опыта, представляемого в электронных текстах преподавателя, и собственного опыта учения и преподавания. В электронной версии курса были предложены протоколы и конспекты уроков литературы с тщательной организацией групповой работы и последующим обсуждением результатов; урок истории о Смуте на основе различных источников; урок обществознания, представленный выше. При этом важно было, чтобы их анализ сопровождался воспоминаниями о том, видели ли они такие уроки раньше. И это у взрослых людей вызывало желание поделиться рефлексивным анализом своего биографического и педагогического времени. Знаю, что в устном общении было бы необычайно трудно (дефицит времени, отсутствие желания как-то позиционировать себя и т.д.) получиnь ответ, подобный следующему: «Спасибо вам за материал этой лекции. Я "вдохнула" какую-то (еще не определилась) новую идею, с которой хочется поработать … на один из уроков мы бежали, в полном смысле этого слова. Физика - предмет сложный только для тех, кто его боится. А боится его тот, кто ленится. А ленится тот, кто не был на наших уроках по физике. Только в конце урока я понимала, что физика - это формулы, которые надо выучить, а весь урок мы экспериментировали, предполагали, выдумывали, проводили    фокусы! Наши намагниченные волосы по мановению волшебной эбонитовой палочки поднимались, вода в ровных и кривых сосудах принимала один уровень, кривые зеркала позволяли видеть не то куда ты смотришь, а, например, назад! Это был восторг, но это не был хаос! Наша учительница не только могла организовать нас в экспериментальном творчестве, но и, заинтересовав, подвигла нас учиться не только в школе, а еще и в заочном университете, задания от которого нам присылались по почте. Но самое главное, что дала она лично мне, это ощущение живой науки, каждую минуту с тобой взаимодействующей, каждый твой шаг физический тебя сопровождающей, физическое ощущение, что все эти законы даны нам свыше, им подчиняются все предметы и все живые существа, и все люди! В старших классах именно она рассказала нам известную притчу о законе всемирного тяготения - притчу о Ньютоне и упавшем яблоке. Но как! Ожило время Средневековья, запросы людей того времени, личность Исаака как будущего священнослужителя, его желание опровергнуть религиозный догмат, его занятия алхимией и поиском философского камня, его желание научиться превращать свинец или ртуть в золото». Здесь приведена только часть ответа, но ясно выраженная экспрессия говорит о том, что чужие уроки вызвали желание сказать и о тех уроках, которые состоялись в личной судьбе.

Объём статьи не позволяет всесторонне осветить поднимаемую проблему, раскрыть все возможности эмоционального сопровождения учебного процесса при дистанционном обучении. Это и индивидуализация процессе, и учёт особенностей разновозрастной аудитории магистрантов, это и переписка c ними в связи с выполняемыми самостоятельными работами, это и педагогическая поддержка студента при возникающих у него обстоятельствах жизни и образования. Все эти ресурсы помогают вызвать положительное отношение к предмету, к рассматриваемым в его содержании проблемам, пробуждать личностное отношение к ним, без чего не может состояться будущий специалист. Но главное – это преодоление противоречия между рациональностью научного знания и феноменологией педагогической повседневности, в которой бытийные проблемы переплетаются с реальными и очень конкретными. 

Литература 

1.Балакина Ю.В. Электронный текст: принципиально новый тип текста?  Вестник Волгоградского государственного университета. Языкознание. 2016. №3
2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.,  2001. С. 128
3
.Лакофф Дж., Джонсон.М.  Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 1990. С. 387- 415. Пер. Н.В. Перцова. URL: http://: www.philology.ru/linguistics1/lakoff-johnson-90.htm  [ дата обращения 12.01.2018 ]
4.
Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —288 с.
5.
Роботова А.С. Преподаватель-гуманитарий в режиме e-Learning: «волнения души» // Высшее образование в России. 2017. № 3 (210). С. 43–51
6. Роботова А.С. Уроки магистратуры: Непрерывное самообразование преподавателя// Высшее образование в России. 2016. №2. С. 54-60
7. Роботова А.С.
Духовно-нравственное становление подростка в художественном изображении. Избранные лекции в магистратуре по проблемам духовно-нравственного воспитания. - СПб., 2017
8. Ушинский К.Д. Избранные произведения. Приложение к журналу «Советская педагогика». Вып. 2-ой. М., 1946. С. 6


Статья подготовлена по материалам доклада на Международной научно-практической конференции "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА СЕТЕВОЙ ЛИЧНОСТИ"  (Институт педагогики, РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, 30.01.2018)
 


Literature 

 

1 Balakina YU. V. EHlektronnyj tekst principialno novyj tip teksta Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. YAzykoznanie .2016 . #3.
2 Ilin E. P. EHmocii i chuvstva .SPb .2001. S. 128
3 Lakoff Dzh. Dzhonson M. Metafory kotorymi my zhivem //Teoriya metafory. M. 1990. S. 387- 415. Per. N. V. Percova. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/lakoff-johnson-90.htm  [ data obrashcheniya 12.01.2018 ]
4 Psihologiya ehmocij. Teksty/ Pod. red. V. K. Vilyunasa, YU. B. Gippenrejter. M. Izd-vo Mosk. un-ta. 1984. 288 s
5 Robotova A S Prepodavatel-gumanitarij v rezhime e-Learning volneniya dushi .Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. #3 (210). S. 43- 51.
6.Robotova A. S. Uroki magistratury Nepreryvnoe samoobrazovanie prepodavatelya .Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016. #2. S 54-60
7 Robotova A. S. Duhovno-nravstvennoe stanovlenie podrostka v hudozhestvennom izobrazhenii. Izbrannye lekcii v magistrature po problemam duhovno-nravstvennogo vospitaniya. - SPb. 2017
8 Ushinskij K. D. Izbrannye proizvedeniya Prilozhenie k zhurnalu Sovetskaya pedagogika. Vyp 2-oj. M. 1946. S 6

 


Copyright (C) 2018, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал 
ISSN 1997-8588
(online), ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна
[ИП Ахаян А.А.],
 гос. рег. 306784721900012 от 07.08.2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100