Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2018

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) 

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2658

 2018 г., выпуск  № 10 (октябрь)


Скороходова Нина Юрьевна
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск
ninascor@mail.ru

Сравнительное исследование:  понимание учителями начальных классов целей своей профессиональной деятельности (в школах России и Финляндии)

Аннотация
В статье анализируется понимание целей профессиональной деятельности учителями двух стран.
Выявлено, что приоритетные цели учителей двух стран часто полярные и отражают особенности культуры и социальных проблем в России и Финляндии. Цели, связанные с возрастными особенностями школьников, одинаковы у учителей двух стран. Цели, связанные с развитием личности учеников, у финских учителей отражают технологию достижения цели, в то время как у российских цели ассоциативны, малы по объёму или вообще отсутствуют.

Ключевые слова: цели профессиональной деятельности, связанность целей педагогов, развитие личности, психологическая компетентность.

----------

Nins Yu. Skorokhodova
Doctor of Psychology, Professor of the Department of Psychology, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk
ninascor@mail.ru


Comparative research: understanding of primary school teachers of the goals of their professional activities (in schools of Russia and Finland)

Annotation

The article analyzes the understanding of the goals of professional activity by teachers of the two countries. It is revealed that the priority goals of the teachers of the two countries are often polar and reflect the peculiarities of culture and social problems in Russia and Finland. The goals associated with the age characteristics of schoolchildren are the same among the teachers of the two countries. The goals related to the development of students' personalities among Finnish teachers reflect the technology of achieving the goal, while the Russian goals are associative, small in size or absent altogether.

Keywords: goals of professional activity, connectedness of goals of teachers, personal development, psychological competence.

----------

Вопрос о проблеме целей профессиональной деятельности и о понимании учителями способов их достижения важен. В нормативных документах как в России, так и Финляндии большое внимание уделяется целям развития личности, а также регулятивных, познавательных, коммуникативных умений школьников (умениям учиться).  Однако цели образования, заявленные на формальном уровне, могут отличаться от целей, на которые реально ориентируется педагог в своей профессиональной деятельности [1-4].

Сравнение целей педагогов Финляндии, чья образовательная система в последние десятилетия показывает высокие результаты в мировом рейтинге качества образования и целей педагогов Карелии (России), в которой последние годы проводятся реформы в сфере образования, может прояснить причины трудностей на пути реализации реформы. К моменту сбора информации внедрение ФГОС в начальных классах было завершено.

Ниже представлена часть результатов сравнительного российско-финского исследования, которое проводилось в рамках совместного проекта Института Образовательных Наук и Психологии Университета Восточной Финляндии и Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета, в работе участвовали Колесников В.Н., Рятю Х., Комулайнен К., Смирнова К.  

На первом этапе исследования изучались свободные высказывания учителей о целях профессиональной деятельности, педагогам предлагалось продолжить незаконченное предложение: "Я считаю важным развивать в своих учениках...".

Высказывания российских и финских учителей были переведены на английский язык, проведён контент-анализ высказываний. На основе выделенных категорий была разработана анкета целей педагогов в профессиональной деятельности, был осуществлен перевод анкеты на русский и финский языки. Перечень целей составил 65 пунктов и включает желаемые качества личности, ценностные ориентации, умения и навыки учеников. В анкете учителям предлагалось оценить цели по степени значимости от 1 до 7 баллов. Сбор данных осуществлялся дистанционно, анкеты рассылались педагогам по электронной почте. При обработке эмпирического материала все цели были ранжированы по количеству набранных баллов отдельно в выборках российских и финских учителей, для каждой выборки также составлена матрица коэффициентов корреляции Пирсона, построены корреляционные плеяды.  

В исследовании приняло участие 246 педагогов начальной школы - 100 педагогов Карелии и 146 педагогов Финляндии. Среди педагогов Финляндии, 22% участников были мужчинами, 77% - женщинами, среди педагогов Карелии, 99% участников - женщины.

Большинство педагогов, участвовавших в исследовании, как в Финляндии, так и в Карелии (47,3% и 52,0% соответственно), имеют стаж педагогической деятельности более 21 года. Стаж педагогической деятельности от 11 до 20 лет был у 28,8% учителей Финляндии и 27,0% учителей Карелии, стаж работы в школе менее 10 лет, представлен самой малой группой участников как в Финляндии, так и в Карелии (13,7% и 12,0% соответственно). Наибольшую группу составляют учителя, возраст которых колеблется в пределах от 31 до 49 лет - среди них, 50,7% от общего числа респондентов Финляндии и 66,7% от общего числа респондентов Карелии.

Цели педагогов Карелии и Финляндии в профессиональной деятельности различаются по степени значимости целей и по степени их связанности между собой. При анализе по абсолютным значениям (средней сумме баллов), выявлены приоритетные цели, которые отражают скорее проблемы общества, чем проблемы школы.

Первые пять рангов у финских учителей получили цели: умение вести себя в обществе, честность, неравнодушие к проблемам других, позитивная самооценка, сочувствие по отношению к другим. У российских учителей цели: критическое отношение к проявлениям национализма, патриотизм, смелость  в высказывании своих мыслей, религиозность, самоуважение.

Так, ранги некоторых целей у учителей Финляндии и Карелии оказались практически прямо противоположными друг другу. На первом месте у учителей Финляндии цель - умение вести себя в обществе, тогда как у учителей Карелии эта цель имеет 26 ранг. Патриотизм у учителей Карелии имеет 2 ранг, а у учителей Финляндии - 28, религиозность - 3,5 ранг и 30 ранг соответственно. Интересу к поиску новых знаний учителя Финляндии присваивают 10 место, а учителя Карелии – 27, способность признавать свои сильные и слабые стороны, имеющая у учителей Финляндии 8 ранг, а у учителей Карелии - 20. Цель самореализация, у учителей Финляндии имеет 4 место, а у учителей Карелии 16,5. Таким образом, различия по значимым профессиональным целям  учителей Карелии и Финляндии имеют почти полярный характер, российские учителя осмысливают стратегические цели (куда двигаться), финским учителям стратегические цели ясны, и они осмысливают процессуальные цели (как двигаться).

В корреляционной матрице, показывающеё степень связанности целей между собой выявлены «ядра» целей, представленные пятью целями, наиболее тесно связанными. Ядро целей педагогов Карелии, представлено целями: способность работать в группе, эмпатия, уважение традиций, самопознание и сотрудничество вместо соперничества. У педагогов Финляндии тесно связаны цели: способность адаптироваться в различных ситуациях, гибкость, умение договариваться, чувство общности с другими людьми, готовность придти на помощь. Таким образом, проблемы, актуальные для общества, проявляются как в целях, получивших наибольшие суммы баллов, так и в целях, которые тесно связаны между собой. Выделены две сходные корреляционные плеяды учителей начальных классов России и Финляндии, центром первой является цель «Старательность» (она имеет наибольшее количество связей), центром второй - «Способность работать в группе».

В тесных корреляционных плеядах цели «Старательность» российских и финских учителей представлены практически одинаковые компоненты: упорство, обязательность, способность сосредоточиться, терпеливость, чувство ответственности. У российских учителей в этой плеяде присутствует также предприимчивость. У российских учителей в плеяду «Способность работать в группе» входят цели: смелость  в высказывании своих мыслей, коммуникативные навыки и умения, чувство   общности с другими людьми, сочувствие по отношению к другим, смелость подвергать все сомнению, неравнодушие к проблемам других, готовность прийти на помощь, эмпатия, направленность на других, уважительное отношение к другим. У финских учителей: неравнодушие к проблемам других, сочувствие по отношению к другим, эмпатия, коммуникативные навыки и умения, готовность прийти на помощь, уважительное отношение к другим, направленность на других,  чувство   общности с другими людьми, смелость  в высказывании своих мыслей, смелость подвергать все сомнению.

Остальные корреляционные плеяды фиксируют больше различий, чем сходства в представлениях учителей о профессиональных целях и способах их достижения. В корреляционных плеядах у финских учителей отражается технология достижения центральных целей, у российских учителей чаще представлены ассоциации целей, не связанные с процессом их достижения.

У учителей Финляндии, корреляционная плеяда цели «Умение школьника организовать свой труд» имеет форму звезды, с ней связаны цели: стремление самостоятельно получать знания, упорство, способность к концентрации, терпение и доведение дел до конца. Корреляционная плеяда цели «Умения школьника организовать свой труд»,  у учителей Карелии носит спиралевидный характер, цели: ручные навыки связаны со способностью переносить неопределенность, творческими способностями и базовыми навыками применения информационных технологий, которые, в свою очередь связаны со стремлением самостоятельно получать знания.

Аналогично корреляционная плеяда  цели «Принятие школьником ответственности за свое обучение» у финских учителей связана с целями: умение организоваться свой труд, трудолюбие, способность к концентрации, обязательностью, упорством. У российских учителей с целями: навыки, полезными для жизни, умение договариваться, уважение традиций, религиозность.

Цель «Самоуважение» у финских учителей связана целями самопознания, самореализацией, способностью переносить неопределенность, гражданской ответственностью, смелостью  в высказывании своих мыслей. Цель «Самоуважение»  у российских учителей имеет всего две значимых связи: способность переносить неопределенность и ручные навыки,  в плеяду включена слабая отрицательная связь с честностью.

Корреляционная плеяда цели «Позитивная самооценка» у финских учителей включает цели: самореализация, мужество быть самим собой, неравнодушие к проблемам других, смелость  в высказывании своих мыслей. У российских учителей цель «Позитивная самооценка» вообще изолирована, не имеет ни одной значимой связи с другими целями.

Подытоживая полученные результаты, отметим, что профессиональные цели учителей отражают особенности культуры и социальных проблем в России и Финляндии. В России актуальны стратегические цели (куда двигаться), в Финляндии актуальны процессуальные цели (как двигаться). Наибольшее сходство между профессиональными целями учителей проявляется в целях «старательность» и «умение работать в группе», плеяды этих целей  объёмны и имеют много сходных компонентов у российских и финских учителей.

В корреляционных плеядах «Умения школьника организовать свой труд»  и «Принятие школьником ответственности за свое обучение» у финских учителей отражается технология достижения этих целей, у российских учителей чаще представлены ассоциативные цели, не связанные с процессом развития организованности и ответственности.

Корреляционные плеяды самоуважение и позитивная самооценка у финских учителей объёмны, цели, входящие в плеяду,  либо ассоциативны (цель - самоуважение), либо описывают технологию достижения цели (цель - позитивная самооценка). У российских учителей  цели самоуважение и позитивная самооценка школьников имеют очень мало связей с другими профессиональными целями.

В порядке обсуждения полученных результатов заметим, что значительное сходство плеяд целей «старательность» и «умение работать в группе», объясняется, очевидно, ориентацией учителей на возрастные особенности младших школьников, одинаковым осознанием этих особенностей и сходным способом учёта возрастных проблем в учебном процессе учителями обеих стран.

Проблема развития организованности и ответственности школьников более технологично понимается финскими учителями, в ходе интервью они говорили о важности личной ответственности ученика для поддержания мотивации учения, о категоричном запрете принуждать ученика к учебной деятельности. Интервью с российскими учителями начальных классов показало, что они понимают организованность и ответственность школьников скорее как исполнительность и послушание, полагают, что для их развития важен контроль  деятельности школьников со стороны учителя и семьи ученика.

Психологическая компетентность российских учителей недостаточна. Психологические механизмы развития учебной мотивации школьником включающие позитивную самооценку, принятия учеником личной ответственности за учебу, умения организовать себя часто не поняты. Это только частично можно объяснить тем, что в учебных планах подготовки финских учителей психология занимает ведущее место, в то время как в российских учебных планах ведущее место занимает методика преподавания. При обсуждении результатов реформы образования самое частое замечание российских учителей «Мы всегда так и делали, только называли другими славами», непонимание стратегических целей общества, несоответствие декларируемых целей образования способам организации деятельности участников образовательных отношений создаёт диссонанс и вызывает снижение профессиональной мотивации.

Различия в профессиональных целях учителей двух стран проявляются в том, что для финских учителей актуальны процессуальные цели профессиональной деятельности, как эффективнее действовать, у российских учителей идёт осмысление стратегических целей, внимание к процессуальным характеристикам профессиональной деятельности, к пониманию психологических механизмов становления личности явно недостаточное.

Литература

  1. Григорович Л.А., Чернова О.Н., Гришечкина М.В., Билибина О.А. Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности учителя. Результаты эмпирического исследования // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 508-511;

  2. Кокшарова А. А. Психологическая компетентность педагогов в рамках реализации профессионального стандарта «Педагог» // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 278-281.

  3. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации// Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1 - С. 67-68.

  4. Соколова, И.И. Социально - профессиональный портрет учителя   / И.И. Соколова // Вестник Герценовского университета. 2010. № 2. С. 3 —15

 Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Grigorovich LA, Chernova ON, Grishechkina MV, Bilibina O.A. Psychological and pedagogical conditions of formation of psychological competence of the teacher. The results of empirical research // International Journal of Experimental Education. - 2015. - № 12-4. - p. 508-511;

  2. Koksharova A. A. Psychological competence of teachers in the framework of the implementation of the professional standard “Teacher” // Young Scientist. - 2017. - №8. - p. 278-281.

  3. Lazarenko L.A. Psychological competence of the teacher as a factor of professionalization // Modern high technologies. - 2008. - № 1 - P. 67-68.

  4. Sokolova, I.I. Socially - professional portrait of a teacher / I.I. Sokolova // Bulletin of Herzen University. 2010. No. 2. P. 3 —15


Copyright (C) 2018, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал 
ISSN 1997-8588
(online), ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна
[ИП Ахаян А.А.],
 гос. рег. 306784721900012 от 07.08.2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100