Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2018

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) 

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2663

 2018 г., выпуск  № 10 (октябрь)


Нестерова Анна Александровна

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск

a_saushkina@mail.ru

Березова Наталья Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, Ульяновский государственный педагогический университет
им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск
 bekunata@mail.ru

Субботина Екатерина Сергеевна
старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования  Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,
г. Ульяновск

esnagatkina@mail.ru.

Педагогическая аксиосфера эколого-педагогической ответственности учителя

Аннотация
Рассматриваются педагогические ценности образования, которые оказывают ключевое влияние на становление сложного профессионально-этического качества личности педагога – эколого-педагогической ответственности. Предпринята попытка определить аксиологические основания процесса формирования эколого-педагогической ответсвенности через принятие таких ценностей как ценность экогуманизма; ценность образования как экологической образовательной среды; ценность этноэкологической направленности образования.  

Ключевые слова: экологическое образование, человек и окружающая природная среда, эколого-педагогическая ответственность, педагогические ценности, образовательная среда, этноэкологическая направленность образования, экогуманизм.

------

Anna A.  Nesterova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Associate Professor of the Department of Preschool and Primary General Education, I.N. Ulyanov
Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk
a_saushkina@mail.ru

Natalya A. Berezova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Primary General Education, I.N. Ulyanov
Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk
bekunata@mail.ru

Ekaterina S. Subbotina
the senior lecturer of the Department of Preschool and Primary General Education, I.N. Ulyanov
Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk
esnagatkina@mail.ru

Pedagogical axiosphere ecological and pedagogical responsibility of the teacher

Abstract
The article discusses the pedagogical values of education, which have a key impact on the formation of complex professional and ethical quality of the personality of the teacher-ecological and pedagogical responsibility. An attempt is made to determine the axiological foundations of the process of formation of ecological and pedagogical responsibility through the adoption of such values as the value of ecohumanism; the value of education as an ecological educational environment; the value of ethno-ecological orientation of education.

Key words: ecological education, man and environment, ecological and pedagogical responsibility, pedagogical values, educational environment, ethno-ecological orientation of education, ecohumanism.

------

Усугубление экологической обстановки в разных регионах планеты при стремительном техническом и технологическом прогрессе доказывает недостаточную эффективность современных подходов к решению экологических проблем. В последние десятилетия становится очевидной необходимость переноса акцента на просветительские и воспитательные меры в преодолении экологического кризиса современности. Представляется, целесообразным изучение феномена экологической ответственности, наличие или отсутствие которой и определяет качество поведения человека в природной среде.

Формирование экологической ответственности личности – задача, решение которой входит в круг компетенций, прежде всего, системы образования, что ставит вопрос о необходимости формирования данного качества у педагогов. Синтезируя выводы исследований в области профессиональной педагогической ответственности, а также в области  изучения феномена экологической ответственности, полагаем, что эколого-педагогическая ответственность – это интегративное профессионально значимое морально-этическое качество личности педагога, которое проявляется в его готовности и способности осуществлять эколого-педагогическую деятельность на основе: 1) системы теоретических экологических, мировоззренческих, нормативно-правовых знаний, знаний в области теории и методики экологического образования; 2) овладения технологиями взаимодействия с окружающей средой, методикой и передовыми технологиями экологического образования; 3) принятия ценности Природы как равной Человеку, 4) осознания своей сопричастности к изменению глобальной экологической ответственности общества; 5) устойчивой потребности в динамичном развитии экологической ответственности воспитанников и обучающихся, в качественном выполнении нормативных требований образовательных стандартов в сфере экологического образования и отвечать за её результаты перед самим собой и обществом.

Позиция авторов заключается в том, что аксиологическая сфера педагога, определяющая его установки в процессе эколого-педагогической деятельности, включает следующие приоритетные ценности: ценность экогуманизма, ценность образования как экологической образовательной среды, ценность этноэкологической направленности образования.

Экогуманизм как ценность связана со значимостью соотнесения принципов гуманизма не только с человеком, но и с природой, ведь эгоистическое по сути своей отношение человека к самому себе, привела в конечном счете к экологическому кризису. Экогуманизм рассматривает природу как бытие человека. Используя этот термин, О.К.Флехтайм наделяет эту идею значением одного из существенных условий становления экологического общества, гармоничного развития личности, которое требует разнопланового учета природных факторов в индивидуальном, духовном, интеллектуальном и физическом развитии [1].

Приверженность ценностям экогуманизма способствует определению природно-культурных смыслов воспитания, выработке современной концепции детства на основе конструирования экологически чистой природо-социо-культурной среды воспитания, в которой осуществляется становление и развитие личности человека. Г.В. Ананьева использует меткое выражение «ноогуманистическая привычка повседневности», выработке которой способствует экогуманистическая ценностная основа воспитания [1].

В октябре 2017 года Центром Гуманистической Экологии и Культуры (г. Санкт-Петербург) был подготовлен Манифест экогуманизма. В первом разделе «Экогуманизм – философия двадцать первого века» авторы задают лейтмотив последующего повествования: «... Этической сердцевиной нового мировоззрения должна стать не забота об абстрактной окружающей среде и не бесцельное стремление к абстрактному прогрессу, но забота о ближнем – та самая забота, которая является фундаментом всех, прошедших испытание временем, этических систем прошлого. Наиболее подходящим названием для такого интегрального мировоззрения нам представляется экогуманизм» [2].

Среди основных «постулатов экогуманизма», авторы Манифеста:

-         Человек – неотъемлемая, органическая часть природы и ключевое творческое звено природы, закономерно претендующее на лидерскую, организующую роль.

-         Идеал экологической политики – не изоляция заповедных территорий, а разумное использование всех природных систем, позволяющее обеспечить воспроизводство ресурсов и сохранение биологического разнообразия. 

-         Предмет заботы экогуманизма – биологическое разнообразие и этнокультурное разнообразие в равной степени.

 

Представляется, что приведённые выше постулаты экогуманизма и его основная миссия должны стать для современного педагога ключевой профессиональной ценностью, опираясь на которую он будет выстраивать всю образовательную работу с обучающимися не зависимо от их возраста, пола, места проживания, принадлежности к тем или иным социальным группам. Принятие педагогом ценности экогуманизма как приоритетной в структуре профессиональной аксиосферы, на наш взгляд, будет способствовать динамике развития его эколого-педагогической ответственности, обусловливая переход на качественно новый уровень: от низкого к созидательному.

 

По существу основным социальным институтом, который осуществляет передачу духовных ценностей экогуманизма, должно стать образование как сфера человеческой деятельности, насыщенная межличностными связями. Именно поэтому мы полагаем, что важнейшей педагогической ценностью для современного педагога становится образование как экологическая образовательная среда.

 

Экологоориентированные подходы к проектированию образовательной среды предлагают В. И. Панов, О.Г. Роговая, В. А. Ясвин и др. Экологическая образовательная среда (по О.Г. Роговой) – это система прямых и косвенных факторов влияния и условий формирования и развития экологической культуры личности, а также возможностей обратного влияния этой личности на окружающую среду [3].

 

В зарубежной научной литературе и практике инвайронментальный (средовой) подход к образованию осуществляется в трёх типах образования в области окружающей среды: академическое образование, основанное на знаниях об окружающей среде, которое способствует экологической грамотности и ответственности человека; образование внутри окружающей среды, ориентированное на обучение в деятельности, с целью развития умений и навыков изучения окружающей среды, и обладающее значительным воспитывающим потенциалом; образование для окружающей среды, результатом которого становится появление экологически ответственных граждан (экологическое гражданство) [4].

 

О.Г. Роговая рассматривает экологосообразную образовательную среду как: системообразующий фактор процесса становления экологической компетентности в условиях образовательного учреждения; продуктивный способ включения субъектов образовательного процесса в экологическую деятельность; одну из возможностей представления содержания эколого-педагогического образования в виде структурированной среды; образовательную технологию.

 

По мнению автора, экологосообразная образовательная среда выполняет целый комплекс функций: природоохранную и природовосстановительную; здоровьесберегающую; интегрирующую (через синтез гуманитарного, естественно-научного и прикладного знания, через профессионализацию образования); коммуникационную (через развитие инфраструктуры внешних и внутренних связей); ценностно-ориентационную (по отношению к предлагаемым извне ценностям и нормам); структурирующую; социализации образования [5].

 

Согласно В.А. Ясвину, который предлагает эколого-личностную модели образовательной среды, образовательная среда рассматривается как система влияний и условий формирования личности по определённому образцу, а также возможностей для ее развития, заключающихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Структура эколого-личностной образовательной среды включает три элемента: пространственно-предметный (помещения для занятий с возможностями разнородных пространственных условий, гибкость (возможность оперативного изменения), управляемость, индивидуализированность; социальный (межличностные взаимоотношения субъектов, включающие ролевые функции (уважение, сплоченность, сознательность, авторитетность); психодидактический (содержание и методы обучения с учетом психологических, физиологических и возрастных особенностей развития детей) [6.

 

В.И. Панов предложил экопсихологический подход к конструированию образовательной среды. Ключевое представление, лежащее в основе этой модели, заключается в том, что психическое развитие человека в ходе обучения рассматривается в контексте системы «человек – окружающая среда».Образовательная среда по В.И. Панову – это возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации [7].

 

Учитывая существующие позиции, и принимая во внимание точку зрения Е.В. Бондаревской, которая одной из основополагающих педагогических ценностей считает образование как развивающуюся культурную среду [8], представляется, что экологическая образовательная среда становится значимой ценностью, определяющей профессиональную деятельность педагога в области экологического образования, способствующей с одной стороны формированию, а с другой – проявлению его эколого-педагогической ответственности. Педагог, осознающий потенциальные возможности образовательной среды для достижения образовательных результатов обучающихся, стремится к использованию этого потенциала, испытывает потребность в максимальном его раскрытии.

 

Безусловно, процесс экологического образования в разных регионах страны и мира имеет свою специфику под влиянием национальных традиций, культуры населяющих их народов, объективно сложившейся ситуации. Возможность использования этноэкологических традиций в процессе образования для окружающей среды основывается на исследованиях в области этнокультурной направленности образования. Этноэкология как особая область исследований и научная дисциплина, интегрирующая этнологию, экологию и биологических науки начала складываться с конца восьмидесятых годов ХХ века.

 

В работах Д.Ю. Доронина, посвящённых современной отечественной гуманитарной экологии и этноэкологической педагогике – науке, изучающей традиции неразрушающего природопользования и представления о природе в традиционных культурах, – подчёркивается, что под единицей измерения экологического образования и экологических проблем следует понимать не абстрактное общество с комплексом технократических и цивилизационных противоречий, а реальная личность, проживающая свой жизненный путь. Именно при таком акценте образовательных программ абстрактные социально-экологические проблемы могут восприниматься личностью как область его личных жизненных интересов [9].

 

Природа по праву рассматривается как фактор народного воспитания и формирования культуры молодых людей, включающей бесценный опыт народных традиций. Этноэкологические традиции разных народов во многом отражают идеи экогуманизма. В традиционных культурах разных народов современное понимание экологии отражено опосредовано, но в каждой из них существует значительный пласт, запечатлевший человеческую деятельность, так или иначе связанную с взаимодействием человека с природой.

 

М.А. Андросов [10] выделяет несколько подходов использования традиционно-культурного материала в этноэкологическом образовании: пересказывание, простое предъявление содержания экологических традиций; интерактивный игровой (ролевой) подход; манипуляция традиционно-культурным материалом и мифотворчество; выявление этноэкологического комплекса, традиционных экологических знаний как системы; педагогическая актуализация традиционных культур и гуманитарно-экологическое картирование.

 

Принятию ценности этноэкологической направленности образования способствует изучение богатства содержания экологических традиций разных народов; целенаправленное обращение к содержанию народных традиций; осмысление нравственных понятий через погружение в мир народных экологических традиций; интериоризацию обучающимся экологических ценностей своего народа; проэкологическую природоохранную деятельность и др.

 

Резюмируя сказанное, следует отметить, что педагогическая аксиосфера эколого-педагогической ответственности, безусловно, не может ограничиваться ценностями экогуманизма, образования как экологической образовательной среды, этноэкологической направленности образования, однако, по мнению авторов, это ключевые аксиологические основания, определяющие содержание и технологию работы современного профессионала, ответственного за результаты экологического образования подрастающего поколения.


Литература

1.    Ананьева Г.В. Экогуманизм как способ социального бытия в мире// Образ человека будущего: кого и как воспитывать в подрастающих поколениях/ Под ред. О.А. Базалука. Киев, 2011. С.138-142.

2.    Манифест экогуманизма [Электронный ресурс] // Метапарадигма. Режим доступа: http://metaparadigma.ru/manifest-ekogumanizma/ [дата обращения: 30.10.2018].

3.    Роговая О.Г. Формирование образовательной среды как фактор повышения качества эколого-педагогического образования// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Т. 7. № 17. С. 35-45.C.42.

4.    Palmer J. A ModelforTeachingandLearning, inEnvironmentalEducation. 1993. Vol. 43. Р. 12.

5.    Роговая О. Г. Экологосообразная образовательная среда: Монография. СПб., 2006.

6.    Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М. : Смысл, 2001. 365 с.

7.    Панов В. И. Экопсихологическая модель образовательной среды / 4-ая Российская конференция по экологической психологии // Психологический институт РАО. – М.: УМК «Психология» , 2005. С.213 – 216.

8.    Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. №3. С.37 – 43.

9.    Доронин Д.Ю. Этноэкология: Сборник материалов / Под ред. О. А. Захаровой. - М.: ГОУВПО МГУЛ, 2005. 140 с.

10. Андросов М.А. Социокультурные аспекты этноэкологического воспитания молодёжи// Учёные записки ЗабГГПУ. 2011. С. 85-90.

 Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literatura
1.  Ananyeva G.V. Ekogumanizm kak sposob sotsialnogo bytiya v mire// Obraz cheloveka budushchego: kogo i kak vospityvat v podrastayushchikh pokoleniyakh/ Pod red. O.A. Bazaluka. Kiyev. 2011. S.138-142.
2.  Manifest ekogumanizma [Elektronnyy resurs] // Metaparadigma. Rezhim dostupa: http://metaparadigma.ru/manifest-ekogumanizma/ [data obrashcheniya: 30.10.2018].
3.  Rogovaya O.G. Formirovaniye obrazovatelnoy sredy kak faktor povysheniya kachestva ekologo-pedagogicheskogo obrazovaniya// Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2006. T. 7. № 17. S. 35-45.C.42.
4.  Palmer J. A ModelforTeachingandLearning. inEnvironmentalEducation. 1993. Vol. 43. R. 12.
5.  Rogovaya O. G. Ekologosoobraznaya obrazovatelnaya sreda: Monografiya. SPb.. 2006.
6.  Yasvin. V. A. Obrazovatelnaya sreda: ot modelirovaniya k proyektirovaniyu. – M. : Smysl. 2001. 365 s.
7.  Panov V. I. Ekopsikhologicheskaya model obrazovatelnoy sredy / 4-aya Rossiyskaya konferentsiya po ekologicheskoy psikhologii // Psikhologicheskiy institut RAO. – M.: UMK «Psikhologiya» . 2005. S.213 – 216.
8.  Bondarevskaya E.V. Pedagogicheskaya kultura kak obshchestvennaya i lichnaya tsennost // Pedagogika. 1999. №3. S.37 – 43.
9.  Doronin D.Yu. Etnoekologiya: Sbornik materialov / Pod red. O. A. Zakharovoy. - M.: GOUVPO MGUL. 2005. 140 s.
10.    Androsov M.A. Sotsiokulturnyye aspekty etnoekologicheskogo vospitaniya molodezhi// Uchenyye zapiski ZabGGPU. 2011. S. 85-90.


Copyright (C) 2018, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал 
ISSN 1997-8588
(online), ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна
[ИП Ахаян А.А.],
 гос. рег. 306784721900012 от 07.08.2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100