Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2018

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2676

 2018 г., выпуск  № 12 (декабрь)


Иоффе Елена Викторовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
elenaioffe@yandex.ru


Представления о современных мужчинах и женщинах у студенческой молодежи

Аннотация
В статье сопоставлены результаты исследования представлений студентов о нормах мужского и женского поведения с помощью количественного и качественного метода. Показано соотношение среди юношей и девушек тех, кто привержен традиционалистскому, смешанному и модернистскому типам гендерных норм. Описаны содержание мнений и отношение студентов к изменяющимся моделям поведения современных мужчин и женщин.

Ключевые слова
традиционалистские гендерные нормы, модернистские гендерные нормы, гендерные роли, нормативные установки, фокус-группа.

_________

Elena V. Ioffe
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Human Psychology, A.I. Herzen State Pedagogical University of Russian, St. Petersburg
elenaioffe@yandex.ru


Representations about contemporary men and women by student youth

Abstract
In the article the comparison of the results of a study of students' representations about the norms of male and female behavior using a quantitative and a qualitative method. The ratio among boys and girls of those who are committed to the traditional, mixed and modern types of gender norms is present. The content of opinions and attitudes of students to the changing behaviors of contemporary men and women are described.

Key words
traditional gender norms, modern gender norms, gender roles, normative settings, focus group.

_________

Изменения в сфере социальных отношений, связанные с постепенным разрушением традиционной системы гендерного разделения труда, ослаблением поляризации женских и мужских социально-производственных ролей, занятий и сфер деятельности, распространением тенденции равного распределения обязанностей в сфере семейно-брачных отношений [1], сопровождаются модификацией моделей поведения современных мужчин и женщин. Новый гендерный порядок требует изменения правил поведения полов и в паре, и в семье, и на работе.

Исследователи отмечают, что ситуация в сфере женского и мужского социального поведения характеризуется двумя противоречивыми тенденциями. С одной стороны, у мужчин и женщин отмечается сближение супружеских и родительских установок, готовность к взаимозаменяемости в исполнении семейных и профессиональных ролей. С другой стороны, сохраняется акцент на различиях мужского и женского поведения, на противопоставлении ролей, статусов и жизненного предназначения мужчины и женщины [1; 2; 3; 4]. Эти тенденции проявляются в сосуществовании на уровне массового сознания традиционалистских (патриархатных, консервативных) и модернистских (эгалитарных, обновленных) гендерных норм.

Традиционалистские гендерные нормы предписывают  мужчинам отличаться в поведении и оформлении внешности от женщин; быть сильными, независимыми и не показывать слабость; стремиться обладать властью над другими; добиваться успеха и опережать других мужчин. Нормативный эталон женственности основан на консервативных ценностях «kinder, küche, kirche» и ориентирует на такие женские добродетели, как забота о других и эмпатия, а также подчеркивает приоритет внешней привлекательности по сравнению с другими сторонами индивидуальности женщины.  Однако существующие традиционалистские гендерные нормы и стереотипы уже мало соответствуют реальной действительности и подходят не всем. Многие современные мужчины и женщины исполняют не разные, а одинаковые социальные роли и имеют сходные установки в сфере семейного поведения [5].

Гендерные нормы – это правила, образцы поведения, стандарты деятельности мужчин и женщин как членов общества и представителей разных социальных групп. Они играют значимую роль в регуляции поведенческих проявлений личности. Нормы поведения позволяют мужчинам и женщинам как членам разных групп оценивать свои и чужие поступки, соотносить оцениваемые явления с эталонами, формировать и направлять собственное общение и взаимодействие  [5]. В связи с этим особый интерес представляет согласованность представлений о нормах мужского и женского поведения у осваивающих новые для себя сферы жизнедеятельности молодых людей обоих полов.

В проведенном И. С. Клециной и Е. В. Иоффе исследовании с использованием опросников «Нормы мужского поведения» и «Нормы женского поведения» [5], в котором приняли участие 625 студентов разных вузов г. Санкт-Петербурга (292 мужчины и 333 женщины, средний возраст 21 год), было выявлено соотношение респондентов разного пола, приверженных традиционалистским и модернистским гендерным нормам.  

В соответствии с результатами итоговой шкалы опросников «Приверженность традиционалистским нормам» респонденты распределялись по трем подгруппам: с традиционалистским (патриархатным) типом, смешанным типом или модернистским (эгалитарным) типом гендерных норм (таблица 1).

Таблица 1

Соотношение количества мужчин и женщин, приверженных разными типами нормативных установок относительно мужского и женского поведения

  Традиционалистский (патриархатный) тип Смешанный тип Модернистский (эгалитарный) тип

Опросники

мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины
Нормы мужского поведения 32% (93 чел) 15% (49 чел) 51% (150 чел) 57% (192 чел) 17% (49 чел) 28% (93 чел)
Нормы женского поведения 26% (49 чел) 20% (68 чел) 66% (192 чел) 49% (164 чел) 18% (51 чел) 31% (102 чел)

Полученные результаты продемонстрировали, что больше различий в нормативных установках студентов и студенток касается мужского поведения, нежели женского. При этом у девушек чаще, чем у юношей, встречалась приверженность модернистским нормам и мужского, и женского поведения. В отношении норм женского поведения у юношей чаще, чем у девушек, встречался смешанный тип гендерных норм, при котором респондентам свойственно сочетание как традиционных, так и современных взглядов на поведение и качества женщин.  

Количественные методы ограничивают возможности исследователей в выявлении содержания изменяющихся под влиянием гендерных трансформаций взглядов молодежи на стандарты и правила поведения «настоящих» мужчин и женщин. Качественные методы в сочетании с традиционными количественными методами, помогают выявить скрытые контексты при рассмотрении сложных субъективных и быстро изме­няющихся систем, таких как образ мира и, в частности, гендерная картина мира [6].

С целью проанализировать понимание значений и смыслов, раскрывающих отношение студенческой молодежи к изменяющимся гедерным ролям, нами был использован метод фокус-группы. Этот качественный метод социально-психологических исследований представляет собой групповое фокусированное (полустандартизированное) интервью, проходящее в формате модерируемой дискуссии, в ходе которой раскрывается субъективное отношение людей к тому или иному предмету или явлению социальной жизни. Метод фокус-группы позволяет собрать как «субъективную информацию» об изучаемом феномене, так и сведения о мнениях, бытующих в окружении респондентов.

В исследовании приняло участие 14 студентов 1 и 2 курсов Института психологии РГПУ им. А.И.Герцена (7 мужчин и 7 женщин), средний возраст - 19 лет.

При обсуждении вопросов «Кто такие современные мужчины? Какими качествами они обладают и как себя ведут?» студенты инициировали обсуждение следующих тем: идеология вещизма, увлеченность модой, забота о внешнем виде, нацеленность на достижения, выравнивание социального положения мужчин и женщин, обмен мужчин и женщин социальными ролями, отцовство.

При описании качеств, свойственных современным мужчинам, упоминались не только традиционные: целеустремленность, консервативность, ориентация на традиции, доминантность, но и выходящие за рамки традиционной модели маскулинности: мягкость, доброта, рефлексивность.

Многие в группе соглашались, что мужчины могут быть традиционными, воспитанными в консервативном ключе, а могут иметь современные взгляды и проявлять качества и поведение, которые раньше были не приемлемы для мужчин. Например, пользоваться услугами косметологов, использовать средства для ухода за телом, проявлять чувства, много времени проводить с детьми. При этом чаще девушки отмечали, что нет уже таких строгих правил, как раньше, и «появился мужчина более мягкий, более добрый». Студентки в основном придерживалась толерантной позиции в оценке изменений в качествах и поведении современных мужчин: «Никто никому ничего не должен», «Кто-то следует стереотипам, кто-то нет», «Главное, чтобы всем было комфортно». Девушки отмечали: «Если ему так хочется, пожалуйста. Дело в том, кого я выберу», «Если тебе нравится, тебе хочется, почему бы тебе это не делать. Главное, не навязывай другим или не живи со мной, если это мне не нравится».

Юноши придерживались более консервативной позиции при обсуждении изменений в качествах и поведении мужчин: «Мужчина должен быть нацелен на достижения», при этом критикуя современных мужчин за то, что они: «… одержимы идеологией вещизма – им главное заработать, главное богатство, статус, а что у тебя в голове вообще не важно». Особенно эмоционально  студенты мужского пола обсуждали то, что мужчины стали больше внимания уделить своей внешности: «Сейчас они могут одеваться и выглядеть как девушки!». Звучали негативные высказывания об этом: «Я не понимаю, почему, если раньше в набор по уходу за внешностью мужчины входило мыло, бритва и пара принадлежностей: носовой платок,  расческа для волос, то теперь я прихожу к некоторым своим знакомым и вижу скрабы, три вида шампуня, лаки. Нам знакомы способы кератинового выпрямления волос. И такого все больше. Почему?».

Здесь стоит подчеркнуть, что тенденция изменения отношения мужчин к своей внешности подтверждается другими исследователями [6]. Например, неудовлетворенность своим телом выразили 43% из 548 мужчин, опрошенных журналом Psychology Today [7; с. 111].

При описании качеств и поведения современных женщин студенты и студентки были единодушны в том, что у них появилось больше возможностей и они стали более самоуверенными и самодостаточными: «Сейчас женщины могут позволить себе такие вещи, которые не могли позволить раньше», «Женщина теперь финансово может себя обеспечить. Она может стать независимой». Представители обоих полов отмечали, что женщины стали «более конкурентными»: «Сегодня женщины чаще соревнуются. Только если раньше соревновались в том, кто лучше пирог испечет, то сегодня в другом». Это объяснялось тем, что в современном мире цифровых технологий и кризисов необходимо работать над своей конкурентоспособностью: «В век информации сложно выделиться, поэтому соревновательность важна», «Сегодня благоприятные условия в обществе для того, чтобы были разные люди. Нужны качества не только для выживания рода».

Участники дискуссии мужского пола высказывались о том, что в России невозможно достичь гендерного равноправия: «Здесь не будет равенства. Женщины никогда не будут иметь возможности, которые имеют мужчины», «…она не может высказывать своего мнения на публике. Русский мужчина не будет ее воспринимать», «Она имеет право высказаться, но ее никто не будет слушать». Однако другие юноши парировали: «Патриархат – это страх  перед женщиной. Женщина всегда влияла на мужчин исподтишка», «Лидерские позиции занимают девушки».

Итак, о современных мужчинах студенты высказывались как о ставших более мягкими, творческими, заботливыми отцами, привлекательными и ухоженными, но как о потерявших ориентиры в жизни, меркантильных, стремящихся заработать как можно больше денег, не смотря на отсутствие времени на саморазвитие. В женщинах подчеркивалась независимость, уверенность в себе, соревновательность, способность на равных с мужчинами работать и строить карьеру, но придающих слишком много значения внешности как ресурсу в борьбе за внимание мужчин.

Таким образом, результаты фокус-группы подтвердили тенденции, выявленные количественными методами. Девушки чаще юношей придерживались модернистской позиции относительно поведения как женщин, так и мужчин, апеллируя к толерантности и равноправию. В суждениях респондентов мужского пола проявлялись и консервативные, и более свободные, эгалитарные взгляды, особенно в отношении изменяющихся норм мужского поведения.

В заключение можно отметить, что комплексное использование количественных и качественных методов при исследовании гендерных представлений более эффективно, т.к. позволяет не только выявить число людей, приверженных традиционалистским и модернистским нормам мужского и женского поведения, но и прояснить какие именно нормативные установки сегодня изменяются.


Литература

  1. Кон И.С. Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции // Журнал социологии и социальной антропологии. XIV. 2011. № 1(54). С. 51–65.

  2. Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 152 с

  3. Правник Д.Ю. Гендерная вариативность образа мира личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. -  26 с.

  4. Хоткина З.А. Позитивные изменения жизни россиянок в ХХI веке // Женщины России XXI век. Гендерные исследования: сборник материалов. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016. С. 21-28.

  5. Клецина И.С., Иоффе Е.В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен: монография. М.: Проспект, 2017. - 144 с.

  6. Тихомандрицкая О. А. , Мельникова О.Т. Исследование проблемы кризиса маскулинности в гендерной картине мира современной молодежи методом фокус-группы // Социальная психология и общество 2018. Т. 9. № 3. С. 187—196.

  7. Шнаккенберг Н. Мнимые тела, подлинные сущности: Преодоление конфликтов идентичности с внешностью и возвращение к подлинному Я / Пер с англ. – 2-е изд., испр. и доп. – Калининград: Phoca Books, 2018. – 376 c.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-013-01207 «Гендерные трансформации в ментальности учащейся молодежи российских мегаполисов и провинций».

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literature

  1. Kon, I.S.(2011) Tri v odnom: seksualnaya. gendernaya i semeynaya revolyutsii, Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii, XIV, no. 1(54), pp. 51–65.

  2. Zdravomyslova, O.M. (2003) Semia i obshchestvo: gendernoye izmereniye rossiyskoy transformatsii. Moscow : Editorial URSS.

  3. Pravnik, D.Yu. (2007) Gendernaya variativnost obraza mira lichnosti: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. Khabarovsk.

  4. Khotkina, Z.A. (2016) Pozitivnyye izmeneniya zhizni rossiyanok v XXI veke, Zhenshchiny Rossii XXI vek. Gendernyye issledovaniya: sbornik materialov, Moscow: Izd-vo «Ekon-Inform».

  5. Kletsina, I.S.. Ioffe, E.V. (2017) Gendernyye normy kak sotsialno-psikhologicheskiy fenomen: monografiya,  Moscow: Prospekt.

  6. Tichomahritskaya O.A., Mel’nikova O.T. (2018) Issledovanie problemy krizisa maskulinnosti v gendernoj kartine mira sovremennoj molodezhi metodom fokus-gruppy // Sotsial’naia psikhologiia i obshchestvo. Vol. 9, no. 3, pp. 187—196

  7. Shnakkenberg N. (2018) Mnimye tela, podlinnye sushchnosti: Preodolenie konfliktov identichnosti s vneshnost'yu i vozvrashchenie k podlinnomu Ya / Per s angl. – 2-e izd., ispr. i dop. – Kaliningrad: Phoca Books.
     


Copyright (C) 2018, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100