| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
Лихоманова Марина Сергеевна
Аннотация Ключевые слова _________ Natalia N. Ilyushina Marina S. Likhomanova
Abstract Key words _________ Внимание государства к вопросам поддержки детей в России (Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г.), кроме системы мер социальной защиты выдвигает на первый план принципиально новую трактовку интересов и запросов подрастающего поколения, указывая на самоценность детства как важнейшего периода человеческой жизни. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» условиями консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения называется «обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей» [1]. В «Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.» прямо указывается на важность «укрепления института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений» [2]. Очевидно, что совершенствование государственной политики в сфере защиты детства, поддержки семейного воспитания, повышения педагогической культуры родительства должно опираться на современные социально-гуманитарные исследования, реализующие актуальные подходы, одним из которых является социально-педагогическая антропология. Проектирование условий для продуктивного развития детей сложно представить без понимания социального опыта поколений отцов и дедов, полученного в советский период. Причем речь идет не только о внешних формах этого опыта, сколько о глубинных его основах, недостаточно исследованных и отрефлексированных до сих пор, о повседневных и событийных (в том числе праздничных) культурных практиках. Как отмечает Г.Г. Карпова, «праздник как специфическая форма ритуального действия практикуется в конкретных сообществах и воспроизводит укоренившиеся в культуре смыслы, подвергаясь модификации в контексте социальных изменений, создает культурное оформление ценностно-нормативных регуляторов социального поведения» [3, с.6]. На качества праздника как своеобразного ценностного зеркала обращал внимание К.Жигульский [4, с. 20]. Такая трактовка праздника позволяет рассматривать это культурное событие в качестве важнейшего объекта социально-педагогического исследования, позволяющего в полной мере развернуть антропологический инструментарий. Среди множества праздников, бытовавших в нашей стране в различные исторические периоды, особого внимания по мнению О.В.Калачевой заслуживает день рождения в эпоху СССР как индивидуально-ориентированная культурная практика в «рамках советской цивилизации с ее коллективистскими лозунгами» [5, с. 57]. При этом представляется особенно показательным празднование детского дня рождения, как своего рода культурная самодеятельность родителей, и в то же время культурный код, передававшийся новому поколению. Основываясь на анализе праздника как досугового мероприятия, можно утверждать, что день рождения традиционно воспринимается детьми в контексте ожидания чуда, радости, торжества, в то же время играет важную роль в формировании культурной идентичности, принятии традиционных ценностей подрастающим поколением [6, с.187]. Опираясь на положение, сформулированное Э.Р. Нуруллиной, можно утверждать, что практики празднования дня рождения ребенка становятся вехами семейной социализации детей, событиями в которых ребенок «осваивает первоначально и закрепляет в последующем социально одобряемые обычаи и традиции, социальные роли, выполняемые в семье, потребности, интересы, установки и ценности, модели поведения и деятельности» [7, с.14]. Основываясь на анализе отечественных исследований последних трех десятков лет, представляется возможным определить ряд функций празднования дня рождения ребенка. Прежде всего, это функция обеспечение индивидуализации (как составной части социализации), формирование культурного образца празднования дня рождения (формирование соответствующий социальных ожиданий по отношению к празднованию этой даты). В подростковом возрасте социализирующая функция дня рождения проявляется в «поиске компании» в процессе самостоятельной (относительно) организации своего праздника и приглашение гостей. Вторая функция родительская идентификация - утверждение родителей в своей социальной роли перед гостями (инициируя и организуя празднование). Исследование Н.М. Юнусовой, обращает особое внимание на роль матери как инициатора и организатора большого числа культурных практик семейной жизни, фактически реализующих задачи семейного воспитания [8, с.18]. Третья функция мобилизация социальной солидарности празднующих, демонстрируя свою причастность к ребенку (новорожденному или имениннику). В рамках празднования дня рождения возникает естественная интеграция представителей микросоциума (родственников, знакомых, близких), объединенных общностью отношения к ребенку и фактически принимающих участие в семейном его воспитании. Основной культурной формой объединения выступают традиции (обряды), сопровождающие важные моменты человеческой жизни, связанные, в том числе и с рождением человека [9, с.12]. В исследованиях советского времени, выполненных в республиках Средней Азии, семейное воспитание трактовалась в рамках общественного воспитания, фактически определялось подчиненное положение семейных праздников – соответствующим общественным, так например, указывалось: «В подавляющем большинстве семей торжественно отмечаются знаменательные даты общественно-политической жизни нашего общества- День Советской Армии, 8 Марта, День Победы и т.д. Нередко к этим датам приурочиваются; семейные праздники - свадьбы, дни рождения, окончания школы, новоселья, проводы в Армию, получение паспорта и т.д.»[10, с.24]. Четвертая – экзистенциальная – обеспечение для именинника непосредственного удовольствия от нахождения в центре внимания, от положительных эмоциональных переживаний (особое внимание к виновнику торжества) [5, с.111-114; 3, с.6-7]. Ключевые характеристики детского дня рождения могут быть выделены на основе анализа исследования Л.А. Мясниковой и Е. А. Филатовой:
В диссертации О.В.Калачевой называются участники празднования: в качестве главного инициатора и организатора выступают родители, реже сверстники, еще реже - сами именинники, а гости разделяются на родственников и друзей именинника [5, с.112]. В ее исследовании обращается внимание на то, что определением состава празднующих, занимаются родители малышей, либо сами подростки - именинники. Основными инструментами формирования общности приглашенных на празднование являются игры, викторины, песни [5, с.112]. О.В.Калачева анализирует такой культурный артефакт детского дня рождения как подарок, уделяя внимание наиболее типичной проблеме - расхождению ожиданий ребенка и реальности подаренного предмета. Важные сведения о ситуации жизни советских семей дает А.Ю.Гранкин: «в 70-е годы продолжалось формирование современного типа семьи. Изменялись размер и состав семей, внутрисемейные отношения. Средний размер семьи (по переписи 1979 г.), состоящей из совместно проживающих ее членов, - 3,3 человека (городская семья - 3,2; сельская - 3,4)». Данные по переписи 1970 года: средний размер семьи – 3, 7 человека, (в городе -3,5; в деревне – 4,0 человека), при этом 79,6% семей по составу были нуклеарными, то есть состоящими из супругов-родителей и их детей [12, c.233]. Ссылаясь на исследователей семейно-брачных отношений, А.Ю.Гранкин утверждал: «в 70-е годы отношение родителей к детям в значительной мере определялось такими факторами, как родительская любовь и социальный долг» [13, с.33]. Таким образом целью исследования стало социально-педагогическая реконструкция культурной практики празднования дня рождения ребенка в СССР в 60-80 гг. ХХ века как своего рода манифестации семейного воспитания и родительских стратегий в отдельном событии семейной жизни. Основным источником эмпирических данных послужило исследование, которое предусматривало сбор и интерпретацию интервью лиц, проживавших в детстве на территории СССР. Материалы были собраны марте-апреле 2018 г. в Костромской области. Выборка включала респондентов в возрасте от 43 до 73 лет, причем 1945-57 г.р. - 19%, 1960-69 г.р. – 39%, 1970-75 г.р. – 42%. То есть детство основной массы участников опроса пришлось на двадцатилетие с второй половины 60-х гг. по вторую половину 80 гг. В 2018 г. после первичной обработки материалов были отобраны 63 информативных рассказа, содержавших актуальные сведения (среди информантов – 19% мужчин и 81% – женщин). В интервью респондентам предлагалось реконструировать события своего детства. Опрос осуществлялся по заранее подготовленному бланку (стимулы-вопросы), диалог записывался на диктофон, а затем запись расшифровывалась в виде стенограммы. Полученные материалы обрабатывались путем количественного и качественного анализа. В бланке было два вопроса: было ли принято отмечать дни рождения детей? Как это обычно происходило? Анализ и интерпретация материалов. Обратимся к полученным эмпирическим материалам. Согласно сообщениям 20% респондентов: дни рождения детей не отмечались («Нет, такого не помню. День рождения проходил ну как, просто как обычный день», «Нет, никогда не отмечали. Ну, День Рождения и День Рождения, такого не было, как сейчас. Прошел День Рождения и всё», «Нет, никогда не отмечали. Ну, День Рождения и День Рождения, такого не было. Прошел День Рождения и всё»; «День Рождения знаменательным днем? Нет-нет, конечно. Ни у матери, ни у отца, ни у детей, для нас это нормально было. Мы это спокойно воспринимали»). Однако, в воспоминаниях части респондентов, незамеченным событие не оставалось - день рождения маркировался как особенный день, просто не было празднования («В нашей семье не было принято отмечать дни рождения. Ну, поздравляли так с утра и всё», «А подарки дарили? Нет, никогда подарки не дарили», «Мать на праздник даст пряников, конфет, а по-особенному не отмечали, как большой праздник. Мать бывало и пирожков испечет, чтобы отметить, что это непростой день, день рождения», «Ну, может иногда родители купят чего-нибудь вкусного и поставят на стол, а мы бежали скорей к столу и делили между собой эти вкусности. Даже иногда в шутку подрались»). Обнаружена интересная дифференциация, когда празднованию подлежали особые дни рождения – детские юбилеи («Нет, обычно не отмечали. Как-то в памяти это не отложилось особо. Обычно все собирались на Новый год и Дни Рождения взрослых, но, чтобы каждый год отмечать Дни Рождения детей – такого не было. На какую-нибудь круглую дату – да, а так нет»; «Дни рождения, ну, дни рождения детей в нашей семье я не помню, чтобы отмечались, а вот юбилеи, да юбилеи у нас отмечались. Помню юбилей мамы… А чтобы нам юбилей проводили, я такого не помню. Подарки дарили, да). Детство почти всех респондентов, лишенных в детстве праздника, прошло в сельских поселениях или небольших поселках Костромской области (д.д.Шастово и Юрьево Антроповского р-на, д.д. Меленки и Сухоруково Сусанинского р-на, д. Кокуево Нейского р-на, п. Лопаты Макарьевского р-на, п. Малая Слудка Шарьинского р-на, с. Кабаново Галичского р-на, исключение составили районный центр с. Красное-на-Волге и г. Кострома). Перейдем к рассмотрению воспоминаний тех респондентов, кто зафиксировал празднование дня рождения. Прежде всего обращает на себя внимание формат празднования (место праздника – количество и состав участников – камерно или карнавально), фактически можно зафиксировать следующие форматы:
Характерно изменение формата празднования дня рождения по мере взросления детей («в младших классов … - я не помню, чтобы дети приходили, взрослые были только родственники, знакомые. А когда стала учиться уже в старших классах -… приходили уже ли друзья и в школьные товарищи»; «отмечались в семейном кругу, когда младше были, а постарше уже так подружек приглашала», «приглашала я своих подружек … девочки одноклассницы больше, мальчики то редко. Но так в старших классах уже и мальчиков приглашали»). Отдельного внимания заслуживает описание застолья – содержимого праздничного стола. На основании анализа полученных свидетельств можно зафиксировать два варианта: развернутое праздничное застолье и чаепитие – десертный, «сладкий стол». Очень сильно отличаются воспоминания городских и сельских жителей, а воспоминания, относящиеся к 60-м гг. и к 80 гг. ХХ. Для тех, чье детство прошло в селе, или в городе, но в 60-тые годы характерно преобладание на праздничных столах выпечки собственного приготовления («с компотами, выпечками, тортами, раньше сами их делали , хворост пекли, печенье орешки, вафельные трубочки, в магазинах мало чего можно было купить», «что-нибудь вкусное пеклось, часть пекла бабушка», «деревенский стол: чай, варенье, пироги, булки мама всегда пекла, открытый пирог наверху с повидло», «всегда пекла плюшки вкусные, пироги стряпала и собирала стол, и было чаепитие с плюшками», «в русской печке всё делалось …вкусные плюшки. А помню мы тогда еще держали корову, еще она пекла колобушки на сале, … Отец там приходил, тоже шоколадку принесёт имениннику»). В некоторых случаях приготовление выпечки было связано с пристрастиями родителей: «мама у меня была любительница …печь рулеты, кексы - сдобу. Она всегда спрашивала, что вы хотите, и что мы заказывали – мама всегда нам это пекла»; «мама всегда она пекла что-нибудь: пироги. Вот мама любила пироги печь». Для горожан и тех, чье детство выпало на 80-тые годы упоминается покупной торт, печенье, лимонад, а иногда сезонные деликатесы («У меня день рождение в конце марта. Тогда в этот период появлялись в магазинах первые тепличные огурцы. Именно огурцы были самым деликатесным продуктом на праздничном столе. А самым желанным – конечно тортик. Тогда с ним тоже была проблема, в магазине был только песочный, поэтому приходилось печь самим или заказывать «по блату». Самым крутым считалось напечь орешков со сгущенкой, так как сгущенки в свободной продаже тоже не было»). Респонденты этой группы вспоминают в качестве особого события, что «накануне праздника проводились закупки, готовился праздничный стол». Еще одним существенным элементом детского дня рождения были развлечения: конкурсы, игры, совместное пение, разыгрывание представлений (сценок, скетчей), прогулки («Дети обычно гуляли на улице, во дворе, с лимонадом, с пирожным», «сначала было застолье, а потом играли или гуляли»). Одним из часто упоминаемых развлечений были конкурсы («устраивали конкурсы, весело проводили время», «устраивали конкурсы, соревнования, подарки срезали на нитках», «придумывались какие-то конкурсы, когда были помладше», «мама готовила сладкий стол, всякие конкурсы придумывала всегда, так что было очень весело», «конкурсы устраивались, да и сами придумывали, и мама нам тоже придумывала», «Проводили конкурсы, много радости и смеха было в те дни». Совместное пение («Когда были постарше уже – родители накрывали на стол и уходили, а дети праздновали самостоятельно. Это уже лет в четырнадцать-пятнадцать. Пели песни, играли в настольные игры обычно»), среди игр в интервью упоминаются также «игры замри, догонялки, скакалки». В детских воспоминаниях опрошенных запечатлелся такой сюжет: «Взрослые много пели. В компании были гости, которые очень хорошо играли на инструментах. Одна из подруг родителей и её муж замечательно играли на фортепиано и пели. Бывало, допоздна засиживались, разговаривали, но соседи никогда не жаловались, потому что пели красиво». Разыгрывание представлений (сценок, скетчей) нашло выражение в следующих воспоминаниях: «сценки для нас это было нормально … песни мы допустим не пели, а вот что-нибудь ну не анекдот, а вот сыграть какую-нибудь там не знаю вот такое вот были…я не театрал там какой-то и никогда этим особо не увлекался, но это было принято среди детей …такие постановки, что-нибудь даже из Райкина копировали … в двух трех словах. Делали это с удовольствием»; «представление, пару раз вот такое было, мы там с детьми быстренько на скорую руку что-нибудь приготовим, потом родители вызываем сажаем и показываем»). Важнейшим элементом празднования дня рождения являются подарки: «Отец … всегда нам всем привозил по подарку. Я вот на своей памяти помню, он мне лошадь привёз на колёсах. Все сначала на ней ездили. А потом возник интерес, а что же там внутри? Расковыряли её, а там опилки одни. … Девчонкам всегда привозил какие-то подарки, вот из нижнего белья помню, то трусы, то штанишки какие-то, то ещё чего, то сорочки, майки какие – то»; «детские праздники вспоминаем – подарки, самое как бы приятное, торт, мороженое. Дни рождения мы любили, дарить подарки»; «всегда отмечали и покупали новое платье или шили новую рубашку»; «родители дарили игрушки, сладкий стол». Выводы. Осмысление и интерпретация собранных фактов приводит к обозначению следующих тенденций в культурных практиках празднования дня рождения ребенка в российской провинции второй половины ХХ века: традиционные семейно-родовые тенденции (архаичное празднование большой семьей), общинно-соседские тенденции модифицированные советскими культурными интервенциями (социалистического коллективизма), камерные приватно-семейные, ювенально-генеративные (для подростков и юношей - празднование в сообществе сверстников). В исследованной выборке явного подчинения детского дня рождения общегосударственным праздникам выявлено не было, даже если празднование переносилось на выходной день в воспоминаниях респондентов ассоциирования с политическими и общественными событиями не обнаружено. В воспоминаниях праздничный стол зафиксирован в двух вариантах: традиционное развернутое застолье (как во взрослых праздниках) и чаепитие - десертный, «сладкий стол» (специфический детский вариант празднования). На основании обобщения сведений о месте проведения праздника, количестве и составе участников, масштабе можно выделить несколько форматов празднования дня рождения: семейный праздник (дома или на природе, с участием родителей, других родственников, причем как в камерном варианте, так и в расширенном), территориальный или соседский праздник (дома, до дворе, на улице с приглашением соседей взрослых и детей), детский праздник (праздновался дома с приглашением друзей или одноклассников), общий праздник (взрослые и дети, за одним или за двумя разными столами); отдельным вариантом празднования было раздача конфет и сладостей одноклассникам в школьном классе. Анализ полученных данных дает возможность сформулировать несколько родительских стратегий в отношении празднования дня рождения ребенка, в контексте позиционирования дня рождения любого члена семьи, в том числе и своего:
В стратегиях одних родителей преобладает детоцентризм (мероприятие, организуемое родителями исключительно для ребенка), других – ориентация на культурное воспроизводство семейного уклада (реализация семейной традиции встреч и застолий родственников), у третьих - видна преимущественно реализация собственных потребностей в общении с близкими (родители использовали детский день рождения для своего отдыха и развлечения). В ряде воспоминаний фиксируется роль матерей в подготовке и проведении развлечений для детей младшего возраста, стремление родителей предоставить возможность подросткам праздновать день рождения самостоятельно. В культурных практиках детского дня рождения просматриваются отличия в зависимости от возраста. Для доподростковых возрастных групп характерны активная роль родителей, как организаторов развлечений, краткое пребывание за праздничным столом и длительная совместная прогулка во дворе с подвижными играми, подготовка детьми в ходе празднования представления для взрослых. Подростковый день рождения отличался активной ролью самих подростков и на этапе подготовке и проведения праздника, более длительное пребывание за столом (развлечение себя пением и настольными играми). В праздновании детского дня рождения рельефно проявляются различия в образе жизни и быте жителей города и села, 60-х и 80 гг. прошлого века: для сельской местности характерно преобладание на праздничных столах выпечки и компотов собственного приготовления, а для горожан покупка сладостей и напитков в магазине.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований, проект № 18-013-00890а. Рекомендовано к
публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2018, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |