| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
---------- Манёров Валерий Хайдарович
Аннотация Ключевые слова _________ Valerij Кh. Manerov
Abstract Key word _________ В психологической и философской литературе нам не встретились работы, в которых бы совершались попытки описания инвариантных характеристик совести, инвариантных для многих культур. Специалисты в этой области, - философы, миссионеры либо утверждают наличие совести в природе человека, подчеркивая её зависимость от культуры (Р. Прист, [1, с. 7]), либо отрицают полезность самого понятия «природа человека» (М. Терещенко [2 , с. 291]). Нами предпринята попытка выявления инвариантности представлений о совести в четырёх культурах: грузинской, немецкой, узбекской и русской (выборки намеренно включали представителей западной и восточной, христианской и мусульманской культур). Использовался опросник ОССС, рассчитывались средние значения для каждой из 106 переменных опросника на основе однофакторного дисперсионного анализа ANOVA. Переменные, входящие в транскультурный инвариант представлений совести, согласно нашей модели, должны обладать определёнными средне-выборочными оценками по каждой из 4-х групп:
Таким образом, не учитывались неопределённые суждения в отношении совести, не относящиеся к её транскультурному инварианту. Наличие межкультурной инвариантности определялось, таким образом, с ориентацией на среднего испытуемого в каждой выборке. Сравнение средних значений по каждому пункту результатов дисперсионного анализа приводит к выводу, что согласованные и определённые средние различия для всех 4-х выборок, представляющих культуры, наблюдаются лишь для пунктов 5, 6, 9, 10, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 37, 44, 56, 58, 95, 100, 106. Таким образом, для четырёх групп выявлены 15 суждений, одинаковых по знаку оценки. Для суждений, указанных ниже, знак плюс рядом с номером суждения означает определённое согласие (средний балл 5 и выше), минус – несогласие (средний балл 3 и менее): -5) Любовь и нравственность с трудом уживаются вместе. +6) Я переживаю, когда не могу помочь человеку, нуждающемуся в поддержке +9) У каждого человека должен быть кодекс чести. -10) Я обнаружил отсутствие смысла и цели в жизни. -20) У меня нередко возникает чувство, что тот, с которым я мысленно разговариваю, мне неприятен. +21) Человек с неработающей совестью перекладывает ответственность за свои непорядочные поступки на других. +22) Ответственность за других – качество зрелой личности. -23) Философ прав, называя совесть «старой лгуньей». +24) Для меня важно наличие совести в человеке, с которым я взаимодействую. +28) Лучше чистая душа, чем мешок с деньгами. +37) Хуже всего – причинять боль близким людям. +44) Обычно я переживаю, когда не могу вовремя вернуть долг. - 56) Я редко добиваюсь чего-то в жизни сам, в основном полагаюсь на родителей. - 58) Моё внутреннее «Я» кажется мне черно-белым, безликим. -95) Моя совесть напоминает впадающего в круглогодичную спячку зверька. -100) Я не хотел бы воспитывать своих детей как совестливых людей – это помешает им в жизни. - 106) В наше время совесть уже не нужна ни мне, ни другим людям. Как видно, в перечне из 15 суждений присутствуют прежде всего оценки онтологической важности совести, произведённые следующим образом: отвергается ненужность совести (п. 106), признаётся важность её наличия во взаимодействии с другими людьми (п. 24); кроме того, отвергается определение собственной совести как постоянно спящей (п. 95); отвергается и философское обвинение совести в лживости (п. 23); подчеркивается важность совести в поддержании ответственности за других людей и за себя (п. п.21, 22), а также ответственность за благополучие, не-причинение боли близким людям (п. 37); отрицается негативное восприятие «внутреннего голоса» совести (п. 20); отрицается нежелание воспитывать своих детей как совестливых людей (п. 106); признаётся негативные переживания совести в ситуации не-совершения своих обязательств («во время вернуть долг»). В перечне функциональных признаков совести находится и отрицание отсутствия смысла жизни; признание большей ценности духовно – нравственной основы личности («чистота души») над материальными ценностями (п. 28). Отрицается и противоречие между такими высшими чувствами, как любовь и нравственное чувство, возможно, признаваемое как понимание нравственной природы любви. Кроме того, в этом списке присутствует черта зрелости личности (п. 56), а также признание необходимости для каждого человека кодекса чести как совокупности нравственных норм, диктуемых совестью (п. 9).
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований в рамках научного проекта № 17-06-0098 Рекомендовано к публикации: Literatura
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2019, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |