Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2019

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) 

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2711

 2019 г., выпуск  № 3 (март)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом: 
В.Х.Манеров, Э.Ю.Казнина. Возраст человека как фактор вариативности представлений о совести в кросс-культурном исследовании
 // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2019. №3 (март). ART 2711. URL: http://emissia.org/offline/2019/2711.htm

-------

Манёров Валерий Хайдарович
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии профессиональной деятельности, Институт психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
manvh@yandex.ru

Казнина Эка Юрьевна
аспирант кафедры психологии человека, Институт   психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
ekaznina@yandex.ru

Возраст  человека как фактор вариативности представлений о совести в кросс-культурном исследовании

Аннотация
Темой статьи является выявление влияние возраста на содержание системы представлений о совести в разных культурах. Обсуждаются результаты исследования представлений  о совести представителей трёх культур: российской, грузинской, немецкой. Для каждой из этих культур последовательно сравниваются  совокупность представлений  совести и нравственности у молодых (20-30 лет) и пожилых  (50-70 лет) респондентов, выявляются статистически достоверные меж-поколенные различия, измеряемые для каждой культуры.  Обнаружены наиболее значительные по содержанию различия у грузинских, наименьший — у немецких респондентов, у российских  респондентов  —  средний уровень меж-поколенных различий. 

Ключевые слова: представления о совести, межкультурные различия, возрастные (меж-поколенные) различия.

--------

Valery Kh.  Manerov
Doctor of psychologIcal Sciences, Professor,  AI. Herzen  State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg

manvh@yandex.ru
 

Eka Y. Kaznina
Post-graduate student,   AI. Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg

ekaznina@yandex.ru 

The age of the person as the factor of variance of the perceptions of conscience in a cross-cultural study

Abstract
The theme of the article is to identify the influence of age on the content of the system of ideas of conscience in different cultures. The results of the study of ideas of conscience of representatives of three cultures: Russian, Georgian, German are discussed. For each of these cultures, a set of representations of conscience and morality in young (20-30 years) and elderly (50-70 years) respondents is consistently compared, statistically significant inter-generational differences measured for each culture are revealed. The most significant differences in the content were found in Georgian respondents, the smallest — in German respondents, in Russian respondents — the average level of inter-generational differences.

Key words: notions of conscience, intercultural differences, age (inter-generational) differences.

--------

Мы уже отмечали, что  одной из основных методологических и методических проблем, возникающих  при проведении  кросс-культурного исследования, является, помимо рассмотрения влияний  сравниваемых культур, также необходимость  учёта воздействий внешних переменных, способных влиять на изучаемый феномен. Если первоначально  в классической методологической традиции  культура рассматривалась как независимая субстанция, то, согласно современному постнеклассическому методологическому подходу к кросс-культурному исследованию, разработанному  Г. Яходой и Д. Прайс-Уильямсом, культура трактуется уже не как “независимая переменная”, а как «сущность, неотделимая от индивида», поскольку многие из «внешних переменных» неотделимы от индивидных, психологических, социальных, факторов  [1,  C. 64-65]. Таким образом, влияние культуры следует рассматривать в широком контексте, включающем социальный, личностный и индивидный  контексты, отражающие характеристики носителей культуры. При изучении   содержания и структуры представлений о совести, выступающей в качестве  зависимой переменной, спектр внешних переменных оказывается достаточно большим, но недостаточно  изученным в отношении  степени и направленности  их влияния на зависимые переменные.  Отсутствие подобных сведений сказывается и может привести к пересмотру общепризнанных теорий. Например,  в теории  морального развития Л. Кольберга не предусматривался учёт  подобных  «внешних» факторов влияния. Известно, что теория Кольберга была основана на лонгитюдном исследовании 48 мальчиков-американцев, без учёта влияния внешних факторов [18, 19]. Кэрол Гиллиган, сотрудница Кольберга, одной из первых выявила  проблематичность возведения маскулинной модели в абсолютную норму, тем самым оспорив универсальность теории морального развития, подвергающуюся сегодня серьёзной критике [ 2 ].

     В настоящее  время не  существует общепринятого, теоретически обоснованного перечня индивидных, психологических, социальных факторов, способных существенно влиять на представления о совести представителей различных культур. Помочь в этом плане может  концепция  голландского социолога Герта Хофстеде, который считал, что в в процессе познания любым человеком используются различные «слои ментального познания», соответствующие уровням (слоям) культуры, от её общенационального уровня  до регионального, гендерного, возрастного (поколенческого), религиозного и т. д. [3,  с.10]. Cхема Хофстеде создаёт основание для выбора этих факторов и влияние некоторых из них проверено в мировой и отечественной психологии, однако в большинстве случае эти работы проделаны  в рамках монокультурных исследований. Таковы прежде всего факторы возраста (поколения), пола, региональной культуры, образования (Л.Ш. Мустафина [4], В.И. Воловикова, Л.Ш. Мустафина  [5], В.Х. Манёров [6], В.Х. Манёров, И.М. Богдановская, С.В. Карпова, Ю.Л. Проект  [7],  Гаджимурадова З.М., А.А. Хвостов  [8]).  Менее изученным   в кросс-культурном плане остаётся влияние религиозности респондентов,  уже относительно обследованное в общепсихологическом, социально-психологическом, психолого-педагогическом планах (И.А. Абрамова, М.Я. Дворецкая [9]). Так, в диссертационной работе Л.Ш. Мустафиной выявлено,    что  существует  как    общее,  так  и различное  в   структуре социальных представлений о совести в  группах учащейся молодежи, отличающихся по полу, возрасту и региону проживания [4]. Общими для всех групп являются элементы ядра СП (социальных представлений), отражающие глубокое понимание содержания феномена. Некоторые статистически значимые различия, возникшие в зависимости от пола, региона проживания и возраста молодых людей, имеются в «периферии»  СП. Представления студентов о совести оказались более содержательными, чем представления школьников, и совесть тесно связана в их сознании с нравственными качествами личности. Содержательно наиболее более полным оказалось ядро СП в группе девушек и юношей  —  студентов из Казани и девушек-школьниц из Москвы. Московские юноши достоверно чаще, чем московские девушки разделяют мнение об отрицательном влиянии совести на жизнедеятельность человека, проявляя цинично-прагматичное отношение к совести. В своей монографии М.И. Воловикова и Л.Ш. Мустафина также обращаются  к вопросу о различии представлений о совести юношей и девушек, а также молодых и пожилых людей. Авторы приходят к выводу, что ядро СП девушек и  юношей позитивно и практически идентично [5, c. 102].   В отношении возраста исследователи утверждают, что «Можно с уверенностью констатировать, что ядро СП (социальных представлений)  пожилых людей о совести максимально содержательно и затрагивает сущностные характеристики феномена совести» [5,  c. 115]. Отмечается также, что у небольшого числа пожилых респондентов отмечаются и негативные суждения о  совести, тогда как у молодых респондентов такие суждения встречаются чаще, а ядро  СП  беднее (там же). И.Г. Самойлова и  В.С. Матвеева  приходят к выводу, что «с возрастом голос внутренней совести, как  духовности, в большей степени становится регулятором нравственного поведения человека» [10,   c. 46]. Согласно выводам С.В. Горнаевой, Т.Н. Смотровой, люди старшего поколения также в  большей степени склонны переживать вину, нежели  молодые [11].

  Многие авторы рассматривают гендерные и возрастные различия  чувства вины, рассматриваемой, в частности, как эмотивный аспект функционирования совести. Подробная  сводка этих работ содержится в монографии Е.П. Ильина [12]. Так, обнаружено, что женщины чаще и интенсивнее переживают чувство вины (Kochanska, Gross et al., 2002; Harder, Zalma, 1990; Merisca, Bybee, 1994; Tangney, 1990).  Установлено, что эмоциональные расстройства, связанные с переживанием чувства вины (депрессия, анорексия и т. п.), чаще встречаются у женщин, чем у мужчин (Merisca, Bybee, 1994; Zahn-Waxler, Cole, Barrett, 1991). И.А. Белик, отмечает, что в западной психологии различаются вина как состояние человека и вина как его черта, тогда как в отечественной психологии принято употреблять  термины «эмоции вины» и совестливости как моральной черте личности. Совестливость, по данным И. А. Белик, выражена выше у женщин, чем у мужчин, и ниже - у лиц с высоким уровнем образования  [13].

     В наших кросс-культурных исследованиях последовательно изучаются представлений о совести в контексте свойств личности,  у респондентов, представляющих российскую. китайскую, грузинскую, немецкую и другие культуры (В.Х. Манёров, Ван Хаоюй [14], Ван Хаоюй [15], Э.Ю. Казнина [16]). В данном исследовании системы представлений о совести, измеряемые с  помощью методики ОССС (опросник свойств, состояний совести), выявлялись у представителей российской, грузинской, немецкой культуры. Попарно представления о совести сравнивались для групп молодых (20-30 лет) и пожилых (50-70 лет) представителей этих культур, всего 196 человек. Критерий Стьюдента для независимых выборок рассчитывался  для 106 пунктов (утверждений) ОССС. Ниже последовательно для трёх культур приводятся  утверждения, для которых получены достоверные меж-возрастные  различия:

1. Россияне. Для этой культуры получены  статистически достоверные  различия между выборками молодых и пожилых для 15 из 106 утверждений ОССС (примерно 7%). Для  пожилых респондентов, в сравнении с молодыми,  выявились, на уровне средних оценок, следующие тенденции:

1.1. Пожилые респонденты в большей мере не согласны с утверждениями,    что  «слово грех сегодня уже устарело», «совесть — человеческая выдумка, а не голос свыше», но в большей степени согласны с том, что «иногда в сердце человека звучит голос Бога». Этот факт может свидетельствовать о  тенденции  более религиозной трактовке совести  пожилыми людьми.

1.2.  Достоверно пожилые менее согласны с тем, что «некоторые нравственные требования сегодня сильно устарели»; «современный человек может добиться большего, потому что избавился от нравственных химер»; «в наше время совесть должна изменить свои требования к человеку». Таким образом, пожилые люди в меньшей степени склонны к «осовремениванию» якобы устаревших требований совести и нравственности.

1.3.  Более высоко оценивают  они эмотивную функцию совести:  «мир в душе даётся только чистой совестью», в  то же время не соглашаясь с тем, что «воспитание в человеке моральных запретов поощряет стадные чувства».

1.4. Более высоко оценивают проявления регуляторно-поведенческой функции совести, в меньшей степени соглашаясь с тем, что «нравственное сознание и нравственное поведение   слабо связаны».

1.5.  Более высоко оценивают  мотивационно-побудительную функцию «каждый должен выполнить свой долг»,  и в меньшей степени согласны признавать её укоры и критику как «помеху  в самореализации  личности».

1.6. Склонны к более негативной оценке людей бессовестных, с неработающей совестью: «человек с неработающей совестью склонен перекладывать ответственность за свои непорядочные поступки на других».

1.7. Менее гедонистичны, так как менее согласны с тем, что «глупо и вредно отказываться от всех естественных удовольствий жизни».

1.8.  В то же время  пожилые люди в большей степени согласны с тем, что «уже состоялись как личность и не тратят много сил, чтобы стать другими», а также «не отличаются особым стремлением к совершенству». Возможно, в этих утверждения появляется больший реализм и прагматизм  пожилых людей, наряду с осознанием ими собственной личностной зрелости.

2. Грузины. Для представителей этой культуры обнаружены  достоверные  меж-возрастные различия по 32 пунктам ОССС (30%):

2.1. Пожилые грузины  в несколько большей  степени согласны с утверждениями «Когда я чувствую себя потерянным, то обращаюсь Богу», «Я хорошо знаю заповеди и Бога стараюсь им следовать», «Вера и совесть — две стороны одной медали». Этот факт может свидетельствовать о  более религиозной трактовке совести пожилыми. Однако при этом они в большей степени согласны с тем, что «Большинство священников больше думает о материальной стороне жизни, чем о духовной», что, возможно,  отражает их  житейский и религиозный опыт.

2.2. В большей степени согласны с самим фактом наличия у них совести,  оцениваемой также более позитивно, чем молодыми: «В моей душе есть что-то, хранящее её чистоту», «Самая  таинственная  и лучшая часть моей души — это внутренний голос», «Меня можно назвать совестливым человеком», «Внутренняя правда лежит в глубине моей души», «Собственное  сердце — лучший советчик», «Что-то в моём внутреннем мире оберегает меня от дурных поступков и направляет в жизни», «Лучшие минуты жизни я повожу, беседуя с чем-то чистым в душе». При этом негативность оценки «мысленного собеседника» в  утверждении «Тот, с которым я мысленно разговариваю, мне неприятен» у пожилых несколько выше,  чем у молодых.

2.3.  Более  согласны с утверждениями: «Переживания совести очищают душу», «Если я поступаю не так, как должно, меня что-то грызёт и укоряет изнутри», «Мир в душе даётся только чистой совестью», и  в то же время менее согласны с тем, что «чувство вины  и стыда не способствуют развитию личности», «Воспитание в человеке моральных запретов поощряет в нём стадные чувства», в совокупности отражающими эмотивную функцию совести.

2.4. Более согласны с утверждением «Совесть должна проявляться в делах человека», отражающими регуляторно-поведенческую функцию совести.  При этом их оценка  утверждения «Нравственное сознание и нравственное поведение мало связаны» несколько  выше, чем у молодых.

2.5.  Более согласны с утверждением «Какая-то частица души помогает мне установит гармонию в человеческих отношениях»,  отражающими коммуникативную  функцию совести.

2.6. Более согласны с утверждениями «Когда я совершаю неприглядный поступок, пытаюсь понять, как не повторить его», «Я так сужу о своих поступках, как подсказывает мне внутренний  судья», «Внутренний голос снижает мою самооценку», «Совершая что-то непорядочное, мы больше вредим себе», «Совестливость или бессовестность человека отчётливо и по-разному отражается в его  внешнем облике».  отражающими рефлексивно-оценочную функцию совести. Возможно, в этом контексте объясняется и их более высокая оценка воспитательной  роли  совести, необходимой   родителям и  педагогам для воспитания совестливых детей.

2.7. Они менее согласны  с  пересмотром роли совести  «современным человеком» в утверждении: «Совесть я бы поставил  на последнее  место  списке необходимых современному человеку качеств”.

2.8. Более высоко оценивают  утверждение «Каждый должен выполнить свой долг», отражающим мотивационно-побудительную функцию совести.

2.9. Пожилые люди в большей степени согласны с тем они «уже состоялись как личности и не тратят много сил, чтобы стать другими», а также  «не отличаются особым стремлением к совершенству». Возможно, в этих утверждениях появляется больший реализм и прагматизм  пожилых людей, наряду с осознанием собственной личностной зрелости.

2.10. Пожилые в большей степени обнаруживают внешний локус контроля: «Моя внутренняя сила мало влияет на то, что со мной происходит», «Моя жизнь не управляема мной и контролируется внешними факторами». Также в большей степени они согласны с тем, что «Мой внутренний голос напоминает мне голос моих родителей».

2.11. В большей степени согласны с утверждением «Я не изменяю своим нравственным принципам даже в мыслях». Возможно, в  этом факте проявляется  их большее стремление к социальной желательности оценок. Пожилые также в  меньшей степени согласны с тем, что «обнаружили отсутствие смысла и цели в  жизни».

3. Немцы. Для этой культуры обнаружены достоверные различия по 7 пунктам  ОССС (6,6%).

3.1. Пожилые немцы, в сравнении с молодыми,  в меньшей степени согласны с тем, что «Человек по природе эгоистичен».

3.2. Пожилые в  большей степени не согласны с тем, что «Моя внутренняя сила мало влияет на то, что со мной происходит», что свидетельствует о  большей представленности у них  внутреннего локуса контроля.

3.3. Пожилые менее согласны с тем, что «Меня мало беспокоит, что подумают обо мне окружающие».

3.4. Менее согласны с тем, что «Никакого внутреннего голоса, который регулирует мои поступки, не существует».

3.5. Менее согласны с тем, что «Что-то мешает мне выполнять советы совести».

3.6. Менее согласны с тем, что «Большинство священников больше думает о материальной стороне жизни, чем о духовной».

3.7.  Менее согласны с тем, что «Я не хотел бы воспитывать своих детей как совестливых людей — это помешает им в жизни».

Итак, наш данные и их анализ показывают, что  наибольшие меж-поколенные различия в представлениях   о совести и нравственности  обнаруживается в грузинской культуре, наименьший — в немецкой, тогда как российская культура  занимает в это плане среднюю позицию. Ни по одному из 106 утверждений ОССС значимые меж-поколенные различия  не были обнаружены  во всех трёх культурах.  Поиск сходных по содержанию  различий проводился исходя  из наличия семантически сходных классов  (групп) представлений, выделенных выше для каждой культуры. Так, очевидно, что у россиян и у грузин обнаружена большая религиозность представлений о совести у пожилых, в сравнении с молодыми (п. п. 1.1. и 2.1). У русских и грузин имеются признаки меж-поколенных различий в оценке эмотивной функции (п. п. 1.3. и 2.3), регуляторно-поведенческой функции (п. п.1.4. и 2.4.), мотивационно-побудительной функции (п. п.1.5. и 2.8). В этих культурах также заметны меньшая степень  принятии пожилыми идеи необходимости более современных  представлений о совести (п. п. 1.2. и 2.7). Заметно и  большее неприятие феномена бессовестности  пожилыми  русскими (1.6) и принятия  проявлений совести  пожилыми грузинами (2.2). К этому  следует добавить, что и пожилые немцы менее согласны  с    тем, что «Никакого внутреннего голоса, который регулирует мои поступки, не существует», налицо также их меньшее принятие тезиса о том, что «Человек по природе эгоистичен».Также выявилось, что пожилые грузины, в сравнении с молодыми,  более проявляют внешний локус контроля, а пожилые немцы — внутренний локус контроля. В целом, безусловно,  содержательная наполненность меж-поколенных различий выделенных классов  в трёх культурах оказалась неодинаковой, и наиболее большой она оказалась в грузинской культуре. Можно высказать гипотезу, что масштаб и содержание выявленных  меж-поколенных различий в представлениях о совести определяется масштабом  и динамикой социально-культурных изменений, наиболее высокими в странах, возникших при распаде СССР, претерпевших глобальные политические, социальные,  экономические реформы, тогда как  ФРГ масштабные реформы переживала в послевоенные годы. В Грузии система нравственных представлений  изменена в наибольшей степени, поскольку  была поставлена и активно решалась задача за  20 лет изменить ментальность населения.

Литература

1. Емельянова Т.П. Кросскультурная психология: проблемы и тенденции развития / Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. С. 61-69.

2. Гиллиган К. Иным голосом: психологическая теория и развитие женщин // Этическая мысль: Научно - публицистические чтения. 1991/Общ. ред. А.А. Гусейнова. – М.: Республика, 1992, с. 352-371.

3. Hofstede, G., Hofstede, G. J., & Minkov, M. (2010). Cultures and organizations: Software of the mind (3rd Ed.). NY: McGraw-Hill  Book Company.1991. - 279p. 

4. Мустафина Л.Ш. Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести: Автореф.  дисс. … канд. психол. наук.  М.,  2012. 23 с.

5. Воловикова М.И., Мустафина Л.Ш. Представления о совести в российском менталитете.  – М.: Изд. ИП РАН, 2016.

6.  Манеров В.Х.. Совесть и представление о ней в современных психологических кросс-культурных исследованиях: проблемы и перспективы (обзор) // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2017. Том 2 (Методическое приложение), met 066. URL://http://met.emissia.org/offline/2017/content2017.htm   (Дата обращения: 01.01.2019)

7. Манеров В.Х., Богдановская И.М, Проект Ю.Л. Содержание и структура транс-культурного инварианта представлений о совести в сравниваемых культурах: результаты пилотажного исследования // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2017. № 8 (декабрь). ART 2561. - URL: http://emissia.org/offline/2017/2561.htm  (Дата обращения: 01.01.2019)

8. Хвостов А.А., Гаджимурадова З.М. Моральное самосознание студенческой молодежи двух культур: дагестанская и русская традиции. Монография. – М., 2005. – 292 с.

9. Абрамова И. А., Дворецкая М. Я. Представления о совести у студентов-психологов с разным эталоном жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 424-433. — URL https://moluch.ru/archive/204/50026/ (Дата обращения: 01.01.2019)

10. Самойлова И.Г., Матвеева В.С. Представления о совести молодых людей с разным уровнем осмысленности  жизни //  Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.    Социокинетика. – 2017. – Т. 23. – No1. – С. 44-47.

11.  Горнаева С.В., Смотрова Т.Н. Специфика переживания чувства вины и стыда у лиц с различными социально-психологическими характеристиками  // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Издательство:  (Красноярск)/ 2012. №3 (11).

12.  Ильин Е.П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. - СПб.: Питер, 2016.

13. Белик И.А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности.  Автореф.  дисс. … канд. психол. наук.  СПб.,  2006.

14. Манёров В.Х., Ван Хао Юй.  Транскультурный инвариант и культурно-обусловленные вариации в системе представлений о совести российской и китайской студенческой молодёжи в эпоху глобализации // Мат-лы межвузовского конкурса научно-исследовательских, научно-практических и творческих работ Всероссийского межвузовского фестиваля «Мы — разные, мы вместе: Россия -Китай»», под ред. Д.А. Светлова, Е.В. Шарапановской, СПб: Университет ИТМО, 2016.- 228 с., С. 135-152.

15. Ван Хаоюй. Особенности представлений о совести в структуре жизненных ценностей китайских студентов. Автореф.  дисс. … канд. психол. наук.  СПб.,  2013.

16.  Казнина Э. Ю. Развитие моральных суждений в процессе жизни (анализ межкультурных исследований) //Акмеология. 2015. №2 (54). c. 61-68.

 Работа выполнена в рамках гранта РФФИ    № 17- 06- 00981

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Literatura

1. Emelianova T.P. Krosskulturnaya psikhologiya: problemy i tendentsii razvitiya / Psikhologicheskiy zhurnal.  2004. T. 25. № 1. S. 61-69.
2. Gilligan K. Inym golosom: psikhologicheskaya teoriya i razvitiye zhenshchin // Eticheskaya mysl: Nauchno - publitsisticheskiye chteniya.
1991/Obshch. red. A.A. Guseynova. – M.: Respublika. 1992. s. 352-371.

3. Hofstede, G., Hofstede, G. J., & Minkov, M. (2010). Cultures and organizations: Software of the mind (3rd Ed.). NY: McGraw-Hill  Book Company.1991. - 279p. 

4. Mustafina L.SH. Struktura social'nyh predstavlenij uchashchejsya molodezhi o sovesti: Avtoref.  diss. … kand. psihol. nauk. –  M.,  2012. – 23 s.

5. Volovikova M.I., Mustafina L.SH. Predstavleniya o sovesti v rossijskom mentalitete.  – M.: Izd. IP RAN, 2016.

6.  Manerov V.H. Sovest' i predstavlenie o nej v sovremennyh psihologicheskih kross-kul'turnyh issledovaniyah: problemy i perspektivy (obzor) // Pis'ma v EHmissiya. Offlajn (The Emissia.Offline Letters): ehlektronnyj nauchnyj zhurnal. 2017. Tom 2 (Metodicheskoe prilozhenie), met 066. - URL://http://met.emissia.org/offline/2017/content2017.htm (Data obrashcheniya: 01.01.2019)

7. Manerov V.H.,Bogdanovskaya I.M, Proekt YU.L. Soderzhanie i struktura trans-kul'turnogo invarianta predstavlenij o sovesti v sravnivaemyh kul'turah: rezul'taty pilotazhnogo issledovaniya // Pis'ma v EHmissiya.Offlajn (The Emissia.Offline Letters): ehlektronnyj nauchnyj zhurnal. 2017. № 8 (dekabr'). ART 2561. - URL: http://emissia.org/offline/2017/2561.htm  (Data obrashcheniya: 01.01.2019)

8. Hvostov A.A., Gadzhimuradova Z.M. Moral'noe samosoznanie studencheskoj molodezhi dvuh kul'tur: dagestanskaya i russkaya tradicii. Monografiya. – M., 2005. – 292 s. (Data obrashcheniya: 01.01.2019)

10. Samojlova I.G., Matveeva V.S. Predstavleniya o sovesti molodyh lyudej s raznym urovnem osmyslennosti  zhizni //  Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya.    Sociokinetika. – 2017. – T. 23. – No1. – S. 44-47.

11.  Gornaeva S.V., Smotrova T.N. Specifika perezhivaniya chuvstva viny i styda u lic s razlichnymi social'no-psihologicheskimi harakteristikami  // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (ehlektronnyj nauchnyj zhurnal), Izdatel'stvo:  (Krasnoyarsk)/– 2012/  – №3 (11).

12.  Il'in E.P.  Psihologiya sovesti: vina, styd, raskayanie. - SPb.: Piter, 2016.

13. Belik I.A. CHuvstvo viny v svyazi s osobennostyami razvitiya lichnosti.  Avtoref.  diss. … kand. psihol. nauk.  SPb.,  2006.

14. Manyorov V.H., Van Hao YUj. Transkul'turnyj invariant i kul'turno-obuslovlennye variacii v sisteme predstavlenij o sovesti rossijskoj i kitajskoj studencheskoj molodyozhi v ehpohu globalizacii.//Mat-ly mezhvuzovskogo konkursa nauchno-issledovatel'skih, nauchno-prakticheskih i tvorcheskih rabot Vserossijskogo mezhvuzovskogo festivalya «My — raznye, my vmeste: Rossiya-Kitaj»», pod red. D.A.Svetlova, E.V.SHarapanovskoj, SPb: Universitet ITMO, 2016.- 228 s., S. 135-152.

15. Van Haoyuj. Osobennosti predstavlenij o sovesti v strukture zhiznennyh cennostej kitajskih studentov. Avtoref. Diss.... kand. psihol. nauk. SPb., 2013.

16. Kaznina EH.YU. Razvitie moral'nyh suzhdenij v processe zhizni (analiz mezhkul'turnyh issledovanij)//Akmeologiya. 2015. №2 (54). c. 61-68. 

 


Copyright (C) 2019, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал 
ISSN 1997-8588
(online), ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна
[ИП Ахаян А.А.],
 гос. рег. 306784721900012 от 07.08.2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100