| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Кукуев Евгений Анатольевич Панов Степан Михайлович Феноменологическое описание образовательной траектории студента с инвалидностью по зрению Аннотация _________ Yevgeny A. Kukuev Stepan M. Popov
Abstract Key words _________ Инклюзия в образовании является сегодня ярким и актуальным феноменом как в мире, так и в России. Неоднократно слышаться высказывания типа: «мы сегодня говорим об инклюзии, мы наблюдаем инклюзию…» всегда при этом возникает вопрос: «а когда мы переживаем инклюзию?», то есть является, становится ли инклюзия частью моего опыта. Это и определило содержание статьи – постараться зафиксировать опыт, феномен образовательной практики студента с инвалидностью. С согласия студента будут представлены основные точки в образовательной траектории Степана П. Как отмечает А.МУлановский: «Основной упрек Гуссерля в адрес психологии состоял в том, что исходные классы понятий, которыми она оперирует (восприятие, фантазия, высказывание и т.д.) и которые задают смысл ее предметной области и ее теориям, берутся из обыденного опыта и остаются спутанными, многозначными и слишком грубыми для описания. Каждое из таких слов указывает на целое множество горизонтов явления, его составных частей и сторон, которые остаются неразличенными и неотрефлексированными» [1, с.132]. Как приводит пример Степан: «Меня однажды пригласили на очень важное совещание по вопросам инклюзии, где должны решаться вопросы об активизации молодых людей с инвалидностью. Когда меня провели в зал я спросил: Сколько здесь человек. – Около 50-ти. А сколько в зале инвалидов? – Вы один. У меня вопрос: Как вы решаете вопросы инклюзивности без инвалидов? Ребята, так я среди вас самый компетентный в инклюзии. Вы только представляете о том, что это такое. А я живу так, потому что без инклюзии мне просто не выжить». Данный посыл актуализирует роль непосредственного опыта в инклюзии. Поэтому при анализе инклюзии, индивидуальной образовательной траектории студента с инвалидностью феноменологическое описание конкретного случая как минимум будет уместно. Учитывая объем статьи кратко представлю ретроспективу ситуации. Степан П. – 1979 года рождения. В школе учился плохо, поэтому после 9-го класса было рекомендована продолжить обучение в среднем профессиональном учебном заведении. Окончил по специальности «Газо-электро сварщик», был присвоен 4-ый разряд. В армии служил водителем, поэтому после службы стал работать водителем. В основном были дальние рейсы. В 2003 году, в связи с материальными проблемами, перешел на работу в рекламное агентство, где выполнял работу сварщика рекламных конструкций и менеджера по рекламе. С 2007 года начал терять зрение. В 2009 году оформлена инвалидность 1 группы по зрению – тотально незрячий. 2010 г. – реабилитация в г.Бийск. 2011 год – участие в Форуме молодежи (Тюмень). 2012 г. – курсы компьютерной грамотности в г. Москва. 2013 г. – клуб общения «Горизонт» (для людей с инвалидностью). 2013 г. - Форум «Утро». 2015 – 2019 гг. – бакалавриат Тюменского государственного университета (направление «Психолого-педагогическое образование»). 2019 – магистратура ТюмГУ. Потеря зрения выступила как точка бифуркации (И.Пригожин), понимая, что поведение системы в этой точке неопределенно [2]. Но с точки зрения событийности – после потери зрения жизнь стала насыщенней. Про этап жизни «до» Степан рассказывает общими фразами «учился, ругали», без привязки к конкретным событиям. А «после» высокий уровень «интенциональности» - направленности на предмет, рассказ всегда «о чем либо конкретном: событии, человеке», в соотнесении с каким-то конкретным моментом. Так, при беседе о периоде «до потери зрения» в отношении образования Степан использует фразы: «Да так себе учился», «Как все», «Это же обязаловка», «Там курили на крыльце, пили пиво прямо на уроке». При описании поступления и учебы в училище: «Директор прямо сказала: «Тебе лучше будет в училище», «Да всех гоняли» «Ну да, спецтехника – ведь это основной предмет для работы. Я реально видел за этим предметом конкретную работу. Там понятно, что если ты чего не усвоил в теории, ты просто завтра не сможешь выполнить на практике». Данные высказывания можно обобщить: нормативность образования; доминирование внешней мотивации; стремление к практикоориентированности знаний. Последний момент является определяющим в осмыслении процесса образования Степаном: «у меня нет времени просто сидеть и слушать. Если преподаватель конкретно не может сказать для чего это нужно, где это важно на практике – то я отключаюсь. И не просто общие слова – мол все пригодиться, а именно конкретно, что без этого прям нельзя». Данный момент актуализирует понятие «совместное бытие» (М.Хайдеггер) и «со-бытие» (В.И.Слободчиков) [3]. В этом же контексте и фраза Степана: «Если человек молчит – то его для меня нет». Это можно отнести к методике «активного слушания». Чтобы была постоянная обратная связь. Но Степан усиливает этот момент: «человек должен быть актуальным»! И это не просто факт присутствия, «актуальность» это уже факт значимости, взаимодействия, потребности человека и в человеке. Что выводит на вопрос: как выстроить разговор, чтобы этот человек постоянно был. И это вновь к «совместному бытию». В рамках образования это трансформируется в следующем (со слов Степана): «В занятии для меня важным являются три момента: 1. Насколько преподаватель знает о чем говорит. 2. Насколько это нужно для практики. 3. Насколько он говорит это мне». Если первые два компонента мы отнесем к профессионализму педагога, то третий пришлось прояснять: Я: что значит «мне»? Степан: реально, насколько он меня понимает и выделяет в аудитории. Я: но ведь у нас групповое обучение, в аудитории еще много студентов. Степан: я и не говорю, что все должно быть сосредоточено на мне. Ну а кому вообще-то преподают? Ко мне не обязательно на лекции обращаться по имени. Я по голосу слышу, если он обращен сейчас ко мне. И по содержанию понимаю, что информация может быть использована мной». Значит дело не в эгоизме и привлечении внимания к себе. А в персонализированности информации и взаимодействия. То есть опять – профессионализме педагога. Метафорически можно выразить так: читать лекцию всем или каждому? Соотнесение как в гештальпсихологии «фигуры/фона». Точное понимание, что в рамках образования является фигурой, а что фоновым компонентом. Осмысливая высказывание Степана можно сказать: Говорить всем – это говорить никому. Что возвращает нас к субъектности образования. Понимание инклюзии как включения и предопределяет включение каждого. То есть, опять феноменологический контекст, что интенциональность – это предметность и субъектность: «Я знаю, что я говорю и знаю – кому». Значимым моментом в жизни Степана явился клуб общения «Горизонт» (взаимодействие людей с инвалидностью, руководитель С.В.Жукова, г.Тюмень), в котором произошли два события: 1. Определение социального статуса. Степан относительно недавно стал инвалидом. Степан: «Кто я для них был – водила. Они все такие крутые, опытные. Не забывайте, мы такие же – у нас тоже есть внутренняя иерархия». Он много еще не знал (в отношении жизни с инвалидностью) и в этом клубе он был новичком. При чем остальные члены клуба позиционировали себя выше Степана из-за его профессии «водила». В процессе размышления Степан приходит к пониманию, что он сможет занять высокий социальный статус в этой группе, если будет обладать компетенцией, которой нет у других. А для этого ему нужно учиться. 2. Степан регулярно проводил разные мероприятия: пел под гитару, участвовал в КВН, пытался организовать молодых инвалидов. К ним в клуб приходил психолог, который использовал, в частности, метод провокации, выход из зоны комфорта. И однажды во время индивидуальной консультации он спросил: Психолог: Что ты делаешь? Степан: помогаю людям с инвалидностью стать активнее… Психолог: Скажи прямо и точно: чему ты их научил. Ты ведь просто играешь с ними, ты их веселишь. Степан: «Вот это меня сильно задело. Я думал, что реально работаю для них. А ведь действительно я их ничему не научил». Эти два момента сфокусировали его на продолжении обучения и именно по психолого-педагогической направленности. Описанные ситуации определили формирование внутренней мотивации Степана на образование. Анализ высказываний Степна и наблюдение за его образовательной траекторией проведем через призму теории самодетерминации (Э.Диси, Р.Райана) [4, с.206]. Выделяемый исследователями первый компонент «Потребность к автономности – стремление самостоятельно контролировать собственные действия и поведение» [4, с.207]. Свобода действий – стремление к автономности: «Хочу не зависеть», «Я хочу быть самостоятельным», «Мне не нужна опека. Я все могу сделать сам», «Это как правила взаимодействия с незрячим, знаете? Не хватать трость – она моя. Не дергать меня – мне можно сказать. Не тащить – я могу сам». Потребность в компетентности – «стремление достичь результатов, быть эффективным» [4, с.209]. «Я могу многое», «Знания мне нужны, чтобы я смог нормально жить. Но еще хочу, чтобы и другие незрячие тоже так могли», «Как только что-то узнаю, сразу хочу, чтобы об этом узнали и остальные», «Порой преподаватели выдают классную информацию, и я тогда сразу понимаю, в каких случаях мне ее реально не хватало». Потребность во взаимосвязи с другими людьми- «установление надежных и удовлетворяющих индивида отношений с другими людьми» [4, с.209-210]. Одним из механизмов формирования личности является идентификация. Степану важно общение с людьми потерявшие зрения, но добившиеся социального роста. Получение положительной связи от социальной среды обеспечивает позитивный настрой на продолжение образовательной деятельности. «Он (О.Колпащиков – руководитель движения «Белая трость», Екатеринбург) также потерял зрение – и добился всего сам. Он всемирные конгрессы делает – вот это статус», «Теперь (после мероприятий) я иду по коридору и меня знают, со мной здороваются», «Так то (смеется) не многих студентов директор института называет по имени отчеству». Целевой компонент педагогической деятельности Степана: быть связующим между миром зрячих и незрячих. Зрячим – рассказать о мире слепых. Незрячим – помочь актуализироваться в мире зрячих. Современные формы образования в виде индивидуальной образовательной траектории позволяет удовлетворять образовательные потребности Степана и в части эффективности и социально-психологического благополучия [5]. Для меня, как педагога, взаимодействие со Степаном – это профессиональное переосмысление. 1. Инклюзия – разнообразие. Игнорирование разнообразия в образовательной деятельности - это, по сути, приведение любой гетерогенной группы к гомогенности, выстроенной на основе предпочтений педагога. Степан показал, что это не всегда так. С момента, когда в аудитории появился Степан, я понял, что преподавать как раньше уже не могу. Разнообразие образовательной среды детерминирует профессиональный рост педагога, нацеливая его на расширение спектра методических приемов и т.д. используемых на занятии. 2. Инклюзия это не адаптация. Я не должен подстраиваться под особенности Степана. Я должен выводить методику преподавания на уровень, который бы предусматривал разнообразие аудитории, в которой может находиться и Степан. Представленное феноменологическое описание образовательной траектории студента с инвалидностью по зрению позволяет зафиксировать часть образовательного опыта Степана П.. Содержательное наполнение инклюзии в высшей школе должно учитывать анализ образовательных практик студентов с инвалидностью, получаемый, в том числе, качественными методами. Тем самым теория будет не только соединяться с практикой, она будет базироваться на ней. Дополнение подобных описаний опытом других субъектов образовательного процесса позволит точнее описать модель инклюзивного высшего образования, построенного на принципах открытости, гетерогенности и эквифинальности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-013-00373 А «Академическая мобильность студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях трансформации высшего образования». Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2019, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |