Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2019

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель:  Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

ART  2770

 2019 г., выпуск  № 9 (сентябрь)


Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
А.К.Векслер. Разработка композиции орнамента как средство формирования профессиональной компетентности художника // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2019. №9 (сентябрь). ART 2770. URL: http://emissia.org/offline/2019/2770.htm

_________

Векслер Анна Кирилловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и декоративного искусства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
vekslertex@gmail.com


Разработка композиции орнамента как средство формирования профессиональной компетентности художника

Аннотация
В материалах статьи рассматриваются основные составляющие профессиональной компетентности художника и выявляются способы их достижения в контексте художественного образования. Анализ таксономии образовательных целей Б. Блума показал, что развитие креативности мышления происходит в аффективной области. Схожесть категорий этой области и логической последовательности творческого процесса (создания композиции произведения) подтверждена наглядным примером – этапами формирования растительного орнамента. Таким образом доказывается предположение, что освоение орнамента является действенным способом достижения профессиональной компетентности художника.

Ключевые слова
орнамент, профессиональная компетентность, художественное образование, креативность мышления, композиционные способности, категории аффективной области.

_________

Anna K. Veksler
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of art education and decorative arts, Al. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
vekslertex@gmail.com


Development of composition in ornaments as method for building professional competence of artist

Abstract
The present article considers the main components of the artist's professional competence and identifies the ways to achieve them in the context of art education. By conducting an analysis of B. Bloom's taxonomy of educational goals, the author shows that the development of creativity of thinking occurs in the affective domain. The similarity of this area's categories to the logical order of the creative process (creating a composition of artwork) is endorsed by a case study of the stages of a floral ornament development. The research outcomes allow us to conclude that the work with an ornament is an effective way to develop creative thinking since it has the logic of psycho-emotional processes and the demonstrativeness of a universal visual component. Thus, it proves an assumption that the development of ornament is an effective way to achieve professional competence in the art field.

Key words
ornament, professional competence, art education, creative thinking, compositional skills, categories of affective area.

_________

Введение

Профессиональные качества специалиста (в любой области жизнедеятельности) подтверждаются его компетентностью и способностями не только к выполнению задания по определенному деятельностному алгоритму, но и к творческому решению поставленной задачи. В профессиональной деятельности часто возникают ситуации, при которых выполнение одного задания требует самостоятельной постановки и решения новых задач, а в работе художника такие ситуации возникают постоянно. Например, выполняя конкретный заказ – создание произведения на определенную тему, – художник решает целый ряд профессиональных задач. Даже если задание сформулировано достаточно точно и оговорены тема, размер и материалы, возникают вопросы выбора сюжета, стилистики исполнения, манеры изображения и пр., на которые ответить может только сам мастер. Именно от профессионального выбора «вопросов и ответов» зависят качественные и ценностные характеристики художественного произведения. Умение ставить и самостоятельно решать профессиональные задачи в области пластических искусств является одним из главных универсальных учебных действий, лежащим в основе профессионального художественного образования.

Важно отметить, что пластические искусства, это широчайшая область художественной деятельности, поэтому предлагаем рассматривать достижение профессиональной компетентности художника на примере освоения орнамента, как уникального компонента, объединяющего все виды пластических искусств.

Цель разработки материалов статьи: выявление основных составляющих профессиональной компетентности художника и способов их достижения в контексте художественного образования.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, индукция) и эмпирические (наблюдение).

Гипотеза: анализируя составляющие профессиональной компетентности художника, можно утверждать, что основными являются способности к созданию художественного произведения, среди которых ярко выделяются композиционные способности. Уровень таких способностей зависит от индивидуальных качеств личности – креативности мышления, являющихся определенными способностями психики. Опираясь на разработанную Б. Блумом таксономию образовательных целей [1], полагаем что развитие креативности мышления, происходит в аффективной области, отвечающей за эмоционально-ценностную составляющую всего образовательного процесса. Развивая креативность мышления, влияющего на композиционные способности, художник повышает уровень своей профессиональной компетентности. Следовательно, необходимо выявить способ развития креативности мышления, обладающий логикой психо-эмоциональных процессов и подтвержденный наглядностью универсального визуального компонента.

Профессиональные компетенции художника

Следуя логике обозначенной цели исследования, рассмотрим понятие профессиональная компетентность в контексте художественного образования; проанализируем определенные Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) компетенции и выявим наиболее значимые (по нашему мнению) в обучении профессионального художника.

В научной и методической литературе понятие компетентность определяют как «способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией» [2]. Корпус профессиональных компетенций художника формируется в соответствии с ФГОС ВО [3]. В содержании общекультурных компетенций утверждается, что: художник должен обладать способностями к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-1;ОК-7). Общепрофессиональными компетенциями определяются способности художника: к интерпретации и отражению явлений и образов окружающей действительности; свободному владению выразительными средствами изобразительного искусства; креативности композиционного мышления в процессе создания авторских произведений (ОПК-1; ОПК-2). Уровень профессиональных компетенций определяет способности художника, используя полученные знания в области истории искусства и материальной культуры, формулировать свой творческий замысел и аргументированно излагать его средствами изобразительного искусства. Понимание особенностей основных художественных течений и знание исторических сведений о выдающихся произведениях пластических искусств, также формируют профессиональные компетенции художника (ПК-1;ПК-7). Анализ перечисленных компетенций показывает, что особое значение отводится когнитивным и аффективным способностям личности, наиболее задействованным в процессе обучения профессионального художника.

Креативное мышление и композиционные способности

Можно сказать, что все вышеперечисленные компетенции, характеризуют и формируют корпус способностей, необходимых для создания художественного произведения, среди которых композиционные способности, демонстрирующие уникальность художественной мысли, являются основными. Как известно, каждый этап создания художественного произведения (от замысла – до воплощения в материале), требует осмысления и выбора решения. Уникальность этих решений зависит от креативности мышления мастера, следовательно, мы можем утверждать, что креативность как способность к нестандартному творческому решению, наиболее актуальна в профессиональной деятельности художника.

По мнению ученых психофизиологов, развитие креативного мышления зависит от многих факторов, как физиологических, обусловленных характеристиками собственной мозговой деятельности, так и приобретенных в процессе профессиональных образования и работы. Способность к творческой деятельности, определяется как «пластичность» на уровне нейронных связей, которая демонстрирует «активность центральной нервной системы» и выражается в «свободной переключаемости, адекватности переноса старых способов действия на новые условия, не стереотипности мышления и пр.» [4].

Однако, не только физиология отвечает за формирование «пластичности ума». Развитие творческих способностей и креативности мышления было бы невозможно, без «формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, которое начинается с восприятия, интереса, проявляется в готовности реагировать, и выражается в усвоении и активном проявлении ценностных ориентации и отношений» [5]. Можно назвать это личным психо-эмоциональным опытом, который лежит в основе способности к воображению (сочинительству). Именно «воображению отводится большая роль в развитии креативности (по мнению Л. С. Выготского), успешная работа которого находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека» [4]. Психология и физиология объясняют механизм развития креативности, обусловливающей композиционные способности художника, а формирование этих способностей происходит во время профессионального художественного образования. Точнее – в процессе освоения композиции, как метода построения художественного произведения.

Основу любого композиционного решения художественного произведения (фигуративного, изобразительного, ассоциативного и пр.) определяет формальная композиция, которую «необходимо понимать как систему абстрактных изобразительных элементов, выстроенную с целью конструирования целостной и пластически организованной структуры искусственной системы» [6, С.3]. Визуальное восприятие любого художественного произведения показывает, что его композиционное построение является уникальной организацией изобразительных элементов (точки, линии, фигуры-абстракции или фигуры-изображения), находящихся в определенных ритмических, пропорциональных, масштабных и количественных отношениях. Взаимоотношения элементов в композиции формируют как само произведение, так и отвечают за его художественно-выразительные особенности. Художественная ценность произведения зависит от гармоничности взаимоотношений элементов, а наличие гармонии в произведении зависит от композиционных способностей автора.

Рассмотрев и проанализировав различные примеры художественных произведений (пластических искусств и архитектуры), можно утверждать, что именно орнамент, являясь «значительным визуально воспринимаемым компонентом, обладающим комплексом свойств художественно-эстетической системы», демонстрирует формальное изобразительное содержание и уникальную наглядность логики построения композиции.

Орнамент как способ развития креативности мышления

Анализ работы над художественным произведением показывает, что данный творческий процесс происходит в определенной логической последовательности, включающей: восприятие окружающего мира; вдохновение; замысел произведения; разработку и визуализацию идеи; реализацию творческого замысла. Логика данной последовательности имеет явное сходство с формированием аффективной области таксономии Б. Блума, состоящей из: восприятия (1), реагирования (2), усвоение ценностных ориентаций (3), организация ценностных ориентаций (4) и распространение этих ориентаций на деятельность (5). Эмоционально-личностное отношение художника к окружающему миру проявляется в уникальности созданного им произведения, зависящей от креативности мышления. Можно предположить, что развитие креативности мышления, происходит именно в аффективной области, отвечающей за эмоционально-ценностную составляющую всего образовательного процесса.

Алоиз Ригль австрийский искусствовед, занимаясь теорией «Художественной воли», выявил связь между способами созерцания природы, зрительным восприятием и особенностями формообразования в орнаменте [7]. Сегодня мы можем утверждать, что умение выявлять подобные связи демонстрирует креативность мышления художника, которая выражается в готовности к трансформации и комбинированию форм окружающего мира, а так же в способности к созданию новых пластических образов и художественных систем.

Сопоставим предложенные Б. Блумом категории аффективной области и этапы работы над композицией орнамента (на примере античного орнамента), и докажем, что созданный художником «растительный» орнамент является убедительным подтверждением креативности его мышления.

По мнению А. Ригля, прототипом растительного орнамента был реальный цветок лотоса (1 - восприятие) [8]. «Художественная воля» мастера, трансформировала природный объект в условное плоскостное изображение, сохранив уникальные визуальные характеристики. Таким образом, реальный цветок лотоса превратился в изобразительный элемент (2 — реагирование). Затем, мастер дополнил созданный изобразительный элемент особой линией и формой, их прототипом были стебель растения и капля росы. Соединенные вместе «завиток с каплей» и изобразительный элемент «цветком лотоса», стали основным орнаментальным мотивом (3 - усвоение). Следующим шагом художника в создании орнамента стало расположение этих мотивов по одной долевой оси (в линию). Многократный повтор орнаментальных мотивов, расположенных по одной долевой оси, определил уникальный ритмический строй (4 - организация). Таким образом, древний мастер разработал принцип создания орнамента, как уникальной целостной художественно-пластической системы из однотипных, ритмически повторяющихся элементов (5 - распространение).

Рассмотренный пример «рождения» растительного орнамента, на основе существующего в природе прототипа, демонстрирует способности художника к абстрактному мышлению – анализу и синтезу реальных объектов (цветка и капли росы), позволяющему интерпретировать образы окружающей действительности в художественные изобразительные элементы. Креативность композиционного мышления художника проявляется в процессе создания нового художественного элемента и разработке ритмической организации орнамента. Анализируя множественные сохранившиеся примеры античных растительных орнаментов, как в интерьерах и экстерьерах зданий, так и в коллекциях музеев, можно утверждать, что ясно сформулированный творческий замысел убедительно представлен средствами изобразительного искусства (живописном, графическом, скульптурном и пр.).

Заключение

Анализ составляющих профессиональной компетентности художника показал, что способности к созданию художественного произведения, являются основными. В формировании профессиональной компетентности особенно важны композиционные способности, уровень которых зависит от индивидуальных качеств личности, а именно – креативности мышления. Развитие креативности мышления происходит в аффективной области, отвечающей за эмоционально-ценностную составляющую всего образовательного процесса, и способствует повышению уровня профессиональной компетентности художника. Орнамент является ярким примером креативности мышления художника, следовательно, работа над созданием орнамента (орнаментальных композиций) является действенным способом развития креативности мышления, так как обладает логикой психо-эмоциональных процессов и наглядностью универсального визуального компонента. В контексте художественного образования, орнамент является способом достижения профессиональной компетентности художника.


Литература

  1. Bloom, B.S., (Ed.). 1956. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman

  2. Роль современного урока в формировании ключевых компетенций учащихся. URL: http://school52uu.ucoz.ru/ [Дата обращения 10.09 2019]

  3. Азарова Р.Н., Золотарева М.Н. Разработка паспорта компетенции. Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325222633.pdf [Дата обращения 10.09 2019]

  4. Николаева Е.И., «Психология детского творчества. 2-е изд.»: Питер; Санкт-Петербург; 2010. URL: https://psyera.ru/psihofiziologicheskie-osnovy-tvorchestva_9077.htm [Дата обращения 10.09 2019]

  5. Общие положения таксономии Б. Блума. URL: https://studopedia.ru/16_87688_glava-obshchie-polozheniya-taksonomii-b-bluma.html [Дата обращения 10.09 2019]

  6. Михалев А.В. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Формальная композиция» С.3. URL: https://docviewer.yandex.ru/ [Дата обращения 10.09 2019]

  7. Riegl, A. Stilfragen: Grundlegungen zu einer Geschichte der Ornamentik / А. Riegl. – Berlin : Verlag von Georg Siemens, 1893 – 346 с.

  8. Арсланов В.Г. История западного искусства XX ве... Учебное пособие для вузов М. Академический Проект, 2003. 768 с. ( Gaudeamus ). URL: http://biologo.ru/uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-m-akademicheskij-proekt-2003-768-s/index5.html#pages [Дата обращения 10.09 2019]

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогическихнаук, член Редакционной Коллегии

Literatura

  1. Bloom, B.S., (Ed.). 1956. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman

  2. Rol' sovremennogo uroka v formirovanii klyuchevykh kompetentsiy uchashchikhsya. URL: http://school52uu.ucoz.ru/ [Data obrashcheniya 10.09 2019]

  3. Azarova R.N., Zolotareva M.N. Razrabotka pasporta kompetentsii. Metodicheskiye rekomendatsii dlya organizatorov proyektnykh rabot i professorsko-prepodavatel'skikh kollektivov vuzov. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325222633.pdf [Data obrashcheniya 10.09 2019]

  4. Nikolayeva Ye.I., «Psikhologiya detskogo tvorchestva. 2-ye izd.»: Piter; Sankt-Peterburg; 2010. URL: https://psyera.ru/psihofiziologicheskie-osnovy-tvorchestva_9077.htm [Data obrashcheniya 10.09 2019]

  5. Obshchiye polozheniya taksonomii B. Bluma. URL: https://studopedia.ru/16_87688_glava-obshchie-polozheniya-taksonomii-b-bluma.html [Data obrashcheniya 10.09 2019]

  6. Mikhalev A.V. Elektronnyy uchebno-metodicheskiy kompleks po uchebnoy distsipline «Formal'naya kompozitsiya» S.3. URL: https://docviewer.yandex.ru/ [Data obrashcheniya 10.09 2019]

  7. Riegl, A. Stilfragen: Grundlegungen zu einer Geschichte der Ornamentik / A. Riegl. – Berlin : Verlag von Georg Siemens, 1893 – 346 s.

  8. Arslanov V.G. Istoriya zapadnogo iskusstva XX ve... Uchebnoye posobiye dlya vuzov M. Akademicheskiy Proyekt, 2003. 768 s. ( Gaudeamus ). URL: http://biologo.ru/uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-m-akademicheskij-proekt-2003-768-s/index5.html#pages [Data obrashcheniya 10.09 2019]
     


Copyright (C) 2019, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
ISSN 1997-8588 (
online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а
Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006.

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100