| |||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||||
|
|||||
_________ Шумара Елена Викторовна
Аннотация Ключевые слова _________ Elena V. Shumara
Abstract Key words _________ Разработка обучающего программного обеспечения для школьного обучения – задача на сегодняшний день серьезная и актуальная. Существует множество электронных образовательных ресурсов (ЭОР), однако они все еще не покрывают в полной мере потребности работающего учителя. Использование ЭОР дает учителю большие преимущества: он получает возможность приобретения профессиональных компетенций, направленных на реализацию ФГОС нового поколения; повышает эффективность своей педагогической деятельности, получает новые образовательные результаты; знакомится с новыми видами контроля и коммуникации; повышает интерес учащихся к познавательной деятельности [1]. Однако использование на уроках компьютерного обучения сопряжено со многими трудностями. Например, учителю не хватает времени не только на использование компьютера, но и на реализацию основной программы; компьютерные классы заняты в необходимые учителю-предметнику часы; качество техники на местах не соответствует требованиям современного программного обеспечения и т.п. Основная же проблема, на наш взгляд, заключается в следующем: учитель не находит применения некоторым (а порой и всем) имеющимся функциям предлагаемого программного обеспечения. В результате зачастую он применяет компьютерные обучающие средства не потому, что они помогают повысить качество обучения, а потому что «так надо». В лучшем случае, учащимся предлагается поработать с такими ресурсами самостоятельно (что, безусловно, приносит пользу, но не всегда отвечает сиюминутным целям педагога). Многолетний опыт разработки и сопровождения электронных образовательных ресурсов показал, что по-настоящему востребованными являются те из них, которые в максимальной степени соответствуют учительскому запросу. Не просто отражают содержание обучения, но также помогают учителю справиться с многочисленными ежедневными трудностями. По сути, учителю требуется инструмент решения образовательных задач. И те электронные ресурсы, которые этот инструмент предлагают, выигрывают у остальных. В чем же причина успеха таких «выигрышных» ресурсов? Помимо прочих достоинств, они характеризуются следующей особенностью: в рабочую группу по их разработке входят практикующие педагоги-предметники. Учитель выступает необходимым звеном на разных этапах разработки обучающего программного обеспечения и, в конечном итоге, получает продукт, востребованный в реальной практике обучения. Рассмотрим основные этапы разработки обучающего программного обеспечения и выделим те из них, для которых роль учителя является наиболее яркой. Итак, этапы в целом следующие:
Остановимся подробнее на первом, третьем и четвертом этапах. На первом этапе прежде всего ставятся цели создания обучающего средства; происходит отбор содержания и его методическая обработка; определяются наиболее эффективные методы работы с содержанием; принимается решение о необходимом наборе компьютерных инструментов; формируется база задач; разрабатываются сценарии диалога учащихся и системы. Выбираются также формы работы и соответствующие им виды ЭОР: теоретическая (учебное пособие, учебник), методическая (практикум, рабочая тетрадь – призваны активизировать деятельность учащихся и способствовать формированию как предметных умений, так и универсальных учебных действий на основе знаний [2]), теоретическая + методическая (учебно-методическое пособие), информационная (учебно-методический комплекс – ориентирован на формирование знаний, активизацию познавательного интереса учащихся к изучаемому материалу [2]) [3]. Безусловно, на этом этапе учителя как участники рабочей группы могут принести неоценимую пользу. Именно учитель может сказать, какие элементы образовательной программы нуждаются в компьютеризации и почему; какие ошибки совершают учащиеся; в чем состоят основные трудности, с которыми сталкиваются ученики при изучении выбранного материала, и каковы, предположительно, инструменты, которые помогут эти трудности преодолеть. Учитель знает, какие типовые модули обучающего средства ему нужны, и понимает, каким содержанием следует наполнить эти модули. Где-то нужна наглядность, где-то отработка навыка, где-то гипертекст, позволяющий быстро получить информацию. А где-то требуется исследовательский инструмент – и это, на наш взгляд, тот тип обучающего средства, при разработке которого вообще без учителя не обойтись. Третий этап, тестирование программного продукта, осуществляют специалисты-тестировщики. Они находят ошибки, допущенные при создании программы; проверяют, соответствует ли поведение программы ожидаемому; исследуют поведение программы на разных входящих данных и при разных воздействиях пользователя. Учителю однако также найдется место на этом этапе. Заниматься «испытанием» электронного ресурса в техническом смысле он, конечно, не будет. Зато учитель способен проверить, соответствует ли разработанный продукт поставленной педагогической цели, удобен ли интерфейс, эффективны ли разработанные инструменты для решения задач и т.п. В идеале тестирование педагогами должно осуществляться не тогда, когда программное средство уже полностью готово, а в процессе работы над ним. Удачный симбиоз «разработчик + педагог» может отшлифовать программное средство, максимально приблизив его к идеалу. Четвертый этап – это время экспериментальной проверки готового средства. Очевидно, что учитель здесь играет одну из важнейших ролей. А те учителя, которые принимали участие в разработке электронного образовательного ресурса, выходят буквально на передний план. Они разрабатывают идеологию включения ЭОР в учебный процесс и на основе сделанных разработок предлагают ресурс другим педагогам своей области и, разумеется, ученикам. На этом этапе учителем уточняются и корректируются цели обучения с использованием ЭОР, изменяется или дополняется содержание обучения (в частности, база задач), принимается окончательное решение о наборе компьютерных инструментов, их функционировании и использовании; оцениваются эргономические свойства программного средства, а также удобство интерфейса. Итак, практикующий учитель как носитель бесценной информации о реальном учебном процессе может и должен являться участником группы разработчиков электронных образовательных ресурсов. На факультете математики РГПУ им. А.И. Герцена много лет ведется работа по созданию электронных обучающих средств, и опыт этой работы показывает, что плотное взаимодействие педагогов и разработчиков не только целесообразно, но и необходимо для получения достойного результата.
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||||
| |||||
Copyright (C) 2019, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online). ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07,08,2006. |