| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург | |||
| |||
----------
Повзун Александр Андреевич
Павловская Виктория Степановна Музыкальные предпочтения студентов и их роль в адаптации к университетским нагрузкам
Аннотация Ключевые слова: университетская среда, музыкальные предпочтения, адаптация студентов, университетские нагрузки ----------
Alexandr A.
Povzun
Viktoriya S.
Pavlovskaya Students music preferences and theirs role in adaptation to loads during the university students
Abstract Keywords: university environment, musical preferences, student adaptation, loads during the university studies ---------- Современный студент испытывает за время обучения разнообразные нагрузки к которым должен адаптироваться. Одним из наиболее легкодоступных и массовых компенсаторных эмоциональных факторов адаптации является музыка, возможность выбора которой является сегодня абсолютно индивидуальной [1]. Студент в наушниках - явление настолько массовое, для любого учебного заведения, что требует, на наш взгляд, особого внимания, поскольку при индивидуальном прослушивании музыки приоритетность личного выбора становится весьма любопытной, а вопрос – решает ли такой выбор адаптационные проблемы студента в университете, не праздным. В связи с этим представляется целесообразным изучение особенностей восприятия музыки на разных уровнях нейро- и психофизиологической деятельности студента с целью выявления его уровневой специфики и определения возможностей его дифференциальной психологической диагностики, и, как следствие, решения психологических проблем, в том числе и адаптационных. Это и стало целью нашего исследования. В исследовании приняли участие 128 студентов второкурсников Сургутского государственного университета ХМАО-Югры в возрасте 18–19 лет, обоих полов. Для оценки музыкальных интересов использовалась анкета музыкально-стилевых предпочтений учащейся молодежи с разным уровнем музыкального образования Борисовой, с возможностью добавить отсутствующее музыкальное направление. В качестве нейрофизиологических и нейропсихологических показателей способных определять музыкальный выбор оценивались, пол, уровень нейротизма и темперамент по Айзенку, общий уровень стрессоустойчивости по Щербатых, функциональная асимметрия коры больших полушарий и её доминирующий профиль по Деннисону, латеральный профиль коры в различных формах мышления по Бензигер. Кроме того, оценивались совпадение доминирующего и латерального профилей коры с целью оценки наличия противоречия между ведущим и предпочтительно используемым полушарием в процедуре мышления, а также совпадение ведущего полушария и ведущего уха, поскольку известно что асимметрия слуховой музыкальной памяти является когнитивной характеристикой этой функции, имеющей нормальное распределение и влияет на выбор высотной либо ритмической характеристики музыки Полученные нами результаты показали, что выбор студентом музыкального стиля не имеет достоверной связи ни с одной нейрофизиологической характеристикой и, соответственно, не решает никаких проблем адаптации его центральной нервной системы, во всяком случае к учебным нагрузкам. Тем не менее очевидно, что музыка оказывает непосредственное влияние на когнитивные состояния и способности человека, улучшая или ухудшая их состояние [2]. А эти способности во многом определяются организацией мозга – доминирующим профилем. Отсутствие корреляции с эти показателем, говорит о том, что выбор музыкального стиля основной массой студентов в нашей группе, в основном является, данью моде, то есть студент слушает музыку только потому что ее слушают все остальные. Но, в таком случае, активное эксплуатирование музыкального стиля не соответствующего корковой организации, способно усугубить функциональное состояние ЦНС являясь, в этом случае, дополнительным стресс-фактором. Поскольку для мозга в таком состоянии приоритетными становятся решения направленные, прежде всего, на самосохранение, то последствием таких решений может стать снижение эффективности и результата обучения, либо, в противном случае, учеба сама становится приоритетным процессом самосохранения. Допускаем, что такой вывод может быть справедлив только для выборки, которая сформирована по одному признаку – все участники, студенты младших курсов университета, без учета каких-либо других социальных характеристик группы, обычно принятых в подобных исследованиях [3]. Отчасти это объясняет и отсутствие корреляции с нейро-психологическими показателями, отмечаемое некоторыми авторами [4]. Но если принять во внимание, что музыкальный выбор студенческой молодежи, как и любые другие, определяется в основном средой, то наш результат становится вполне объясним. И, следовательно, можно сделать вывод, что университетская среда не оказывает серьезного влияния на формирование музыкальных, да и не только музыкальных предпочтений молодежи [5]. Особо отметим, что нами не найдено различий по полу в музыкальных предпочтениях студентов. Такие различия для этого возраста должны быть особенно актуальны [6], поэтому абсолютный гендерный унисекс, сам по себе настораживает и заслуживает отдельного анализа. Кроме того, индивидуальный выбор студентов, мало отличается от общепринятого публичного выбора, включая практически те же самые жанры и стили музыки которые являются уже традиционно «молодежными» направлениями, широко популяризированными для этой аудитории и внутри самой группы практически никакой собственной дифференцировки по исследуемому показателю нет [7]. А значит разговор вообще не идёт о снятии стрессовых нагрузок. Эти нагрузки студентами снимаются, видимо, другими способами, а снижение адаптационных возможностей организма в этом возрасте ещё никак не беспокоит. Конечно, в данном случае речь идёт не о физиологической, а о психологической и эмоциональной нагрузке. А значит, для студента одевающего наушники значение имеет не только и не столько формальный стиль прослушиваемой музыки, сколько её темп и акустические характеристики, которые и являются в конечном итоге основным критерием выбора предпочитаемого стиля, способного не столько снять, сколько сбить эмоциональное напряжение, которое зависит в большей степени от частотных характеристик звука, определяющего в конечном итоге музыкальный ритм [8]. Ритмичные стили, приоритетно предпочитаемые студентами, это однообразные, пульсации басов в ритме «Дельта», присущие клубной, дискотечной техно-музыке, активно изменяют ритмы мозговой деятельности. Слушатель вынужден синхронизироваться с дельта-ритмом, и, в итоге может погрузиться в некое подобие транса, что приводит в конечном итоге если не к снятию то к снижению эмоционального напряжения. Хотя и ценой не вполне физиологически адекватных, компенсаторных вегетативных реакций [9]. Но это уже побочный продукт. Именно поэтому, на наш взгляд, ни один из оцененных стилей музыки не может быть рекомендован к прослушиванию в режиме наушников при решении интеллектуальных или иных учебных задач требующих принятия решения, а значит в течение всего времени нахождения студента в учебном процессе. Использование наушников в других ситуациях, и в другое время, их личное дело, но понимание ими механизмов воздействия музыки на мозг человека, в том числе в процессе учебной деятельности крайне необходимо, так как позволяет студенту осмысленно относится не только к процессу обучения, но и управлять собой, своим эмоциональным состоянием, выбирая более эффективные способы снятия стресса, а значит лучше адаптироваться к университетским нагрузкам [10]. Литература
Рекомендовано к публикации: Literature
| |||
| |||
Copyright (C) 2019, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters):
электронный научный журнал ISSN 1997-8588 (online), ISSN 2412-5520 (print-smart), ISSN 2500-2244 (CD-R) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро доктора Ахаяна [ИП Ахаян А.А.], гос. рег. 306784721900012 от 07.08.2006. |